Рекомендации по организации работы с пятиклассниками
Психологические особенности подросткового периода постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым, и соучастие педагогов необходимо.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Если волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения и влияет на успеваемость.
Поэтому в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.
«Ориентированность на ошибку», которая подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности, Помощь должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационным мерами.
Меры, способствующие организации работы в классе:
- Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготтаительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними.
- Рекомендуется в течение первой четверти проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
- Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
• Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ними всех учеников.
• Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
По возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
- здороваемся стоя;
не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
- опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
- наличие необходимых учебных пособий;
-соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок?
Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
Можно подготовить и провести специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. Цель занятий - создание условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить у детей интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и пятиклассниками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.