Развивающие технологии на уроках литературы
Оценка 4.9

Развивающие технологии на уроках литературы

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—11 кл
10.02.2017
Развивающие технологии на уроках литературы
Работа "Развивающие технологии на уроках литературы" представляет потенциал урока, обогащённый новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход. Развивающая экскурсия на уроке литературы – одна из форм реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, что позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Технология развивающей экскурсии предполагает творческие уроки общения с историческими раритетами, основанными, например, на материалах школьных музейных экспозиций. В разработке можно познакомиться с созданием пространственной историко-культурной среды и "ролевого погружения" в нее, в место пространственного, визуального и эмоционального восприятия истории, национально-культурных традиций и образа жизни российского общества.Работа "Развивающие технологии на уроках литературы" показывает потенциал урока, обогащённый новыми подходами, подсказанными современностью. Представлен пример развивающей экскурсии, посвящённой Великой Отечественной войне.
Развивающие технологии на уроках литературы.docx
Развивающие технологии на уроках литературы  XXIвек:   изменилась   социальная   среда,   информационная   среда,   изменились дети и их интересы, отношение к прошлому, истории.  Принципиальное отличие новых стандартов в образовании заключается в том, что   основной   целью   является   не   предметный,   а   личностный   результат.   Во главу ставится не набор информации, обязательной для изучения, а развитие личности   ребенка,   с   целью   успешной   социализации   в   быстро   меняющихся условиях жизни.  Потенциал   урока   обогащается   новыми   подходами, современностью. Одно из таких новшеств ­  деятельностный подход.   подсказанными Развивающая   экскурсия   на   уроке   литературы   –   одна   из   форм   реализация деятельностного подхода в педагогическом процессе, что позволит поставить каждого ребенка в активную позицию, проявить ему свою субъектность. Дети ­   не   просто   посетители,   они   вовлекаются   в   соответствующий   вид деятельности. Технология развивающей экскурсии предполагает творческие уроки   общения   с   историческими   раритетами,   основанные,   например,   на материалах   школьных   музейных   экспозиций.   Интересно   создание пространственной историко­культурной среды и "ролевого погружения" в нее, в   место   пространственного,   визуального   и   эмоционального   восприятия истории,   национально­культурных   традиций   и   образа   жизни   российского общества.  Цель   развивающей   экскурсии  –   развитие   способностей,   обеспечивающих полноценное восприятие литературных образов. Задачи: ­ формирование   эмоциональной отзывчивости на литературный образ;  бережного отношения к музейному предмету как части материальной и духовной культуры; ­   формирование   способности   размышлять   по   поводу   увиденного, анализировать, обобщать наблюдения, впечатления, размышления; ­ развитие творческого воображения; эстетических способностей; ­ развитие способности словесно выражать свои мысли, чувства, впечатления. В   основе   развивающей   экскурсии   лежат   непосредственные   наблюдения, зрительные   и   эмоциональные   ассоциации.   Наиболее   перспективной технологией организации развивающей экскурсии в школьном музее являются французские мастерские. Мастерская — это форма организации образовательного процесса, которая была разработана французскими педагогами – представителями «Французской группы нового образования» ЖФЕН . В самом общем виде цель мастерской ­ разработка и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка. Меняется роль экскурсовода: он не передает свои знания и умения, а даёт возможность   через   постоянный  алгоритм   действий  создать   творческий процесс для формирования у посетителей своего собственного представления о мире. Французские мастерские ­ это специально организованное педагогом­ Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития),  когда обучающиеся в коллективном поиске приходят к построению («открытию») знания, понимания, осмысления. Пример экскурсии, посвящённой Великой Отечественной войне Ребята,   сегодня   вас   ждет   экскурсия   в   необычном   формате,   для   этого располагайтесь удобно, и пусть Вам будет комфортно на нашей экскурсии. 1.Предлагаю   в   течение   одной   минуты   описать   словесно   ваши   ассоциации, ощущения,   которые   возникнут   во   время   и   после   просмотра   небольшого видеоролика.  ( видеоролик)            «Индукция»   («наведение»)   —   создание   эмоционального   настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения   к   предмету   обсуждения.   Индуктор   —   слово,   образ,   фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2  .А теперь сформулируйте и запишите одно слово, которое объединит Ваши ощущения и зрительный ряд.  Как Вы считаете, чему будет посвящена наша экскурсия? ­ войне      «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3.(фото   или   предметы   музейных   экспонатов)   отражённое в предметах А теперь прошу вас, ребята, разместить своё индивидуальное творчество на общий лист группы.     «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.    Перед   вами   время, 4.   Внимательно ознакомьтесь с размышлениями каждого из участников вашей группы   и   сформулируйте   общее   понимание:   ЧТО   ТАКОЕ   ВОЙНА? Оформите его в виде рисунка.             «Социализация»  — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5.Спасибо, теперь всё наше творчество представим друг другу, тем самым усилим, расширим собственные ощущения, эмоции, представления. Соберём наши работы в один коллаж.  (музыка   «Что   такое   война»)  Практически   все   определили   одну   тему экскурсии, эмоциональный ряд погружает нас в атмосферу …………………, зрительный образ войны пересекается с эмоциональными ощущениями.         «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера   (текстов,   рисунков,   схем,   проектов,   решений)   в   аудитории   и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик). 6.  Сегодня   у   вас   есть   возможность   познакомиться   с   уникальными экспонатами,   участниками   Великой   Отечественной   войны:   трофейный немецкий фонарь, сталинградская земля с мест, где шли бои, и солдатская фляжка. Попробуем   представить   себе,   о   чём   могут   рассказать   нам   эти   предметы, сочинить истории «О чём говорят вещи» (сказка, эссе, письмо, стихотворение т.д., важно от имени предмета рассказать о былом времени, об участниках событий, о хозяевах вещей…)  «Разрыв»  —   внутреннее   осознание   участником   мастерской   неполноты   или несоответствия   своего   старого   знания   новому,   внутренний   эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7.Последний   этап   экскурсии   важен   педагогу,   поскольку   показывает включённость   личности   ребёнка   в   некие   смысловые   установки.   Характер рефлексии по ФГОС меняется. Это уже не традиционные для нас: овладел, узнал, запомнил, научился,  усвоил.  Результат работы  описывается  словами такого ряда: создал, задумался, почувствовал, понял, сделал, помог, выбрал, приблизился   (или:   сделаю,   подумаю,   почитаю,   рассмотрю,   понаблюдаю, проанализирую).   Как   показывает   практика,   много   слов   выбирать   для рефлексии не следует. Мы просим Вас поработать с тремя.    «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы. Французские   мастерские   позволяют   избежать   стереотипов   восприятия, помогают развить у учащихся следующие способности: коммуникативность, креативность, толерантность, критичность мышления и адаптацию в социуме. Групповая форма работы объединяет учащихся вместе, дает каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у ребенка появляется возможность утвердиться   в   себе,   попробовать   свои   силы   в   микроспорах,   где   нет   ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса. При работе в группе дети не испытывают страха. Значит, мы бережём психическое здоровье детей. В данном контексте ведущим методом выступает наблюдение, т.е.   непосредственное   восприятие   фактов,   явлений.   Наблюдение   может фиксироваться   различными   способами.Экскурсовод   обязательно   должен помнить, что главное действующее лицо– ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет «инсайд» –  озарение,  не   возникнет   переживание   радости   открытия   нового,  познания неизвестного,   свободного,   не   скованного   авторитетными   мнениями, творчества.

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы

Развивающие технологии на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017