Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"
Оценка 4.6

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—11 кл
18.04.2019
Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"
Данная разработка представляет собой обобщение опыта по поликультурному воспитанию обучающихся 5-11 классов на уроках литературы и во внеклассной работе. Здесь представлены фрагменты уроков, домашних заданий, индивидуальных проектов , которые могут использованы учителями для творческого взаимодействия через учебный материал. Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное место. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у обучающихся глобальное понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.
публикация.docx
Реализация    содержания    поликультурного        образования на уроках литературы и во внеклассной работе Козлова Ирина Евгеньевна,   учитель русского языка и литературы,  высшая категория,  МБОУ СОШ № 16 города Хабаровска Пояснительная записка Сейчас мировая культура выглядит многоликой панорамой    Из  вышесказанного следует, что в обществе сформировался  национальных   культур.           Культура  21 века видится как мировой интеграционный процесс, в  котором происходит смешение различных этносов и этнических культур.    поликультурный социум. Поликультурный социум ­ это такое  образовательное пространство, в котором проживают и обучаются учащиеся  разной этнолингвистической, религиозной и социально­экономической  принадлежности.     развития образования в ХХI веке подчеркивает, что образование должно  способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и  тем самым мог определить свое место в мире, и с другой ­ привить ему  уважение к другим культурам.       поликультурный социум.     Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях   Из  вышесказанного следует, что в обществе сформировался  Поликультурный социум ­ это такое образовательное пространство, в   В последние годы в отечественной педагогике всё больше стали  котором проживают и обучаются учащиеся разной этнолингвистической,  религиозной и социально­экономической принадлежности.     говорить о важности поликультурных аспектов в школе.     образование.  Самостоятельно оформилось такое направление как поликультурное  Поликультурное образование ­    процесс, заключающийся в создании  условий для формирования у личности мировоззренческой установки на  конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической,  российской и мировой культурам. Цель поликультурного образования : формирование человека,  способного к активной и эффективной жизнедеятельности в  многонациональной среде, обладающего  развитым чувством понимания и  уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных  национальностей, рас, верований. Задачи поликультурного образования:  ­глубокое и всесторонне овладение учащимися культурой своего  собственного народа, что является непременным условием интеграции в  другие культуры ­ формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире  и  России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям ­ создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов ­ развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями  различных культур ­ воспитание учащихся в духе мира, терпимости , гуманного  межнационального общения. «Изолированных культур не существует, они  взаимосвязаны. Оставаясь  достоянием своего народа, своего творца, каждая культура, сохраняя   своеобразие, влияет на другие культуры», ­ говорил  писатель Л. Андреев. На “ встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят  своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры. На мой взгляд, литература (как предмет) активно способствует  поликультурному воспитанию, так как не только дает систему знаний по  искусству художественного слова, но и воспитывает толерантную личность,  способную участвовать в диалоге культур. В  данной работе представлены конкретные примеры (фрагменты  уроков, внеклассной работы) особенностей поликультурного воспитания  обучающихся. Они заложены в   произведениях, изучаемых на уроках  литературы в 5­11 классах. Материал разработки может быть использован  учителями литературы на уроках и во внеклассной деятельности. Рассмотрим на конкретных примерах особенности поликультурного  воспитания  на уроках литературы.  Возможности для этого содержат фольклорные произведения, с  которых начинается изучение курса литературы в средних и старших классах. На уроках изучения устного народного творчества возможны и  необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов.  Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания,  установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре  других народов, понимания многообразия духовного и материального мира,  явится средством формирования умения жить в многонациональной стране. Тема «Сказки народов  России» 5 класс Слово учителя: На этом занятии мы познакомимся со сказками народов мира. Сказки есть у всех народов. Когда исследователи стали записывать фольклор разных стран, то увидели, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом.  Именно сказки показывают, какие человеческие качества ценит народ. Сегодня,   наверное,   нет   на   Земле   человека,   который   бы   оставался равнодушным к сказкам. Сказки народов России (тексты смотреть в приложении) 1. «Падчерица» (башкирская, татарская) 2. «Не рой другому яму – сам в неё попадёшь» (таджикская) 3. «Знание всего дороже» (татарская) 4. «Волшебный колодец» (цыганская сказка) 5. «Упрямые козы» (узбекская) 6. «Комар оводу не товарищ» (украинская) Познакомившись с героями и образами  сказок других народов , поняв   структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются в справедливости  утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. Выводы, которые сделают обучающиеся:    ­все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к  счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку  ­люди разных народов хотят одного и того же: жить в мире и согласии. Они  ценят дружбу, не любят жадных и трусливых, защищают бедных, смеются над  богачами. В качестве домашнего задания  обучающимся предложено составить рассказ  на тему “Почему  сказки разных народов  похожи друг на друга?» Тема     «  Пословицы и поговорки других народов»     5 класс Слово учителя: Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник  народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями.  Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая  их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям,  природе, к здоровью, здоровому образу жизни…  Пословиц очень много. Уже  в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и  пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и  поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества  положил М.В. Ломоносов.  В. Даль, современник А. Пушкина, пятьдесят лет  собирал пословицы и поговорки. Задание: подобрать к русским пословицам пословицы других народов  (задание есть в учебниках или дать свои пословицы) Выводы, которые сделают обучающиеся: ­все мы разные, у каждого из нас своя жизнь,  свои интересы, проблемы,  планы, но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть  счастливыми ­все народы говорят о необходимости знаний ­все народы любят родину, природу ­ все народы одинаковые , хотя говорят на разных языках Защита проекта ( книжки­малышки) 5­6 класс Этот проект обучающиеся  защищают после изучения темы «Устное народное  творчество». Содержание книжек –малышек может быть разным (посвящено  одному жанру УНТ или разным жанрам), но с использованием фольклора  других народов России. Тема природы в  изображении поэтов 20 в.  Расул Гамзатов «Песня соловья» 5 класс На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворением Р.Гамзатова «Песня соловья» Вопрос: «Что  объединяет эти стихотворения?» В.Боков «Поклон» Н. Рубцов «В осеннем лесу» Р.Гамзатов «Песня соловья» Выводы, которые сделают обучающиеся: их объединяет любовь к Родине, к  родной природе. Родная природа в русской поэзии и поэзии других народов  (7,10, 11 классы) Выводы, которые сделают обучающиеся: ­природа всегда становилась источником вдохновения для поэтов разных  народов.  ­ у каждого поэта свое видение природы, свой поэтический язык Для человека любой национальности природа и родина – понятия  неразрывные, неделимые – это то, что объединяет такие разные  стихотворения. «Сказки о богатырях других народов» 6 класс «Киле Бамба и Лоче­богатырь»  (нанайская сказка) «Наверное, не так давно это было. Жил на Амуре Киле Бамба — нанайского  народа человек, силы богатырской человек Киле Бамба. От простой женщины родился Киле. Только, видно, добрые черти ему  помогали, что быстро он вырос. ….»   Выводы, которые сделают обучающиеся : Богатырь у нанайцев — это особый человек, «избранник», наделенный  сверхъестественными силами. Герой часто пользуется шаманскими приемами  и, например, чтобы победить противника, находит и уничтожает его душу.  Богатырю самому помогают шаманские духи.   Русский богатырь – богатырь  огромной силы,   защитник   русского  народа,  защитник родины.   Рослый, крепкого сложения, сильный человек Русские  былинные богатыри сражались с врагами, это были или чудища (многоголовый змей),или злые и коварные люди. Тема «Из поэзии о Великой Отечественной войне»  6 класс Р.Гамзатов «Журавли»  (на   уроке звучит  песня «Журавли» в исполнении  М.Бернеса) Слово учителя :   С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного  трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль  всегда занимал почетное место священной птицы. А кто из вас знает, что  символизируют журавли? (это символ счастья, любви и здоровья) Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении,  ставшем песней. История создания стихотворения (индивидуальное сообщение заранее  подготовленного ученика)           Расул Гамзатов, дагестанский поэт, написал стихотворение «Журавли»  после посещения Японии. В Хиросиме он увидел памятник японской девочке  по имени Садако Сасаки, страдавшей от неизлечимой болезни после атомного  взрыва. Девочка узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу  бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно  исполнится. И Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в  ее руки ей кусочков бумаги Но девочка умерла. Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, Р. Гамзатов  увидел впечатляющее зрелище ­ тысячи и тысячи женщин в белой одежде.              Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не  черное, как у нас. Случилось так, что когда он стоял в толпе , в  небе  появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае  Расул Гамзаевич заметил маленький промежуток.             Затем была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, в  самолете, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не  вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии  и о многом другом, но  мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Так появилось  стихотворение. Слово учителя: Когда звучит песня “Журавли”, в каждой семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях и дочерях. Бессмертный образ белых журавлей стал  родным и близким миллионам людей на нашей планете. И нашел он свое  отражение  в песне дагестанского поэта  Р.Гамзатова.  Это души погибших,  это сердца павших в той Великой войне, это наша незабвенная память.  Журавли Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать тех, кто  завоевал нам  мир. Журавли  не имеют национальности ­ они символизируют память обо всех  погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят  журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти  воинам минутой молчания. «Песни других народов» 7­8 класс   Петь – природная потребность человека любой национальности  Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали   народу  выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его  великом историческом пути.   Задание  для обучающихся: прочитать данные песни, найти в учебнике  русские песни, похожие на данные по содержанию. В карачаево­балкарской песне о Белой Батай ее бедный возлюбленный  ропщет: Твой отец неумолим. За тебя дают калым. А добро, кому оно некстати? Взял отец сто пять голов: Сто баранов, пять ослов, Да еще возьмет шестого — зятем. В ингушской «Песне насильно выданной замуж» вновь судьбу девушки решает злая воля братьев: Что же вы, братья, меня погубили, Мужу постылому бросив бесчестно, Чтобы ночами мне плакать в бессилье, Чтобы завидовать мертвым невестам? (Можно  подбирать песни других народов  России  (тех народов, которые  обучаются в данном классе)  Выводы,  которые сделают обучающиеся :песни разных народов похожи.  Образ Снегурочки в пьесе А.Островского «Снегурочка»  8 класс Задание: сравните пьесу и стихотворение Б.Ахмадулиной «Снегурочка» Б.Ахмадулина (отец­ татарин, мать­ русско­итальянское происхождение) «Снегурочки других народов»  ­ задание может быть    индивидуальным  или   домашним для всех. Литературный вечер «Образ женщины в поэзии разных народов» (9­11 классы) Портреты :  Н. Гончарова (жена Пушкина ),  А.П. Керн, грузинская красавица  и др. Цель проведения:  ­формирование человека, способного к активной и эффективной  жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым  чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и  согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Фрагменты композиции:  Девушка, любимая, женщина, продолжательница рода человеческого,  хранительница семейного очага, любящая мать…  Женщина — как цветок, будет жить и радовать других только тогда,  когда его вовремя польешь. Природа распорядилась так, что поливать этот  цветок нужно лаской, теплом, заботой и нежностью. И тогда женщина взамен  подарит вам мир счастья и любви. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, всегда занимал  важное место во всех сферах человеческой деятельности. Во все времена  образ женщины звучал в стихах поэтов, известные музыканты и певцы  воспевали его в своем творчестве, великие художники рисовали для них  картины, влюбленные говорили нежные слова признания. А.С.Пушкин ! «Я помню чудное мгновенье» С.А. Есенин «Руки милой — пара лебедей»  Шуар Нурбаев  (узбекский поэт) Эдуард Гольдернесс    (грузинский поэт) Литературная гостиная «Пусть песня всех объединит» (8­11 классы) Фрагменты литературно­ музыкальной  композиции 1. «Песня «Мы дети твои,   Россия!» 2. Песня «Я, ты, он, она»  3.  Песня «Мы – молодёжь России»  Пусть меняются нравы, одежда, Но останется русской душа. Коль в России ты родился, Значит нам ты не чужой. Русские и белорусы, Чукчи, ненцы и индусы, Украинцы и армяне ­ нам друзья. Коли будем вместе, Коли в доме лад, Будет наша Родина Настоящий клад. Клад любви, согласья, Мыслей и идей. И не будет краше Родины моей! Декада  русского языка и литературы Литературные пятиминутки В течение Декады русского языка  и литературы проводятся литературные  пятиминутки, посвящённые поэтам и писателям ( классикам русской и  советской литературы, поэтам­дальневосточникам, поэтам других народов  России) ОВАНЕС ТУМАНЯН (1869­1923) Ованес Тадевосович Туманян — величайший армянский писатель всех  времен, общественный деятель, родился 7 февраля 1869г., в Лори, селе Дсех  (Северная Армения), в семье священника. В 1878­83 Туманян получил  начальное образование в школе Джалалогли  (Степанаван), а затем перевелся в школу Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси, столица Грузии). После 3 лет учебы он  оставил школу, главным образом из­за финансовых трудностей. Писать начал  в середине 80­х гг., сотрудничал в армянских газетах и журналах... Стихотворение «АХТАМАР» Х.Икрамов  (узбекский поэт)   Отец Камила  Икрамова — узбек, первый секретарь ЦК КП Узбекистана  Акмаль  Икрамович      Икрамов (1898—1938), мать — еврейка, заместитель    наркома земледелия Узбекской ССР Евгения Львовна     Зелькина (1900—1938),  выпускница Института красной профессуры, руководитель Восточной секции  Аграрного института Коммунистической академии, член редколлегии  журнала «На аграрном фронте», автор книги «Очерки по аграрному вопросу в Средней Азии» (1930). В сентябре 1937 года отец был арестован по делу  правотроцкистского блока (вместе с Н.      И.      Бухариным, А.      И.      Рыковым,  Н.      Н.      Крестинским, Х.      Г.      Раковским и другими). Решением суда на Третьем  Московском процессе был приговорён к расстрелу, приведённому в  исполнение в середине марта 1938 года. Мать была арестована и приговорена  к расстрелу 28 марта того же года, а Камил переехал в Москву к деду и  бабушке — врачу Льву Захаровичу Зелькину и литератору Берте Павловне  Зелькиной, которые жили в Черниговском переулке, дом 4, кв. 23. В ноябре  1943 года Камил был арестован  и приговорен к пяти годам исправительно­ трудового лагеря. В 1948 году был освобождён, но в 1951 году был повторно  арестован по той же статье. В 1951—1955 годах отбывал наказание в  Карагандинском лагере. В 1956 году поступил в Московский областной  педагогический институт имени Крупской, на филологический факультет,  окончил в 1961 году. С 1956 года публикуется, начав с журналистики. Писал  произведения для детей и юношества. Автор исторических романов. Умер в  1989 году в Кёльне. Похоронен на Кунцевском кладбище.  Имеет награды: лауреат конкурса на лучшую книгу для детей (1967, Орден «Знак Почёта»  (1987), народный писатель Узбекистана (1987) Стихотворение «О мой Родной Узбекистан!»  Экскурсия  В рамках  Декады русского языка и литературы проводится  виртуальная  экскурсия по городу Хабаровску под названием «Город Хабаровск – теперь  МОЙ  город». Участники знакомятся с достопримечательностями нашего  города, его красивыми местами. В данной работе представлены не все  произведения, содержащие  возможности поликультурного образования, а только та часть, которая уже  используется на уроках и во внеклассной работе. Программные произведения в курсе литературы 5­11  классов, содержащие  возможности поликультурного образования:  «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (5­7 классы)  ­ красочные  картины быта и нравов украинского народа   «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя  (6 класс)­ проблемы чести, долга, товарищества, любви к родине   «Герой  нашего времени» М.Ю. Лермонтова (9 класс) ­  традиции и обычаи  народов Кавказа ­«Очарованный странник» Н. Лескова (10 класс)­ широкая панорама жизни  народов России ­«Чистый понедельник»   И. Бунина – христианские праздники и традиции Выводы:Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и  иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и  подозрительности.  В любой классической литературе отображены общегуманные идеалы и  нравственные ценности народов.   Примеряя на себя опыт чужой жизни, обучающийся  развивается, и это  развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход к обучению учащихся позволяет формировать гармоничную личность. Расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность  формировать взаимную терпимость и естественную готовность к  продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное  место. Только при таком подходе к изучению литературы можно  сформировать у  обучающихся  глобальное понимание исторической и  межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно  взятой личности. Такой контекст  приобретает новое качество ­ творческое  взаимодействие ученика и учителя через материал художественной  словесности.

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"

Реализация содержания поликультурного образования на уроках литературы и во внеклассной работе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019