Разработки уроков литературного чтения
Оценка 4.9

Разработки уроков литературного чтения

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
27.03.2019
Разработки уроков литературного чтения
Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…») Цель: отработка у учащихся функционально-грамотного чтения; развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором; воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.
опыт работы — копия.docx
Урок  литературного чтения  во2  классе.   Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина  «Поёт зима, аукает…») Цель:  отработка у учащихся функционально­грамотного чтения;  развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и  образного мышления, умения находить в тексте средства художественной  выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного  произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения  представлять картину, нарисованную автором;  воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном  необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.  Задачи:  1. обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах  художественной выразительности;  2. формировать навык самоконтроля и самоанализа;  3. развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные  ситуации удивления и радости;  4. развивать познавательный интерес школьников;  5. формировать потребность в послеучебном познавательном труде;  6. обеспечить здоровье и свободное развитие личности;  7. содействовать в воспитании творческой личности.  Ход урока:  I. Организационный момент:                           Прозвенел, дружок, звонок                               Начинается урок.                                Все красиво дружно встали,                                Улыбнулись, подровнялись.                                Поздоровались прилично;                                Чтоб учиться на "отлично",                                Тихо сели за свой стол,                                Начинаем разговор.  1. Определение темы урока. ­ Определить тему нашего разговора поможет загадка:                            Тройка, тройка прилетела,                                  Скакуны в той тройке белы,                                  А в санях сидит царица                                  Белокоса, белолица,                                  Как махнула рукавом,                                  Все покрылось серебром.                                                                                  (Зима)       ­ Открываем страничку в новый литературный раздел.  ­ Прочтите его название («Поёт зима, аукает…») ­ Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе? ( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём­то  сказочном…) ­ Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы,  познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима, аукает…» и  попробуем нарисовать образ зимы. ­  А помогут нам мастера кисти, музыки и слова. 2. Эмоциональный настрой. ­ А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик) ­ Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную) ­ Какое волшебство творит зима? (очаровывает, околдовывает мир,  преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном) ­ Какими красками художники рисуют зиму? ­ По­разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима­ царица, кружевница, мастерица, матушка­Зима. ­ А как называли зиму великие поэты? Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.  «______ зимою  Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)  «… И вот сама  Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)  ­ Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?  ­ Как называются такие слова? (синонимы) ­ Какое общее значение они имеют? (преображают мир)   ­ Кто желает прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина?                          А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама  Идёт волшебница – зима. Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов,  Легла волнистыми коврами  Среди полей вокруг холмов.  Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы  Проказам матушки ­ зимы. ­ Какое чувство передаёт поет? (восторг, радость) ­ Какую картину  вы бы нарисовали к этому стихотворению?  (дети рисуют словесную картину) ­ Кто желает прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева? Ф Тютчев                                                 Околдован, лес стоит —                                                 И под снежной бахромою,                                                 Неподвижною, немою,                                                 Чудной жизнью он блестит.                                                 И стоит он, околдован,—                                                 Не мертвец и не живой —                                                 Сном волшебным очарован,                                                 Весь опутан, весь окован                                                 Легкой цепью пуховой. . .                                                  Солнце зимнее ли мещет                                                  На него свой луч косой —                                                  В нем ничто не затрепещет,                                                  Он весь вспыхнет и заблещет                                                  Ослепительной красой. ­ Что удивило Ф. Тютчева в зимнем лесу? За что он назвал её волшебницей? ­ Какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? ­ Какую картину рисует итальянский композитор Антонио Вивальди? (падают снежинки…)                         Физминутка (звучит музыка А.Вивальди)                           Рифмованный стишок с движениями ­ Проведем речевую разминку. Представьте, что снежинки упали на ваши  ладошки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.  Наберите воздух. Сдуньте снежинки с правой руки, с левой руки.  ­ Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове:  С неба падают снежинки.  II. Основная часть  1. Рассказ об авторе. ­ Зима ­ удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит,  пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков.  Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью  слов, используя разнообразные художественные приёмы. ­ Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы. ­ Знакомы ли вы с творчеством поэта? ­ Какие стихи читали? ­ О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе) ­ С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём  творчестве. Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все  естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает  рассвет ­ и в то же время таинственно и загадочно...  ­ Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы. 2. Первичное чтение. (звукозапись: шум метели. Учитель читает стихотворение «Поёт зима…») ­ Какое настроение автора почувствовали? (грустное) ­ Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение?  Чтобы мы грустили или он хотел показать что­то другое? (хотел показать  картины зимы) ­ Какие картины зимы вы увидели? ­ Какие звуки услышали? 3. Самостоятельное чтение. ­ Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова. 4. Словарная работа.  Поет – сильно дует   Аукает – перекликается   Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)  Сосняк – собирательное, сосновый лес.  Ковром шелковым – мягким ковром   Сиротливые – без родителей   Озябли – сильно замерзли   Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол   Вихри – порывистые круговые движения ветра 5. Постановка проблемного вопроса. ­ Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного  заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется  задать? (Почему зима изображена в образе живого существа?) Работа над выразительностью. ­ Сколько строф в стихотворении? (4) ­ В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части,  4 картины. В каждой свои герои,  свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать  стихотворение выразительно. 6. Комментированное чтение.     1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает       Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую       Седые облака. ­ В каком лесу оказался поэт?  ( в сосновом, мохнатом)  ­ Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт  нашёл удивительное слово «стозвон». ­ Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)  ­ Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень  много)  ­ Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) ­ Похожа ли она на человека? Чем? ­ Какие слова помогают оживить зиму? ­ Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) ­ Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) ­ Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) ­ Откуда видно, что автор грустит? ­ О чём тоскуют облака? Какие они? ­ С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)   2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется,       Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. ­ Кто главный герой? (метелица) ­ Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется) ­ Как понимаете это выражение? ­ Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в  прямом, а в переносном значении? (метафора) ­ Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время  побаивается­больно холодна) ­ Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр  шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но  прохладная. ­ Какая зима во 2­й части? (красивая, но холодная) ­ А по отношению к воробышкам? (равнодушная) ­ Кого напоминает зима? (Снежную королеву) ­ Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) ­ Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые) ­ Такой приём называется сравнение. ­ С каким чувством будем читать 2­ю часть? (с чувством жалости)    3 строфа: Озябли пташки малые, Голодные, усталые,       И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным       И злится все сильней. ­ Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные,  усталые) ­ Как называются такие слова в литературе? (эпитеты) ­ Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные) ­ Что страшнее для птиц зимою ­ голод или холод? ­ Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они  надеются на наше сочувствие) ­Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и  пением. ­ С каким чувством будем читать 3­ю часть? ( с чувством тревоги)  ­ Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу) ­ Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу,   могущество) ­ В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи) 4 строфа: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные       У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная       Красавица весна. ­ Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть) ­ Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья) ­ Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна) ­ Зачем автор вводит образ весны? ­ Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и  грусть сменится на радость. ­ С каким чувством будем читать 4­ю часть? (с чувством надежды) Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим  он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной,  суровой).  ­ Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её  красотой и величием.                                                             Величава зима Называть её хочется Не по имени просто  А по имени отчеству    . . . . . . . . . . . . . . .   ­ Мы наблюдали как менялось настроение автора (от грусти до надежды) ­ Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение  автора, но и свои чувства. 7. Выразительное чтение. ­ Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение? ­ Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём. 8. Групповая работа. (Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из  стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают  стихотворение) 9. Беседа после чтения. ­ В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая…) ­ Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его  окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в  перламутровой крапиве… ­ Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему  художник изобразил зиму как живое существо? ­ Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная) ­ Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика…) ­ Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно                      (физминутка для глаз) 10. Рефлексия. ­ Удалось ли нам увидеть и услышать зиму? ­ Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега…) ­ Какие краски?  ­ Удалось ли нам увидеть образ зимы? ­ Пригодятся ли вам эти знания? ­ Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он  воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична,  музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы  полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.) 11. Домашнее задание. 1.Выучить стихотворение наизусть 2.Нарисовать портрет зимы (по желанию) 12. Самооценка. ­ Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок. ­ Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой,  если нет – грустной. 13. Итог после самооценки.

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения

Разработки уроков литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019