Развитие связной речи младших школьников
Оценка 4.6

Развитие связной речи младших школьников

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
ppt
русская литература +1
Взрослым
29.05.2020
Развитие связной речи младших школьников
Развитие связной речи.ppt

Муниципальное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия»

Муниципальное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия»

Муниципальное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия»

Развитие связной речи младших школьников. Оптимальные пути и условия формирования
общеречевых умений на уроках в начальной школе.

Учитель начальных классов
Федоришина С.С.

Проблема исследования Поиск оптимальных форм, методов, приёмов работы с точки зрения структуры речевого действия

Проблема исследования Поиск оптимальных форм, методов, приёмов работы с точки зрения структуры речевого действия

Проблема исследования

Поиск оптимальных форм,
методов, приёмов работы с
точки зрения структуры
речевого действия

Тема Развитие связной речи младших школьников

Тема Развитие связной речи младших школьников

Тема

Развитие связной речи младших школьников. Оптимальные пути
и условия формирования общеречевых умений на уроках в начальной школе.

Цель исследования Выявить оптимальные пути и условия формирования общеречевых умений на уроках в начальной школе

Цель исследования Выявить оптимальные пути и условия формирования общеречевых умений на уроках в начальной школе

Цель исследования

Выявить оптимальные пути
и условия формирования
общеречевых умений на
уроках в начальной школе.

Задачи изучить литературу по данной теме и дать характеристику общеречевых умений с точки зрения структуры речевого действия

Задачи изучить литературу по данной теме и дать характеристику общеречевых умений с точки зрения структуры речевого действия

Задачи




изучить литературу по данной теме и дать характеристику общеречевых умений с точки зрения структуры речевого действия.
выявить и разработать предположительные пути развития основных видов речевой деятельности на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
выявить совокупность условий, обеспечивающих успешное применение основных видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в условиях общеобразовательной школы.
вовлечь младших школьников в создание творческих проектов

Планируемые результаты анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развёрнутый…

Планируемые результаты анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развёрнутый…

Планируемые результаты

анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;
ставить к тексту вопросы разной направленности;
отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развёрнутый ответ;
самостоятельно работать со словарём текста, семантизировать незнакомое слово;
находить и истолковывать подтекстовую информацию;
вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения ;
самостоятельно составлять разные виды планов;
пересказывать текст подробно, сжато, творчески.

Гипотеза исследования оптимальное сочетание и единств форм, методов и приёмов развития основных видов речевой деятельности на уроках русского языка позволит сформировать коммуникативную компетентность обучающихся

Гипотеза исследования оптимальное сочетание и единств форм, методов и приёмов развития основных видов речевой деятельности на уроках русского языка позволит сформировать коммуникативную компетентность обучающихся

Гипотеза исследования

оптимальное сочетание и единств форм, методов и приёмов развития основных видов речевой деятельности на уроках русского языка позволит сформировать коммуникативную компетентность обучающихся .

Система обучения связной речи. (

Система обучения связной речи. (

Система обучения связной речи. (Точка зрения разных авторов)

Н.А. Плёнкин считал основанием такой системы типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Е.И. Никитина в качестве основания системы выделяла совокупность речеведческих понятий, овладение которыми происходит при выполнении речевых упражнений.
Т.А. Ладыженская предложила систему на основе 7 групп коммуникативных умений, формируемых на базе элементарной речеведческой теории.
Т.Г. Рамзаева в основу кладет понятие текста в единстве трех его сторон: содержания, структуры и речевого оформления.

В.И. Капинос и М.С. Соловейчик кладут в основу системы общеречевые умения, базирующиеся на структуре речевого действия

В.И. Капинос и М.С. Соловейчик кладут в основу системы общеречевые умения, базирующиеся на структуре речевого действия

В.И. Капинос и М.С. Соловейчик
кладут в основу системы
общеречевые умения,
базирующиеся на структуре
речевого действия.

Причины, по которым не удаётся успешно решать проблему развития связной речи преобладание на всех уроках монолога учителя

Причины, по которым не удаётся успешно решать проблему развития связной речи преобладание на всех уроках монолога учителя

Причины, по которым не удаётся успешно решать проблему развития связной речи

преобладание на всех уроках монолога учителя.
акцентирование внимания на обучении монологической речи и недооценка роли диалогической речи.
осуществление обучения вне реальной коммуникативной ситуации.
отсутствие перечня конкретных речевых умений.

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности

Мотив Мотив речевой деятельности заключён не в самой речи, а в другой деятельности человека ( трудовой, исследовательской, игровой, художественной), в которую речь включается как составная…

Мотив Мотив речевой деятельности заключён не в самой речи, а в другой деятельности человека ( трудовой, исследовательской, игровой, художественной), в которую речь включается как составная…

Мотив


Мотив речевой деятельности заключён не в самой речи, а в другой деятельности человека
( трудовой, исследовательской, игровой, художественной),
в которую речь включается как составная часть

Методические выводы нельзя работать над развитием связной речи детей, не включив речь в учебно-познавательную деятельность ребенка

Методические выводы нельзя работать над развитием связной речи детей, не включив речь в учебно-познавательную деятельность ребенка

Методические выводы

нельзя работать над развитием связной речи детей, не включив речь в учебно-познавательную деятельность ребенка. Это можно сделать путем использования на уроках различных диалоговых приемов: дискуссия, парная работа, проблемные ситуации, задания-"ловушки" и др.
поскольку в реальной речевой практике речи ради самой речи не существует, необходимо, чтобы ученик не просто выполнял задание учителя (расскажи..., напиши..., ответь...), а имел естественную потребность вступить в речевое общение (объясни..,, докажи..., помоги..., научи...)

Условия развития связной речи включение речи в учебную деятельность; использование речевых ситуаций; учет специфики устной и письменной речи в аспекте мотивации

Условия развития связной речи включение речи в учебную деятельность; использование речевых ситуаций; учет специфики устной и письменной речи в аспекте мотивации

Условия развития связной речи

включение речи в учебную деятельность;
использование речевых ситуаций;
учет специфики устной и письменной речи в аспекте мотивации.

Общеречевые умения ориентироваться в ситуации и содержании общения

Общеречевые умения ориентироваться в ситуации и содержании общения

Общеречевые умения

ориентироваться в ситуации и содержании общения.
планировать будущее высказывание.
реализовывать намеченную программу высказывания, т.е. развивать тему и основную мысль с учетом типа, стиля и жанра речи.
осуществлять контроль над речью, т.е. совершенствовать написанное по ходу и после окончания работы.

Умения ориентироваться в ситуации и содержании общения

Умения ориентироваться в ситуации и содержании общения

Умения ориентироваться в ситуации и содержании общения

Методические приемы сопоставление нескольких похожих названий: (Весна, весна на улице!

Методические приемы сопоставление нескольких похожих названий: (Весна, весна на улице!

Методические приемы

сопоставление нескольких похожих названий:
(Весна, весна на улице! Скворцы прилетели. Весенние ручейки. Как мы пускали кораблики), разбивка широкой темы на ряд узких, их сопоставление;
анализ названия будущего сочинения с точки зрения возможных вариантов основной мысли;
придумывание собственных заголовок или выбор из нескольких предлагаемых вариантов ( не менее 3-х);
Определение темы и основной мысли готовых текстов, как образцовых, так и неудачно составленных ( для этого можно использовать детские сочинения)

Умения планировать будущее высказывание

Умения планировать будущее высказывание

Умения планировать будущее высказывание

Методические приемы работа с серией сюжетных картинок: раскладывание по порядку, рассказывание; рисование собственных картинок, в том числе "диафильмов"; работа с деформированным текстом: расстановка по порядку…

Методические приемы работа с серией сюжетных картинок: раскладывание по порядку, рассказывание; рисование собственных картинок, в том числе "диафильмов"; работа с деформированным текстом: расстановка по порядку…

Методические приемы

работа с серией сюжетных картинок: раскладывание по порядку, рассказывание;
рисование собственных картинок, в том числе "диафильмов";
работа с деформированным текстом: расстановка по порядку предложений или частей текста;
придумывание начала, концовки или основной части текста;
редактирование "испорченных" планов;
планирование своей деятельности в целом: участие в составлении плана урока, работа с алгоритмами, планирование работы в группе и др.

Умения реализовывать намеченную программу высказывания

Умения реализовывать намеченную программу высказывания

Умения реализовывать намеченную программу высказывания

Методические приемы наблюдение над использованием языковых средств в образцовых текстах конструирование языковых единиц из заданных элементов более низкого уровня (из слов — словосочетаний, из словосочетаний…

Методические приемы наблюдение над использованием языковых средств в образцовых текстах конструирование языковых единиц из заданных элементов более низкого уровня (из слов — словосочетаний, из словосочетаний…

Методические приемы

наблюдение над использованием языковых средств в образцовых текстах
конструирование языковых единиц из заданных элементов более низкого уровня (из слов — словосочетаний, из словосочетаний — предложений, из предложений — текста);
трансформация конструкций: замена, устранение, добавление слов; соединение двух предложений в одно, изменение границ предложений;
исправление различных речевых ошибок и недочетов;
составление текста по аналогии после анализа готового текста (например, предлагается текст-описание животного, дети его анализируют, выявляют особенности построения такого текста, а потом пробуют составить собственный текст);
использование различных памяток, например "Как составить текст-повествование".

Умения осуществлять контроль над речью

Умения осуществлять контроль над речью

Умения осуществлять контроль над речью

Методические приемы редактирование текста (коллективное, взаимное, индивидуальное); устное и письменное рецензирование выполненных работ; анализ и исправление отдельных речевых ошибок и недочетов

Методические приемы редактирование текста (коллективное, взаимное, индивидуальное); устное и письменное рецензирование выполненных работ; анализ и исправление отдельных речевых ошибок и недочетов

Методические приемы

редактирование текста (коллективное, взаимное, индивидуальное);
устное и письменное рецензирование выполненных работ;
анализ и исправление отдельных речевых ошибок и недочетов

Общеречевые умения,которые сформированы в процессе создания высказываний умение подчинять своё высказывание основной мысли, выражать свой замысел; осмысление последовательности написания, стиля, жанра, вида текста; создание собственного…

Общеречевые умения,которые сформированы в процессе создания высказываний умение подчинять своё высказывание основной мысли, выражать свой замысел; осмысление последовательности написания, стиля, жанра, вида текста; создание собственного…

Общеречевые умения,которые сформированы в процессе создания высказываний


умение подчинять своё высказывание основной мысли, выражать свой замысел;
осмысление последовательности написания, стиля, жанра, вида текста;
создание собственного высказывания;
умение проверять и совершенствовать написанное;

Теоретическая значимость рассмотрены основные аспекты проблемы; раскрыты основные компоненты речевой деятельности; выделены основные характеристики общеречевых умений

Теоретическая значимость рассмотрены основные аспекты проблемы; раскрыты основные компоненты речевой деятельности; выделены основные характеристики общеречевых умений

Теоретическая значимость

рассмотрены основные аспекты проблемы;
раскрыты основные компоненты речевой деятельности;
выделены основные характеристики общеречевых умений

Практическая значимость использование на уроках материалов по развитию речи и диалога между учащимися; использование связной речи в реальной коммуникативной ситуации, в проектно- исследовательской деятельности, во…

Практическая значимость использование на уроках материалов по развитию речи и диалога между учащимися; использование связной речи в реальной коммуникативной ситуации, в проектно- исследовательской деятельности, во…

Практическая значимость

использование на уроках материалов по развитию речи и диалога между учащимися;
использование связной речи в реальной коммуникативной ситуации, в проектно- исследовательской деятельности, во внеклассной работе, творческих проектах.



Литература Выготский Л.С. Педагогическая психология /

Литература Выготский Л.С. Педагогическая психология /

Литература

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М.: Флинта, Наука, 1999.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5-7 кл. - М., 1991.
Ладыженская Т.А. и др. Речь. Речь. Речь. - М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Изд. 2-е, перераб. - М., Просвещение, 1985.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников./ Под ред. Рамзаевой Т.Г. - СПб, 1997.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1984.
Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Составитель Матвеева А.Н. — М., 1982.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения/ Под ред. Соловейчик М.С. — М., 1993.
Соловейчик М.С. Пишут ли в жизни сочинения и как их писать в школе?// НШ, 1996, № 12.
Соловейчик М.С. Как повысить эффективность изложений?// НШ, 1993, № 1.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / Педагогические сочинения в 6 томах. - М., Т. 4., 1989.
Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл. — М.: Просвещение, 1995.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020