Решение задач на сплавы, растворы и смеси», 9 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.
Иконка файла материала Решение задач на сплавы, растворы и смеси 9 класс.docx

 

 

  «Решение задач на сплавы, растворы и смеси», 9 класс

 

                                          

 

                                                                                                                        Выполнила:   Зарипова Лилия Габдрауфовна,  учитель математики

                                                                                                                 МБОУ -  Большенырсинская  СОШ»

                                                                                                                            Тюлячинского муниципального района РТ.


 

Введение

        Актуальность темы обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.

    Функциональная грамотность:

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем;

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Компетенции функциональной грамотности:

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Цель итоговой работы: Разработка интегрированного урока, ориентированного на развитие навыков математической грамотности.

Задачи:

- изучить основные подходы к оценке математической грамотности в международных исследованиях;

- разработать интегрированный урок математики и химии по теме ««Решение задач на сплавы, растворы и смеси»

 

Цель урока: Установить связь  математики и химии при решении задач на сплавы, растворы и смеси.

Планируемые образовательные результаты:

Применять понятия и определения  математики в решении задач по химии на сплавы,  растворы и смеси из реальной жизни.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научится: Оперировать понятиями раствор, растворитель,  концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Доказывать и опровергать с помощью контр примеров утверждения

Ученик получит возможность повторить и откорректировать  знания по теме: «Решение задач на сплавы, растворы и смеси»:

Углубить и развить представления о решении задач на растворы и смеси.

Исследовать новые простейшие, необычные представления о числовых закономерностях в решении задач.

Познавательные:

 - Выдвижение гипотез и их обоснование;

- Умение составлять схемы  и уравнения к текстовым задачам.

 - Поиск и выделение необходимой          информации;

Регулятивные: Коррекция; Целеполагание

Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

- Развитие логического мышления, внимания;

-Развитие математической и химической речи;

-Развитие интереса к предметам;

- Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

 

 

Решаемые учебные проблемы

 Осмысленное решение химических задач на уроке математики. Поиск более простого решения задач. Применение знаний в реальной жизни.

Основные понятия, изучаемые на уроке

сплав, раствор, растворитель,  концентрация, процент, массовая доля, нахождение процента от числа, нахождение числа по его части,  построение  логической цепочки рассуждений, сопоставление  полученного результата с условием задачи.

Используемые ресурсы, средства ИКТ

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

 

                   Сокращения в технологической карте: П- познавательные УУД; К- коммуникативные; Р- регулятивные; Л-личностные

 

 

 

                                                                                                       Структура интегрированного урока  (по ФГОС)

                                                                      1 - этап. Организационный этап

Формирование конкретного образовательного результата (группы результатов)

Дли-тель

ность этапа

Основной вид учебной деятельности, направленной на формирование данного образовательного результата

Методы обучения

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Форма организации деятельности учащихся

Функции (роль учителя на данном этапе)

Основные виды деятельности учителя

Личностные: Нравственно-этическое оценивание исходя из социальных и личностных ценностей

2 мин.

Эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.  Быстрое включение учащихся в деловой режим.

Работа с высказыванием:

Н.И. Лобачевский  «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».

М.В. Ломоносов «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие»

Презентация,

Слайд №1 ,

Просмотр слайда и диалог с учителем.

 проблемного характера: психологический(эмоционально) настроить учащихся на интегрированный урок.

Проводит диалог с учащимися

 по высказываниям Н.И. Лобачевского и

по словам М.В. Ломоносова

 

                                              2 - этап. Вывод темы урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

П- Поиск и выделение необходимой информации

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5 мин.

Установить правильность, осознанность усвоения учащимися типов текстовых  задач

Диалог

Слайд №2

с правильным выбором ответа.

Слайд №3

Отвечают на вопрос учителя: 1. Какие типы текстовых задач решаем в школьном курсе математики?

2.Какой тип задач более связан с химией?

3.Какие слова навели вас на правильный ответ?

Организовать самопроверку по слайду №2 и слайду №3 правильности выполнения задания.

 

 

Использование небольшой психологической паузы и вопроса: Какой тип задач более связан с химией?

  (Побуждается внимание учащихся к теме урока).

                              3- этап. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

 Р- Целеполагание

 

5 мин.

1.Осмысленное восприятие информации

2.Формулировка темы и целей урока.

Практическая «разминка»

Просмотр слайда №4 и №5

(вопросы для «разминки»).

 

1.Отвечают на вопросы. Выполняют задания, сообщают о результатах.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Выдвигают гипотезу.

4.Формулируют тему урока и цель урока.

Подвести ответы детей к проблеме: Решали или нет такого типа задачи на уроках химии и математики? И что же предстоит сделать на этом уроке? Актуальность этих задач?

 Помогает  сформулировать тему урока

1.Задания устного счёта на проценты.

2. Вопросы по используемым терминам и понятиям из химии, которые будут использоваться в задачах.

 

                               4 - этап. Применение знаний решения задач на растворы в реальной жизни.

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Л- Развитие математической и химической речи;

 Р- Целеполагание

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10

мин

Текстовая постановка проблемных задач из реальной жизни.

Работа с химическими понятиями.

Слайды №7,8,9,

10,11,12

.1.Делятся мнениями на поставленную проблему.

2.Работают с химическими определениями и  понятиями.

3.Отвечают у доски по заданиям на слайдах.

Настроить детей на применение методов решения задач

Организация работы у доски по карточкам-заданиям. Организация работы  с химическими определениями и  понятиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   5 - этап. Закрепление пройденного материала. Практикум.

П-Выбор эффективных способов решения задач

 П-Извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов различных задач

К- оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10 мин

1.Выполнение задачи №1 (на растворы ) по карточкам  в тетрадях  и у доски.

2, Защита приёмов решения задачи.

 

 

Работа с текстом ,

представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической форме и в виде таблицы

 

1.Выполняют задание №1 письменно.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Работают с определением молярной массы  и концентрации.

4.Делают выводы в выборе метода решения, в выборе схемы решения, учитывая знание формул по химии и химических обозначений.

 

Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности

1.Руководит последователь

ностью защиты методов (с помощью системы уравнений с двумя переменными, химическим способом, математическим с помощью уравнения) решения задачи.

2. Предлагает сделать

 выводы.

3.Организует обсуждение результатов.

 

.

 

                                   6- этап. Новое, давно забытое старое. Или арифметический способ решения задач на растворы.

П-Выбор эффективных способов решения задач

Умение составлять схемы  и уравнения к текстовым задачам.

Р- Коррекция; Целеполагание

Л - Развитие интереса к предметам;

 

5мин

1.Выполнение задач №1 и №2 арифметическим методом.

Работа со схемой и самостоятельное составление схемы  и решение задачи.

 

1.Работают  в парах.

2.Делают выводы в выборе решения.

Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

 

Предлагает сделать

 выводы.

Организует обсуждение результатов.

Руководит работой на местах.

                          7 - этап. Первичная проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Методы контроля

Способы коррекции

Форма организации деятельности учащихся

Функции(роль учителя на данном этапе)

Основные виды деятельности учителя

3-5мин.

Выполнение по карточкам: 1 вариант: задача №3;

2 вариант: задача №4.

 

Слайд с текстом

проверка выполнения в тетради

Комментарии

учеников и учителя к решению   на слайде

Работа с карточками-заданиями

Настраивает детей на быстрое выполнение задания

Помогает комментировать 

задания после проверки тетрадей.

                     8- этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможный метод и приём обучения

Обеспечить понимание учащихся цели содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

 

1.информация о домашнем задании

2.инструктаж по выполнению д/з.

находить необходимую для выполнения работы инфор­мацию в материалах учебника

Соответствие содержания д/з уровню обученности учащихся.

Запись домашнего задания в дневник

Задание:

1 уровень: на карточках две задачи

2уровень № 971, на карточках две задачи

                           9 - этап. Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможный метод и приём обучения

1.Дать качественную оценку работы класса

2.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителями и одноклассниками

1.Подведение итогов урока

2.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

1.Чёткость и краткость

2.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Умение учителя давать качественную характеристику работы класса

Развитие способностей учащихся к рефлексии

Приём «Смайлики»:

Суть- зафиксировать свои достижения на уроке:

Я разобрался в теме…

Я пропускаю ход…

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

Учителя

ученика

 1 - этап.

Организационный этап

Здравствуйте, дети.

 Я рада вас видеть. Как ваше настроение? Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Прекрасно! 

Итак, начинаем наш урок. Сегодня у нас «__» ___________ (дата).

Слайд №1. Эпиграфом к уроку мы взяли  слова:

Н.И. Лобачевского  «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (говорит учитель математики)

М.В. Ломоносова  «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие» (говорит учитель химии).

 Короткая беседа: Знакомы ли вам авторы этих высказываний, Н. И. Лобачевский и М.В. Ломоносов?

1.Приветствуют учителя. Готовятся к уроку:

в тетрадях записывают число и  классная

работа.

2.Смотрят

на слайд презентации.

3.Отвечают

 на вопрос учителя.

2 - этап.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 Учитель математики: В курсе школьной математики  изучают  различные  практические, текстовые  задачи. Давайте, вспомним  их и кто мне подскажет типы  этих задач? (ведётся диалог). Посмотрим на слайд.

Слайд №2:

Задачи на числа

Задачи на движение

Задачи на работу

Задачи на бассейн и трубы

Задачи на растворы, смеси и сплавы

Скажите: какой тип задач более связан с химией? (Высказывания детей)

Да!  Ближе всех к химии задачи на растворы, смеси и сплавы. Какие слова навели вас на правильный ответ? (ответы детей).

Слайд №3

Когда мы решаем такие задачи на уроке математики, то нам не хватает химического обоснования этих задач.

1.Ученики  отвечают на вопросы  учителя:

1. Какие типы текстовых задач решаем в школьном курсе математики?

2.Какой тип задач более связан с химией?

3.Какие слова навели вас на правильный ответ?

 

3 - этап. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель математики: Давайте мы с вами  подумаем  и сформулируем  цель урока: чем же сегодня будем заниматься на уроке математики? И почему  мы сегодня  пригласили учителя химии? (Учитель подводит ответы детей к проблеме: Решали или нет такого типа задачи на уроках химии и математики? И что же предстоит сделать на этом уроке? Актуальны ли  эти задачи? Учитель помогает  сформулировать тему и цель урока). 

Итак, мы пришли к цели урока:

- Вспомним,  обобщим и свяжем решение задач на растворы, сплавы и смеси  с химическими  понятиями и, конечно же, будем  искать  более  простое и оригинальное  решение.

Слайд №4

А нужно ли нам это? Актуальны  ли эти задачи?  Для чего же  нужно уметь  решать такие задачи? (Учитель подводит диалог с учащимися к ответам:

- Для успешной сдачи ОГЭ и по химии и по математике.

- Для повседневной нашей жизни.

Запишем тему урока: Решение задач на растворы и смеси. (учитель математики записывает тему на доске).

А для старта нам необходима небольшая «разминка» по математике (проводится устный счёт по теме «Проценты»):

Посмотрите на слайд, и проведём  небольшой  устный счёт.

(Слайд №5: Понятие «процент».  Предоставлены примеры на темы: Перевод процентов в десятичную дробь и десятичной дроби в проценты. Как найти процент от числа? Как найти число по его части?).

Учитель химии: Чтобы хорошо решать задачи на растворы и сплавы мы с вами проведём «разминку» и по химии. (Ученики отвечают на вопросы учителя химии, вспоминая понятия и определения.) При опросе используется слайд. Учитель химии дополняет вопросами по используемым терминам и понятиям из химии, которые будут использоваться в задачах.

•          Что такое раствор?

•          Что такое растворитель,  и какой наилучший биологический растворитель?

•          Понятие «сухое вещество»?

•          Что такое массовая доля?

•          Слайд №6

1.Отвечают на вопросы учителя математики. 2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Выдвигают гипотезу.

4.Формулируют с помощью учителя математики тему урока и цель урока.

5.Отвечают на вопросы учителя химии.

4 - этап. Применение знаний решения задач на растворы в реальной жизни.

Учитель математики: Размялись, а теперь решим  задачи на растворы:

К доске пойдут трое. (Всем троим предстоит решить одну и ту же задачу, но только применяя указанный на листочке метод. Эта задача  №1 из раздаточного материала к уроку, которая есть у каждого ученика на его столе. Учитель математики контролирует решение и оформление решения на доске).

Учитель химии:  Пусть  они решают задачи, а мы с вами поговорим о применении задач на растворы  в жизни и деятельности человека. Как часто вам приходится слышать о растворах?

 Слайд №7 

У всех дома есть машина. И вам часто приходится слышать об аккумуляторах и электролите. Что это такое? В чём могут быть проблемы? Как их решить? И нужно ли мне это знать?

Учитель химии: Ответ: (в виде диалога учителя химии с учениками). Конечно, всё готовое в наше время можно купить в специализированных магазинах, но знать, с чем имеешь дело, должен каждый. Бывают моменты, когда магазина рядом нет, а проблема есть и необходимо её решить.

- Кто знает: Что такое электролит?

- Электролит - это раствор солей, щелочей и кислот.

- Что такое кислотный  электролит?

- Раствор концентрированной серной кислоты Н2SO4 в дистиллированной воде  H2 O. 

Слайд №8

- Для чего он используется?

- Электролит в аккумуляторе является средой, в которой происходят химические реакции, позволяющие накапливать электрическую энергию и отдавать её.

Слайд №9  и Слайд №10

Вы поняли, что такое электролит? А как приготовить электролит, ты к концу урока поймёшь сам. А на следующем слайде указана одна из проблем, которая может возникнуть с аккумулятором. Эта проблема представлена в виде задачи.

Слайд 11:

            Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для   аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты Н2SO4 . Сколько нужно взять воды H2O  и серной кислоты Н2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

Теперь послушаем девочек.

А при консервировании и приготовлении заготовок на зиму как же мы можем использовать проценты, концентрации? Интересно ли вам, как решить вот такую задачу:

Слайд 12   

 Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный  уксус. И для чего в заготовках на зиму используют уксус?

Ответ: (в виде диалога: учитель химии и ученики).

Уксус является ингибитором, т.е. замедлителем  химических процессов. В качестве ингибиторов мы используем растворы соли и  сахара.

Учитель математики: Задачи-проблемы двоих мы увидели. Как видите это задачи из нашей повседневной жизни. Но решать мы их сейчас не будем. В конце урока вы сами сможете помочь им решить их задачи, применяя выбранный вами способ решения.

1.Делятся мнениями на поставленную проблему.

2.Работают с химическими определениями и  понятиями.

3.Отвечают у доски по заданиям на слайдах.

5 - этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения  и систематизации знаний материала. Практикум.

Учитель математики: А  сейчас рассмотрим  алгоритмы решения задач, в которых фигурируют растворы.

Ученики-консультанты по химии и математике подготовили нам решение задачи №1, которая есть на каждом столе. Вначале  мы с вами ознакомимся с текстом. (Читает вслух один из учеников)

Задача №1: Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором  и получили 600г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Решение задачи №1:

Алгебраический способ(слово предоставлено ученикам у доски):

 (Учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1с помощью системы уравнений с двумя переменными).

 р-ра

Масса р-ра в граммах

«Сухое вещество» в %

«Сухое вещество» в граммах

1

Х

30% = 0,3

0,3х

2

У

10% = 0,1

0,1 * у

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

Составляем систему уравнений:

х + у = 600,

0,3х + 0,1 * у = 90; выразив из первого уравнения У через Х и подставив во второе уравнение полученный результат получим уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 -  0,1х = 90

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х =  150 (г) – масса 1 р-ра

Тогда У= 600 – Х = 600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра   

 Ответ: 150г.;  450г.

Учитель химии: Теперь предоставим решение «химикам» (Учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1 химическим способом):

Химический способ:

Дано:

w1 = 30% = 0,3                        w(массовая доля) = m (сух. в-ва) / m(р-ра)

w2  = 10% = 0,1         m3(сух. в-ва)  = w * m3(р-ра) = 0,15 * 600 = 90(г)

w3  = 15% = 0,15                  m1(р-ра) = х

m3 = 600г                   m2(р-ра)  = 600 - х

m1 = ?                         m1 (сух. в-ва) = 0,3х

m2 = ?                          m2 (сух. в-ва) = 0,1 * (600 - х)

Составляем уравнение:  

m1 (сух. в-ва)  + m2 (сух. в-ва) = m3(сух. в-ва)                          

 подставляя значения масс, получим уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 -  0,1х = 90,

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х =  150 (г) – масса 1 р-ра

600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра     Ответ: 150г.;  450г.

Учитель математики: (учитель руководит последовательностью защиты метода решения задачи №1 математическим с помощью уравнения ):

 р-ра

Масса р-ра в граммах

«Сухое вещество» в %

«Сухое вещество» в граммах

1

Х

30% = 0,3

0,3х

2

600 – х

10% = 0,1

0,1 * (600 - х)= 60-0,1х

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

0,3х + 60 -  0,1х = 90

0,2х = 30

Х = 30 / 0,2

Х =300 / 2

Х =  150 (г) – масса 1 р-ра

600 – 150 = 450 – масса 2 р-ра     Ответ: 150г.;  450г.

Сравним решение задачи всеми способами. Кто может сделать вывод? (Учитель предлагает сделать

 выводы. Организует обсуждение результатов.)

ВЫВОД: Разница в решении в том, что в математике - схема, а в химии – описание и формула расчёта, а уравнение для расчёта одно и то же. Может быть стоит совместить решения? А это будет выглядеть так:

 р-ра

m(р-ра)в граммах ·w(массовая доля)=m (сух. в-ва)

1

Х

30% = 0,3

0,3х

2

600 – х

10% = 0,1

0,1 * (600 – х)

3

600

15% = 0,15

0,15 * 600 = 90

В тетрадях пишем № задачи и перепишем обобщённую таблицу. Запишем уравнение:

0,3х + 0,1 * (600 - х) = 90

 и ответ: 150г.;  450г.

1.Выполняют задание №1 письменно, применяя последнюю обобщённую схему.

2.Делятся мнениями на поставленную проблему.

3.Работают с определением молярной массы  и концентрации.

4.Делают выводы в выборе метода решения, в выборе схемы решения, учитывая знание формул по химии и химических обозначений.

 

6 - этап.

 Новое, давно забытое старое. Или арифметический способ решения задач на растворы.

Существует ещё один способ решения задач такого типа – это арифметический способ. Этот способ более  приближён к реальной жизни и его иногда называют «решение крестом», или «методом Магницкого».

Решим арифметическим методом  задачу №1. Текст у вас есть. (Учитель, составляя схему решения данной задачи, читает   каждую строчку.  Комментирует  каждую запись. Попутно отвечая на возникшие вопросы.)

Задача №1

Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Решение:

II-способ:                      10                          30-15=15=3·5. (3 части 10 %)

                     15  

                                      30                           15-10=5=1·5. (1 часть 30%)

 

Из этого делаем вывод, что 10 %- ного  раствора соляной кислоты следует взять 15 частей, а 30 % -ного раствора – 5 частей. Можно сказать 3 части 10 %- ного  раствора соляной кислоты и 1 часть 30 % -ного раствора. Далее находим:  3+1 =4 части всего, значить    1200 : 4 ·3= 900 г.  (30%-ного раствора)     и     1200 : 4 ·1= 300 г.( 30%-ного раствора).

Ответ: 30%-ного раствора взято 300 г, 10%-ного раствора – 900 г.

  Теперь нужно решить задачу №2:

Имеется сталь двух сортов с содержанием никеля 10 % и 40 %. Сколько стали одного и другого сорта следует взять, чтобы после переплавки получить 140 т стали с содержанием никеля 30 %.

    Решение: при 15 < 30 < 40.

                                                40               30 – 15 = 15

                                30

                                                15                 40 - 30 = 10 

Из этого делаем заключение, что 10 %-ного раствора нужно взять 10 частей, а 40 % -ного раствора 15 частей, или 2 части первого и 3 части второго раствора. Всего 5 частей, значит,      · 140 (г) = 56 (г),       · 140 (г) = 84 (г).

   Ответ: нужно взять 56 г  10 % -ного раствора и 84  г 40 %-ного раствора

 Даполнительная задача:      Для маринада огурцов нужно употреблять 2-х % раствор уксуса. Сколько воды нужно добавить к 100 г.  9-и % ному уксусному раствору, чтобы приготовить 2-х %- ный раствор для маринования?

  ( Решение. Мы имеем 100 г. 9-и %-ного уксусного раствора, из этого понять не сложно, что из  100 граммов  9 гр.как раз уксус.

 

Значит,  9 гр.    ----    2%

               x гр.   -----    100 %        

Здесь    х -  масса приготовленного раствора.  

 2· х =9 ·100,  х = 900 : 2,    х = 450.( приготовленный раствор, в граммах)

               450-100= 350 гр.

Ответ:   к 100 г.  9-и % ному уксусному раствору нужно добавить  350 гр. воды.)

 

1.Выполняют задание №1и №2 письменно, применяя предложенную  схему арифметического решения.

2.Делятся мнениями. 3.Работают  в парах.

4.Делают выводы в выборе решения для данного типа задач.

7 - этап.

 Первичная проверка полученных результатов. Коррекция.

Наконец пришло время помочь  двоим товарищам справиться с их проблемой. Их задачи – это №3, №4 на карточках.

Попробуем поработать в парах: по  вариантам.

Слайд №13(самостоятельная работа).

 (учителя проверяют правильность решения тех, кто быстрее справился с заданием, и оценивают их)

А теперь обменяемся тетрадями, сверим решение и найдём ошибки:

Слайд №14(решебник)

Задача: Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный уксус?

Решение:

1 р-р:             78%(эссенция)           9 – 0 = 9(частей)

3 р-р                                   9%

2 (р-р) вода      0%                            78 – 9 = 69 (частей)

Итак 9 : 69 ó 3 : 23.  Ответ: 3 : 23.

Слайд №15

Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты H2SO4 . Сколько нужно взять воды H2O  и серной кислоты H2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

Решение:

. H2SO4            98%                       37 – 0 = 37(частей)

Электролит(980г)            37%

H2O                   0%                        98 – 37 = 61(частей)          

980 : (37+61) * 37 =  980 : 98 * 37 = 370(г) - кислоты,

980 : 98 * 61 = 610(г) – воды 

Ответ: 370г (H2SO4) , 610г (H2O).

Слайд №16(цель урока)

Всё выполнено? Обратите внимание на последний пункт: поиск более простого решения задач. Да, мы познакомились с необычной схемой решения  для одного из видов химических задач на растворы и смеси, схема «креста». Для других видов задач, может быть,  вы  придумаете или найдёте  схемы сами? Всё в ваших руках.

Работа с карточками-заданиями: задачи №3 и №4.

8 - этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А теперь запишем домашнее задание: у каждого на столе лежат карточки с домашним заданием.  На обратной стороне листка написан, № 971 – это «для тех, кто хочет знать больше».

Задание:

1 уровень: на карточках две задачи - это для всех.

2 уровень: на карточках две задачи + № 971 -  для более сильных.

9 - этап.

 Рефлексия (Подведение итогов занятия)

Учитель математики: Мне хочется сказать вам дети, что вы все сегодня на уроке работали замечательно.

Сегодня кого нам хочется похвалить?… Я с вами согласна. В тетради некоторым из вас поставлены оценки за решение задач в самостоятельной работе. Я их выставила в журнал. А кто хочет тоже себя похвалить пусть за самое маленькое, но открытие для себя,  вам наши  аплодисменты.

А кому сегодня не повезло, то повезёт потом, нужно только постараться.

Учитель химии: Я сегодня тоже поставила оценки некоторым ребятам (называет детей) Спасибо за урок, дети!

Учитель математики: А сейчас, ребята, мы бы хотели узнать мнение об уроке. Для этого заполните, пожалуйста, листочки рефлексии а в перемене положите их мне на стол.

До свидания.

Приём «Смайлики»:

Суть - зафиксировать свои достижения на уроке:

Я понял…

Я пропускаю ход

 

 

Приложение:

 

 

Задания на карточке к уроку (на каждый стол):

 

1.      Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным раствором и получили 600 г 15%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

2.      Смешали 30%-ный и 50%-ный растворы азотной кислоты и получили 45%-ный раствор. Найдите отношение массы 30%-ного раствора к массе 50%-ного раствора, взятых первоначально.

3.      Задача: Приготовить 980 граммов кислотного электролита для   аккумулятора, имея 98% раствор серной кислоты H2SO4. Сколько нужно взять воды H2O  и серной кислоты H2SO4, чтобы получить 37%-ный раствор электролита?

4.      Задача: Как из 78%-ной уксусной эссенции в домашних условиях приготовить 9%-ный уксус?

 

Задачи для самостоятельного решения:

    Задача -1. Имелось два разных сплава меди. Процент содержания меди в первом сплаве  был на 40 % меньше, чем процент содержания меди во втором сплаве. После их сплавления вместе получили сплав, содержащий 36 % меди. Определите процентное содержание меди в первом и втором сплавах, если известно, что меди в первом сплаве было 6 кг, а во втором 12 кг.

  Задача -2. Вычислите массу и пробу сплава серебра с медью, зная, что, переплавив его с добавлением 3 кг чистого серебра, получили сплав 900-й пробы (т.е. в сплаве 90 % серебра), а переплавив с 2 кг сплава 900-й пробы, получили сплав 840-й пробы.

  Задача -3. Имеются два сплава, состоящие из меди, цинка и олова. Известно, что первый сплав содержит 40 % олова, а второй 26,5% меди. Процентное содержание цинка в первом и втором сплавах одинаковое. Сплавив 150 кг первого сплава и 250 кг второго, получили новый сплав, в котором оказалось 30 % цинка. Определите, сколько килограммов олова содержится в получившемся новом сплаве?

  Задача -4. Имеются два сплава, состоящие из меди, цинка и олова. Известно, что первый сплав содержит 25% цинка, а второй 50 % меди. Процентное содержание олова в первом сплаве в 2 раза выше, чем во втором. Сплавив 200 кг первого сплава и 300 кг второго сплава, получили новый сплав, в котором оказалось 28 % цинка. Определите, сколько килограммов меди содержится в полученном новом сплаве?

  Задача -5. Первый раствор содержит по массе 6 % вещества А, 16 % вещества В, 4 % вещества С, второй раствор соответственно – 15 %,  9 %,  10 %;  третий – 3 %, 5 %, 2 %. В каком отношении надо смешать эти растворы, чтобы получить раствор, содержащий 12 % А,  10 % В,  8 % С?

 

 

Использованная литература:

1.       Научный и информационно – аналитический педагогический журнал «Отечественная  и зарубежная педагогика» №4(61)

2.       Алгебра9 классУчебник. Макарычев Ю.Н. и др. М. «Просвещение»: 2013 г.

3.       Химия9 класс учебник,Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И., М. «Просвещение»:  2009 г.

4.       Пособие курса по выбору «Процент и его применение»,  Гарифуллина Р.Р. Гарифуллин Р.Г., Казань, ООО «Печатный двор». 2013 г.