Перед профессиональным педагогом стоят такие задачи, как владение отечественной и зарубежной литературой для детей, точная оценка художественных достоинств произведений предлагаемой литературы для учеников. Более того, педагог должен воспитать полноценного читателя, который смог бы раскрыть всю глубину и смысл произведения.
Для учеников составляется определенное количество учебников литературы, ориентированных на их интересы, возраст, языковые особенности. В связи с этим важно не только научить понимать юного читателя, но и учителю чувствовать слово и образ художественного текста. На это и направлен курс литературного чтения.
Помимо теоретической базы знаний, ученикам необходима и практическая часть. С помощью нее читатели смогут развить в себе дар слова. Этому способствуют творческие задания для учеников, предлагаемые педагогом на уроках. Примеры творческих работ приводятся в разделе «устное народное творчество». Обычно они включают в себя сочинение загадок, считалок, дразнилок, сказок и др.
Как писал Л.С. Выготский , под творческой деятельностью понимается такая деятельность, которая создаёт нечто новое. Именно творческая деятельность, делает человека существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Именно в начальной школе должен закрепиться один из приёмов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.
Сильная эмоциональная реакция на произведение обычно сопровождается включением читательского воображения у ученика. Если педагог поможет читателю включить эмоции, воображение, проявить фантазию, то можно услышать звук, увидеть цвет, почувствовать движение.
Одним из видов творчества является сочинение стихов. К.И. Чуковский писал: «в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Если мы возьмём учебник литературы для первого класса, то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок, а также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.
Ученики работают над подобными творческими задания оживленно и с интересом. Более того, проявляется желание его выполнить, даже если оно не «по заданию». Ученики, как правило, берут задания на дом и выполняют их с родителями. Однако, сначала нужно научить ученика сочинять сказки, педагог должен провести подготовительную работу. Она включает в себя умение подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмовать, отгадывание загадок и др. Особое внимание уделяется тому, как это сформулировано.
На уроке учитель с учениками пробуют сочинить вместе загадку. При этом на доске уже представлен перечень основных признаков:
1.предмет не назван
2.назван другой, похожий на него
3.показаны важные признаки
4.рифма
Когда в работе учитель использует задания творческого характера, учащимся нравятся уроки чтения, они начинают больше читать. Нет проблемы дословного пересказа текста, так как в работе чаще используются такие пересказы как:
Кроме того уроки становятся более разнообразными, это и минутки поэзии, где ребята пробуют себя в сочинительстве четверостиший, словесное рисование какого-либо эпизода.
Разные виды чтения:
Таким образом, достигаются следующие результаты: темп чтения увеличивается, ошибки при чтении становятся значительно реже, чтение становится более выразительным и самое главное появляется желание читать, что для развития учащихся очень важно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.