Религиозная толерантность
Оценка 4.6

Религиозная толерантность

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
27.02.2017
Религиозная толерантность
Развивать критическое мышление посредством включения студентов в образовательный процесс. Развивающие задачи: - формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры; - дать толчок для последующей, углубленной мысли студентов, наедине с собой, заставить задуматься; - способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между обучащимися. - позволить студентам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности. - создать базу для новых типов человеческой деятельности Воспитывающие задачи: - Формировать: 1) межконфессиональную и межэтническую толерантность, уважение к существующим религиям; 2) интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий; 3) осознанность нравственного поведения Образовательные и дидактические задачи: - расширить и обобщить знания основ мировых религий; - развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами; - развивать рефлексивное мышление; - учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения. - ознакомить студентов с притчами, учить обучающихся их понимать. 2 Креативная задача: создать продукт самостоятельного подросткового творчества.урок лекция с применением критического мышления
Религиозная толерантность.docx
Предмет: Обществознание Тема урока: «Религиозная толерантность».  Тип урока: урок лекция с применением критического мышления   Методы обучения: работа в группах  Критерии успешности: 1. Выступление в группах.  2. Защита своих версий.  3. Рефлексия. Критерии оценки результатов:  Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть  раскрыта через следующие показатели: ­ Оценка (Где ошибка?). ­ Диагноз (В чем причина?) ­  Самоконтроль (Каковы недостатки?) ­ Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите  контраргументы) ­ Прогноз (Постройте прогноз)  Цель: Развивать критическое мышление посредством включения студентов в образовательный  процесс.  Развивающие задачи: ­ формировать навык коммуникативной и дискуссионной культуры; ­ дать  толчок для последующей, углубленной мысли студентов, наедине с собой, заставить задуматься; ­  способствовать пониманию и продуктивному взаимодействию между обучащимися. ­ позволить  студентам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем  неопределенности. ­ создать базу для новых типов человеческой деятельности  Воспитывающие задачи: ­ Формировать: 1) межконфессиональную и межэтническую  толерантность, уважение к существующим религиям; 2) интернационализацию ценности жизни по  нормам добра, заложенным в философии мировых религий; 3) осознанность нравственного  поведения  Образовательные и дидактические задачи: ­ расширить и обобщить знания основ мировых  религий; ­ развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами; ­ развивать рефлексивное мышление; ­ учить формировать проблемы, аргументировать свою точку зрения. ­  ознакомить студентов с притчами, учить обучающихся их понимать.  2 Креативная задача: создать продукт самостоятельного подросткового творчества.  Образовательная технология: технология развития критического мышления.  План работы:  1. Организация занятия.  2. Работа в группах .  3. Защита выработанных версий.  4. Обсуждение.  5. Создание образовательного продукта  6. Рефлексия. Организация работы класса: 1­я группа 2­я группа  3 1.Организация занятия. Актуализация. (Вступительное слово преподавателя сопровождается  компьютерной презентацией, которая через проектор демонстрируется на экран)  Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем интегрированный урок  обществознания и истории, тема которого «Религиозная толерантность». Мы будем говорить о  религии.  (Слайд 1 – тема урока). Религия… Такое короткое и вместе с тем такое емкое, многогранное  слово. Результатом усилий многочисленных исследователей религии стал вывод: неизменной и  «вечной» религии нет. Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и  первоначальные формы. Потом они постепенно развиваются, меняется наполнение и их  содержание.  (Слайд 2 – схема «Зарождение религиозных верований»). Процесс формирования народностей и  наций получил отражение в национальных религиях. К их числу относятся: иудаизм ­ религия евреев; индуизм ­ религия индусов; синтоизм – религия японцев; конфуцианство, даосизм –  религиозные учения китайцев. Эти верования способствовали изоляции одного этноса от другого,  закрепляли идеи национальной исключительности и этноцентризма. Возникновение империй,  включавших в свой состав десятки народов, привело к тому, что появились так называемые  мировые религии. В империи Магатха на полуострове Индостан в конце первого тысячелетия до н.  э. сложился буддизм, в арабском халифате – ислам, в Римской империи сформировалось  христианство.  (Слайд 3 – иконическая модель «Формирование мировых религий») Христианство, буддизм,  ислам… Три мировые религии. У каждой из них своя символика, свои почитатели. По последним  данным, озвученным в центральных средствах массовой информации 70% жителей России считают  себя верующими людьми. Из них 62% ­ православные христиане, 7,5% ­ мусульмане, 1,5% ­  представители других вероисповеданий. Всего же по России насчитывается около 60 различных  конфессий, т. е. Россия – много конфессиональная страна.  (Слайд 4 – диаграмма «Соотношение представителей разных мировых религий»). На древнюю  землю Олонхо более трех веков назад тоже пришло христианство. Сегодня на якутской земле  возведены не только православные храмы, но и католические костелы, и мусульманские мечети…  Братские узы связывают якутский, русский, эвенкийский, украинский и десятки других народов,  проживающих в нашей многонациональной и много конфессиональной республике.  (Слайд 5 анимационный – сменяющиеся на экране фотографии архитектурных памятников разных  мировых религий.)  4 Преподаватель обращается к группе: ­ Из поколения в поколение происходит сосуществование  представителей разных религий, всегда ли это мирное сосуществование? (НЕТ) ­ ­ Существуют ли  конфликты между представителями разных религий? (ДА) ­ Раз существуют такие конфликты,  значит, есть причины, по которым они произошли. Чтобы понять суть конфликтов, нужно ли нам  выяснить настоящие их причины? (ДА) ­ Чтобы понять причины конфликтов между  представителями религий нужно определить, какова философия этих религий, заложен ли  изначально в нее конфликт? Что мы должны выявить, изучив философские основы религий?  (ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ) ­ За видимыми причинами нередко стоят скрытые предпосылки, должны  ли мы для объективности определить, кто стоит за религиозными конфликтами? (ДА) Ребята, вы  сами сейчас определили проблему, которая в современном мире остается глобальной ­ проблема  отношений между людьми, исповедывающими разные религии. Войны, рост межрелигиозной  вражды  (Слайд 6 – Проблема). Тема нашего урока «Религиозная толерантность», она сформулирована  поэтично: «В душе своей, как в алтаре, зажгите свечи». Думаю, что поэтическая притча «Спор о  слоне» поможет вам понять, почему темой нашего урока о религиозной толерантности выбраны  именно эти строки (Слайд 7. На экране тема урока: В душе своей, как в алтаре зажгите свечи).  Студент читает наизусть притчу «Спор о слоне»: Из Индии недавно приведен, В сарае тесном был  поставлен слон, Но тот, кто деньги сторожу платил, В загон к слону в потемках заходил. А в  темноте, не видя ничего, Руками люди шарили его. Слонов здесь не бывало до сих пор. И вот пошел средь любопытных спор. Один, коснувшись хобота рукой: "Слон сходен с водосточною трубой!"  Другой, пощупав ухо, молвил: "Врешь, На опахало этот зверь похож!" Потрогал третий ногу у  слона, Сказал: "Он вроде толстого бревна". Четвертый, спину гладя: "Спор пустой 5 Бревно,  труба... он просто схож с тахтой". Все представляли это существо По­разному, не видевши его. Их  мненья ­ несуразны, неверны ­ Неведением были рождены. А были б с ними свечи­при свечах И  разногласья не было б в речах. Преподаватель: Как вы, ребята, понимаете смысл этой притчи? Как  смысл этой притчи можно соотнести с темой нашего урока? (Дети дают ответы на этот вопрос).  Преподаватель: Сегодня я предлагаю вам, ребята, попробовать дать ответы на следующие  проблемные вопросы (записаны на доске): 1. В чем причины межрелигиозных конфликтов?  2. Кто за этим стоит?  3. Какие ценности заложены изначально в основах мировых религий? Ведут ли они изначально к  конфликту?  4. Можно ли разрешить межконфессиональные конфликты?  5. Как это сделать? Цель нашего занятия (записана на доске): выработать свою позицию и создать  документы: ­ «Обращение к Саммиту лидеров государств», ­ «Обращение к Всемирному Совету  церквей», используя предоставленную информацию, свой жизненный опыт и знания, приобретенные на уроках. Наш сегодняшний урок – урок критического мышления. Критическое мышление  означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Это способность ставить новые вопросы,  вырабатывать разнообразные документы, принимать независимые продуманные решения.  Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивному  взаимодействию между людьми; облегчает понимание разных «взглядов на мир».  (Слайд 8 – принципы формирования критического мышления).  Предоставленная на ваших столах информация, поможет вам в работе на уроке.  6 2. Работа в группах (с документами­3­4 минуты, обсуждение­ 3 минуты)  Преподаватель: Ребята, сейчас попробуем ответить на вопросы:  1. В чем причина межрелигиозных конфликтов?  2. Кто за этим стоит? Защита учащимися своих точек зрения, обсуждение. Преподаватель: У нас определилось 2 точки зрения: 1 – религии изначально противостоят друг  другу, сталкивают людей друг против друга, главы разных религиозных конфессий поднимают  приверженцев своей религии против «неверных» ­ людей другой веры. 2 – войны велись не за  религию, а из каких­то экономических или политических целей (обогатиться, добиться власти), а  религия была просто прикрытием. Для следующего этапа нашей работы вам предлагается материал на голубых и зеленых листах. В нем выдержки из исторических документов разных эпох,  отражающих историю разных стран.  1 этап ­ Задание: 1 гр.: найти подтверждения 1 точки зрения. 2 гр.: найти подтверждения 2 точки  зрения. (студенты работают в группах, отвечают, дополняют друг друга, спорят, приводят  аргументы в защиту своих позиций). Вывод: Мы попытались ответить на вопросы: Откуда берет  свое начало борьба экстремистски настроенных мусульман против так называемых «неверных»,  оправдывающая терроризм? В чем настоящая причина средневековых крестовых походов, были ли  это действительно войны за веру? Вы пришли к выводу, что основой всех межрегиональных  конфликтов являются политические мотивы: борьба за власть, за влияние в том или ином регионе,  борьба за территории и богатства. Религия в данном случае служит прикрытием. Основы гуманных  по своей сути религий преднамеренно извращаются в политических, корыстных целях. Учит ли  Коран или Библия убивать, зверствовать, отбирать чужое? Нет.  2 этап – Этические ценности религий (анализ таб. 3­4 мин., вывод групп 3мин.) Преподаватель:  Давайте, ребята, ѐще раз проанализируем и ответим на поставленный нами вопрос: какие этические ценности заложены изначально в основах Мировых религий? И ответим на вопрос, несет ли  истинная религия вражду и ненависть среди народов? Для этого нам необходимо обратиться к  основным постулатам религиозных философий, сведенным в табличную форму.  7 Раздаточный материал для обучающихся – таблица Задание: выявить общие этические ценности,  заложенные во всех мировых религиях. Сделать вывод, ответив на поставленный вопрос. (студенты  работают по таблице, отвечают, дополняют друг друга) Вывод: любая религия, будь то мировая или национальная, учит нравственной чистоте, порядочности, совестливости. Религия, как и наука, как  и искусство, является неотъемлемой частью национальной культуры. Если бы каждый из нас всегда следовал заповедям религии, не было бы необходимости в судах, прокуратуре, исправительных учреждениях. Нам необходимо научиться быть толерантными. Толерантность (от лат. Tolerantia –  терпение) – терпимость, снисходительность к кому­, чему­либо – записано на доске  (Слайд 9 – термин). А чтобы быть терпимыми друг к другу между людьми должно быть понимание. Об этом следующая притча. Студент читает наизусть притчу «Рассказ об имени винограда»: Вот  как непонимание порой Способно дружбу подменить враждой, Как может злобу породить в  сердцах Одно и то ж на разных языках. Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой­то  добрый человек Приятелям монету подарил И тем раздор меж ними заварил. Вот перс тогда другим сказал: "Пойдем На рынок и ангур приобретем!" "Врешь, плут,­ в сердцах прервал его араб,­ Я не  хочу ангур! Хочу эйнаб!" А турок перебил их: "Что за шум, Друзья мои? Не лучше ли изюм?" "Что  вы за люди:! ­грек воскликнул им.­ Стафиль давайте купим и съедим!" И так они в решении  сошлись, Но, не поняв друг друга, подрались. Не знали, называя виноград, 8 Что об одном и том же  говорят. Невежество в них злобу разожгло, Ущерб зубам и ребрам нанесло. О, если б стоязычный с  ними был, Он их одним бы словом помирил. "На ваши деньги,­ он сказал бы им,­ Куплю, что нужно  всем вам четверым, Монету вашу я учетверю И снова мир меж вами водворю! Учетверю, хоть и не  разделю, Желаемое полностью куплю! Слова несведущих несут войну, Мои ж ­ единство, мир и  тишину". 3 этап ­ Создание документа – «Обращение к Саммиту Лидеров государств» и  «Обращение к Всемирному Собору церквей». (работа в группах – 5 мин., защита ­ 2мин.) Преподаватель: – Итак, ребята, вы пришли к осознанию того, что для самосохранения человечество должно избавиться от межконфессиональной вражды. Должно быть терпимее, толерантнее к  представителям других религиозных верований. Сейчас вам представилась возможность составить  свои обращения к взрослым, от которых сегодня зависит судьба нашего мира. Через 5 мин. 1 группа озвучит свое «Обращение к Саммиту лидеров государств», т. е. к политикам самого высокого  уровня, а вторая группа к деятелям разных церквей, которые собираются на Всемирный Собор  церквей» (Студенты создают свои образовательные продукты, озвучивают результат своей работы,  вносят дополнения)  Итог урока.  Преподаватель: ­ В заключении, прослушайте, пожалуйста, христианскую притчу «Следы»: Старый  человек, умирая, вдруг увидел во сне всю свою жизнь в виде длинной цепочки следов на песке, а  рядом с его следами шли еще чьи­то следы. ­ Да ведь это Господь рядом шел!­ догадался старик.  Но к огорчению своему, увидел он также, что в тех местах его жизни, когда особенно тяжело ему  было, только одни следы отпечатались на песке. 9 ­ Как же так, Господи? – с укором воскликнул  старик. – В самые трудные моменты бросал Ты меня! ­ Нет, ­ ответил Господь с небес, ­ в те годы Я тебя на руках нес… (Во время прочтения учителем притчи на экране демонстрируется  Слайд 10 анимационный – сменяющие друг друга детские карандашные иллюстрации к этой притче, созданные учениками Художественного класса).  Преподаватель: – Христианская мудрость этой притчи проявляется в том, что каждый из нас перед  смертью обязательно отчитывается перед самим собой, своей совестью в том, какую жизнь он  прожил, восстановив ее в виде длинной цепочки следов. Мы обратились к сокровищнице  христианской мудрости, но каждая религия мира содержит подобные притчи, обосновывая тем  самым великую значимость того, какой след оставит человек после себя, кем бы он ни был, какую  национальность ни представлял, к какой вере ни относился. Чем раньше вы, ребята, это поймете и  осознаете, тем более достойную жизнь вам удастся прожить. Я надеюсь, что из сегодняшнего урока  вы вынесете осознание того, что истинная вера рождается в душе каждого человека. Я думаю, что  тема сегодняшнего урока может являться призывом к каждому из вас: учитесь быть толерантными  в отношении людей другой религии. (Звучит тихая музыка, учитель зажигает свечу) Вот эта свеча  символизирует светлые мысли, светлое доброе отношение к людям, пусть даже другой веры, других взглядов, другой религии. Если в результате нашего урока у кого­то из вас возникло искреннее  осознание того, что вы должны быть терпимее, уважительнее к людям другой религии, другой национальности и культуры, если вы согласны с тем, что все мы, люди, разные, но каждый достоин  того, чтобы жить на планете Земля, не подвергаясь преследованиям за свои религиозные  убеждения, я предлагаю каждому из вас зажечь свою свечу от этой. (Все желающие студенты  зажигают свои маленькие свечи, лежащие на их столах, от свечи преподавателя)  Преподаватель: Наш урок подходит к концу и в качестве напутствия предлагаю всем вам, ребята  (какой бы вы ни были веры или считаете себя атеистом), прослушать православную молитву  оптинских старцев. Вдумайтесь в слова этой молитвы, впустите их в свое сердце и душу: ( Одна из  студентов читает наизусть под тихую классическую музыку, дети слушают стоя со свечами в руках. На экране – кадры из д/ф «Свеча горела…»).  10 Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить то, что принесет мне наступающий день.  Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи  меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и  твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими  мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано  Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не слушая и  не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение  дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.  Аминь.  В заключении студентам предлагается провести экспресс – рефлексию урока – они заполняют  карточки:  Экспресс­рефлексия Шкала Мое отношение к теме: успешности:  1. Она меня лично волнует  2. Она безразлична мне  3. Считаю ее актуальной, но лично она меня не волнует  4. Считаю ее не актуальной, не важной для человечества  Моя работа в группе:  1. Я работал в полную силу, старался  2. Я не проявил должной активности, мог бы лучше  3. Я пассивно «отсидел» урок, не работал 4.  Я не работал сам и мешал другим.  Мое понимание учебного материала урока:  1. Материал показался мне непосильно сложным, трудным для понимания  2. Материал был доступный, хорошо воспринимался  3. Материал был насыщенным, отличался новизной  4. Материал был сухим, скучным, ничего нового  Домашнее задание: написать эссе на тему «Религиозная толерантность».  Преподаватель выставляют оценки за урок только после тщательного анализа образовательных  продуктов, созданных студентами на уроке, после обсуждения работы каждого на уроке и после  проверки эссе студентов. Оценки объявляются студентам на следующем уроке обществознания, с  комментарием преподавателя

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность

Религиозная толерантность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017