Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий
Оценка 4.9

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
17.02.2018
Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий
Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий/автор-составитель Л.Ф.Ермалаева – Улукулево, 2010г.- 42с. В данной брошюре собраны методические материалы, сценарии, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Включены фотографии, снятые во время проведения этих мероприятий. Из опыта моей многолетней работы. Адресуется учителям начальных классов.В данной брошюре собраны методические материалы, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Включены фотографии, снятые во время проведения этих мероприятий. Адресуется учителям начальных классов.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа  д. Улукулево  муниципального района Кармаскалинский район  Республика Башкортостан Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий                                                                   из опыта работы учителя                                                         начальных классов                                                       высшей категории                                                     Ермалаевой Л.Ф. д. Улукулево 2009г.    Рецензент методист районного учебно­методического кабинета Д.С.Алтынбекова Автор­составитель учитель начальных классов МОБУ СОШ д. Улукулево Ермалаева Л.Ф. Разработки   уроков   и   сценарии   внеклассных   мероприятий/автор­составитель Л.Ф.Ермалаева – Улукулево, 2010г.­ 42с.     В данной брошюре собраны методические материалы, разработки уроков и внеклассных мероприятий. Включены фотографии, снятые во время проведения этих мероприятий.     Адресуется учителям начальных классов. 1 класс. Математика. Тема: «Счет до 10». Цели урока: знакомство с порядковым числительным «десятый»; изучение  арифметических понятий; повторение порядковых числительных «седьмой», «восьмой»,  «девятый»; закрепление навыков порядкового счета; воспитание интереса к изучению  математики. Оборудование: изображения героев – Иван Царевич, Елена Прекрасная, Змей Горыныч,  Кощей. Реквизиты: сундук, меч, царство Кощея, карточки с числами и буквами. Ход урока I. Организационный момент (мотивация). У: Придумано кем­то   Просто и мудро   При встрече здороваться.   Доброе утро!   Доброе утро!   Доброе утро, солнцу и птицам.   Доброе утро, улыбчивым лицам!   Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята,  для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. II. Сообщение темы урока. У: Ребята, на прошлых уроках вы знакомились с числами, учились их записывать. Сегодня  нам эти знания пригодятся, потому что мы попадаем в сказку, где нас ждут испытания.  Нам с вами предстоит проявить смекалку и внимательность на уроке. Вы готовы? Д: Да. У: Тогда сказка начинается. III. Устный счет. У: В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван Царевич и Василиса  Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился  на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Ребята, а вы хотели бы  узнать, кто похитил Василису? Д: Да. У: Мы узнаем это, если выполним задания. 1. Найди «лишнее» число: 1, 3, 7, 10, 6, 4.   2. Увеличьте числа на 1.   4. Расположите числа в порядке возрастания. 1 3 4 6 7 К О Щ Е Й   У: Какое слово получилось?  Д: Кощей. У: Так вот кто похитил Василису! IV. Работа по учебнику. Активизация мыслительной деятельности. У: Иван Царевич отправился в путь. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.  Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея. Поможем Ивану победить  Змея Горыныча? Д: Да. У: Откройте учебники на стр. 77 № 1. Рассмотрите внимательно рисунок. Сосчитайте всех героев сказки, подумайте и сделайте  вывод, смогут ли они все плыть на паруснике, если он может взять на борт только 10  пассажиров? (учащиеся считают и делают вывод) Д: Да, так как сказочных героев всего 10. (учитель читает отрывок из сказки про Козленка, который учился считать до 10).   «Они мчались сломя голову, не разбирая дороги, и добежали так до речки. А у причала  стоял небольшой парусник. На борту парусника они увидели Петуха, Пса, Барана и Кота.  Петух был капитаном, Пес – лоцманом, Баран – юнгой, а Кот – корабельным поваром.   ­ Остановитесь! – закричал Петух, увидав животных, которые неслись не чуя под собой  ног. Но уже было поздно. Козленок оттолкнулся копытцами от причала и прыгнул на борт  парусника. За ним бросились все остальные. Парусник покачнулся, заскользил по воде, и  его понесло на самое глубокое место реки. Ох и перепугался же Петух!   ­Ку­ка­ре­ку! На помощь! – закричал он не своим голосом.­ Парусник тонет! Все так и  затряслись от страха! А Петух опять закричал громко­прегромко: ­ Кто из вас умеет считать? ­ Я умею, ­ сказал Козленок. ­Тогда пересчитай всех нас поскорее! Парусник может выдержать только 10 пассажиров. ­ Скорее считай, скорее!­ закричали все хором. И Козленок начал считать: ­ Один­это я, два – это Теленок, три ­это Корова, четыре­ это Бык, пять­ это Конь, шесть –  это Свинья, семь – это Кот, восемь – это Пес, девять –это Баран и десять – это Петух.   ­ Ура Козленку! Ура­а­а­а! – закричали тут все в один голос.   Потом пассажиры переправились через реку и сошли на берег. А Козленок с тех пор и  остался на паруснике. Он теперь работает там контролером. И всякий раз, когда Петух  сажает на свой парусник зверей, Козленок стоит у причала и считает пассажиров». У: Чему учит нас эта сказка? Д: Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь. У: Ребята, с вашей помощью Иван победил Змея Горыныча. А он охранял сундук, в  котором находится меч для Ивана царевича. Но сундук крепко заперт замками. А замки не  простые – волшебные. Замки откроются, если мы выполним следующее задание. Стр. 77 №  2. Цель задания: повторить счет предметов и натуральных чисел первого десятка. У: Что изображено на рисунке?  Д: Клумбы с цветами. У: Запишите в рамках число цветов на каждой клумбе. Покажите с помощью стрелок, в  каком порядке нужно обойти все клумбы с цветами, чтобы каждый раз число цветов на  следующей клумбе увеличилось на 1. У: Молодцы, вы справились с задание и открыли волшебные замки. Меч в руках Ивана  Царевича, путь в царство Кощея свободен. Замок Кощея находится на огромной высокой  скале. Добраться будет нелегко. Решил Иван отдохнуть. Физкультминутка Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел, Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, V. Работа в тетради для самостоятельных работ. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Можешь пальцы сосчитать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять – Десять пальцев пара рук­ Вот твое богатство, друг. У: После такого отдыха мы с вами поможем Ивану преодолеть скалу, выполнив задание в  тетради для самостоятельных работ на стр. 112 № 4.   Дорисуй предметы в каждой рамке до десятка. Дополни записи к рисункам. (задание учащиеся выполняют самостоятельно, по ходу выполнения учитель оказывает  индивидуальную помощь). У: Ну вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана такими словами: «Раз ты смог до  меня добраться, выполни и мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь, голова с  плеч! Вот тебе веселые задачи!». Я думаю, ребята, что Ивана нужно выручать из беды? А  вы как думаете? Д: Да. У: Слушайте внимательно и считайте. В гнезде у синичек, Лежат 7 яичек. Мама синичка  Положила еще 2 яичка. Сколько яичек в гнезде у синичек? Три ромашки желтоглазки, Два веселых василька Подарили маме дети Сколько же цветов в букете? Три зеленые лягушки сидели на опушке, Две тут подмигнули и в озеро нырнули. Сколько лягушек осталось на опушке? Две розы Маша сорвала, В подарок маме принесла. Сорви еще и подари Ты мамочке не две, а …(три). У: «Решил я твои задачи. Отдавай мне Елену Прекрасную!» ­ говорит Иван. «Нет, не отдам!» ­ сказал Кощей. Ах, ты так! Ты опять хитришь, Кощей, что тебе еще  нужно? Выполни еще одно задание. Поможем Ивану выполнить еще одно задание? Д: Да. У: На партах у каждого из вас лежит модель геометрической фигуры? Что это за фигура? Д: Квадрат. У: Разделите квадрат на 4 равные части. Какими другими способами можно разделить  квадрат на 4 равные части? (учитель выбирает разные способы деления квадрата на 4 части  и приглашает детей к доске).  «Ну, Иван, забирай Василису, ­ сказал Кощей и исчез. В стенах царства сыграли свадьбу и  стали жить поживать в мире и согласии. Ребятки, нам пора вернуться в класс. VI. Итог урока.   У: Сегодня мы с вами повторили порядковые числительные и познакомились с новым  порядковым числительным, каким? Д: «Десятый» У: Как правильно записать число 10? (один учащийся выходит к доске и показывает письмо цифры 10). У: К какому числу мы можем отнести число 10? Д: Двузначному. У: Почему? Д: В его записи используется два знака. У: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. В память об уроке и успешной  работе, я хочу подарить вам закладки со сказочными героями, которые присутствовали на  уроке. 1 класс. Математика. Тема: Смысл сложения. Выражение. Равенство. Цели:  1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма,  слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных  чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко  интерпретируется на действиях с предметами; 2)развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; 3)способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы. Оборудование: таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; таблица  «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы,  корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка ­ моховика, схема  объединения множеств. Ход урока. I. Организационный момент. Кто их может собирать И, конечно, различать. А в лесу нас с вами ждет Старичок ­ моховичок. Приготовил он заданья. На смекалку и на знанья. Прозвенел, друзья, звонок Начинается урок. II. Устный счет. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. Приглашаю вас, друзья, По грибы сегодня я. Очень хочется узнать, 1.По тропинке вместе с нами Идут числа в два ряда. Старичок желает знать, Где здесь натуральный ряд. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9… 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 ­Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…? ­Сравните эти ряды, что вы заметили? (в 1­ом ряду числа расположены в порядке возрастания, в 2­ом ряду в порядке убывания) 2.Коля с мамой в лес ходил, Там грибы он находил, А когда домой пришел, Все грибы сложил на стол. Тут сестренка его Оля, Принялась считать их вскоре. Помогите, дети, Оле Сосчитать грибы у Коли. ( счет до 10 в прямом и обратном порядке) ­Назову я вам число, Всем известное оно. Попрошу вас не зевать «Соседей» у числа назвать. У 4 ? 7 ? 9 ? 3.Белочки грибы сушили, Ну, а посчитать забыли. Кто ответит быстро, детки, Хватит ли грибов всем белкам? (на наборном полотне 6 белок и 7 грибов) (Хватит) Как узнали, объясните? (установили соответствие) Свое мнение докажите. (у доски  показывают). Как сделать поровну? Калькуляторы возьмите, Число цифрой покажите. Сколько белок? (6) А грибов? (7) Белок 6, а грибов 7, Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6) 4.Вот на солнечной полянке Повстречались нам грибы. Поразмыслите, ребятки, Что за группы здесь даны? (1 группа – съедобные и несъедобные 2 группа – большие и маленькие 3 группа – по 2 грибка и по одному) ­Каких грибов больше больших или маленьких? ­Съедобных или несъедобных? Назовите их. Вижу можете, ребятки, Вы грибочки различать, Ну, а кто же мне подскажет, Как грибочки собирать? (срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не  сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей) 5.Вот рисунок перед вами, А задачу составьте сами. ­Как узнали? Почему прибавили? 6.На полянке у дубка Еж увидел 2 грибка, Походил вокруг осин И нашел еще один. Ну­ка, кто считать готов, Сколько еж нашел грибов? III. Сообщение темы и целей урока. Нам решение задач не составило затрудненья, Если выучим мы с вами действия сложения. Познакомимся с названием компонентов при сложении И научимся записывать математические выражения. Вы узнаете, друзья, что такое равенства И чем неверные от верных равенств отличаются. IV. Новый материал. (Выходят мальчик и девочка с корзинками). Дети в лес пошли гулять И грибочки собирать. Повезло вначале Саше. 3 грибка нашел он сразу. Даша тоже не отстала, 2 грибочка увидала И в корзиночку поклала. Стали дети их считать: 1, 2, 3, 4, 5 Ребятишкам повезло Пять хорошее число. Нам придется выяснять, Как же получилось пять? (К 3 прибавили 2) ­Почему прибавили? Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением. ­Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3) ­Сколько нашла Даша? (2) (Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2) ­Что мы сделали с их грибами? (Объединили) (учитель показывает схему) ­Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить ­ это  значит объединить два множества в одно. ­Что значит сложить? ­В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется  плюс.   Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это  выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются –  слагаемые. ­Как называется эта запись? выражение? числа? ­Эти выражение читают по разному: 3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;  I слагаемое 3, II слагаемое 2. ­Кто сможет прочитать по­разному выражение? 5+3 Физкультминутка. Мы грибочки собирали И немножечко устали. А сейчас мы дружно встанем Отдохнем мы на привале. Влево, вправо повернись, Наклонись и поднимись. Ручки вверх и ручки в бок. V. Закрепление. 1) Работа по учебнику с. 40 № 80 ­Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном  аквариуме) VI. Новый материал. 1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.­ Как вы узнали? (посчитали) 2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика. И на месте прыг да скок. А теперь бежим вприпрыжку: Молодцы, мои зайчишки. Замедляем, зайки, шаг И на месте стой. Вот так А сейчас мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. ­Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот) 3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками. ­Результат сложения называется значением суммы. (учитель показывает схему): ­Как вы думаете, равны они между собой? ­Для обозначения равенства в математике используется знак «=».  Найдите его в кассах ­Эта запись называется равенство. ­Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5 ­Дайте название каждому числу. 4) –Запишите выражение и найдите значение: 1­ое слагаемое 4, 2­ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8)  – Придумайте свои равенства. 5) ­ Посмотрите на доску, что здесь записано?   (равенства) 4 + 3 = 7   3 + 4 = 6  3 + 4 =7 ­Нет ли здесь ошибок? ­Как это проверить? (По числовому лучу). ­Кто объяснить как? (показывает по лучу). ­Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не  равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства. ­Какие бывают равенства? Как это проверить? VII Закрепление. 1)Работа в рабочей тетради.  2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске) Проведем соревнования И проверим ваши знанья. На каком ряду у нас Грибники высокий класс? VIII. Подведение итогов. Наш урок к концу подходит, Старичок итог подводит. ­С каким действием вы познакомились? ­Как называется числа при сложении? ­Как называется эта запись? (6 + 3 = 9) ­Какие бывают равенства? IX. Оценка и анализ работы. (За полные, правильные ответы дети получали грибок.) ­Кто собрал больше всех грибов? Вот пришел миг расставаться, Очень хочет на прощанье Старичок – моховичок Всем вручить боровичок. (Все дети получают кондитерские грибки). 1 класс.Обучение письму. Тема: Письмо строчной буквы ж. Цели: Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с  детьми алгоритм написания буквы ж, учить умению точно воспроизводить образец, научить проговаривать написание буквы; формировать навыки безошибочного написания сочетания жи в словах. Учебные материалы. «Чудо­пропись» (под ред. В.А. Илюхиной); изображение жука;  игрушка – жук; слайды с изображениями животных; таблица слогов; материал для  рефлексии урока. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация знаний Учитель читает отрывок из сказки: Учитель. Мимо летел майский жук, увидал девочку, обхватил ее за тонкую талию лапкой и унес на дерево. Ах, как перепугалась бедняжка, когда жук схватил ее и полетел с ней на  дерево!  Он уселся с крошкой на самый большой зеленый лист, покормил ее сладким  цветочным соком и сказал:  «Здесь я жжживу, это мое жжжилище. Будьте моей жжженой,  это мое жжжелание!» Потом к ним пришли другие жуки, которые жили на том же дереве. Они оглядывали  девочку с головы до ног и говорили: «У нее только две ножжжки! Жжжалко смотреть! Как ужжжасно!» Дюймовочка не понравилась жукам, хотя была премиленькая. И майский жук сказал: «Увы, нам нужжжно расстаться, очень жжжаль, жжжелаю удачи!» Отрывок из какой сказки я прочитала? Дети. Дюймовочка. У. Кто ее автор? Д. Ханс Кристиан Андерсен. III. Сообщение темы урока У. Вернемся к отрывку. Кого встретила Дюймовочка? Д. Жука. У. К нам в гости тоже пришел жук и принес свою фотографию. – Вспомните, какой звук любил произносить жук? Д. Звук [ж]. У. Какие слова с этим звуком вы запомнили из рассказа? Д. Жилище, жена, желание, ножки, жалко, ужасно, жаль, желаю (удачи), нужно. У. Догадались, какую букву мы будем сегодня учиться писать? Д. Букву ж. У. Обоснуйте свой ответ. Д. В каждом слове встречается звук [ж], на уроке обучения грамоте мы познакомились со  звуком [ж]. У. Сформулируйте тему урока. Д. Письмо строчной буквы ж. Учитель открывает тему урока. Письмо строчной буквы ж  – Для чего нам нужно уметь писать букву ж? Д. Чем больше букв мы научимся писать, тем больше слов сможем написать. – Для развития письменной речи. – Чтобы быть грамотными. – Буква ж – одна из букв алфавита. Важно, чтобы дети приняли эту цель как свою. IV. Работа по развитию артикуляционного аппарата Перед детьми – звукоподражательные глаголы. У. Постарайтесь передать голосом реальные звуки животных, которых увидите на экране. (кошка, ворона, лягушка, кукушка, утка) – Выберите: что делает жук? Д. Жужжит. У. Покажите, как жужжит жук? Почему это происходит? Д. Некоторые насекомые при полете очень часто машут крыльями, рассекая воздух. Так  получается жужжание. V. Работа над развитием техники чтения. Нахождение изучаемой буквы в словах У. Жук принес вам в подарок свою любимую букву. Назовите ее. Д. Печатная буква ж. У.  Обведите её и выполните штриховку буквы: мальчики – вертикальную, девочки –  горизонтальную. Во время работы учитель следит за правильностью выполнения работы, дает советы,  хвалит. – У каждого на столе лежит любимое стихотворение жука. Прочитайте его, найдите и  обведите простым карандашом все буквы ж. Дети читают по строчке и называют количество букв ж, встретившихся в словах: Жу­жу­жу, жу­жу­жу, На лужайке я жужжу, Безобидно я жужжу, Над ромашками кружу! – Повтор какого звука использует поэт, чтобы мы услышали жужжание жука? Д. Жужжание создается повтором звука [ж]. У. В каком слове звук [ж] слышится несколько раз? Д. В слове жужжу. VI. Физкультминутка У. Встаньте. Я показываю рисунки животных, а вы определяете наличие и место звука [ж] в названиях этих животных. Если звук [ж] в начале слова – вы поднимаете руки вверх, если в  середине слова – ставите руки на пояс, если в конце слова, то опускаете руки вниз. Если в  слове данного звука нет, то вы садитесь на корточки. Учитель показывает слайды с рисунками: уж, жираф, собака, жаба, слон, ежик, морж, лиса. VII. Работа в прописи (№ 3, с. 24–25) У. Рассмотрите поэтапное написание строчной буквы ж. – Из каких элементов она состоит? Дети перечисляют элементы. Поэлементная запись буквы ж ведется учителем на доске, а дети эту работу выполняют на  учительской строке в прописи на с. 24: 1. Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, «бугорком» уходим вправо, разворачиваем ручку, опускаемся вниз по наклонной линии. 2. К вышесказанному этапу 1 добавляем элемент под названием «клюшка». Выписываем  «клюшку». 3. По «клюшке» уходим вправо вверх и, не доходя 1/3, выписываем «секрет». 4. По «секрету» – наклонная линия вниз. 5. Поднимаемся по наклонной на 1/3 снизу, вновь уходим по крючковой вправо вверх. 6. С 1/3 «ломаем секрет». 7. По «секрету» – наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины. 8. Повторный показ учителем безотрывной записи всей буквы ж по сокращенному  алгоритму с комментированием: «бугорок», наклонная вниз, «клюшка», крючковая до 1/3,  «секрет», по «секрету» – наклонная, «качалочка», крючок до середины. Письмо детьми буквы ж «в воздухе» с проговариванием алгоритма по силуэту жука. У. Проведите по силуэту жука ручкой линии так, чтобы получилась строчная буква ж. Письмо буквы по точкам, а затем самостоятельное написание буквы до конца строчки. VIII. Самоанализ написанного. У. Найдите самую красивую букву, написанную вами, и обведите ее зеленой ручкой. Какая  буква вам не очень понравилась и почему? Жук тоже трудился вместе с вами. Давайте посмотрим, что у него получилось. В таблице учащиеся разбирают графические ошибки в написании буквы ж, выбирают  правильно написанную букву, подбадривают старания жука. IХ. Письмо слогов­слияний с буквой ж: жа, жу, жи Работа в прописи. Письмо слогов с проговариванием. Учитель акцентирует внимание на  особенности написания и произношения слога жи. Х. Письмо слов с буквой ж Дети читают слова. После прочтения и орфографического разбора слова прописывают  рядом с образцом. В слове журавли ученики отмечают все части букв и их соединений.  У.Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ж. Есть слова, где Ж в начале, Есть слова, где Ж в конце. ­  Поиграем в игру «Кто больше?». Придумайте слова, в которых звук [ж] был бы в начале  слова. Д. Журнал, жизнь, жасмин, желудь, жилет. У. В середине слова? Д. Крыжовник, баклажан, лыжник, этажерка. У. В конце слова? Д. Багаж, чиж, нож, персонаж. Чтение учениками группы слов, близких по смыслу: дружба – дружили – друг. У. Чем похожи эти слова? Как мы называем такие слова? Д. Родственные. У. Запишите слова, выделите в них общую часть. ХI. Физкультминутка ХII. Работа с предложениями У. Что вы видите на доске? На доске:|_______   ________   _______   ________ ? Д. Схему вопросительного предложения. У. Сколько в нем слов? Какие правила написания предложения вы знаете? Что мы  называем предложением? Ответы детей. – Прочитайте в прописях вопросительное предложение. Д. Кому стало жалко жука? У. Вспомните текст букваря и ответьте на вопрос: кому стало жалко жука? Д. Жанне стало жалко жука. У. Запишите вопросительное предложение. Восстановите деформированное предложение и запишите на свободной линеечке. Д. Женю укусил в руку жук. ХIII. Закрепление пройденного материала Ученики соединяют стрелочкой по порядку все элементы, чтобы получилась буква ж. Дети собирают из рассыпанных букв слово. (Получаются слова: жало, жара, жаба, лужа.)  Слова записывают с комментированием. ХIV. Дополнительный материал. На доске: Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово! (С. Погореловский)  У. Назовите слово с изученной сегодня на уроке буквой. Д. Желание. У. Как вы понимаете смысл этого слова? Ответы детей. – Составьте из слогов родственные слова.    но ни лать же лан тель е ла ный Д. Желание, желанный, желать, желательно. У. Вставьте подходящие по смыслу слова: И … (желанная) страна  Вот уж издали видна.   (А.С. Пушкин) – Как вы понимаете смысл этого предложения? Ответы детей. Все учиться мы … (желаем) И пятерки получаем. – Как вы понимаете смысл этого предложения? Придумайте пожелание нашему гостю. ХV. Итог урока У. Назовите тему урока. Д. Письмо строчной буквы ж. У. Какова цель урока? Д. Научиться писать букву ж. У. Что мы для этого сделали? Д. Создали алгоритм написания буквы ж. У. Мы достигли цели? У каждого на столе конверт для рефлексии. В нем лежат листики зеленого, желтого и  коричневого цветов. У. Вспомните ключевые слова урока и оцените свою работу. Если вы работали на уроке с  желанием, были уверены в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и  порядок, то выберите листик зеленого цвета. Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, волновались, да и в прописи были  недочеты, то выберите листик желтого цвета. Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого  цвета. На доске – три ствола дерева. Учитель поясняет, что на первое дерево дети приклеивают  листики зеленого цвета, на второе – листики желтого цвета, а на третье – листики  коричневого цвета. Дети наклеивают выбранный листик. В результате получаются три  дерева. Делается соответствующий вывод. – Я рада, что вы работали сегодня с желанием, уверенно, что в ваших прописях чистота.  Наш гость тоже доволен, что вы подарили ему такой замечательный дом. Спасибо за  работу! Урок окончен. 4 класс. Литературное чтение. Тема: М.Цветаева. Наши царства. Анализ текста. Цели урока:  познакомить с личностью М.И.Цветаевой;   продолжить знакомство с анализом лирического произведения;  учить вдумчивому чтению, размышлять над прочитанным; подмечать   настроение автора;  совершенствовать навык выразительного чтения;  развивать речь школьников, обогащать жизненные представления; воспитывать любовь к  поэзии, русской литературе. Оборудование: портрет М.Цветаевой, фотография памятника М.Цветаевой в Москве,  запись песни М. Таривердиева «Мне нравится..» на стихи М.Цветаевой, выставка книг  М.Цветаевой, тексты для анализа на листочках, листы для рисунков «Настроение на  уроке», цветные карандаши.  «..Счастье быть на свете..» Ход урока: I. Организационный момент.  Дети настраиваются на урок с помощью стихов. Встали ровно, повернулись И друг другу улыбнулись. С настроением хорошим Заниматься мы продолжим. 1.Речевая разминка. Жужжащее чтение (каждый ученик в течение 5 минут читает вполголоса свою книгу) Работа со скороговоркой: Ежу на ужин мышонок нужен. (дети читают медленно, затем ускоряют темп, потом читают скороговорку вопросительно,  восклицательно, удивлённо…) 2. Целевая установка:   А теперь вы тихо сели ,                                             На меня  все посмотрели ­ Сегодня на уроке мы поделимся на группы для коллективного анализа текстов. Затем  познакомимся с новым художественным произведением. 3. Анализ текста.  Работа в группах по заданиям на выбор: 1­ая группа – былина: 2­ая группа – рассказ; 3­я группа – сказка; 4­ая группа – стихотворение. Каждой группе дается время для подготовки. 4. Физкультминутка. Работа по таблицам Шульте. 5. Рассказ учителя о М. Цветаевой.  Показ портретов поэтессы. Марина   Ивановна   Цветаева  –   русская   поэтесса   серебряного   века  (1892   —   1941) родилась  26 сентября     в Москве  в высококультурной  семье.  Отец  М. Цветаевой  был профессором   Московского   университета,   основателем   Музея   изящных   искусств   на Волхонке. Мать, полуполька, полунемка, была пианисткой. Сестра Анастасия   прожила долгую  трудную  жизнь, написала  много  воспоминаний  о  сестре.  В  гимназические  годы Цветаева часто бывала во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Ее первая книга стихов "Вечерний альбом" вышла в 1910­м. Еще в юности она предсказала: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед" ­ и не ошиблась. Но черед ее стихам пришел лишь после ее смерти. Цветаева была буйным гением.  Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Стихи начала писать с шести лет (не только по­русски, но и по­ французски и по­немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом». Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений. В литературном мире М. Цветаева держалась особняком. В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только   ее   мужем,   но   и   самым   близким   другом.   В   мае   1922   ей   с   дочерью   Ариадной разрешили уехать за границу. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось   селиться   в   пригородах   или   ближайших   деревнях.   И   в   эмиграции   она   не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть,   некого   спросить,   не   с   кем   порадоваться»,   «одна   всю   жизнь,   без   книг,   без читателей, без друзей. Если Ахматова была царицей русской поэзии, то Цветаева была ее Царь­девицей. Вернулась в Россию от отчаяния. В годы ВО войны была эвакуирована в г. Елабугу.   Ныне   кладбище   в   Елабуге,   где   она   похоронена,   стало   местом   паломничества любителей поэзии.  В Москве в Борисоглебском переулке 26 декабря 2007 года открыт бронзовый памятник Марине Цветаевой. ( показ фото памятника) 6. Демонстрация выставки книг М. Цветаевой. 7. Прослушивание записи песни М. Таривердиева «Мне нравится..» на стихи  М.Цветаевой. II. Первичное знакомство с текстом.  В разделе «Мир детства» учебника размещено стихотворение М.Цветаевой. 1. Учащиеся читают стихотворение  «Наши царства» (1909г.) из «Вечернего альбома».       Владенья наши царственно­богаты, Их красоты не рассказать стиху: В них ручейки, деревья, поле, скаты  И вишни прошлогодние во мху. Мы обе ­ феи, добрые соседки, Владенья наши делит темный лес. Лежим в траве и смотрим, как сквозь  ветки Белеет облачко в выси небес.      Как и на всe ­ на фею нужен глаз!      Нам хорошо. Пока еще в постели      Все старшие, и воздух летний свеж,      Бежим к себе. Деревья нам качели.      Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..      Но день прошел, и снова феи ­ дети,      Которых ждут и шаг которых тих...      Ах, этот мир и счастье быть на свете      Еще невзрослый передаст ли стих? Мы обе ­ феи, но большие (странно!) Двух диких девочек лишь видят в нас.      Что ясно нам ­ для них совсем  туманно: 2. Вопросы: ­ Что вам особенно понравилось в стихотворении? ­ Что видят в окружающем мире девочки, представляющие себя феями?  (найти в тексте ответ) ­ Чем отличается взгляд взрослых на окружающий мир от взгляда детей? ­ Объясните смысл слов: «Как и на всё – на фею нужен глаз». Варианты ответов: «Не каждый человек умеет увидеть сказочное, волшебное вокруг»; «Чтобы увидеть что­то особенное в мире, нужен наблюдательный, пристальный взгляд.  Цветаева говорит о волшебнице­фее, которую увидит не каждый». ­ Объясните смысл слов: «Счастье быть на свете». ­ Расскажите о радостных, светлых эпизодах, принесших вам счастье. 3. Рефлексия. ­ Сегодня на уроке мы проделали большую работу: сделали анализ текстов из различных  жанров, познакомились с М.Цветаевой и её стихотворением. Может у кого­то не всё  получилось, кто­то работал хорошо, а кто­ то был просто великолепен. Давайте подведём  итоги и нарисуем свое настроение на данном уроке. ( Дети рисуют свое настроение) 4. Домашнее задание: задание № 5, стр. 133 3 класс. Технология. Тема урока: Лепка из солёного теста. Корзинка с фруктами. Изготовление  фруктов. Цели:  Обучать приёмам раскатывания, приминания, скручивания и лепки из солёного   теста.  Совершенствовать умения и навыки при работе с солёным тестом. Развивать  фантазию и воображение. Формировать интерес к истории возникновения искусства лепки  из теста. Воспитывать усидчивость и аккуратность. Материалы и оборудование: солёное тесто, подкладной картон, стеки, салфетка, краски,  кисть, карта народов мира. Ход урока: I. Вводная часть. 1. Приветствие. 2. Организация рабочего места. 3. Повторение правил безопасной работы с инструментами. 4. Беседа о труде. Повторение пословиц о труде. ­ Скучен день до вечера, когда делать нечего. ­ Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. ­ Делу – время, потехе – час. ­ Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. ­ Терпение и труд всё перетрут. ­ Труд человека кормит, а лень портит. УРОК ТРУДА  ( Э.Мошковская) ­ Урок труда  Любите? ­ Да! ­ Клеите? ­ Клеим! ­ И вырезаем! Зайцев­мазайцев С дедом Мазаем. Каждый делает Яркий флаг для праздничных дат и просто так! ­ Лепите? ­ Лепим! Красим во все цвета… ­ Урок труда любите? ­ Да! II. Повторение пройденного. Учитель:  ­ На уроках труда мы учимся лепить из соленого теста. Это нелегкий, трудоёмкий,  длительный процесс. За один урок получить готовое изделие невозможно. Необходимо  преодолеть несколько этапов: (на доске) 1) замес теста; 2) лепка изделия; 3) сушка; 4) роспись красками; 5) покрытие лаком.  ­ Итак, мы на уроках технологии научились замешивать соленое тесто. Давайте    вспомним рецепт и поделимся секретами его изготовления с гостями. (Ученики   рассказывают рецепт солёного теста) РЕЦЕПТ СОЛЕНОГО ТЕСТА 1 ст. соли «Экстра»; 2 ст. муки; вода. Замесить крутое тесто. Можно хранить в   холодильнике. Изделия сушить воздушным способом в теплом месте. Время от  времени переворачивать.  Учитель: ­ Для чего в тесто добавили соль?  Дети: ­ Для длительного хранения, для защиты от грызунов. Учитель: ­ Что уже делали из такого теста?  Дети:­ Приминали плоскую лепёшку, сделали из нее корзинку. Дети:­ Раскатывали жгутики, скручивали их, получились ручки корзинки. Дети:­  Катали колобки, придавали форму фруктов. Дети: ­ Узнали, как окрасить тесто. Учитель: ­ Такое тесто пригодно для еды? Дети:­ Нет. Учитель: ­ А для чего оно нужно? Дети:­ Для изготовления игрушек, поделок, картин, сувениров. Учитель:­ Чем отличается соленое тесто от пластилина? Дети: ­ Оно более эластичное, легко обрабатывать, изделия долговечны. III. Работа над новым материалом. Учитель:­ Сегодня мы завершаем работу «Корзинка с фруктами» из соленого теста. У нас  готова корзинка, она подсохла. Нам надо поспешить, чтобы завершить начатую работу и  сделать подарок самому дорогому человеку – маме. Впереди праздник  ­ международный  женский день 8 марта. Что вы еще приготовили мамам? Дети: ­ Песни, стихи, танцы. Ученик читает стихотворение  Р.Гамзатова «Берегите матерей!» Учитель:­ Итак, план работы на уроке (на доске):      1) Лепим листья и фрукты. 2) Расписываем корзинку. IV. Практическая работа. Советы. Ученица читает стихотворение Е.Благининой «Пирожки».  Учитель:­ Чтобы слепить листья, надо раскатать жгутик, разделить его на части, скатать  из них колобки, приплюснуть, заострить один край, нанести стеком прожилки. ­ Чтобы слепить фрукты, скатать колобки с пустотами (чтобы быстрее сохли), нанести  рисунок стеком. Самостоятельное выполнение работы по плану. В это время беседа из истории лепки из теста. Учитель: ­ Когда и кто впервые слепил хлебные лепешки из муки, никто не знает. Но  известно, что впервые хлебные караваи стали выпекать в Вавилоне.  Искусство выпекания  развивалось и уже 5 тыс. лет назад в Древнем Египте знали рецепты 30 различных сортов  хлеба. Давайте вспомним, что выпекали люди в разных странах?  Учитель закрепляет на карте «Народы мира» калачики из теста в тех местах, о которых  ведется речь. Дети: ­ Гималайцы и древние инки выпекали фигуры животных и людей и приносили их в  жертву богам. Дети: ­ Китайцы лепили из теста марионетки. Дети: ­ В Скандинавии и Греции лепили хлебные венки. Дети: ­ В Европе лепили из теста картины. Дети: ­ А на Эквадоре впервые стали окрашивать тесто.   «Примерка» листьев и фруктов к корзинке, проверка соответствия размеров,  пропорциональности изделий.  Физкультминутка «Долго, долго мы лепили» Долго, долго мы лепили Наши пальцы утомили. Пусть немножко отдохнут И опять лепить начнут. Дружно руки разведем И опять лепить начнем. Выполнение второго пункта плана – окрашивание корзины. V. Итог урока. В завершении работы, дети демонстрируют изделие. Учитель:  Говорю вам от души:  Результаты ваши хороши!  Многому вы научились,  Активно и дружно трудились.  Скорые вы и умелые,  Рукодельники отменные,  Каждый заслуживает оценки «пять»! 1 класс.  Интегрированный урок музыки и культуры Башкортостана. Тема: “ Музыка вокруг нас”. Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала,  вокально­хоровых навыков. Задачи: Закрепление знаний о простых музыкальных формах – марш, танец, песня. Учить  понимать музыку, рассуждать о ней. Развивать музыкальный слух, ритмический, вокально­ хоровые навыки и умения. Воспитывать музыкальную культуру  учащихся, прививать  интерес к музыке, потребность в общении с ней. Музыкальный материал: 1. Башкирская народная мелодия «Старый Урал» – слушание. 2. «Здравствуй, школа» сл. Л. Некрасовой, муз. М. Парцхаладзе – исполнение песни. 3. “Научи нас веселиться”, песня – игра. 4. Лежневская плясовая (мордовская), танец – слушание. 5. Ш. Кульбарисов «Спортивный марш» ­  слушание. 6. "Физкульт­ура!" (сл. З.Петровой, муз. Ю.Чичкова) – пение и маршировка. 7. Звуки инструментов баян, фортепиано, балалайка, курай, скрипка, кубыз ­  слушание. ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD­диски, компьютер и проектор для презентации. Музыкальные инструменты: баян. Ход урока: Организационная часть урока. 1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”. Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока. Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора ­ вверх) Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора ­ вниз) Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх) Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз) Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5­й ступени – вверх)  Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5­й ступени – вниз). 2. Учитель сообщает, что урок пройдёт в форме концерта по теме “Музыка вокруг нас”. У: На протяжении первой  четверти мы учились слушать и слышать музыку, которая  окружает нас каждый день, звуки, которые нас окружают. Сейчас я прочитаю для вас  стихотворение, а вы ребята вспомните какие звуки, мы слышим вокруг себя. 3. Учитель читает стихотворение Е. Королёвой “Все на свете дети знают”. Все на свете дети знают Звуки разные бывают.  Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот. Это звуки шумовые Только есть ещё другие, Ни шуршания, ни стука Музыкальные есть звуки. Гул машины во дворе,  Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка, 4. Учитель предлагает кратко ответить на вопросы: У: О каких звуках вы услышали стихотворение? Д: Шумовые и музыкальные. У: Шумовые звуки мы можем слышать в природе, в окружающем мире. Назовите дети  такие звуки. ( Можно использовать наглядность) Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель. У: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой? Д: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне. У: Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на человеческие  чувства и настроение, передавать своё настроение. Основная часть урока. 1. Учитель предлагает послушать детям башкирскую народную мелодию «Старый Урал». ­ Скажите, какие чувства передала вам эта музыка? Какое впечатление произвела она на  вас? Д: Музыка спокойная, душевная, взволнованная, ласковая, красивая. У: Скажите дети, а есть ли у музыки своя душа? Д: Да, это мелодия, У: Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит свой пульс. В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши. 2. Учитель включает фонограмму песни «Здравствуй, школа» сл. Л. Некрасовой, муз.  М. Парцхаладзе. 1) Мы дошкольниками были,       Мы ходили в детский сад,       Мы из глины мастерили        И лошадок, и зайчат… Привев:  А теперь, а теперь                Открывай нам, школа, дверь!                Нам скорее подари                Расписные буквари! 2) Мы немного буквы знаем,        Научились мы читать.       Мы по пальцам сосчитаем :       Раз, два, три, четыре, пять… Привев:  А теперь, а теперь                Открывай нам, школа, дверь!                Нам скорее подари                Расписные буквари! Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.  У: “Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.       Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.       Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно”.  Этапы вокально­хоровой работы: концертное хоровое исполнение песни под     фонограмму. У: Какое настроение передала вам эта песня? Д: Весёлое, радостное и задорное. 3. Учитель предлагает послушать фрагмент «Лежневская плясовая». У: Ребята, а сейчас послушайте ещё один музыкальный фрагмент и вспомните, как  называется это произведение. Слушая, подумайте, что можно делать под эту музыку.  Д: Это произведение называется “ Лежневская плясовая ”. И под эту музыку хочется  танцевать, как под неё танцуют мордовские ребята. У: А какие танцы вы ещё знаете? Д: Полька, камаринская, вальс. 4. Детям предлагается исполнить в качестве разминки, выученную ими ранее песню­танец “Научи нас веселиться”.  Если птицы распевают тут и там, Если бабочки расселись по кустам, Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты: (После 1,2 и 4­й строк – по два хлопка в ладоши). Если выучил урок ты на зубок, Да к тому ж ещё товарищу помог, Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1, 2 и 4­й строк ­ по два щелчка пальцами). Если дома ничего ты не учил, Если двойку на уроке получил, Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать, ахать, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1, 2, и 4­й сток дети берутся руками за щёки и, покачивая головой, произносят:  “Ай! Ай!”).  Если больно ты ушибся о косяк, Если шишка на макушке, как кулак, Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1, 2 и 4­й строк – два раза топнуть ногой). Если маме всю посуду перемыл, И ни чашки, ни тарелки не разбил, Научи нас веселиться, веселится и гордиться, Мы будем делать так же, как и ты. (После 1,2 и 4­й строк – два хлопка обеими руками по коленям). Если в космос ты направился во сне, Если бегал ты вприпрыжку по Луне, Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился, А мы будем делать так же, как и ты. (После 1,2 и 4­й строк – по два удара в ладоши.  По окончании пения – повторение подряд щелчков). В качестве помощи выбирается один ученик, который показывает последовательность  движений. При исполнении учитель следит, чтобы движения детей были ритмичными,  выполнялись одновременно всеми детьми. 5. У: Следующий музыкальный фрагмент вы уже слушали на предыдущих уроках.  Звучит “ Спортивный марш ” Ш. Кульбарисова. Дети угадывают название и автора. У: На прошлом уроке мы с вами разучивали свой марш. Давайте вспомним и споем  "Физкульт­ура!" (сл. З.Петровой, муз. Ю.Чичкова). 1).Чтоб расти и закаляться Не по дням, а по часам, Физкультурой заниматься, Заниматься надо нам.   Припев: И мы уже сегодня Сильнее, чем вчера. Физкульт­ура! – 3 раза И в мороз, и в холода Заменяют физкультура И холодная вода.      Припев. 3).Не боимся мы простуды, Нам ангины нипочем. Мы коньки и лыжи любим, Дружим с шайбой и мячом. Припев. В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная.  (Гармонь) В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт­заливается. Как называется?  (Скрипка) 2).Нам пилюли и микстуру 6. Вопрос­загадка. Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворные загадки, в которых нужно угадать  музыкальный инструмент. После угадывания – показ слайда с изображением инструмента. Говорят, характер  резкий, Говорят, он хулиган. Нет, не верьте: он ритмичный, Он трудяга….. (Барабан). Играет и тихо, и громко, Играет и быстро, и плавно. Приглушённо может и звонко Звучать наше…..(Фортепиано). 7. Игра «Угадай инструмент по звуку». Прослушав музыкальное произведение, дети  называют музыкальный инструмент, с которым они знакомились ранее на уроках.  После  того, как дети угадают музыкальный инструмент – показ изображения и краткий рассказ. БАЯН — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим  звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово­выборным  аккомпанементом на левой. Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый  полукорпус, меховая камера. Назван в честь древнерусского певца­сказителя Бояна. ФОРТЕПИАНО — собирательное название класса клавишно­струнных музыкальных  инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano  — «тихо». БАЛАЛАЙКА появилась на Руси давно. Сделана из дерева. Музыкант кистью руки  ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот  инструмент струнным щипковым, а музыканта, играющего на балалайке, – балалаечником. КУРАЙ— национальный башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент,  похожий на флейту. Изготавливается из тростникового растения Реброплодник уральский. КУБЫЗ (kумыз), башкирский самозвучащий язычковый муз. инструмент типа варгана.  Кубыз ­ один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку.  Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита. Кубыз представляет  собой металлическую  дугу с язычком посередине. При игре кубыз зажимают губами и  придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, отчего он приходит в состояние вибрации и возникает звук. СКРИПКА сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый,  высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. В глубокой  древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или  несколькими струнами. Они­то и были предками нашей скрипки. Сейчас скрипка выглядит так: у неё четыре струны, которые натянуты на деревянный  корпус. Звук получается от соприкосновения струн со смычком. Но для того, чтобы  заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Обобщение и итог урока. Совместные выводы учителя и учащихся: ­ На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день ­ музыкальные и  шумовые. ­ Шумовые звуки окружают нас каждый день в природе, а музыку мы можем услышать по  радио, телевидению, в концертном зале, театре, кино, в записях на магнитофоне. ­ В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши. (Дети их  перечисляют).  ­ Чтоб услышать музыку нужны музыкальные инструменты (перечисляем) ­ Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на  человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может. Анализ работы учащихся, попевка. У: До свидания. 2 класс. Интегрированный урок русского языка и чтения по технологии критического мышления (стратегия ключевых слов) Тема: "Составление текста по опорным словам".  Цель: Создать условия для развития интереса к авторскому письму и творческой работе. Задачи:   Составить текст по опорным словам.   Развитие письменной речи, орфографической зоркости, умению составлять логическую  связь между словами в предложения, самостоятельности, речи, мышления.   Воспитание творческой личности. Ход урока: Организационный момент: эмоциональный настрой учащихся. Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите  кому­нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи. Вступительная беседа. ­Ребята, в нашей библиотеке была найдена книга, в которой повреждены страницы.  Маленькая мышь изгрызла листы и тексты в книге оказались с неполными предложениями.  В книге необходимо восстановить все тексты и эту отремонтированную книгу вернуть на  полку библиотеки. Работа над созданием текста. А) Знакомство с "Остатками предложений", опорными словами. 1 группа ­ имели слона, оставляли, ухаживал за ребенком, брал его хоботом, играл, нянчил, отгонял мух, любил. 2 группа ­ имели слона, уходила на работу, ребенок уползал, мухи, нежно, играл, любил. Б) Индивидуальное составление текста по опорным словам. Авторский стул (после обсуждения в микрогруппах своих текстов дети выбирают лучшие и предлагают их к прослушиванию) Анализ текста. ­ Ребята, автор этого текста узнал о беде с его книгой и решил нам помочь, он прислал этот рассказ. Давайте, мы его сравним со своими текстами. А) Чтение оригинала. Б) Заполнение индивидуальной карты сравнения. Анализ и обсуждение. Что совпало Что не совпало Что удивило В) Дискуссионная карта 1 группа выступает по теме: «Животные ­ няни ­ это хорошо». 2 группа – «Животные­няни ­ это плохо». Итог урока. А) Составление синквейна по теме: "Няня", "Слон". Б) ­ Что вы расскажете сегодня своим родителям о нашем уроке. В) ­ Что интересного узнали? Что еще нового хотели узнать? Домашнее задание. Составление концептуальной карты. (Выбор художественного произведений о животных  ­помощниках у человека) Название произведения    Кто помогал Почему это животное Твое мнение Приложение: "Няня" В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона.  Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал  от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон  хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок  очень любил огромную няню. 3 класс. Интегрированный урок математики и литературы. Тема. "Перечитывал Пушкина". Цели. Закрепить навыки умножения чисел, оканчивающихся нулями: развивать интерес к  творчеству А.С. Пушкина: познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...". Оборудование. Текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда"  Римского­Корсакова: иллюстрации художников; Б.А. Дегтерев "Герои сказок А.С.  Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", A.M. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А.  Врубель "Царевна­лебедь". Ход урока Учитель. Здравствуйте дети, уважаемые гости! 10 февраля ­ очень грустная дата нашего  народа ­ дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его  волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего  детства. Ребята, какие его сказки вы знаете? Дети перечисляют сказки Пушкина. ­ Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтерева "Герои сказок А.С.  Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна­лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу. Учитель пишет на доске фамилию художника. Дети читают хором. ­ Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане. о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди" и станем ее  непосредственными участниками. Какие числа встречаются в сказке? Дети. 3 ­ три девицы, 33 ­ тридцать три богатыря. У. На сколько 3 меньше, чем 33? Д. На 30. У. Во сколько раз 33 больше, чем 3? Д. В 11 раз. У. Какой величины родился ребенок у царицы? Д. Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин... У. Аршин ­ старая мера длины, равная 71,12 см. Дети записывают. 1аршин ­ 71.! 2 см ­ А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей. Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр ­ единицы длины.  У. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица… Как рос ребёнок царицы? Д. Не по дням, а по часам. У. Правильно! И растет ребенок там Не по дням, а по часам.  За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч? Дети решают задачу.  Родился ­ 71 см  5 ч ­ 40 см  24 ч ­ ? см 1)40 : 5 = 8(см) ­ за 1 ч  2)8 x 24= 192 (см) ­ за24ч  3) 71 + 192 = 263 (см) ­ рост царевича.  Д. Ого! Какой высокий У. А как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки? Д. Славным и могучим богатырем!  У. Где стали жить царица с царевичем?  Дети читают текст сказки.  Д. Вот открыл царевич очи;  Отрясая грезы ночи И дивясь, перед собой  Видит город он большой, Стены с частыми зубцами,  И за белыми стенами  Блещут маковки церквей

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий

Разработки уроков и  сценарии внеклассных мероприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018