Цель урока сформировать умения выполнять все арифметические действия, применять полученные знания к решению задач разных типов, описывающих реальные ситуации окружающего мира,
развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, умение работать в группе, паре, коммуникативность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей; развитие у учащихся интереса к предмету; совершенствование практических навыков решения составных задач разных типов и умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Технологическая карта.
учитель начальных классов
математика
4
Решение задач
В.Н.Рудницкая , Б.П.Гейдман
1. ФИО
2. Место работы
3. Должность
4. Предмет
5. Класс
6. Тема и номер урока в теме
7. Базовый учебник
8. Цель урока сформировать умения выполнять все арифметические действия, применять полученные знания к
решению задач разных типов, описывающих реальные ситуации окружающего мира,
развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, умение работать в группе, паре,
коммуникативность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей; развитие у учащихся
интереса к предмету; совершенствование практических навыков решения составных задач разных типов и умение
применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
9. Планируемые результаты:
предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): решение составных задач разных видов,
выполнять математические действия с многозначными числами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок; уметь в процессе реальной ситуации использовать знания и умения решать
задачи разных типов;
личностные: понимать значение математики в жизни и деятельности человека; умение работать в парах, группах,
слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
метапредметные: (компоненты культурнокомпетентностного опыта (приобретённая компетентность): выявить
знания детей о старинных вещах; расширить знания учащихся по данному вопросу; овладение способностью пониматьучебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; умение слушать собеседника и
вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться раздаточным
материалом; умение ставить цели и задачи;
планировать способы и цели достижения учебных и познавательных задач;
учить учащихся решать проблемы, поставленные в ходе урока;
выбирать эффективные способы их решения;
уметь обрабатывать полученную информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать
способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей
деятельности.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей, прививать чувство
патриотизма; развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;
умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения
коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы
в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из рассказов об экспонатах музея и текста раздаточного материала;
переработка полученной информации для формулировки выводов.10. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): закрепить знания и умения детей в выполнении
математических действий с многозначными числами при решении задач; обеспечить осознанное усвоение способов
решения задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач разных видов; создание условий
для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог;
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное
отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся;
повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков
сопоставления, формулирования и проверки гипотез правил решения задач, умений анализировать способы решения
задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
12. Формы работы учащихся: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( устный счет),
индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность с использованием экспонатов музея
декоративно прикладного искусства) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки с заданием, лист самооценивания.
14. Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
1. Организационный
этап
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Включаются в
деловой ритм
урока.
Приветствие,
проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация
внимания детей.
Время
(в
мин)
1
2. Актуализация
знаний
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Организация
устного счета
Участвуют в работе
по повторению.
Работа в группах.
3
Формируемые УУД
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация
своей учебной деятельности
Личностные: мотивация
учения
Познавательные:
структурирование
собственных знаний.
Коммуникативные:
организовывать и планировать
учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности.
Личностные: оценивание3. Постановка цели
и задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока.
Мотивирует
учащихся, вместе с
ними определяет
цель урока;
акцентирует
внимание учащихся
на значимость темы.
Определяют тему и
цель урока.
4
4. Применение
знаний и умений в
новой ситуации
Показать
разнообразие задач,
решаемых в жизни.
Организация и
контроль за
процессом решения
задач.
Работают в парах
над поставленными
задачами.
23
в
усваиваемого материала.
Познавательные: умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание
в устной форме.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные: умение
вступать
диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении вопроса.
Познавательные:
формирование интереса к
данной теме.
Личностные: формирование
готовности
к
самообразованию.
Коммуникативные:
уметь
оформлять свои мысли в
устной форме;
слушать и
понимать речь других.
Регулятивные: планирование
своей деятельности для
решения поставленной задачи
и контроль полученного5. Физкультминутка Смена
деятельности.
6. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция.
Дать качественную
оценку работы
класса и отдельных
учащихся.
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Выявляет качество и
уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает
причины
выявленных ошибок.
Учащиеся сменили
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
Учащиеся
анализируют свою
работу, выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач.
7. Рефлексия
(подведение итогов
урока)
8. Информация о
домашнем задании
Дать оценку работы
учащихся
Подводит итоги
работы групп и
класса в целом.
Учащиеся сдают
карточки
самооценивания.
Дает комментарий к
домашнему заданию
Учащиеся
записывают
задание.
Обеспечение
понимания детьми
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
2
4
2
1
результата.
Личностные: формирование
позитивной самооценки
Коммуникативные:
умение
Регулятивные:
самостоятельно адекватно
анализировать правильность
выполнения действий и
вносить
необходимые
коррективы.
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на
урокеХод урока
Деятельность учителя
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку.
У каждого из вас на планшетах есть листы самооценивания.
Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять
различные задания. По окончанию решения каждой задачи,
вы должны оценить свою работу:
"+" справился с задачей без затруднений,
"±" справился с задачей, но возникали сложности,
"" не справился с задачей.
2. Актуализация знаний
Устный счет: (работа в группах)
Карточки ( с обратной стороны записаны буквы)
1 группа: 900:(67+83)х1238=34 буква Й
2 группа: 720600:(61+56)х130=70 буква З
3 группа: 360:18х20170х2=60 буква Е
4 группа: 30х8:6+90х6=580 буква М
5 группа: 810:90х20160:40=176 буква У
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
Деятельность учеников
Учащиеся слушают учителя
Учащиеся устно выполняют предложенные задания
в группах. Капитан группы объясняет вычисленный
результат. Капитанам предлагается выстроиться в
порядке убывания ответов.
Получается слово : МУЗЕЙ .
Учащиеся объясняют название музея, что значит
Музей декоративноприкладного искусства.деятельности учащихся.
Для того, чтобы Россия оставалась величайшей
страной в мире, настоящее поколение должно знать
историю своих предков, ценить и беречь своё наследие.
Тема нашего урока: Решение задач.
Наша цель на уроке обобщить знания по данной теме.
Все мы в детстве очень любили играть, и у каждого была
своя любимая игрушка.
А какие игрушки были у наших прабабушек и прадедушек?
Учащиеся высказывают свои предположения по теме
и цели урока.
Формулируют тему урока, аргументируя свой ответ
Ребята рассказывают о своих любимых игрушках.
Слушают и рассказ о богородских игрушках, вельских
свистульках и пляшущих соломенных куклах
Богородская игрушка
вельская свистулька
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Мастер глину замесил
И игрушек налепил,
После высушил, и в печь –
Добела их все обжечь.
А потом он краски взял
И игрушки расписал.А теперь решим задачу:
пляшущая соломенная кукла
Задача №1.
Для ярмарки изготовили богородские игрушки, вельские
свистульки и пляшущие соломенные куклы, всего 250 штук.
Богородских игрушек изготовили 112 штук, что в 2 раза
больше, чем вельских свистулек, а остальные игрушки
куклы. Сколько кукол изготовили для ярмарки?
4. Что необходимо человеку для жизни?
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!
Ученики решают задачу.
Решение:
1).112:2=56(иг.) – свистульки
2).112+56=168(иг). богородских игрушек и вельских
свистулек
3).250168=82(иг.) куклы
Учащиеся отвечают на вопросы.
Людям необходима пища.
Ученики рассматривают
посуду , из которой ели наши прабабушки и
прадедушки.
Слушают рассказ о народных промыслах.
гжельская керамика
Чудо с синими цветами,ломоносовский фарфор
Решение задачи:
Задача №2.
Для выставки приобрели 53 сервиза гжельской керамики и
ломоносовского фарфора. Причем сервизов из гжельской
керамики было на 17 больше, чем сервизов из
ломоносовского фарфора. Сколько сервизов гжельских и
ломоносовских было приобретено?
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Учащиеся в парах выполняют решение предложенной
задачи.
Решение:
1 способ.
1).53+17=70(с.) – если поровну
2).70:2=35(с.) – из гжельской керамики
3).3517=18(с.) ломоносовского фарфора
2 способ
1).5317=36(с.) – если поровну
2).36:2=18 (с.) – ломоносовского фарфора3).18+17=35 (с.) из гжельской керамики
По окончании работы оценивают результат своей
деятельности на листах оценивания.
5. Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
6. Во что одевались наши прабабушки и прадедушки?
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия
за учителем.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Людям необходима одежда.
Ученики рассматривают
прялки , ткацкий станок.
Слушают рассказ о прялках и станке.прялка
ткацкий станок
Решение задачи:
Задача №3.
Три пряхи напряли за смену 890граммов шерстяной пряжи.
Сколько граммов напряла каждая пряха, если первая и
третья напряли 570 граммов, а вторая и третья 590
граммов?
Учащиеся решают задачу.2 ученика решают на доске.
Решение:
1 способ
1).890570=320(г) – 2 пряха
2).590320=270(г) – 3 пряха
3)570270=300(г) 1 пряха
2 способ
1).890590=300(г) – 1пряха
2).570300=270(г) – 3 пряха
3)590270=320(г) 2 пряха
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух
свои затруднения и обсуждают правильность решения
задач.7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Мы познакомились с бытом наших прабабушек и
прадедушек, рассмотрели экспонаты нашего школьного
музея. Каждый экспонат музея уникален и, зная его
историю, про него легко можно составить задачу. Какие
предметы быта наших предков встречались в задачах,
которые мы решали?
Собираются карточки самооценивания .
8. Информация о домашнем задании
Каждый получил карточку:
Мне понравилось____________.
Мне было интересно__________.
У меня вызвало трудности_________.
Хотел бы я чаще посещать музей, потому
что________.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Учащимся предлагается составить задачи про любой
музейный экспонат.