Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Цель нравоучительной статьи.
– Способ выражения поучения (обязателен поучительный вывод).
– Тема сочинения. (Нравоучительную статью можно свести к прямому короткому поучению: не делай (думай, поступай…) так, а делай по-другому. Выбор темы нравоучения сводится к формулированию поучения. Например, «Не надо лениться» – тема «О лени»; «Надо уважать других» – тема «Об уважении» и т.д.)
– Построение нравоучительной статьи (обязательные части: короткая история и нравоучительный вывод).
Литературное чтение
Урок 24.
Тема раздела: У истоков русской детской литературы.
Тема: Развитие речи. Сочинение в стиле нравоучительной статьи
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Подготовка к написанию сочинения.
1) Обсуждение следующих вопросов.
– Цель нравоучительной статьи.
– Способ выражения поучения (обязателен поучительный вывод).
– Тема сочинения. (Нравоучительную статью можно свести к прямому
короткому поучению: не делай (думай, поступай…) так, а делай подругому.
Выбор темы нравоучения сводится к формулированию поучения. Например, «Не
надо лениться» – тема «О лени»; «Надо уважать других» – тема «Об уважении»
и т.д.)
– Построение нравоучительной статьи (обязательные части: короткая история и
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
нравоучительный вывод).
2) Определение примерной последовательности работы над сочинением:
а) выбор темы сочинения;
б) формулирование итогового вывода – поучения;
в) сочинение конкретной истории;
г) обдумывание первого предложения;
д) озаглавливание сочинения.
Все этапы работы подкрепляются практической деятельностью (см.
тетрадь, урок 24).
2 4 2 3 1 2 3 4
Написание сочинений учащимися.
(Т) Все сочинения в тетради носят обучающий характер, поэтому учитель
сам выбирает форму работы (индивидуальную, групповую, фронтальную).
Необходимо показать учащимся, как следует использовать предложенные
материалы. Так, если, например, ребёнок пишет сочинение о жадности, то
вывод (задание 3) может сформулировать следующим образом: «Так
бывает со всеми, кто жадничает. Такие люди стараются ухватить
побольше, ни с кем не делятся и в результате остаются ни с чем. Не зря
говорится: жадный сам себя наказывает».
Объём работы, характер проверки и оценивания также определяются
учителем. Мы рекомендуем ставить за письменные творческие работы
только положительные отметки (4, 5), в остальных случаях стоит
предложить ребёнку отредактировать работу.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
© ООО «Баласс», 2014
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
2своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
© ООО «Баласс», 2014
3