Конспект урока
Тема занятия: Решение задач с параметрами графическим методом.
Тип занятия: занятие -практикум
Учебная задача занятия: Практиковать решение задач вида и координатно-параметрическим методом и задач вида графическим методом.
Диагностируемые цели занятия:
В результате занятия ученик
знает:
- определение: КП-плоскости, КП-метода решений задач с параметрами, МЧО на КП-плоскости, функционально-графического способа;
- алгоритм решения: неравенств МЧО на КП-плоскости, систем уравнений/неравенств;
- формулировки теорем для уравнений вида и ;
- формулировки теорем по функционально-графическому методу;
- правила преобразования графиков элементарных функций (параллельный перенос, сжатие/растяжение, симметрия);
- таблицу равносильных переходов в методе декомпозиции;
умеет:
- решать задачи вида и координатно-параметрическим методом (в частности методом частичных областей для неравенств и их систем);
- решать задачи вида графическим методом, где обозначает .
- решать системы уравнений/неравенств, где одно или оба из уравнений/неравенств с параметром;
- преобразовывать графики функций, изображать их на плоскости ;
- осуществлять равносильные переходы с помощью метода декомпозиции.
понимает:
- что рациональнее применить: аналитический или графический метод, КП-метод или функционально-графический, если выбрали графический метод решения задач с параметрами.
Учебные действия, формируемые на уроке:
• Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом, должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика.
• Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
• Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, в том числе совершенствование навыков работы в группе, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение.
• Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма работы: парная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура занятия:
• Мотивационно-ориентировочная часть (5 минут).
- Актуализация знаний.
- Мотивация.
- Постановка учебной задачи (цели) урока.
• Операционно-познавательная часть (38 минуты).
• Рефлексивно-оценочная часть (2 минуты).
Ход занятия:
Мотивационно – ориентировочная часть.
Актуализация знаний.
- Дайте определение КП-метода.
- (Метод решения задач с параметрами, использующий КП-плоскость. А КП-плоскость – это плоскость, в которой одна ось () – координатная, другая – () параметрическая.)
- Когда удобно использовать КП-метод.
- (Когда координата является функцией параметра : или когда параметр а является функцией координаты : )
- Каким методом решается неравенство на КП-плоскости?
- (Методом частичных областей)
- Назовите алгоритм МЧО на основе КП-метода.
- (1. Найдем на КП-плоскости ОДЗ
2. Построим на КП-плоскости линии, состоящие из всех точек, при значениях координаты и параметра каждой из которых выражение обращается в нуль или не существует, и разобьем этими линиями найденную ОДЗ на «частичные области».
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей».
- Назовите равносильные переходы из метода декомпозиции для выражения .
-()
- Для выражения ?
- ()
- Как построить график функции ?
- (Построить график функции . Зеркально отразить данный график относительно оси ординат)
- Какие преобразования графиков используются в функционально-графическом методе?
- (Параллельный перенос, растяжение/сжатие, симметрия).
Мотивация.
На прошлых занятиях вы изучили графические способы решения задач с параметрами, а именно КП-метод и функционально-графический метод.
Постановка учебной задачи (цели) занятия.
Поэтому сегодня мы повторим изученный материал и подготовимся к контрольной работе, которая будет на следующем занятии.
Операционно-познавательная часть.
Все задачи решаются в парах, проверка происходит с эталона со слайдов презентации.
Задача №1. Определить количество корней уравнения в зависимости от значений параметра .
Решение:
Для начала упростим исходное выражение до вида, т.е. чтобы параметр а являлся функцией координаты .
Данное уравнение равносильно совокупности четырех систем:
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Т.к. в каждом случае , то можно рассматривать КП-плоскость с вертикальной параметрической осью .
Рисунок 5
Найдем координаты вершин параллелограмма, для этого решим системы, составленные из уравнений прямых линий, получим .
Рассматривая прямые в пересечении с параллелограммом, получаем ответ.
Ответ: при или нет корней; при один корень; при два корня.
Задача №2. Найти при каких значениях параметра система неравенств имеет решение.
Решение: будем действовать по алгоритму
1. ОДЗ:
2.
Выразим координату через функцию параметра :
Изобразим данные линии на КП-плоскости с горизонтальной параметрической осью , т.к. .
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей».
Рисунок 6
– гипербола
Рисунок 7
Найдем общее решение системы, для этого найдем точки пересечения гиперболы с прямыми :
.
«Считывая» информацию с графика, видим, что система имеет решения при .
Ответ: .
Задача №3. При каких значениях параметра система имеет единственное решение.
Решение:
Пусть
- область между данными прямыми.
Рисунок 8
- окружность с центром ) и , Центр окружности лежит на прямой .
Окружность не может располагаться между прямыми, т.к. в этом случае будет бесконечно много решений.
Рассмотрим случаи касания, когда окружность лежит вне закрашенной области.
I. Найдем точку пересечения прямых и .
.
подставим координаты этой точки в уравнение окружности:
-не
удовлетворяет условию, т.к. ,
иначе центр попадет внутрь закрашенной области.
Рисунок 9
II. Рассмотрим . График - точка с координатами , подставим в - верно, следовательно – решение.
Рисунок 10
Ответ: .
Задача №4. Для каждого допустимого значения параметра решить неравенство .
Решение: будем действовать по алгоритму
1. ОДЗ:
2.
Выразим параметр через функцию координаты , используя равносильный переход метода декомпозиции:
Линии .
Изобразим данные линии на КП-плоскости с вертикальной параметрической осью , т.к. .
3. Исследуем знак выражения в каждой из полученных «частичных областей».
Рисунок 11
Найдем общее решение, с учетом области определения функции:
Рисунок 12
«Считывая» информацию с графика, получаем:
при ;
при ;
при ;
при .
Ответ: при ; при ; при ; при .
Рефлексивно-оценочная часть.
-Какова была цель урока?
- (Практиковать решение задач с параметрами графическим методом)
- Достигли мы её?
- (Да)
- Как мы её достигли?
-(Решали задачи вида и координатно-параметрическим методом и задачи вида функционально-графическим методом)
Домашнее задание.
1. Найти при каком значении параметра уравнение имеет решения, и все решения принадлежат отрезку .
Ответ:
2. Найти при каких значениях параметра система неравенств имеет решения.
Ответ:
3. При каких значениях параметра система имеет решение.
Ответ:
4. Для каждого значения параметра решить неравенство .
Ответ: при ; при ; при ; при ; при .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.