Бинарный урок литературы на тему : «О рок – поэзии и
рок – музыке ».
( 10 класс )
I . Целеполагание :
1) уметь объяснить значение слова « рок »,
2) научиться различать рок – поэзию и рок – музыку,
3) разобраться в особенностях рок – поэзии и рок – музыки.
II . Актуализация знаний :
1. Инструкция :
В конце прошлого урока класс по интересам разделился на три группы :
1) исследователи литературы,
2) исследователи музыкальной культуры,
3) исследователи русского языка.
Каждая группа готовила домашнее задание, изучая свою подтему общей темы, а
затем представляет свой материал другим ( по технологии Д.Джонсон и Р.Джонсон
« Учимся вместе»).
2. Вступительное слово учителя :
Сегодня, ребята, у нас будет урок одновременно и литературы, и музыкальной куль
туры, и русского языка.
Мы поговорим о рок – поэзии и рок – музыке.
Как вы думаете, каково происхождение корня – рок ?
Является ли он русским или заимствованным ?
Если он « иностранец », то какой словарь подскажет нам, откуда в русский язык при
шёл этот корень и каково его значение ?
3. Проверка домашнего задания .
Предоставим слово исследователям литературы:
В « Словаре иностранных слов » ребята находят слово «рок –н –ролл» и зачитывают
толкование его : «Рокнролл (англ. rocknroll – букв. раскачиваться и вертеться ) –
парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, получив
ший широкую известность в середине 50х гг. XX века ; отличается крайней экспрес
сивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отноше
нию к партнёрше ; муз. 4/4 ; темп – от умеренно быстрого до быстрого ».
А теперь исследователи русского языка продолжат : Слово « рокнролл» впервые было зафиксировано в толковом словаре русского язы
ка в 1971 г., чуть раньше оно попало в орфографический словарь. Всё это даёт нам
право предположить, что из всех известных вам слов с корнем – рок – именно существи
тельное «рок –н – ролл»первым проникло в русский язык. Интересно, что в разговорной
речи возникла и распространилась вариантная словоформа : « рок». Такое сокращение
весьма характерно для непринуждённой речи. Обычно вместо «метрополитен» говорят
«метро», вместо «кинематограф» «кино», вместо «фотография» «фото». Точно так же
«рок –н – ролл » это литературное название танца, а «рок» его разговорный вариант.
Вспомните слова, образованные от него.
Учащиеся записывают слова : «рок – группа», «рок – звезда», «поп – рок», «панк – рок».
III . Новый материал :
1. Вступительное слово учителя :
Таким образом, слово «рок» расширило в настоящее время своё значение и является
теперь не только разговорным синонимом названия танца. Рок – это целое направление
в культуре. Мы попробуем сегодня познакомиться с историей рока и определить харак
терные черты этого сложного явления.
Что же такое рок ? Откуда он ? О чём и на каком языке он разговаривает с нами ?
2. Исследовательская работа в группах ( по технологии Ислома Шарон).
Каждая группа выбирает подтему из общей темы и составляет доклад для презентации.
Предоставляем слово исследователям музыкальной культуры :
Появление рока в конце 50х – начале 60х годов нашего века было не случайным. Пре
жде всего в рок культуре отразились изменения в обществе : необычайно ускорился
ритм жизни, расширились музыкальные увлечения европейцев (через радио, пластинки,
магнитофоны). Немаловажное значение имели и достижения техники. Что в XIX веке
могло сравниться с рёвом реактивного двигателя, грохотом большого города, с космиче
скими пульсарами эфира ? Не отсюда ли стремление музыкантов к силе и предельной
громкости звучания ?
Почему же рок с его нарочитой небрежностью, кажущейся грубостью завоевал весь зем
ной шар ? Чем он так привлекает молодёжь ?
Ученик. Я думаю, что роккультура возникла из потребности молодых высказать себя,
не прислушиваясь к голосу старших. Рок – это нигилизм по отношению к традициям в
культуре. Ведь пока их усвоишь и изучишь, молодость пройдёт. А сказать о себе, про
кричать как можно громче о том. Что радует и тревожит, хочется уже сегодня. Сейчас,
сию минуту.
Другой ученик. Мы не против классики, но нам она не понятна. А рок – это наша куль
тура, в которой всё доступно и просто.
Третий ученик. Мне кажется, что среди рокмузыкантов нашей страны можно выде
лить Бориса Гребенщикова ( гр. «Аквариум»), Юрия Шевчука (гр. «ДДТ»), Вячеслава Бутусова (гр. «Наутилус Помпилиус»). Но лучше всего о том, что хотят молодые, сказал
Виктор Цой (гр. «Кино»).
Звучит магнитофонная запись песни « Перемен ! »
У каждого ученика имеется её текст для анализа.
Перемен !
Вместо тепла – зелень стекла.
Вместо огня – дым.
Из сетки календаря
выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла.
День догорает с ним.
На пылающий город падает тень.
Перемен !
Требуют наши сердца.
Перемен !
Требуют наши глаза.
В нашем смехе
и в наших слезах –
и в пульсации вен :
Перемен !
Мы ждём перемен.
Электрический свет
продолжает наш день,
И коробка спичек пуста.
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе –
эта схема проста.
И больше нет ничего,
всё находится в нас.
Мы не можем похвастаться
мудростью глаз
и умелыми жестами рук.
Нам не нужно всё это,
чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе –
так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно
всё это менять.
Слово для анализа текста песни предоставляется исследователям литературы.
Обратите внимание на метрический рисунок стихотворения. Разбить его на строки, на
стопы невозможно, следовательно, перед нами образец тонической системы стихосло
жения. Она, как вы знаете, наиболее приближена к ритму русской разговорной речи.
В творчестве каких русских поэтов вы уже встречались с образцами этой системы ?
Учащиеся называют Некрасова, Маяковского. Теперь обратите внимание на то, как ключевое слово песни: «Перемен!» вплетается в
ткань её текста. Автор делает каждый слог в этом слове ударным ( что возможно толь
ко в тонической системе ) и «привязывает» тем самым это слово к строке с таким же
троекратным ударением : «Мы ждём перемен». Но призыв «Перемен!» созвучен мно
гим словам песни. Найдите их.
Учащиеся записывают слова «дым», «день», «ним», «тень», «вен», объясняют соз
вучность их слову «Перемен!» наличием согласных н , м .
Эти согласные называются сонорными, так как в некоторых языках выполняют слогооб
разующую функцию, тем самым уподобляясь гласным звукам. Их, следовательно, мож
но «петь». Как вы знаете, так пел их В.С.Высоцкий. Возникает, таким образом, художест
венный образ звучания натянутой струны, который объединяет весь текст песни в целос
тный художественный мир.
Слово предоставляется исследователям музыкальной культуры:
Хочется отметить, что для западноевропейского рока ведущей является именно музы
кальная, ритмическая сторона. Наш рок в качестве краеугольного камня полагает слово,
поэзию. В этом мы только что убедились, проанализировав текст песни Виктора Цоя.
Наш рок имеет свою историю, в которой можно условно выделить два периода. Первый
до середины 80х годов, когда рок жил и развивался, несмотря на все сложности и препо
ны: запреты, критические статьи во всех газетах и журналах, отсутствие официального
признания. В это время само существование рока было актом протеста против официаль
ной культуры. Вторая эпоха – после 1985 года. Рок может говорить правду во весь голос
и не только на рокконцертах. Теперь стало важно не только, о чём поёт рокгруппа, но и
как она это делает, умеет ли она вести напряжённый диалог со слушателем. Сумеют ли
рокмузыканты остаться властителями дум в новых условиях? Будущее покажет.
IV
. Закрепление.
А сейчас перейдём к сравнительному чтению текстов песен известных рок музыкантов
по группам :
1. «Я хочу быть с тобой » (Вячеслав Бутусов).
2. «Орёл, Телец и Лев » (Борис Гребенщиков).
3. «В последнюю осень » (Юрий Шевчук).
Как вы думаете, что объединяет эти тексты ?
Что важнее – текст или музыка ?
V . Подведение итогов.
Так что же такое «рок» ?
Назовите известных российских рок – музыкантов.
А какие качества, отличающие рок – поэзию и рок – музыку вы знаете ?
. Домашнее задание.
VI
Подготовьте сообщение о современных рок – музыкантах .
( интервью, пластинки, записи, вырезки из газет и журналов)
VII
. Оценивание. Оценивание ваших знаний будет осуществляться следующим образом :
1) заполните оценочный листок :
Оценочный листок.
Ф. И.______________________________
Поставьте себе оценку за урок, учитывая
следующие критерии :
как был готов к уроку,
как работал на уроке.
Оценочный листок.
Ф. И.______________________________
Поставьте себе оценку за урок, учитывая
следующие критерии :
как был готов к уроку,
как работал на уроке.
Оценочный листок.
Ф. И.______________________________
Поставьте себе оценку за урок, учитывая
следующие критерии :
как был готов к уроку,
как работал на уроке.
Оценочный листок.
Ф. И.______________________________
Поставьте себе оценку за урок, учитывая
следующие критерии :
как был готов к уроку,
как работал на уроке.
Оценочный листок.
Ф. И.______________________________
Поставьте себе оценку за урок, учитывая
следующие критерии : как был готов к уроку,
как работал на уроке.
Я пытался уйти от любви.
Я брал острую бритву
и правил себя.
Я укрылся в подвал, я резал
Кожаные ремни,
Стянувшие слабую грудь. Но…
Припев:
Я хочу быть с тобой (2 р.)
Я так хочу быть с тобой,
Я хочу быть с тобой
И я буду с тобой.
В комнате с белым потолком,
С правом на надежду,
В комнате с видом на огни,
С верой в любовь..
Твоё имя давно стало другим.
Глаза навсегда потеряли свой цвет.
Старый врач мне сказал:
тебя больше нет,
Пожарный выдал мне справку,
Что дом твой сгорел. Но…
2) оценивает работу участников группы капитан:
Оценочный лист капитана.
Ф И
виды работы
д/з
анализ
ср.чтен.
презент.
итог 3) Выставление итоговой оценки учитель оставляет за собой, после анализа оценочных
листов учащихся и капитанов групп.
В последнюю осень.
Ю.Шевчук.
В последнюю осень ни строчки, ни вздоха.
Последние песни осыпались летом.
Прощальным костром догорает эпоха.
И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень. (2 р)
Осенняя буря, шутя, разметала
Всё то, что душило нас пыльною ночью.
Всё то, что дарило, играло, мерцало
Разорвано в клочья
В последнюю осень. (2 р)
Ах, Александр Сергеевич, милый,
Ну что же вы нам ничего не сказали
О том, как держали, искали, любили.
О том, что в последнюю осень вы знали.
В последнюю осень. (2 р)
Голодное море, шипя, поглотило
Осеннее солнце, и за облака
Вы больше не вспомните то, что здесь было.
И пыльной травы не коснётесь руками. Уходят в последнюю осень поэты,
И их не вернуть, заколочены ставни.
Остались дожди и замёрзшее лето.
Осталась любовь и ожившие камни
В последнюю осень. (2 р)
Орёл, Телец и Лев.
Б. Гребенщиков.
Как странно то, что затеваю я :
подобие любви создать из жажды
и временем раскрасить, чтоб однажды
поверить самому. Не знаю я,
откуда этот радостный напев,
знакомых нот прекрасное сплетенье.
Стук в дверь мою : «Кто?» спрашиваю.
«Тени,
они ответствуют, Орёл, Телец и Лев».
Я говорю : «Откуда вы ко мне?
Какой судьбой?» и ключ
в дверях вращаю,
поставить чай немедля обещаю –
и дверь держу на этой стороне.
Они смеются : «Вот напрасный труд.
Не трать сил зря», и чинно
сквозь проходят,
Садятся в круг и глаз с меня
не сводят,
и кажется – они чегото ждут.
«Послушайте, любезные друзья,
не может быть, чтоб вам был нужен я».
Но скрипка на стене моей дрожит,
И – боже мой ! – мне кажется, бежит
по их чертам знакомая улыбка…
Так и живём, не пропустив ни дня,
но каждый день проходит как бы дважды,
И я всё пью – и мучаюсь от жажды.
А гости здесь – и смотрят на меня…
Я хочу быть с тобой В. Бутусов.
Я пытался уйти от любви.
Я брал острую бритву
И правил себя.
Я укрылся в подвале, я резал
Кожаные ремни,
Стянувшие слабую грудь. Но…
Припев:
Я хочу быть с тобой (2 р).
Я так хочу быть с тобой.
Я хочу быть с тобой
И я буду с тобой.
В комнате с белым потолком,
С правом на надежду,
В комнате с видом на огни,
С верой в любовь.
Твоё имя давно стало другим.
Глаза навсегда потеряли свой цвет.
Старый врач мне сказал :
тебя больше нет,
Пожарный выдал мне справку,
что дом твой сгорел. Но…
Припев.
Я ломал стекло,
как шоколад в руке.
Я резал эти пальцы за то,
что они
Не могут прикоснуться к тебе.
Я смотрел в эти лица
и не мог им простить
Того, что у них нет тебя
и они могут жить. Но…
Припев.
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.