«Речевые и грамматические ошибки»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

«Речевые и грамматические ошибки»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—11 кл
13.01.2020
Материал внеурочного занятия в 9 классе по курсу "МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологическая карта занятия РЕЧЕВЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ.docx

Технологическая карта занятия

 

Предмет русский язык МНОГОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (внеурочная деятельность

 

Класс 9

 

Тема занятия  «Речевые и грамматические ошибки»

 

Цель занятия

 формировать умение применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка,

Задачи  занятия  

обучающие:    учить строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

                         учить анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;

                         формировать умение устранять ошибки и недочеты в своей устной речи, соблюдать в практике письма орфографические и  

                             пунктуационные нормы современного русского литературного языка.                   

развивающие:  развивать внимание, восприятие, мышление учащихся.;

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся; способствовать формированию умения осуществлять  

                                 речевой самоконтроль, оценивать письменные высказывания с точки зрения оформления; соблюдать в практике письма нормы  

                                 современного русского литературного языка.

 

Тип занятиякомбинированный.

 

Формы работы учащихсяфронтальная, работа в парах, индивидуальная.

 

Средства обученияиндивидуальные карточки

 

 Универсальные учебные действия (метапредметные):

Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

Личностные УУД: Формировать умение применять приобретенные навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

 

Бойцова Е.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 24» г. Череповец

 

 

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые метапредметные результаты (сформированность УУД)

Что должны уметь ученики по окончании урока?

1.Психологический настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия -  великая страна.   Что, по вашему мнению, можно отнести к национальному достоянию нашего народа?

Полезные ископаемые, природные богатства, история…  русский язык.

Действительно, русский язык - национальное достояние. Можно ли считать, что богатства нашего языка неистощимы? Можно ли считать, что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Мозговой штурм.  Как сохранить это богатство - наш язык?

Вы указали на влияние на речевую культуру СМИ. А может ли речь работников СМИ служить образцом литературного языка?

Без сомнения, определённое влияние на культуру речи современных подростков оказывает и поп-культура?

 Почему в общении использование слов-жаргонизмов становится нормой? Конечно, эти вопросы - материал не одного урока.

Говорить и писать правильно, не допускать ошибок. Почему это важно? (Взаимопонимание)

Мы можем сказать, что языковые ошибки влияют на взаимопонимание?

Высказывают свою точку зрения

Личностные УУД: готовность к самообразованию Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

2.Самоопределение к учебной деятельности

 

 

 

 

 

Формулирование темы  и целей урока.  Тема нашего урока - Речевые и грамматические ошибки. Исходя из темы, попробуйте  поставить цели урока. Что мы с вами должны сделать, чтобы не  допускать этих ошибок? Систематизировать знания  по нахождению и предупреждению языковых ошибок; развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок; познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях; расширить свой словарный запас; добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи; учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.О культуре речи говорили А.Пушкин, В. Даль… Чтобы мы с вами выбрали «правильную дорогу», давайте классифицируем языковые ошибки

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят цели

 

3. Актуализация знаний.

Попробуйте разделить ошибки на два вида.

1.Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

2.Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

3.Страна любила и гордилась поэтом.

4.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

5.Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

6.Благодаря пожару, лес сгорел.  

7.Молодой юноша; очень прекрасный.

Таким образом, ошибки можно разделить на 2 группы: грамматические и речевые. В русском языке можно также выделить логические (связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста), фактические (разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)), этические (нарушение в работе  системы ценностей и правил этики:  высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность,  проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты) ошибки, но на этом занятии мы с вами разберем только 2 вида ошибок.

Отвечают на вопросы, пытаются выделить речевые и грамматические ошибки

Познавательные (умение осознанно строить речевое высказывание)

Регулятивные (осознание качества и уровня усвоения)

Коммуникативные: (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

4. Работа по теме.

Работа с таблицей грамматических  ошибок (распечатка)

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий). 

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

 

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого 

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. 

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. 

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

 

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Работа с таблицей речевых ошибок (распечатка)

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов 

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов 

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

  

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости 

Автор использует художественные особенности.

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Работают с таблицами

Познавательные умения (поиск и выделение необходимой информации)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)

5.Самостоятельная работа с самоконтролем.

Литературное  редактирование.

Задание:  Спишите,  озаглавив  и  отредактировав  предлагаемый  текст.  Объясните,  где  и

Литературное  редактирование.

Задание:  Спишите,  озаглавив  и  отредактировав  предлагаемый  текст.  Объясните,  где  и

Литературное редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и

Задание:  Спишите,  озаглавив  и  отредактировав  предлагаемый  текст.  Объясните,  где  и

почему  произошло  нарушение  лексической  нормы.  Проставьте  недостающие  знаки

препинания. Литературное  редактирование.

Задание:  Спишите,  озаглавив  и  отредактировав  предлагаемый  текст.  Объясните,  где  и

 

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Исправьте грамматические и речевые ошибки:

1)Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему. Она заключается в том, что автор в рассуждении. Он предлагает нам задуматься о дружбе.

2)Прочитав текст П. Измайлова, меня он очень удивил. У него поставлена, на мой взгляд, необычная проблема: можно ли Интернетом заменить книгу?

3)В тексте по Д. Гранину автор поднимает проблему о великодушии человека.

4)Проблема, которую я увидел в этом тексте, - это то, для чего живет человек.

5)Мне было интересно познакомиться с текстом автора Худякова. На мой взгляд, в этом тексте очень четко просматривается проблема предательства.

6)Главная проблема, представленная в данном тексте,-это сочувствие.

7)Автор в тексте поднимает очень актуальную на сегодняшний день тему. Проблема чести и порядочности людей. Проблему, которую рассмотрел автор, очень интересна и актуальна.

8)В своем тексте автор поднимает множество проблем. Одна из которых-это проблема одиночества.

9)Есть ли у человека чувство сочувствия и сострадания? Над этой проблемой размышляет автор.

10)Прочитав данный текст, я нашел ярко выраженную проблему по расскажу Д. Лихачева: сочувствие, сострадание.

Списывают  и редактируют текст, расставляют знаки препинания, объясняют причины нарушения лексической нормы

Познавательные (умение работать по алгоритму)

 

Регулятивные (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других

6. Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа

1 группа

1)Мария Сергеевна попросила меня принести свой портфель.                       

2)Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.

3)ОН пригласил его друзей к нему домой

4)Брат нашел платок у него в кармане.

5)Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.

2 группа

1)Весь народ боролся с захватчиками. Они верили, что победа близка.

2)Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь.

3)Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.

4) Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

5) Разожженное лицо морозом горело.

3  группа

1)Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

2)Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату, радует глаз.

3)К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.

4)Муравьи снова сделали свой домик, но кто-то опять разрушил их домик.

5) Конечно, у моей мамы, как и у всех людей, есть свои недостатки, но я люблю свою маму.

4 группа

1)У меня есть друг Коля. Мы всегда вместе ходим в школу и обратно. Мы всегда ходим друг к другу, когда непонятен новый материал.

2) Косые лучи солнца обдали комнату светлым светом.

3)В кашпо растет растение плющ.

4)Она служила во дворе служанкой.

5)Однажды со мной на рыбалке случился такой случай.

5 группа   

1)Этот человек облокотился локтем на стол.

2) Тогда всех солдат выстроили в строй.

3)Я бегом побежала в лес.

4)Наловив рыбу, у нас кончились червяки.

5)Собака гуляла с тетей Варей, у которой был надет намордник.

Работают в парах, обсуждают правильные ответы, затем при опросе доказывают свою т.зр.

 

Познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков существенных, несущественных)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Три момента,  за которые я могу похвалить себя за урок

Отвечают на вопросы.

 

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

 

 

скачать по прямой ссылке