Отчёт о педагогической деятельности и анализ основных проблем, встречающихся в практике учителя (проблемы, которые в современной методике до сих пор не нашли своего разрешения), возможные пути их решения. Некоторые из них: 1) Безграмотность. 2) Неразвитость речи. 3) Дети не любят читать. 4) Узкая читательская эрудиция и др.
Истомин Андрей Викторович,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Федоровская СОШ №5»
п. Федоровский Сургутского района
ХМАОЮгра Тюменской области
Развитие личности школьника через формирование речевой культуры.
Добрый день! Меня зовут Истомин Андрей Викторович. Тема моего
выступления – «Развитие личности школьника через формирование речевой
культуры».
Моя педагогическая деятельность началась в 1996 году, после окончания
Костанайского Государственного Университета.
В своей работе я отталкиваюсь от основных проблем, которые в
современной методике до сих пор не нашли своего разрешения. Назову
некоторые из них.
1.
Безграмотность. При решении этой проблемы опираюсь, помимо
традиционной методики, на технологию ускоренного обучения грамотности
Бадмаева и Хозиева. Технология построена в соответствии с технологией
поэтапного формирования умственных действий Гальперина. Учащимся
предлагается не готовое правило, как принято в традиционной методике, а дети
непосредственно на уроке сталкиваются с определённой языковой ситуацией.
Оценив свои силы, они выбирают карточки с заданиями. Учитель выступает, в
основном, в роли консультанта, а не ретранслятора знаний. Ученики приступают
к обучению, когда отработают базовый тест, проверяющий их понимание
механизма соединения морфем в слове. Я не навязываю своё мнение ученикам,
они сами, используя карточки, анализируют материал. В конечном итоге, после
обсуждения, ребята приходят к определённому мнению.
2. Неразвитость речи. Все мы знаем, что современная молодёжь
предпочитает говорить не литературным языком, а общаться между собой на
сленге. Я считаю, что нельзя делать вид, что его не существует. Сленг
демонстрирует чувство слова, его многозначность, в сленге присутствует
ирония, он играет на многообразии словообразования. И если мы не можем в
одночасье научить всех говорить на литературном языке, нужно использовать
возможности сленга и обратить себе на пользу. Я, например, нередко практикую
перевод с подросткового языка на русский литературный язык. (Приложение №1).
3. Дети не любят читать. Как я решаю данную проблему? Мы сейчас
повсеместно наблюдаем процесс отхода детей от чтения классики. Но, вместе с
тем, наблюдается читательский интерес к так называемой массовой
литературе: детективам, дамским романам и т.п. Поэтому я стараюсь найти и
классической, и в массовой литературе сюжеты для сопоставления, и строю весь
1процесс так, чтобы дети видели, что герои классических произведений
превосходят героев массовой литературы. Для этого использую нетрадиционные
формы урока: уроксуд, урокигра и др.
4. Узкая читательская эрудиция. Для того, чтобы дети больше читали, я
даю им возможность участвовать в конкурсе читателей и на основе теории
Томашевского разработал новый тип нетрадиционного урокаурок схождений. В
нескольких словах поясню, что представляет собой такой урок. На основе
нескольких произведений классической и современной литературы разных
авторов изучается определённая тема. Например, при изучении темы "Мы
против войны" происходит опора на следующие произведения: "Слово о полку
Игореве", "Война и мир", "Тихий Дон". Далее составляется таблица схождений
на основе совпадения поведения героев, их мировоззрения и т.п. (Приложение №2).
5. Дети не слушают и не слышат учителя.
При решении этой проблемы большое внимание уделяю организации урока.
Организацию урока строю на 3х китах:
1. применение нетрадиционных форм (урокисеминары, урокиконференции,
урокисуды, урокиигры и др.);
2. использование технологических карт (универсальная технологическая карта
была разработана учёными Курганского института повышения квалификации).
Основываясь на универсальной карте, я разрабатываю её вариант,
предназначенный для уроков литературы;
3. внедрение в практику элементов инновационных технологий.
В 2001 году я принимал участие в цикле семинаров, организованных
Центром Демократического Образования Фонда Сороса при поддержке USAID
"Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Периодически (часто) применяю на уроках стратегии данной технологии.
Назову лишь некоторые из них.
1) "Дневник двойной записи" (он служит читателю для связи материала по
тексту с их собственным опытом и любознательностью. Особенно полезен
дневник, когда ученики читают большие тексты вне класса). (Приложение
№3).
2) "Взаимное обучение". Взаимное обучение проводится в группах,
состоящих от 4х до 7ми участников. У всех участников имеются экземпляры
одного и того же текста, и они по очереди выполняют роль учителя, которая
требует выполнения следующих 5ти заданий. После того, как ребята прочитали
абзац про себя, ученик, выполняющий роль учителя:
1. суммирует, что было только что прочитано;
2. продумывает вопрос по тексту и просит участников ответить на него;
3. объясняет положения, которые непонятны другим ребятам;
4. прогнозирует, что будет сказано в следующем абзаце;
5.
задаёт читать следующий абзац.
2Третья стратегия имеет символическое название "Оставьте последнее
3)
слово мне". Этот вид деятельности способствует рассуждению после
прочтения текста. Особенно полезна эта стратегия для вовлечения тихих и не
желающих участвовать в урочной деятельности учеников.
А в целом, в своей педагогической деятельности стараюсь следовать мудрой
буддийской пословице, которая является моим девизом:
"Расскажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я пойму".
Спасибо за внимание!
Приложения
Сленг
3Карточка переводчика
Исходный текст
Короче мы ломанулись в музей крутого
писаки.
По ходу нас ткнули в
распонтованное барахло. Тема оказалась
реальней, чем казалась – чувак поднялся в
наших глазах.
+
Нет
–
Не соответствует настроению, не
переданы чувства. Искажение
Перевод
Недавно мы посетили музей
знаменитого писателя. Там нам
показали редкие экспонаты. Все
оказалось интереснее,
чем
казалось – мы с уважением стали
относиться к этому человеку.
–
…
+
…
Достигнута ли цель высказывания?
Смысл высказывания не совсем понятен.
Слово ЛОМАНУЛИСЬ можно объяснить
как нападение. Не ясно, что такое
РАСПОНТОВАННОЕ БАРАХЛО: откуда
оно в музее? Распонтованное – это
хорошо? Барахло – плохо? Почему эти
слова сведены в словосочетание? О какой
ТЕМЕ идет речь? Что означает ЧУВАК?
Писатель – друг говорящего?
Остаются одни вопросы, поэтому цель не
достигнута.
Центральное слово, передающее
отношение и чувства говорящего,
УВАЖЕНИЕ. Поэтому можно
считать, что цель достигнута, так
как слушатель понимает, зачем
ходили в музей ребята.
Можно использовать для характеристики
говорящего в художественном тексте.
Высказывание общеприменимо.
Примечания
Таблица схождений
рассказа В. Пьецуха «Бог в городе»
4и классических произведений
«Бог в городе»
«Итак, чем же достославна история
этого города? А ничем. На протяжении
четырех столетий люди рождались,
трудились, перебивались с петельки на
пуговку и умирали во цвете лет. Время
от времени давало о себе знать
движение технической мысли…
Однако на течении жизни это не
сказывалось никак…»
«Александр Иванович пустил воду,
взял обмылок из мыльницы, мельком
посмотрел в зеркало на свое
отраженье… и обомлел. …В зеркале
отразился совсем не он, не Александр
Иванович Пыжиков, а какойто
незнакомый и, надо сказать, гаденький
мужичок».
«Окончательный человек».
Приход Судного дня
Классика
М.Е.Салтыков
Щедрин «История
одного города».
Тип схождения
Стиль, сюжетная
основа.
Н.В.Гоголь «Нос». Сюжетный ход.
А.П.Платонов
М.А.Булгаков
«Мастер и
Маргарита»
Язык, новые
словосочетания.
Основа сюжета.
5Дневник двойной записи ( ДДЗ )
Ключевые фразы
золотые переливы
ровно месяц смотрит в очи
гонит ветер прихотливый
Ваши комментарии
сравнивается с золотым цветом ржи, поля.
месяц ослепляет, освещает глаза.
ветер сильно дует.
но широко в область ночи день
день почти настал после длинной ночи.
объятия раскинул
Дневник двойной записи ( ДДЗ )
Ключевые фразы
околдован лес стоит
Ваши комментарии
лес словно замер, заснул крепким сном,
не мертвец и не живой
вымер
не мертвец, потому что вдруг заяц
пробежит, волк пройдёт. Не живой,
потому что всё тихо.
весь опутан и окован легкой цепью
все деревья, как в бусах, в инее. Как лёгкой
пуховой
он весь вспыхнет и заблещет
ослепительной красой
пушистой цепью покрыты они
луч солнца отражается от снега и как
вспыхнет, заблещет!
6