Реализация концепции духовно-нравственного развития на уроках литературы
Своё выступление я хочу начать со слов А. И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. И из всех возможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».
Как здорово подметил писатель! Это же про наше время, про то, с чем мы каждый день сталкиваемся. Достаточно посмотреть на результаты массовых социологических опросов, чтобы удостовериться, что воспитывающие персонажи русской классической литературы перестали быть образцами для подражания для абсолютного большинства подростков и молодёжи. Так, например, социологическое исследование 2015 года выявило, каких героев сегодня выбирают наши дети для подражания. Из 2,5 тысяч детей и подростков 187 выбрали человека-паука; 183 – фею из мультсериала «Клуб Винкс»; 159 - Губку Боба Квадратные штаны; 145 – Бэтмена; 47 – Гарри Поттера. А из отечественных героев 11 раз был назван Илья Муромец, трижды – Алёша Попович, по одному разу Александр Невский, Дмитрий Донской, Буратино и… дед из сказки про репку.
Я, как учитель, не могу смириться с тем, что наше время лишило детей идеалов. На кого равняться, кому подражать? Многие прежние герои низвергнуты с пьедестала, многие оболганы. Даже наша Победа в Великой Отечественной войне принижается. Это очень горько…
Хочется, чтобы мои ученики видели в прошлом и настоящем хорошее, достойное уважения, чтобы гордились родной землёй и людьми, на ней выросшими.
Проводя уроки литературы, я ориентируюсь на Концепцию духовно- нравственного развития и воспитания личности, где четко сформулирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На уроках литературы я стараюсь не просто говорить о нравственности, а через переживание ситуации помочь детям усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.
Оживить для ребят литературного героя непросто. Ещё сложнее установить связь классического произведения с нашей действительностью, включить в урок чью-то живую судьбу, связать её с социальными и нравственными проблемами.
Например, свой урок на тему «Отец и дочь» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» я начинаю со слов Н. М. Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». Обращаюсь к ученикам: «Старшее и младшее поколения, отцы и дети постоянно в центре внимания на наших уроках, потому что на примере героев произведений мы учимся понимать взаимоотношения между близкими людьми, стараемся понять тщательно скрываемые отцами тревоги и боль».
Вспоминаем эпизод прощания князя Андрея, уходящего на войну, с отцом. «Ежели меня убьют, и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя,… чтобы он вырос у вас, пожалуйста».
Задаю вопрос: «Кто сможет, как князь Андрей, доверить своего будущего ребёнка отцу?»
При обсуждении данной темы возникает живой интерес, вопрос для многих оказывается не из лёгких. Дети задумываются, чем близок им отец, какую роль играет он в их жизни. «Отцовское» в мужчине – ныне проблема остросоциальная, ведь в юноше помимо труженика, патриота, воина, любящего сына нужно воспитывать и надёжного отца.
Необычное начало урока заинтересовывает учеников, заставляет вдумываться в каждую фразу, позволяет глубоко проанализировать литературное произведение, разобраться в нравственных проблемах.
Таким образом, проявляя хорошее знание текста, творческое воображение, учащиеся спорят, делают открытия, приходят к глубоким обобщениям. Самое ценное для меня в том, что ребята учатся сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно: нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Отмечу, что уроки словесности - это уроки духовности, через которые проходит вопрос «Что искали в Библии поэты и писатели России на разных этапах истории?» и на которых школьники пытаются понять: можно ли «воскресить Лазаря» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; как в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор» отразился образ России-праведницы, мученицы; можем ли мы считать роман «Капитанская дочка» кодексом чести и достоинства, основанном на христианских заповедях. Анализируя сцены покаяния героини Насти из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», обращаемся к заповеди Божией из Библии: «Чти отца своего и матерь твою…», что заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это произведение. Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая их, мы исцеляем и наши собственные души.
Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках словесности целенаправленно провожу уроки-исследования, литературные дискуссии, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Так, например, изучая «Слово о полку Игореве», чаще всего говорят о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, но важны и рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям.
Всем известно, что на современном этапе литературное образование переживает не лучшие времена. Реальная ситуация такова, что программные произведения читают единицы. Остальные, имея определённую ловкость, могут написать сочинение по произведению, не прочитав ни строчки из него. Как переломить сложившуюся ситуацию? Прежде всего, необходимо понять, чего мы хотим добиться, вводя литературу в курс школьных предметов. А хотим мы наших подопечных ввести во владение тем культурным наследием, которое является общенациональной связкой, достоянием, оставляющим за нами право гордиться и считать себя Великой державой. Произведения классиков составляют культурный багаж, без которого невозможно становление полноценной, духовно развитой личности. Так как научить мыслить – это ещё не всё. Хотелось бы к этому добавить такие качества, как милосердие, сопереживание, осознание ценности чужой жизни… Именно в подростковом возрасте литература способна оказывать наиболее сильное воспитательное воздействие.
И, несомненно, здесь крайне велика роль учителя литературы, ведь он преследует цель сохранения духовной культуры нации.
Помните Аустерлицкое сражение? Подхватив знамя, князь Андрей бросился на французов не оглядываясь, т. е. не сомневаясь, побегут ли за ним или нет панически отступавшие солдаты. Побежали! Сперва один, другой, а за ними весь батальон… вот так бы и нам, учителям литературы, увлекать высоким идеалом, держа в руках книгу, как Болконский знамя. Если веришь им, как себе, пойдут и даже побегут за тобой, а если нет, будут приветливо улыбаться и - сидеть. Каждый миг работы наполните безоглядной верой в ученика!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.