Тема: «Формирование правильного произношения звука Щ-Ч»
Форма ОД: групповая
Форма организации: групповая
Средства:
1. Наглядные: презентация с щенком
2. Литературные: Чистоговорки, загадки,
3. Практические: физ.минутка, аппликация «Будка для щенка»
Цель: Уточнить и закрепить правильноепроизношение у детей звука Щ-Ч изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи ОП:
Образовательные:
• добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
• формировать фонематическое восприятие;
• продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
• закреплять правильное произношение звука Щ-Ч в речи детей
Развивающие:
• развивать артикуляционную моторику
• развивать фонематический слух детей
• развивать умение детей отгадывать загадки
Воспитательные:
• воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять его
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«ВновьЮрмытский детский сад №12 Черемушки»
Талицкого городского округа
Развитие речи
«Формирование правильного произношения звука ЩЧ»
Старшая группа
Выполнила:
Кузнецова Е.А.,
Студентка 4ДО группы
Согласовано:
Заведующий:
Медведева О.В.
Воспитатель группы:
Чертовикова Л.Ф.Тема: «Формирование правильного произношения звука ЩЧ»
С.ВновьЮрмытское, 2018
Форма ОД: групповая
Форма организации: групповая
Средства:
1 Наглядные: презентация с щенком
2 Литературные: Чистоговорки, загадки,
3 Практические: физ.минутка, аппликация «Будка для щенка»
Цель: Уточнить и закрепить правильноепроизношение у детей звука ЩЧ изолированно, в
слогах, словах и предложениях.
Задачи ОП:
Образовательные:
добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые
приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём
подражания);
формировать фонематическое восприятие;
продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие;
закреплять правильное произношение звука ЩЧ в речи детей
Развивающие:
развивать артикуляционную моторику
развивать фонематический слух детей
развивать умение детей отгадывать загадки
Воспитательные:
воспитывать умение выслушивать задание до конца и выполнять егоЭтапы
деятельно
сти
Вводный
Содержание
деятельности
Совместная
деятельность
Деятельность детей
Планируемый
результат
Мотивация к
деятельности
Приветствуют
воспитателя, слушают
Привлечение
внимания.
Создание
мотивации
Развитие
познавательного
интереса.
Уметь вступать
в диалог с
окружающими,
разными
способами(стих
отворение,
загадки)
Паровозик
На паровозике
Садятся на стульчики,
повторяют за
воспитателем.
Словесный
Беседа
Здравствуйте, ребята,
послушайте
стихотворение
«Напоминалочка»
Говорим всегда
красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Сегодня
мы отправляемся в
путешествие, но
сначала отгадайте
мою загадку:
«Я пыхчу, пыхчу,
пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
Кто это? Правильно.
Ой, а что это?
Послушайте. (звучит
фонограмма звук
паровоза)
И как вы думаете, на
чем мы отправимся в
путешествие?
Вы, ребята, будете
вагончиками, а я
паровозиком.
Приготовились?
Поехали! (звучит
фонограмма «Песня
паровозика»)
Дети с педагогом
имитируют движение
руками и поют.
Приехали! ВагончикиАктивизация
внимания.
Развитие
мышления,
воображения.
Умение решать
поставленные
задачи,
выполнять
упражнения,
способствовать
формированию
двигательной
активности с
помощью
физ.минутки,
умение
произносить
звуки «Щ» и
«Ч»
+
Слушают воспитателя
Совместно с
воспитателем начинают
выполнять
Артикуляционные
упражнения
Практический
Выполнение
упражнений
Основной
паровозик отцепил.
Развитие
артикуляционной
моторики через
артикуляционную
гимнастику.
Паровозик из
страны звуков приехал
и привёз к нам
любимый свой звук, с
которым мы
познакомимся. Но для
этого разбудим наш
язычок, зубки и губки.
а) артикуляционные
базовые упражнения
Артикуляционное
упражнение «Вкусное
варенье»
(Улыбнуться, открыть
рот, широким языком
облизать верхнюю
губу)
Губка верхняя в
варенье. Ах,
неаккуратно ел.Вот
облизывать
придётсяБудто нету
других дел.
Артикуляционное
упражнение «Чашечка
»
Улыбнуться, широко
открыть рот. Высунуть
широко язык и придать
ему форму «чашечки»(
то есть слегка
приподнять кончик
языка).
Язычок наш
поумнел.Чашку
сделать онсумел.Можно чай
туда налить.И с
конфетами попить
Артикуляционное
упражнение «Грибочек
»
Открыть рот, присосать
широкий язык к небу,
чтобы напряглась
подъязыковая уздечка,
и получился грибок
на «тонкой ножке».
Стараться удерживать
язык на «тонкой
ножке» как можно
дольше.
На тонкой ножке
вырос гриб, он не мал
и не
велик.Присосался
язычок!Несколько
секунд – молчок!
Знакомство со звуком
Ч.
Паровозик любит
играть со звуком,
который сам же и
издаёт: ччч
Посмотрите,
как правильно
произносить звук Ч:
губки округлены, зубки
не смыкаются
,язычок поднят вверх
как в и с
силой произносим звук
Ч
Наш звук играет с
ветерком.
Преподнесите
ладошку к ротику и
ещё
красиво произнесём
звук «Ч». Чувствуете,
Совместно с
воспитателем начинают
выполнять
Артикуляционные
упражнения
Практический
Выполнение
упражнений
Произносят совместно с
воспитателем звук «Ч»Преподносят ладошку к
ротику, и произносят
звук «Ч»
(отрабатывают правильн
оепроизношение звука:
по частоте
его произношения и
силе).
Слушают воспитателя и
выполняют задание
как из ваших ротиков
вырывается небольшой
ветерок?
Произносим все
вместе, по отдельности
Развитие
фонематического
слуха
а) – Слушайте задание,
я буду произносить
слоги, а вы хлопните в
ладоши 1 раз, когда
услышите слог
со звуком Ч: ТЯЧА
СОЩОЧИМИЛА
ТЮЧУ
б) – И последнее, я
буду произносить слова
со звуком Ч, а вы
хлопните в ладоши 1
раз, когда услышите
слово со звуком Ч:
девочка, банка, щётка,
грач, бант, кочка,
насос, мячик, вата,
чудеса.
А теперь давайте
проговорим
Чистоговорки.
Чачачача, на
столе горит свеча.
Чочочочо, ой, как
свечке горячо.
Чучучучу, я
подую на свечу.
Чичичичи, пламя
сдую у свечи.
Ребята, давайте с вами
разомнемся, выполним
упражнения,
повторяйте все за мной.
Физ.минутка
Практический
Выполнение
задания
Практический
Выполнение
физ.минутки
Сюр.момент«Щенок»
Дети встают со стульев,
повторяют движения за
воспитателем
Дети смотрят на
«Щенка», слушают
воспитателя
Проговаривают вместе с
воспитателем стишок
Практический
Выполнение
задания
Практический
Отгадывание
загадок
Перед зеркалом стою
И себя не узнаю.
Ставлю руки на
бочок:
Я отважный морячок.
Вы еще не сели
Я теперь качели.
Нука угадайка,
Что за птица? Чайка.
Только ночка
началась,
В небе звездочка
зажглась
Ребята посмотрите,
кого нам паровозик
привез.кто это?
Правильно, это щенок,
он привез нам ребята
смешной стишок,
послушайте, а потом
мы все вместе его
повторим
Два щенка щека к
щеке, щиплют щетку
в уголке ,щеткой
чищу я щенка, щекочу
ему бока.
Ребята, какая первая
буква в слове «Щенок»
правильно «Щ»
Послушайте как
правильно
произносится этот звук
«Щ»
Давайте повторим все
вместе
Щенку нужно
перебраться на другой
берег реки, чтобыпопасть к папе и маме.
Его может перевезти
дедушка на лодке, но
для этого щенок с
детьми выполняет
задания.
Чистоговорки
Щащаща, я гуляю без
плаща
Щищищи, мама мне
сварила щи
Щущущу, маму с
папой я ищу
Щёщёщё, косточку
хочу еще
Ащащащ, мне не
нужен теплый плащ
Отгадывание
загадок.
Отгадки – слова
со звуком «щ»
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи,
По ботинкам
пробежит,
И ботинки станут
чище
(Щетка)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней
Ухватил за хвост, но –
ах!Удрала, а хвост в
руках.
(Ящерица)
Хвостом виляет,
Дети проговаривают
совместно с
воспитателем
Дети совместно с
воспитателем
проговаривают
Чистоговорки
Слушаю воспитателя,
отгадывают загадкиЗубаста, но не лает
Полосатая злодейка
Пескаря съест и
уклейку
«Ухвачука, проглочу
ка!»,
Щелкает
зубами…. (Щука)
Я как зонт не
промокаю
От дождя вас
защищаю
И от ветра вас укрою
Ну, так что же я
такое?
(Плащ)
Этот маленький
комок
В дом несется со всех
ног нос наморщил и
чихнул,
Папе щеку он лизнул,
Лает громко, как
звонок,
Это маленький
(Щенок)
Дедушка говорит, что
его задания выполнили,
отвозит щенка своим
родителям. Щенок вас
благодарит и говорит
вам спасибо
Но, ребята нам
оставили еще одно
задание называется оно,
«Доскажи словечко»
Я вам буду говорить
Практический
Выполнение
задания
Рефлексия
Заключите
льный
Умение
оценивать свою
работу, себя и
своих
сверстников,
высказывать
свои
впечатления.начало, а вы конец.
Мячик, ,щука,дево
чка,щенок,ключик,
плащ, крючок, пи
ща, пальчик, одуван
чик.
С какими звуками мы
играли?
Покажем паровозику
как мы научились их
произносить!
Вы сегодня все
молодцы, выполнили
все задания, но нам
пора прощаться.
Ребята, щенок мне
передал что оказавшись
на новом месте, щенок
просит детей сделать
для него и родителей
новые будки. Но
сначала мы должны
вернуться на нашем
паровозике домой.
Садимся все на
стульчики, поехали!
Вот мы и приехали мы
в детский сад, теперь
садитесь за рабочие
места.
Сейчас нам
необходимо на лист
картона наклеить
квадрат, треугольник,
на квадрат – круг.
Справитесь с
заданием?
Берите свои стульчики
и садитесь за столы,
начинаем работать.
Дети слушаю
воспитателя, выполняют
задание
Дети отвечают на
вопросы, высказывают
свои мнения тем самым
передают свои
впечатления по занятиюОтветы детей
Берут свои стулья,
садятся за столы,
начинают приклеивать
геометрические фигуры
т.е. будки для щенка,Самоанализ
Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической
последовательности и взаимосвязи частей занятия. На вводном этапе детям был прочитан
стих, и задана загадка, тем самым дети должны были догадаться на чем они должны
отправиться в путешествие звуков.
После этого была проведены упражнения для развитии артикуляционной моторики через
артикуляционную гимнастику. Затем был изучен звук «Ч», были проведены задания для
развития фонематического слуха детей. Для закрепления новых знаний, дети должны были
продемонстрировать, и проговорить звук «Ч» с помощью чистоговорок. После этого был
использован метод такой как сюрпризный момент щенок, что способствовало изучению
новому звуку «Щ». После этого дети совместно с воспитателем проговаривали
чистоговорки, и загадки где первой буквой и звуком являлся «Щ» . Так же была проведена
дидактическая игра «Доскажи словечко» целью игры являлось: проговорить именно то
окончание которое являлся звук «Щ» и «Ч» .На рефлексивном этапе было использовано
повторение пройденного материала для его лучшего закрепления и подведение итогов
занятия, после подведение итогов, дети занялись продуктивным видом деятельности, из
представленного материала дети должны были сделать домик для Щенка.
На реализацию цели было достаточно времени, занятие реализовывалось в течении 15
минут, что соответствует СанПиНу. (Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут). Соответствует
подготовленности детей данного возраста, так как опыт произношения и определения
места звуков в слове был получен на предыдущих занятиях по развитию речи.
Занятие соответствует общим воспитательным и коррекционноразвивающим целям и
задачам. Также соответствует возрастным особенностям детей:
Включает владение речью как средством общения и культуры;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Развивать артикуляционную моторику
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки
обучения грамоте
Предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием,
коммуникацией, художественными направлениям
Главной составляющей является взаимодействие воспитанников и воспитателя. В
течение всего занятия воспитатель активно взаимодействует с детьми, используя при этом
разнообразные методы и приёмы работы.
Перед воспитанниками были четко раскрыты цели и задачи предстоящей деятельности.
Использовался словесный метод – беседа, художественное слово. При наглядном методе
использовались: игрушка Щенка. Основным методом являлся практический метод – дети
выполняли упражнения устно, отгадывали загадки. Данные методы использовались для
формирования умения правильно выговаривать звуки «Щ» и «Ч».
В течении занятия были учтены такие методические принципы развития речи, как:
взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей. Данный принцип
использовался на протяжении всего занятия, начиная с мотивационного этапа, когда было
прочитано стихотворение. Также был использован принцип обеспечения активной речевойпрактики на протяжении всего занятия. Дети на занятии отвечали на все поставленные
педагогом вопросы и выполняли все задания, в соответствии с требованием воспитателя.
Работа проходила насыщенно и интересно. Это было можно проследить по
эмоциональному состоянию детей, однако можно сказать что дети под конец занятия
устали, и начинали баловаться. Для этого использовались такие средства развития речи,
как: общение взрослых и детей; культурноязыковая среда, речь воспитателя – речь была
содержательна, в полной мере соответствовала возрасту детей. Однако не все дети были
задействованы, была выбрана старшим воспитателем подгруппа детей, тем самым дети
были активны при выполнении заданий.
Занятие было направлено на формирование таких личностных качеств, как:
общительность, которая поддерживалась на протяжении всего занятия, общение с
воспитателем. Однако у детей не сформировалось такое качество как
дисциплинированность, дети перебывали друг друга, отвечали не по поднятой руке, однако
воспитатель проговаривал это по ходу занятия.
Из данного занятия можно выявить проблемное поле воспитателя, так как занятие
направленное на правильное произношение звуков «Щ» и «Ч», т.е. воспитатель должен сам
правильно произносить слоги, предложения, слова, с выразительностью, но воспитатель на
занятии этого не учел, беседовал с детьми быстро и торопливо. В дальнейшем, нужно
следить для начала за своей речью, правильно произносить, выразительно читать загадки,
чистоговорки.