Технологическая карта занятия
Предмет русский язык МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (внеурочная деятельность)
Класс 9
Тема занятия «Речевые и грамматические ошибки»
Цель занятия
формировать умение применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка,
Задачи занятия
обучающие: учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;
формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
развивающие: развивать внимание, восприятие, мышление учащихся.;
воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся; способствовать формированию умения осуществлять
речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы
современного русского литературного языка.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: индивидуальные карточки
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи.
Личностные УУД: Формировать умение применять приобретенные навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач.
Бойцова Е.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 24» г. Череповец
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые метапредметные результаты (сформированность УУД) Что должны уметь ученики по окончании урока? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Психологический настрой
|
Россия - великая страна. Что, по вашему мнению, можно отнести к национальному достоянию нашего народа? Полезные ископаемые, природные богатства, история… русский язык. Действительно, русский язык - национальное достояние. Можно ли считать, что богатства нашего языка неистощимы? Можно ли считать, что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка? Мозговой штурм. Как сохранить это богатство - наш язык? Вы указали на влияние на речевую культуру СМИ. А может ли речь работников СМИ служить образцом литературного языка? Без сомнения, определённое влияние на культуру речи современных подростков оказывает и поп-культура? Почему в общении использование слов-жаргонизмов становится нормой? Конечно, эти вопросы - материал не одного урока. Говорить и писать правильно, не допускать ошибок. Почему это важно? (Взаимопонимание) Мы можем сказать, что языковые ошибки влияют на взаимопонимание? |
Высказывают свою точку зрения |
Личностные УУД: готовность к самообразованию Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Самоопределение к учебной деятельности
|
Формулирование темы и целей урока. Тема нашего урока - Речевые и грамматические ошибки. Исходя из темы, попробуйте поставить цели урока. Что мы с вами должны сделать, чтобы не допускать этих ошибок? Систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок; развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок; познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях; расширить свой словарный запас; добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи; учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.О культуре речи говорили А.Пушкин, В. Даль… Чтобы мы с вами выбрали «правильную дорогу», давайте классифицируем языковые ошибки |
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят цели |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
Попробуйте разделить ошибки на два вида. 1.Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 2.Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 3.Страна любила и гордилась поэтом. 4.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. 5.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 6.Благодаря пожару, лес сгорел. 7.Молодой юноша; очень прекрасный. Таким образом, ошибки можно разделить на 2 группы: грамматические и речевые. В русском языке можно также выделить логические (связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста), фактические (разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)), этические (нарушение в работе системы ценностей и правил этики: высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты) ошибки, но на этом занятии мы с вами разберем только 2 вида ошибок. |
Отвечают на вопросы, пытаются выделить речевые и грамматические ошибки |
Познавательные (умение осознанно строить речевое высказывание) Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Работа по теме. |
Работа с таблицей грамматических ошибок (распечатка)
Работа с таблицей речевых ошибок (распечатка)
|
Работают с таблицами |
Познавательные умения (поиск и выделение необходимой информации) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Самостоятельная работа с самоконтролем. |
Литературное редактирование. Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и Литературное редактирование. Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и Литературное редактирование. Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания. Литературное редактирование. Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и
Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок. Карточка Исправьте грамматические и речевые ошибки: 1)Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему. Она заключается в том, что автор в рассуждении. Он предлагает нам задуматься о дружбе. 2)Прочитав текст П. Измайлова, меня он очень удивил. У него поставлена, на мой взгляд, необычная проблема: можно ли Интернетом заменить книгу? 3)В тексте по Д. Гранину автор поднимает проблему о великодушии человека. 4)Проблема, которую я увидел в этом тексте, - это то, для чего живет человек. 5)Мне было интересно познакомиться с текстом автора Худякова. На мой взгляд, в этом тексте очень четко просматривается проблема предательства. 6)Главная проблема, представленная в данном тексте,-это сочувствие. 7)Автор в тексте поднимает очень актуальную на сегодняшний день тему. Проблема чести и порядочности людей. Проблему, которую рассмотрел автор, очень интересна и актуальна. 8)В своем тексте автор поднимает множество проблем. Одна из которых-это проблема одиночества. 9)Есть ли у человека чувство сочувствия и сострадания? Над этой проблемой размышляет автор. 10)Прочитав данный текст, я нашел ярко выраженную проблему по расскажу Д. Лихачева: сочувствие, сострадание. |
Списывают и редактируют текст, расставляют знаки препинания, объясняют причины нарушения лексической нормы |
Познавательные (умение работать по алгоритму)
Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона) Коммуникативные (умение слушать и понимать других |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и повторение |
Самостоятельная работа 1 группа 1)Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель. 2)Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе. 3)ОН пригласил его друзей к нему домой 4)Брат нашел платок у него в кармане. 5)Дворянство боялось, что они могут лишиться власти. 2 группа 1)Весь народ боролся с захватчиками. Они верили, что победа близка. 2)Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь. 3)Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 5) Разожженное лицо морозом горело. 3 группа 1)Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 2)Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату, радует глаз. 3)К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе. 4)Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик. 5) Конечно, у моей мамы, как и у всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму. 4 группа 1)У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал. 2) Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом. 3)В кашпо растет растение плющ. 4)Она служила во дворе служанкой. 5)Однажды со мной на рыбалке случился такой случай. 5 группа 1)Этот человек облокотился локтем на стол. 2) Тогда всех солдат выстроили в строй. 3)Я бегом побежала в лес. 4)Наловив рыбу, у нас кончились червяки. 5)Собака гуляла с тетей Варей, у которой был надет намордник. |
Работают в парах, обсуждают правильные ответы, затем при опросе доказывают свою т.зр.
|
Познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков существенных, несущественных) Коммуникативные (умение слушать и понимать других) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Три момента, за которые я могу похвалить себя за урок |
Отвечают на вопросы.
|
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.