Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература
1 кл—4 кл
26.11.2018
Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают:
o проблемные вопросы, проблемные ситуации;
o дифференцированный подход к обучению;
o дидактическая игра;
o различные виды творческой работы;
o здоровьесберегающие технологии.
Всю работу по развитию творческого потенциала я разделила на три этапа.
На основе выше изложенного материала по данному направлению можно сделать следующие выводы:
1.На уроках литературного чтения необходимо обеспечить творческую атмосферу в классе: постоянное использование проблемных ситуаций, поддерживание всяческих проявлений творчества.
2.Необходимо использовать на уроках литературного чтения упражнения разнообразного характера,направленные на развитие литературно-творческих способностей, в строгой последовательности.
3.Целесообразно в организации творческой работы осуществлять тесную взаимосвязь с другими видами искусства.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Предоставление школьнику свободы в выборе деятельности, в чередовании дел,продолжительности занятий и т.д.
3. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
выступление на мо ноябрь.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»»
г. Саранска Республики Мордовия
Развитие творческих способностей
обучающихся через уроки литературного чтения
подготовила
учитель начальных классов
Шелтукова Татьяна Борисовна
г. Саранск Республика Мордовия В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и
компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети
овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре
лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из
"Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения
школьной программы в сокращенном варианте. Как пробудить интерес к чтению, как
его развивать, поддерживать вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач.
Работая 20 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии
в образовании и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой
потянется нить, длинною в школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является
творчество. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а
творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов
учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач.
Ведь современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек,
который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески,
может свободно реализовать собственное «Я». Наиболее благоприятны для развития
творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Использую в своей
работе разнообразные формы уроков.
Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального,
творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его
нравственноэстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это
труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают:
o проблемные вопросы, проблемные ситуации;
o дифференцированный подход к обучению;
o дидактическая игра;
o различные виды творческой работы;
o здоровьесберегающие технологии.
Всю работу по развитию творческого потенциала я разделила на три этапа:
Первый этап это формирование у учеников качеств, служащих
предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности,
речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты
припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках
литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами;
выступлениями учащихся. Очень широко использую в практике прием драматизации
художественных произведений, как на обычных уроках, так и на внеклассных
мероприятиях. Второй этап
это элементы исследовательской деятельности учащихся в
познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение
поставленных задач.
Для развития речевого творчества в своём классе я предложила детям
исследование для всей семьи
интересное полезное творческое задание
“Энциклопедия одного слова” под девизом: Мама, папа и я – выполняет вся семья!
Каждый взял для исследования только одно слово и постарался раскрыть нам всю его
прелесть, разгадать все загадки этого слова. На родительском собрании я подробно
познакомила взрослых с темой, идеей, целями и задачами проекта. Вместе мы
выяснили, чем родители могут помочь детям, как надо правильно им помогать, учить
оформлять собранный материал, систематизировать его.
Для успешного выполнения исследования, каждому ребёнку я приготовила
инструкцию:
В защите исследований участвовали и дети и взрослые. Совместная проектная
деятельность создаёт ситуацию успеха, способствует формированию у ребёнка
положительной самооценки: “Я сам собрал!”, “Я смог!”, “Я знаю!”. Свой общий труд
дети и взрослые с удовольствием защищали на презентации.
Третий этап это самовыражение индивидуальности, личности ученика через
творчество, главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская
деятельность тоже может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в
драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя, и тогда в произнесении
реплик он поднимется до самовыражения. То же можно сказать и об иллюстрировании.
Много внимания уделяю работе с текстом художественных произведений.
Проблемой является анализ работы с текстом, так как в этом возрасте у детей развито
нагляднообразное мышление, а им необходимо уметь анализировать, сравнивать,
обобщать и делать выводы. Этой работе помогают разнообразные задания на
формирование умений воспринимать художественный текст:
Последний мониторинг показал, что необходимо подбирать задания на
нахождение изобразительновыразительных средств, создавать словесные образы..
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на
уроках литературного чтения очевидны положительные результаты.
1. В моём классе снизилось количество учащихся, работающих на репродуктивном
уровне, и возросло количество школьников, способных выполнять задания
творческого и даже исследовательского характера.
2.Отмечается высокий уровень развития творческих способностей
3.Наблюдается их разнообразие 4.Наблюдается положительная тенденция роста уровня образовательной подготовки
учащихся: выросло качество знания по предмету;
повысился уровень выполнения работ по развитию речи.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать
творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе
являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных
критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к
творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта,
гениальности.
Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений,
художественных произведений и литературных текстов, технических средств и
информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию
природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть,
главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди
способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их
интеллектуальным нуждам и потребностям.
Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на
рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях
перманентных социальноэкономических и политических преобразований в российском
государстве требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых
обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность.
Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях
напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с
ситуацией, т.е. творчески.
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится, тем самым,
одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее
большинство учителей сомневается в возможности целенаправленного развития
творческого мышления, активации творческой деятельности младших школьников.
Творчество личности это самореализация возможностей и способностей
человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе
создания нового в себе и своей деятельности. Поэтому изучение самореализации в
творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особую актуальность. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития
личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные
связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать
возможные последствия реализации таких решений.
Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать,
проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает
возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация
творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью
учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя.
Учитель не передает некую сумму знаний, не «натаскивает», а создаёт благоприятные
условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное
познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания,
вступая с учеником в учебный диалог.
Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в
назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно
назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего
отношение социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем
проявлениям творческой активности личности. Встает проблема охраны детской
одаренности, что предполагает решение ряда проблем, в том числе выявление
факторов одаренности, разработку индивидуальных методов работы, создание новых
методик по развитию детской одаренности.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Для реализации путей развития творческих способностей учащихся мы должны
таким образом организовать процесс чтения и изучения литературных произведений,
чтобы младшие школьники постоянно находились в ситуации решения творческих
задач. Это условие реализуется на уроках литературного чтения наиболее ярко через
метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся
в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его
досказывание, домысливание, а также инсценирование произведения или его эпизода.
Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно
творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая
позволила бы шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания. Такая
система упражнений и заданий существует в программе УМК «Начальная школа 21
века». В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить несколько
групп
методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой
активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках
литературного чтения:
1. Словесное развертывание образов произведения.
2. Театральная творческая деятельность.
3. Изобразительная творческая деятельность.
1. Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного
чтения.
Целью данного метода является активизация художественного восприятия, как в
начале изучения произведения, так и после анализа. Созданные фантазией во время
чтения образы являются результатом творческой активности читателя и стимулируют
словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о
прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием
продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое
чтение основа формирования высокого художественного вкуса и им движет
любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода
творческого чтения, это выразительное чтение, комментированное чтение, творческие
задания, постановка на уроке учебной проблемы.
Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к.
выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует глубокому
пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого
чтения.
Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?
1.
дикцией.
2.
Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие
Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием,
чувства и мысли хотим передать слушателям.
3.
Уметь применять интонационные средства выразительности в точном
соответствии с задачей чтения.
4.
Соблюдать законы жанра произведения разного жанра читаются по
разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при
чтении басни, юмористического рассказа и т.п. Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выявлении и
мотивации использования средств художественной выразительности (метафоры,
эпитеты, олицетворение, сравнение), в определении логики средств звуковой
выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).
Главное средство речевой выразительности интонация. При чтении
художественного произведения интонация возникает после осмысления текста,
понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их
поступкам и событиям. Вот некоторые задания:
передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
прочитай предложение с разной интонацией.
Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и
выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается
передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным
чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить
товарищей со своей интонационной находкой.
Литературное произведение это искусство слова, поэтому с первого класса
необходимо вести работу над художественным словом, его значением и формой. Слово
позволяет осознать ребятам мир своих чувств, поэтому необходимо развивать у детей
«чувство слова» основы восприятия литературы как вида искусства. Для выявления
выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания.
Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие
настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? (М.
Лермонтов «Осень») Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «осень» и т.д.
Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного
творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из
«зерна» одногоединственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и
вызвало целую гамму чувств.
Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является
такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь
барабанил по крыше» как ты это представляешь.
Для воспитания внимания к слову предлагается детям составить кроссворд по
прочитанному произведению или использовать готовые кроссворды.
2. Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения. Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать
интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время
драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя,
проявляет творчество, т.к. посвоему выражает замысел автора. В зависимости от
задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько
видов драматизации:
анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики
изображенных на них героев;
чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз,
жестов и интонации, мимики героев;
постановка «живых картин» к произведению;
составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов,
мизансцен;
драматические импровизации;
развернутые драматические представления.
Можно провести игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально
точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется
несколько «картин», выбирается наиболее удачная.
Игрудраматизацию можно проводить с первых уроков, раскрывая ее секреты
на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Можно использовать при
работе с первоклассниками «Театрэкспромт». Это такая форма работы, которая не
требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки
«Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки,
так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а детиактеры исполняют
все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям
психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол. Такая работа
помогает первокласснику корректировать свои движения и делать поведение куклы
максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять эмоции. В
собственной игре ребенок, подобно творцу, оживляет куклу. Креативная иградраматизация способствует приобретению детьми навыков
активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной
игрыдраматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному
сценарию, креативная иградраматизация дает простор творчеству детей и свободу
самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации
сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы
действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой
драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игрудраматизацию, креативную
игрудраматизацию.
Более сложная форма драматизации чтение по ролям, сопровождаемое
анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором
имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям
начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием,
когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой
или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее
количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание
учебников «Литературное чтение» ЕфросининойЛ.А. и др. позволяет систематически
проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках регулярно используются
разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная со 2 класса,
можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить
слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это
возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер.
Таким образом, нужно учить детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях
впечатления о героях.
3. Изобразительная творческая деятельность
на уроках литературного чтения.
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: рисование
эпизода, который больше понравился;
рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
составление рисованного диафильма;
аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение
иллюстраций художников;
составление картинного плана. Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением
рисованного диафильма. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в
общем смысле раскадровка – это изложенная в последовательности расположенных
кадрахкартинах некоторая история или текст. Рисование раскадровки может носить и
более творческий характер, если прочитать детям небольшое литературное
произведение и попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или
стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда:
им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы,
которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры,
знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует
ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 10 до 30
минут (при условии, что группа состоит из 23 человек). Когда кадры будут созданы,
раскрашены, то все они вывешиваются на классную доску в порядке развития сюжета.
Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли
созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано
настроение героев. Происходит в какойто степени защита проекта. Собственно
диафильм готов.
На основе выше изложенного материала по данному направлению можно сделать
следующие выводы:
1. На уроках литературного чтения необходимо обеспечить творческую
атмосферу в классе: постоянное использование проблемных ситуаций, поддерживание
всяческих проявлений творчества.
2. Необходимо использовать на уроках литературного чтения упражнения
разнообразного характера, направленные на развитие литературнотворческих
способностей, в строгой последовательности.
3. Целесообразно в организации творческой работы осуществлять тесную
взаимосвязь с другими видами искусства.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании
определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями
являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Предоставление школьнику свободы в выборе деятельности, в чередовании
дел, продолжительности занятий и т.д.
3. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления
ребенка к творчеству.
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Развитие творческих способностей обучающихся через уроки литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.