«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».
Оценка 5

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык +1
6 кл—10 кл
28.03.2017
«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».
урок о роке.doc
Бинарный урок  литературы на тему : «О рок – поэзии  и                                        рок – музыке ».                                          ( 10 класс ) I  . Целеполагание : 1) уметь объяснить значение слова « рок », 2) научиться различать рок – поэзию и рок – музыку, 3) разобраться в особенностях рок – поэзии и рок – музыки. II   . Актуализация знаний : 1. Инструкция :    В конце прошлого урока класс по интересам  разделился на три группы : 1) исследователи литературы, 2) исследователи музыкальной культуры, 3) исследователи русского языка.          Каждая группа готовила  домашнее задание, изучая свою подтему общей темы, а      затем представляет свой материал другим ( по технологии Д.Джонсон и Р.Джонсон      « Учимся  вместе»).  2. Вступительное слово учителя :     ­ Сегодня, ребята, у нас будет урок одновременно и литературы, и музыкальной куль­       туры, и русского языка.       Мы поговорим о рок – поэзии и рок – музыке.     ­ Как вы думаете, каково происхождение корня – рок ?     ­ Является ли он русским или заимствованным ?     ­ Если он « иностранец », то какой словарь подскажет нам, откуда в русский язык при        шёл этот корень и каково его значение ?  3. Проверка домашнего задания .      Предоставим слово исследователям литературы:          ­ В « Словаре иностранных слов » ребята находят слово «рок –н –ролл» и зачитывают       толкование его : «Рок­н­ролл (англ. rock­n­roll – букв. раскачиваться и вертеться ) –       парный бытовой импровизационный танец американского происхождения, получив­      ший широкую известность в середине 50­х гг. XX века ; отличается крайней экспрес­      сивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отноше      нию к партнёрше ; муз. 4/4 ; темп – от умеренно быстрого до быстрого ».       А теперь исследователи русского языка продолжат : ­ Слово « рок­н­ролл» впервые было зафиксировано в толковом словаре русского язы­      ка в 1971 г., чуть раньше оно попало в орфографический словарь. Всё это даёт нам    право предположить, что из всех известных вам слов с корнем – рок – именно существи­ тельное «рок –н – ролл»первым проникло в русский язык. Интересно, что в разговорной речи возникла и распространилась вариантная словоформа : « рок». Такое сокращение  весьма характерно для непринуждённой речи. Обычно вместо «метрополитен» говорят  «метро», вместо «кинематограф» ­ «кино», вместо «фотография» ­ «фото». Точно так же  «рок –н – ролл » ­ это литературное название танца, а «рок» ­ его разговорный вариант. Вспомните слова, образованные от него.  Учащиеся записывают слова : «рок – группа», «рок – звезда», «поп – рок», «панк – рок». III   . Новый материал : 1. Вступительное слово учителя :  ­ Таким образом, слово «рок» расширило в настоящее время своё значение и является теперь не только разговорным синонимом названия танца. Рок – это целое направление в культуре. Мы попробуем сегодня познакомиться с историей рока и определить харак­ терные черты этого сложного явления.  ­ Что же такое рок ? Откуда он ? О чём и на каком языке он разговаривает с нами ? 2. Исследовательская  работа в группах ( по технологии Ислома Шарон). Каждая группа выбирает подтему из общей темы и  составляет доклад для презентации. Предоставляем слово исследователям музыкальной культуры :   ­ Появление рока в конце 50­х – начале 60­х годов нашего века было не случайным. Пре жде всего в рок ­ культуре отразились изменения в обществе : необычайно ускорился ритм жизни, расширились музыкальные увлечения европейцев (через радио, пластинки, магнитофоны). Немаловажное значение имели и достижения техники. Что в XIX веке могло сравниться с рёвом реактивного двигателя, грохотом большого города, с космиче скими пульсарами эфира ? Не отсюда ли стремление музыкантов к силе и предельной  громкости звучания ?   ­ Почему же рок с его нарочитой небрежностью, кажущейся грубостью завоевал весь зем ной шар ? Чем он так привлекает молодёжь ? Ученик. Я думаю, что рок­культура возникла из потребности молодых высказать себя,     не прислушиваясь к голосу старших. Рок – это нигилизм по отношению к традициям в культуре. Ведь пока их усвоишь и изучишь, молодость пройдёт. А сказать о себе, про­ кричать как можно громче о том. Что радует и тревожит, хочется уже сегодня. Сейчас, сию минуту. Другой ученик. Мы не против классики, но нам она не понятна. А рок – это наша куль­     тура, в которой всё доступно и просто. Третий ученик. Мне кажется, что среди  рок­музыкантов нашей страны можно выде­ лить Бориса Гребенщикова ( гр. «Аквариум»), Юрия Шевчука (гр. «ДДТ»), Вячеслава Бутусова (гр. «Наутилус Помпилиус»). Но лучше всего о том, что хотят молодые, сказал Виктор Цой (гр. «Кино»). Звучит магнитофонная запись песни « Перемен ! » У каждого ученика имеется её текст для анализа.                                                                Перемен !                                             Вместо тепла – зелень стекла.                                             Вместо огня – дым.                                             Из сетки календаря                                                             выхвачен день.                                             Красное солнце сгорает дотла.                                             День догорает с ним.                                             На пылающий город падает тень.                                             Перемен !                                             Требуют наши сердца.                                             Перемен !                                             Требуют наши глаза.                                             В нашем смехе                                                           и в наших слезах –                                             и в пульсации вен :                                             Перемен !                                             Мы ждём перемен.                                             Электрический свет                                                                        продолжает наш день,                                             И коробка спичек пуста.                                             Но на кухне синим цветком горит газ.                                             Сигареты в руках, чай на столе –                                              эта схема проста.                                             И больше нет ничего,                                                              всё находится в нас.                                             Мы не можем похвастаться                                                                       мудростью глаз                                             и умелыми жестами рук.                                             Нам не нужно всё это,                                                     чтобы друг друга понять.                                             Сигареты в руках, чай на столе –                                              так замыкается круг.                                             И вдруг нам становится страшно                                                                  всё это менять.      Слово для анализа текста песни предоставляется исследователям литературы.    ­ Обратите внимание на метрический рисунок стихотворения. Разбить его на строки, на       стопы невозможно, следовательно, перед нами образец тонической системы стихосло­      жения. Она, как вы знаете, наиболее приближена к ритму русской разговорной  речи.      В творчестве каких русских поэтов вы уже встречались с образцами этой системы ?          Учащиеся называют Некрасова, Маяковского. ­ Теперь обратите внимание на то, как ключевое слово песни: «Перемен!» ­ вплетается в          ткань её текста. Автор делает каждый слог в этом слове ударным ( что возможно толь­       ко в тонической системе ) и «привязывает» тем самым это слово к строке с таким же       троекратным ударением : «Мы ждём перемен». Но призыв «Перемен!» созвучен мно­       гим словам песни. Найдите их.           Учащиеся записывают слова «дым», «день», «ним», «тень», «вен», объясняют соз­       вучность их слову «Перемен!» наличием согласных  н  ,  м   .    Эти согласные называются сонорными, так как в некоторых языках выполняют слогооб    разующую функцию, тем самым уподобляясь гласным звукам. Их, следовательно, мож­    но «петь». Как вы знаете, так пел их В.С.Высоцкий. Возникает, таким образом, художест    венный образ звучания натянутой струны, который объединяет  весь текст песни в целос    тный художественный мир.    Слово предоставляется исследователям музыкальной культуры:   ­Хочется отметить, что для западноевропейского рока ведущей является именно музы­    кальная, ритмическая сторона. Наш рок в качестве краеугольного камня полагает слово,    поэзию. В этом мы только что убедились, проанализировав текст песни Виктора Цоя.    Наш рок имеет свою историю, в которой можно условно выделить два периода. Первый­    до середины 80­х годов, когда рок жил и развивался, несмотря на все сложности и препо    ны: запреты, критические статьи во всех  газетах и журналах, отсутствие официального       признания. В это время само существование рока было актом протеста против официаль    ной культуры. Вторая эпоха – после 1985 года. Рок может говорить правду во весь голос    и не только на рок­концертах. Теперь стало важно не только, о чём поёт рок­группа, но и    как она это делает, умеет ли она вести напряжённый диалог со слушателем. Сумеют ли     рок­музыканты остаться властителями дум в новых условиях? Будущее покажет.    IV   . Закрепление. А сейчас перейдём к сравнительному чтению текстов песен известных рок ­ музыкантов по группам : 1. «Я хочу быть с тобой » (Вячеслав Бутусов). 2. «Орёл, Телец и Лев » (Борис Гребенщиков). 3. «В последнюю осень » (Юрий Шевчук).    ­ Как вы думаете, что объединяет эти тексты ?    ­ Что важнее – текст или музыка ?    V   . Подведение итогов.   ­ Так что же такое «рок» ?  Назовите известных российских рок – музыкантов.   ­ А какие качества, отличающие рок – поэзию и рок – музыку вы знаете ?  . Домашнее задание.    VI     Подготовьте сообщение о современных рок – музыкантах .    ( интервью, пластинки, записи, вырезки из газет и журналов)    VII    . Оценивание. Оценивание ваших знаний будет осуществляться следующим образом : 1) заполните оценочный листок :                                      Оценочный листок.                    Ф. И.______________________________                    Поставьте себе оценку за урок, учитывая                    следующие критерии :                    ­ как был готов к уроку,                    ­ как работал на уроке.                                                                                                                                         Оценочный листок.                    Ф. И.______________________________                    Поставьте себе оценку за урок, учитывая                    следующие критерии :                    ­ как был готов к уроку,                    ­ как работал на уроке.                                                      Оценочный листок.                    Ф. И.______________________________                    Поставьте себе оценку за урок, учитывая                    следующие критерии :                    ­ как был готов к уроку,                    ­ как работал на уроке.                                  Оценочный листок.                    Ф. И.______________________________                    Поставьте себе оценку за урок, учитывая                    следующие критерии :                    ­ как был готов к уроку,                    ­ как работал на уроке.                                                                           Оценочный листок.                    Ф. И.______________________________                    Поставьте себе оценку за урок, учитывая                    следующие критерии : ­ как был готов к уроку,                    ­ как работал на уроке.                                       Я пытался уйти от любви.                                    Я брал острую бритву                                                       и правил себя.                                    Я укрылся в подвал, я резал                                    Кожаные ремни,                                                  Стянувшие слабую грудь. Но…                                    Припев:                                    Я хочу быть с тобой (2 р.)                                    Я так хочу быть с тобой,                                    Я хочу быть с тобой                                    И я буду с тобой.                                    В комнате с белым потолком,                                    С правом на надежду,                                    В комнате с видом на огни,                                    С верой в любовь..                                    Твоё имя давно стало другим.                                    Глаза навсегда потеряли свой цвет.                                    Старый врач мне сказал:                                                          ­ тебя больше нет,                                    Пожарный выдал мне справку,                                                        Что дом твой сгорел. Но…                                     2) оценивает работу участников группы капитан:                                     Оценочный лист капитана.           Ф   И           виды      работы    д/з анализ ср.чтен. презент.   итог 3) Выставление итоговой оценки учитель оставляет за собой, после анализа оценочных  листов учащихся и капитанов групп.                                 В    последнюю   осень.                                                  Ю.Шевчук.                               В последнюю осень ни строчки, ни вздоха.                               Последние песни осыпались летом.                               Прощальным костром догорает эпоха.                               И мы наблюдаем за тенью и светом                               В последнюю осень.    (2 р)                               Осенняя буря, шутя, разметала                               Всё то, что душило нас пыльною ночью.                               Всё то, что дарило, играло, мерцало                               Разорвано в клочья                               В последнюю осень.    (2 р)                               Ах, Александр Сергеевич, милый,                               Ну что же вы нам ничего не сказали                               О том, как держали, искали, любили.                               О том, что в последнюю осень вы знали.                               В последнюю осень.    (2 р)                               Голодное море, шипя, поглотило                               Осеннее солнце, и за облака                               Вы больше не вспомните то, что здесь было.                               И пыльной травы не коснётесь руками. Уходят в последнюю осень поэты,                               И их не вернуть, заколочены ставни.                               Остались дожди и замёрзшее лето.                               Осталась любовь и ожившие камни                               В последнюю осень.    (2 р)                                       Орёл, Телец и Лев.                                           Б. Гребенщиков.                            Как странно то, что затеваю я :                                     подобие любви создать из жажды                                     и временем раскрасить, чтоб однажды                                     поверить самому. Не знаю я,                                     откуда этот радостный напев,                                     знакомых нот прекрасное сплетенье.                                     Стук в дверь мою : «Кто?» ­ спрашиваю.                                                                                      «Тени, ­                                     они ответствуют, ­ Орёл, Телец и Лев».                                     Я говорю : «Откуда вы ко мне?                                     Какой судьбой?» ­ и ключ                                                                     в дверях вращаю,                            поставить чай немедля обещаю –                                      и дверь держу на этой стороне.                                     Они смеются : «Вот напрасный труд.                                     Не трать сил зря», ­ и чинно                                                                        сквозь проходят,                                     Садятся в круг и глаз с меня                                                                            не сводят,                                     и кажется – они чего­то ждут.                               «Послушайте, любезные друзья, ­                                     не может быть, чтоб вам был нужен я».                                     Но скрипка на стене моей дрожит,                                     И – боже мой ! – мне кажется, бежит                                     по их чертам знакомая улыбка…                                     Так и живём, не пропустив ни дня,                                     но каждый день проходит как бы дважды,                                     И я всё пью – и мучаюсь от жажды.                                     А гости здесь – и смотрят на меня…                                           Я хочу быть с тобой В. Бутусов.                                             Я пытался уйти от любви.                                             Я брал острую бритву                                                                       И правил себя.                                             Я укрылся в подвале, я резал                                             Кожаные ремни,                                                             Стянувшие слабую грудь. Но…                                             Припев:                                             Я хочу быть с тобой  (2 р).                                             Я так хочу быть с тобой.                                             Я хочу быть с тобой                                             И я буду с тобой.                                             В комнате с белым потолком,                                             С правом на надежду,                                             В комнате с видом на огни,                                             С верой в любовь.                                             Твоё имя давно стало другим.                                             Глаза навсегда потеряли свой цвет.                                             Старый врач мне сказал :                                                                      ­ тебя больше нет,                                             Пожарный выдал мне справку,                                                                      что дом твой сгорел. Но…                                             Припев.                                             Я ломал стекло,                                                                     как шоколад в руке.                                             Я резал эти пальцы за то,                                                                               что они                                             Не могут прикоснуться к тебе.                                             Я смотрел в эти лица                                                                     и не мог им простить                                             Того, что у них нет тебя                                                                     и они могут жить. Но…                                             Припев.

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».

«Развитие связной речи и навыков письма через нестандартные формы проведения уроков ».

«Развитие связной речи и  навыков  письма   через  нестандартные  формы  проведения  уроков ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017