Мастер-класс по теме: Решение экономических задач на оптимизацию.
(Слайд 1)
Цель: рассмотрение решения задач типа 17 ЕГЭ-2016 с помощью исследования функции на наибольшее (наименьшее) значение или методами математического анализа
(Слайд 2) « В мире не происходит ничего,
в чем бы ни был виден смысл
какого-нибудь максимума или минимума!»
Леонард Эйлер
Добрый день, уважаемые коллеги! Я Бурякова Вера Николаевна, учитель математики Похвистневского района Самарской области. Тема моего урока «Решение экономических задач на оптимизацию».
Мотивация. Задачи оптимизации очень часто встречаются в управленческой, финансовой и научной деятельности. Они позволяют отыскать наилучшее (оптимальное) решение, дающее максимальную прибыль или обеспечивающее минимальные затраты. При этом требуется учитывать ряд дополнительных ограничений на значения используемых параметров.
Впервые в 2015 году в заданиях ЕГЭ по математике профильного уровня появились экономические задачи на банковские вклады, кредиты, которые решались составлением уравнения. Такие задачи относятся к задачам повышенного уровня. Ненулевые баллы по этому заданию получили около 15% выпускников. Это неплохой показатель. Несмотря на это, в методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по математике авторами КИМов И.В.Ященко, А.В.Семеновым, И.Р.Высоцким и опубликованных на сайте ФИПИ, выявляются ключевые проблемы, среди которых: неумение проводить анализ условия, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации.
Авторы предлагают включить в рабочие программы практико-ориентированные задания, выстроить систему изучения практической, жизненно важной математики во все школьные годы. Это элементы финансовой и статистической грамотности, умение принимать решения на основе расчетов, навыки самоконтроля с помощью оценки возможных значений величин на основе жизненного опыта.
(Слайд 3)
В 2016 году наряду с такими задачами можно встретить задачи на выбор оптимального распределения ресурсов: поле и фермер, предприниматель и отель, добыча алюминия и никеля и производство сплава и другие. Понятно, что никаких экономических знаний для решения таких задач не требуется. Необходимо лишь понять смысл задачи, перевести его на язык математики и решив математическую задачу вернуться к условию, правильно сопоставив полученное решение с условием задачи. При решении такого вида задач можно составить уравнение и найти его решение в натуральных или целых числах. Мы же с вами будем решать задачи такого типа методами математического анализа, т.е. составлением функции и исследованием ее на наибольшее (наименьшее) значение.
Итак, переходим к уроку.
(слайд 4)
1 этап урока. Актуализация опорных знаний
Начнем с повторение теоретического материала, используемого на уроке. Предлагаю работу в парах.
А) Таблица производных
Б) Правила нахождения производных. Производная сложной функции
В) Какова связь между монотонностью некоторой функции и ее производной
Какие точки экстремума существуют и как определить их вид.
Г) Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке
Д) Алгоритм нахождения наибольшего (наименьшего) значения функции на интервале (а; в)
(слайд 5) Вспомним алгоритм решения задач на оптимизацию с помощью математического моделирования:
1 этап. Составление математической модели задачи.
2 этап. Работа с составленной моделью.
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
2 этап урока. Применение знаний при решении задач.
Рассмотрим задачу из открытого банка заданий по математике ЕГЭ -2016.
(слайд 6)
В двух областях есть по 50 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 10 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за час добывает 0,2 кг алюминия или 0,1 кг никеля. Во второй области для добычи х кг алюминия в день требуется х2 человеко-часов труда, а для добычи у кг никеля в день требуется у2 человеко-часов труда. Обе области поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 1 кг алюминия приходится 2 кг никеля. При этом области договариваются между собой вести добычу металла так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?
Впервые встретившись с этой задачей, у меня возникло замешательство: как решать. Обратилась за помощью в Интернет, нашла авторское решение Комаровой Галины Петровны, учителя математики МКОУ СОШ №10 региона Кавказских Минеральных Вод. Привожу это решение. (слайд 7)
Мне показалось данное решение не очень убедительным.
Я же предлагаю другой способ решения этой задачи.
1 этап. Составление математической модели задачи (слайд 8)
Область |
Всего |
Алюминий |
Никель |
||
Кол-во, чел |
Масса, кг |
Кол-во, чел |
Масса, кг |
||
1 |
50 чел. |
х |
0,2∙х∙10=2х |
50-х |
(50-х)∙0,1∙10 =50-х |
2 |
50 чел. |
у |
|
50-у |
|
(слайд 9)
Всего алюминия 2х+
Всего никеля (50-х)+
По условию, на производство сплава требуется никеля в 2 раза больше, значит 2(2х+) = (50-х)+
10 + 0,2 - 0,4.
Рассмотрим функцию, определяющую массу всего металла
f (х,у)= 2х+(50-х)+...= 60+1,2, получили f (у).
2 этап. Работа с составленной моделью. (слайд 10)
Исследуем функцию f(у)=60+1,2 на наибольшее значение. D(f) = [0;50]
f'(у)= - , f'(у)=0 при у=10. Определим, как ведет себя производная при переходе через точку у =10
f '(у)
0[_________+___________10________________________]50
f (у) точка max
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи. (слайд 11)
Значит, наибольшее значение функция принимает при у=10. Найдем f(10)= 60+1,2 = 60+1,2∙20+6=90. Ответ: 90 кг сплава
3 этап урока. Самостоятельная работа. А сейчас предлагаю решить аналогичную задачу таким же способом. (слайд 12)
Задача такая. В двух областях есть по 100 рабочих, каждый из которых готов трудиться по 10 часов в сутки на добыче алюминия или никеля. В первой области один рабочий за час добывает 0,3 кг алюминия или 0,1 кг никеля. Во второй области для добычи х кг алюминия в день требуется х2 человеко-часов, а для добычи у кг никеля в день требуется у2 человеко-часов труда. Обе области поставляют добытый металл на завод, где для нужд промышленности производится сплав алюминия и никеля, в котором на 2 кг алюминия приходится 1 кг никеля. При этом области договариваются между собой вести добычу металла так, чтобы завод мог произвести наибольшее количество сплава. Сколько килограммов сплава при таких условиях ежедневно сможет произвести завод?
У вас на столах лежат бланки для решения данной задачи. Заполните, пожалуйста, их.
Область |
Всего |
Алюминий |
Никель |
||
Кол-во, чел |
Масса, кг |
Кол-во, чел |
Масса, кг |
||
1 |
100 чел. |
х |
0,3∙х∙10=3х |
100-х |
(100-х)∙0,1∙10 =100-х |
2 |
100 чел. |
у |
|
100-у |
|
Всего алюминия 3х+
Всего никеля (100-х)+
По условию, на производство сплава требуется алюминия в 2 раза больше, значит 3х+ = 2((100-х)+
40 + 0,4 - 0,2.
Рассмотрим функцию, определяющую массу всего металла
f (х,у)= 3х+(100-х)+...= 180+1,8, получили f (у).
2 этап. Работа с составленной моделью.
Исследуем функцию f(у)=180+1,8 на наибольшее значение. D(f) = [0;100]
f'(у)= - , f'(у)=0 при у=10.
f '(у)
0[_________+___________10________________________]100
f (у) точка max
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
Значит, наибольшее значение функция принимает при у=10. Найдем f(10)= 180+1,8 = 180+1,8∙30+6=240.
Ответ: 240 кг сплава
4 этап урока. Домашнее задание. (слайд 13)
В качестве домашнего задания вам предлагается разобрать решение задачи №2 и аналогичную задачу решить самостоятельно.
5 этап урока. Рефлексия. (слайд 14)
Обратите еще раз внимание на эпиграф к уроку: «В мире не происходит ничего, в чем бы ни был виден смысл какого-нибудь максимума или минимума!»
На уроке мы решали задачи, связанные с деятельностью человека. При решении
задач переходили от реальных ситуаций к их математическим моделям.
Мы убедились, что такое абстрактное понятие, как производная, помогает
решать различные жизненные задачи. Я желаю всем, чтобы ваши знания, умения
помогали вам преодолевать препятствия на жизненном пути.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.