Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших школьников на логопедических занятиях
Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Основной задачей коррекционно–педагогической работы с детьми является развитие связной речи, которая является высшей формой речемыслительной деятельности.
По мнению О.С. Ушаковой, связная речь, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Овладение различными сторонами речи, в свою очередь, требует достаточно сформированного когнитивного развития.
конспект.docx
Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших
школьников на логопедических занятиях
По мнению Т.В. Ахутиной, основной задачей коррекционно–
педагогической работы с детьми является развитие связной речи,
которая является высшей формой речемыслительной деятельности.
По мнению О.С. Ушаковой, связная речь, вбирает в себя освоение
звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и
происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической,
грамматической, фонетической. Овладение различными сторонами речи, в
свою очередь, требует достаточно сформированного когнитивного развития.
Письменная речь же формируется на основе полноценно
сформированной связной речи и представляет собой процесс выражения
мыслей в графической форме. Письменная речь для своего развития требует
абстракции. По сравнению с устной речью она вдвойне абстрактна: вопервых,
ребёнок должен абстрагироваться от чувственной, звучащей и произносимой
речи, вовторых, он должен перейти к отвлечённой речи, которая
пользуется не словами, а представлениями слов.
Работу речемыслительной деятельности можно охарактеризовать с
точки зрения двух уровней внутреннего, предметносмыслового, и внешнего,
формальноязыкового. Внутренний план, включает в себя многочисленное
количество программ: это и программа отдельно взятого предложения и
целого текстового сообщения, которые отражают содержание, заданное
интеллектом. Сбой в работе предметносмыслового уровня приводит к
нарушению речевого высказывания, потери мысли и непониманию такого
сообщения партнером, к невозможности или к трудностям овладения
письменной речью или же организации письменной деятельности.
Следует отметить, что активизацию можно определить как постоянно
текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению,
преодоление пассивной и стереотипной деятельности. Активизация
деятельности – усиление деятельности.
Когнитивно семантический подход предполагает в процессе
коррекционнологопедического воздействия усиление деятельности
когнитивных процессов, определяющих формирование и развитие семантики
соответствующих языковых единиц.
При создании методов активизации данного вида деятельности
необходимо учитывать современные представления лингвистики,
психолингвистики, когнитивной лингвистики о слове, структуре значения
слова, закономерностях формирования речевой системы в онтогенезе,
способах ментальной репрезентации знаний с помощью языка, особенностях
усвоения и обработки информации у младших школьников с различными
речевыми трудностями.
1 При разработке заданий для данной методики были учтены различные
уровни организации речевого высказывания (сенсо моторный, языковой,
смысловой).
фонематическую сторону речевой системы,
лексическосемантическую,
грамматическую, синтаксическую: носят системный характер и оказывают
комплексное воздействие.
дидактичекие игры охватывают
Именно поэтому,
В центре методики – активный процесс развития когнитивно
коммуникативных умений: значения слова и лексической системности, в
тесной взаимосвязи с развитием когнитивных способностей, фонетико
фонематического, грамматического компонентов речи.
Следует отметить, что методика была опробирована на младших
школьниках с речевыми трудностями, имеющими различные механизмы,
этиологию и симптоматику, посещающих ГБОУ СОШ №606 (12 классы).
Наиболее эффективны данные дидактические игры оказались для
школьников с такими видами речевой патологии как билингвизм и с общее
недоразвитие речи третьего и четвертого уровней речевого развития,
имеющих нарушения формирования письменной речи.
Работа по активизации речемыслительной деятельности проводится по
следующим направлениям:
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных
коннотативного,
(денотативного,
его компонентов
контекстуального);
понятийного,
организация семантических полей, лексической системы;
совершенствование процессов поиска слова;
формирование морфологических и синтаксических обобщений;
развитие различных уровней синтаксиса (организация семантической
структуры высказывания, формирование грамматических связей между
словами);
развитие аналитикосинтетической деятельности (языковой анализ и
синтез);
совершенствование пространственных представлений;
совершенствование зрительно моторной координации;
организация возможности логического запоминания;
формирование логических операций обобщения, классификации,
сериации.
активирование познавательного интереса.
2
Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших школьников на логопедических занятиях
Речемыслительная деятельность и ее активизация у младших школьников на логопедических занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.