Разработки уроков литературного чтения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…») Цель: отработка у учащихся функционально-грамотного чтения; развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором; воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.
Иконка файла материала опыт работы — копия.docx
Урок  литературного чтения  во2  классе.   Тема: Введение в раздел. Звуки и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина  «Поёт зима, аукает…») Цель:  отработка у учащихся функционально­грамотного чтения;  развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и  образного мышления, умения находить в тексте средства художественной  выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного  произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения  представлять картину, нарисованную автором;  воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном  необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.  Задачи:  1. обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах  художественной выразительности;  2. формировать навык самоконтроля и самоанализа;  3. развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные  ситуации удивления и радости;  4. развивать познавательный интерес школьников;  5. формировать потребность в послеучебном познавательном труде;  6. обеспечить здоровье и свободное развитие личности;  7. содействовать в воспитании творческой личности.  Ход урока:  I. Организационный момент:                           Прозвенел, дружок, звонок                               Начинается урок.                                Все красиво дружно встали,                                Улыбнулись, подровнялись.                                Поздоровались прилично;                                Чтоб учиться на "отлично",                                Тихо сели за свой стол,                                Начинаем разговор.  1. Определение темы урока. ­ Определить тему нашего разговора поможет загадка:                            Тройка, тройка прилетела,                                  Скакуны в той тройке белы,                                  А в санях сидит царица                                  Белокоса, белолица,                                  Как махнула рукавом,                                  Все покрылось серебром.                                                                                  (Зима)       ­ Открываем страничку в новый литературный раздел.  ­ Прочтите его название («Поёт зима, аукает…»)­ Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе? ( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём­то  сказочном…) ­ Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы,  познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима, аукает…» и  попробуем нарисовать образ зимы. ­  А помогут нам мастера кисти, музыки и слова. 2. Эмоциональный настрой. ­ А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик) ­ Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную) ­ Какое волшебство творит зима? (очаровывает, околдовывает мир,  преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном) ­ Какими красками художники рисуют зиму? ­ По­разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима­ царица, кружевница, мастерица, матушка­Зима. ­ А как называли зиму великие поэты? Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.  «______ зимою  Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)  «… И вот сама  Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)  ­ Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?  ­ Как называются такие слова? (синонимы) ­ Какое общее значение они имеют? (преображают мир)   ­ Кто желает прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина?                          А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама  Идёт волшебница – зима. Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов,  Легла волнистыми коврами  Среди полей вокруг холмов.  Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мы  Проказам матушки ­ зимы. ­ Какое чувство передаёт поет? (восторг, радость) ­ Какую картину  вы бы нарисовали к этому стихотворению?  (дети рисуют словесную картину) ­ Кто желает прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева? Ф Тютчев                                                 Околдован, лес стоит —                                                 И под снежной бахромою,                                                 Неподвижною, немою,                                                 Чудной жизнью он блестит.                                                 И стоит он, околдован,—                                                 Не мертвец и не живой —                                                 Сном волшебным очарован,                                                 Весь опутан, весь окован                                                 Легкой цепью пуховой. . .                                                  Солнце зимнее ли мещет                                                  На него свой луч косой —                                                  В нем ничто не затрепещет,                                                  Он весь вспыхнет и заблещет                                                  Ослепительной красой. ­ Что удивило Ф. Тютчева в зимнем лесу? За что он назвал её волшебницей? ­ Какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? ­ Какую картину рисует итальянский композитор Антонио Вивальди? (падают снежинки…)                         Физминутка (звучит музыка А.Вивальди)                           Рифмованный стишок с движениями ­ Проведем речевую разминку. Представьте, что снежинки упали на ваши  ладошки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.  Наберите воздух. Сдуньте снежинки с правой руки, с левой руки.  ­ Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове:  С неба падают снежинки.  II. Основная часть  1. Рассказ об авторе. ­ Зима ­ удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит,  пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков.  Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью  слов, используя разнообразные художественные приёмы.­ Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы. ­ Знакомы ли вы с творчеством поэта? ­ Какие стихи читали? ­ О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе) ­ С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём  творчестве. Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все  естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает  рассвет ­ и в то же время таинственно и загадочно...  ­ Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы. 2. Первичное чтение. (звукозапись: шум метели. Учитель читает стихотворение «Поёт зима…») ­ Какое настроение автора почувствовали? (грустное) ­ Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение?  Чтобы мы грустили или он хотел показать что­то другое? (хотел показать  картины зимы) ­ Какие картины зимы вы увидели? ­ Какие звуки услышали? 3. Самостоятельное чтение. ­ Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова. 4. Словарная работа.  Поет – сильно дует   Аукает – перекликается   Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)  Сосняк – собирательное, сосновый лес.  Ковром шелковым – мягким ковром   Сиротливые – без родителей   Озябли – сильно замерзли   Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол   Вихри – порывистые круговые движения ветра5. Постановка проблемного вопроса. ­ Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного  заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется  задать? (Почему зима изображена в образе живого существа?) Работа над выразительностью. ­ Сколько строф в стихотворении? (4) ­ В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части,  4 картины. В каждой свои герои,  свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать  стихотворение выразительно. 6. Комментированное чтение.     1 строфа: Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает       Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую       Седые облака. ­ В каком лесу оказался поэт?  ( в сосновом, мохнатом)  ­ Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт  нашёл удивительное слово «стозвон». ­ Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)  ­ Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень  много)  ­ Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима) ­ Похожа ли она на человека? Чем? ­ Какие слова помогают оживить зиму? ­ Как называется такой приём в литературе? (олицетворение) ­ Кого олицетворяет зима? (заботливую мать) ­ Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная) ­ Откуда видно, что автор грустит? ­ О чём тоскуют облака? Какие они? ­ С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)   2 строфа: А по двору метелица Ковром шелковым стелется,       Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые,Прижались у окна. ­ Кто главный герой? (метелица) ­ Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется) ­ Как понимаете это выражение? ­ Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в  прямом, а в переносном значении? (метафора) ­ Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время  побаивается­больно холодна) ­ Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр  шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но  прохладная. ­ Какая зима во 2­й части? (красивая, но холодная) ­ А по отношению к воробышкам? (равнодушная) ­ Кого напоминает зима? (Снежную королеву) ­ Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их) ­ Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые) ­ Такой приём называется сравнение. ­ С каким чувством будем читать 2­ю часть? (с чувством жалости)    3 строфа: Озябли пташки малые, Голодные, усталые,       И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным       И злится все сильней. ­ Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные,  усталые) ­ Как называются такие слова в литературе? (эпитеты) ­ Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные) ­ Что страшнее для птиц зимою ­ голод или холод? ­ Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они  надеются на наше сочувствие) ­Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и  пением. ­ С каким чувством будем читать 3­ю часть? ( с чувством тревоги)  ­ Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу) ­ Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу,   могущество) ­ В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)4 строфа: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные       У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная       Красавица весна. ­ Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть) ­ Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья) ­ Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна) ­ Зачем автор вводит образ весны? ­ Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и  грусть сменится на радость. ­ С каким чувством будем читать 4­ю часть? (с чувством надежды) Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим  он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной,  суровой).  ­ Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её  красотой и величием.                                                             Величава зима Называть её хочется Не по имени просто  А по имени отчеству    . . . . . . . . . . . . . . .   ­ Мы наблюдали как менялось настроение автора (от грусти до надежды) ­ Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение  автора, но и свои чувства. 7. Выразительное чтение. ­ Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение? ­ Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём. 8. Групповая работа. (Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из  стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают  стихотворение) 9. Беседа после чтения. ­ В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая…) ­ Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это естьлюбимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его  окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в  перламутровой крапиве… ­ Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему  художник изобразил зиму как живое существо? ­ Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная) ­ Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика…) ­ Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно                      (физминутка для глаз) 10. Рефлексия. ­ Удалось ли нам увидеть и услышать зиму? ­ Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега…) ­ Какие краски?  ­ Удалось ли нам увидеть образ зимы? ­ Пригодятся ли вам эти знания? ­ Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина? (В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он  воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична,  музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы  полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.) 11. Домашнее задание. 1.Выучить стихотворение наизусть 2.Нарисовать портрет зимы (по желанию) 12. Самооценка. ­ Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок. ­ Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой,  если нет – грустной. 13. Итог после самооценки.

Посмотрите также