Задачи
изучить литературу по данной теме и дать характеристику общеречевых умений с точки зрения структуры речевого действия.
выявить и разработать предположительные пути развития основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
выявить совокупность условий, обеспечивающих успешное применение основных видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в условиях общеобразовательной школы.
вовлечь младших школьников в создание творческих проектов
Планируемые результаты
анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;
ставить к тексту вопросы разной направленности;
отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развёрнутый ответ;
самостоятельно работать со словарём текста, семантизировать незнакомое слово;
находить и истолковывать подтекстовую информацию;
вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения ;
самостоятельно составлять разные виды планов;
пересказывать текст подробно, сжато, творчески.
Гипотеза исследования
оптимальное сочетание и единств форм, методов и приёмов развития основных видов речевой деятельности на уроках русского языка позволит сформировать коммуникативную компетентность обучающихся .
Система обучения связной речи.(Точка зрения разных авторов)
Н.А. Плёнкин считал основанием такой системы типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Е.И. Никитина в качестве основания системы выделяла совокупность речеведческих понятий, овладение которыми происходит при выполнении речевых упражнений.
Т.А. Ладыженская предложила систему на основе 7 групп коммуникативных умений, формируемых на базе элементарной речеведческой теории.
Т.Г. Рамзаева в основу кладет понятие текста в единстве трех его сторон: содержания, структуры и речевого оформления.
Причины, по которым не удаётся успешно решать проблему развития связной речи
преобладание на всех уроках монолога учителя.
акцентирование внимания на обучении монологической речи и недооценка роли диалогической речи.
осуществление обучения вне реальной коммуникативной ситуации.
отсутствие перечня конкретных речевых умений.
Мотив
Мотив речевой деятельности заключён не в самой речи, а в другой деятельности человека
( трудовой, исследовательской, игровой, художественной),
в которую речь включается как составная часть
Методические выводы
нельзя работать над развитием связной речи детей, не включив речь в учебно-познавательную деятельность ребенка. Это можно сделать путем использования на уроках различных диалоговых приемов: дискуссия, парная работа, проблемные ситуации, задания-"ловушки" и др.
поскольку в реальной речевой практике речи ради самой речи не существует, необходимо, чтобы ученик не просто выполнял задание учителя (расскажи..., напиши..., ответь...), а имел естественную потребность вступить в речевое общение (объясни..,, докажи..., помоги..., научи...)
Условия развития связной речи
включение речи в учебную деятельность;
использование речевых ситуаций;
учет специфики устной и письменной речи в аспекте мотивации.
Общеречевые умения
ориентироваться в ситуации и содержании общения.
планировать будущее высказывание.
реализовывать намеченную программу высказывания, т.е. развивать тему и основную мысль с учетом типа, стиля и жанра речи.
осуществлять контроль над речью, т.е. совершенствовать написанное по ходу и после окончания работы.
Методические приемы
сопоставление нескольких похожих названий:
(Весна, весна на улице! Скворцы прилетели. Весенние ручейки. Как мы пускали кораблики), разбивка широкой темы на ряд узких, их сопоставление;
анализ названия будущего сочинения с точки зрения возможных вариантов основной мысли;
придумывание собственных заголовок или выбор из нескольких предлагаемых вариантов ( не менее 3-х);
Определение темы и основной мысли готовых текстов, как образцовых, так и неудачно составленных ( для этого можно использовать детские сочинения)
Методические приемы
работа с серией сюжетных картинок: раскладывание по порядку, рассказывание;
рисование собственных картинок, в том числе "диафильмов";
работа с деформированным текстом: расстановка по порядку предложений или частей текста;
придумывание начала, концовки или основной части текста;
редактирование "испорченных" планов;
планирование своей деятельности в целом: участие в составлении плана урока, работа с алгоритмами, планирование работы в группе и др.
Методические приемы
наблюдение над использованием языковых средств в образцовых текстах
конструирование языковых единиц из заданных элементов более низкого уровня (из слов — словосочетаний, из словосочетаний — предложений, из предложений — текста);
трансформация конструкций: замена, устранение, добавление слов; соединение двух предложений в одно, изменение границ предложений;
исправление различных речевых ошибок и недочетов;
составление текста по аналогии после анализа готового текста (например, предлагается текст-описание животного, дети его анализируют, выявляют особенности построения такого текста, а потом пробуют составить собственный текст);
использование различных памяток, например "Как составить текст-повествование".
Методические приемы
редактирование текста (коллективное, взаимное, индивидуальное);
устное и письменное рецензирование выполненных работ;
анализ и исправление отдельных речевых ошибок и недочетов
Общеречевые умения,которые сформированы в процессе создания высказываний
умение подчинять своё высказывание основной мысли, выражать свой замысел;
осмысление последовательности написания, стиля, жанра, вида текста;
создание собственного высказывания;
умение проверять и совершенствовать написанное;
Теоретическая значимость
рассмотрены основные аспекты проблемы;
раскрыты основные компоненты речевой деятельности;
выделены основные характеристики общеречевых умений
Практическая значимость
использование на уроках материалов по развитию речи и диалога между учащимися;
использование связной речи в реальной коммуникативной ситуации, в проектно- исследовательской деятельности, во внеклассной работе, творческих проектах.
Литература
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М.: Флинта, Наука, 1999.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5-7 кл. - М., 1991.
Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. - М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Изд. 2-е, перераб. - М., Просвещение, 1985.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников./ Под ред. Рамзаевой Т.Г. - СПб, 1997.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1984.
Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Составитель Матвеева А.Н. — М., 1982.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ Под ред. Соловейчик М.С. — М., 1993.
Соловейчик М.С. Пишут ли в жизни сочинения и как их писать в школе?// НШ, 1996, № 12.
Соловейчик М.С. Как повысить эффективность изложений?// НШ, 1993, № 1.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Педагогические сочинения в 6 томах. - М., Т. 4., 1989.
Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл. — М.: Просвещение, 1995.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.