Решение задач

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока сформировать умения выполнять все арифметические действия, применять полученные знания к решению задач разных типов, описывающих реальные ситуации окружающего мира, развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, умение работать в группе, паре, коммуникативность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей; развитие у учащихся интереса к предмету; совершенствование практических навыков решения составных задач разных типов и умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Иконка файла материала 1 (93).docx
Технологическая карта. учитель начальных классов математика 4 Решение задач  В.Н.Рудницкая , Б.П.Гейдман 1.  ФИО 2.  Место работы 3.  Должность 4.  Предмет 5.  Класс 6.  Тема и номер урока в теме 7.  Базовый учебник 8. Цель урока  сформировать умения выполнять все арифметические действия, применять полученные знания к  решению задач разных типов, описывающих реальные ситуации окружающего мира,  развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, умение работать в группе, паре,  коммуникативность, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей; развитие у учащихся  интереса к предмету; совершенствование практических навыков решения составных  задач разных типов и умение  применять полученные знания в  реальных жизненных ситуациях. 9. Планируемые результаты:  предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): решение  составных задач разных видов,  выполнять математические действия с многозначными числами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых  выражениях со скобками и без скобок; уметь в процессе реальной ситуации использовать знания и умения решать  задачи разных типов;  личностные: понимать значение математики в жизни и деятельности человека; умение работать в парах, группах,  слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;  метапредметные: (компоненты культурно­компетентностного  опыта (приобретённая компетентность):  выявить  знания детей о старинных вещах; расширить знания учащихся по данному вопросу; овладение способностью пониматьучебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; умение слушать собеседника и  вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться раздаточным  материалом;  умение ставить цели и задачи; планировать способы и цели достижения учебных и познавательных задач; учить учащихся решать проблемы, поставленные в ходе урока; выбирать эффективные способы их решения; уметь обрабатывать полученную информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать  способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей  деятельности. Группы формируемых компетенций:  Личностные УУД: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к труду людей, прививать чувство  патриотизма; развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие  самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.  Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий;  умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения  коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе. Познавательные УУД:  добывание новых знаний из рассказов об экспонатах музея и  текста  раздаточного материала;  переработка полученной информации для формулировки  выводов.10. Задачи:  образовательные (формирование познавательных УУД): закрепить знания и умения детей в выполнении  математических действий с многозначными числами при решении задач; обеспечить осознанное усвоение способов  решения задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач разных видов; создание условий  для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач.   воспитательные  (формирование   коммуникативных   и   личностных   УУД):   умение   слушать   и   вступать   в   диалог; формировать   внимательность   и   аккуратность   в   вычислениях;   воспитывать   чувство   взаимопомощи,   уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.   развивающие  (формирование   регулятивных   УУД):  способствовать  развитию   творческой   активности   учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез ­ правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать. 11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений 12. Формы работы учащихся: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( устный счет),  индивидуальная (самостоятельная работа) Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач). Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность с использованием экспонатов музея  декоративно­ прикладного искусства) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки с заданием, лист самооценивания. 14. Структура и ход урока Этап урока Задачи этапа 1. Организационный  этап Создать  благоприятный  психологический  настрой на работу Деятельность  учителя Деятельность  учеников Включаются в  деловой ритм  урока. Приветствие,  проверка  подготовленности к  учебному занятию,  организация  внимания детей. Время  (в  мин) 1 2. Актуализация  знаний Актуализация  опорных знаний и  способов действий. Организация  устного счета  Участвуют в работе по повторению.  Работа в группах. 3 Формируемые УУД Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками. Регулятивные: организация  своей учебной деятельности Личностные: мотивация  учения Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное   сотрудничество   с учителем и сверстниками.  Регулятивные: контроль и  оценка процесса и  результатов деятельности.  Личностные:  оценивание3. Постановка цели  и задач урока.  Мотивация учебной  деятельности  учащихся. Обеспечение  мотивации учения  детьми, принятие  ими целей урока. Мотивирует  учащихся, вместе с  ними определяет  цель урока;  акцентирует  внимание учащихся  на значимость темы.  Определяют тему и  цель урока. 4 4. Применение  знаний и умений в  новой ситуации Показать  разнообразие задач,  решаемых в жизни. Организация и  контроль за  процессом решения  задач. Работают в парах  над поставленными  задачами. 23   в усваиваемого материала. Познавательные: умение  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме. Личностные:  самоопределение. Регулятивные:  целеполагание.  Коммуникативные:  умение вступать диалог, участвовать   в   коллективном обсуждении вопроса. Познавательные: формирование   интереса   к данной теме. Личностные:  формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:  уметь оформлять   свои   мысли   в устной   форме;  слушать   и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для  решения поставленной задачи  и контроль полученного5. Физкультминутка Смена  деятельности. 6. Контроль  усвоения,  обсуждение  допущенных  ошибок и их  коррекция. Дать качественную  оценку работы  класса и отдельных  учащихся.  Сменить  деятельность,  обеспечить  эмоциональную  разгрузку учащихся. Выявляет качество и уровень усвоения  знаний, а также  устанавливает  причины  выявленных ошибок. Учащиеся сменили  вид деятельности и  готовы продолжить  работу. Учащиеся  анализируют свою  работу, выражают  вслух свои  затруднения и  обсуждают  правильность  решения задач. 7. Рефлексия  (подведение итогов  урока) 8. Информация о  домашнем задании Дать оценку работы учащихся Подводит итоги  работы групп и  класса в целом. Учащиеся сдают  карточки  самооценивания. Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся  записывают  задание. Обеспечение  понимания детьми  содержания и  способов  выполнения  домашнего задания 2 4 2 1 результата. Личностные:  формирование позитивной самооценки Коммуникативные:   умение Регулятивные: самостоятельно   адекватно анализировать   правильность выполнения   действий   и вносить необходимые   коррективы. Регулятивные: оценивание  собственной деятельности на  урокеХод урока Деятельность учителя 1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их  готовность к уроку. У каждого из вас на планшетах есть листы самооценивания.  Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи,  вы должны оценить свою работу: "+" ­ справился с задачей без затруднений, "±" ­ справился с задачей, но возникали сложности, "­" ­ не справился с задачей.  2. Актуализация знаний Устный счет: (работа в группах)  Карточки ( с обратной стороны записаны буквы) 1 группа: 900:(67+83)х12­38=34                  буква Й 2 группа: 720­600:(61+56)х130=70              буква З 3 группа: 360:18х20­170х2=60                     буква Е 4 группа: 30х8:6+90х6=580                          буква М 5 группа:  810:90х20­160:40=176                 буква У 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной  Деятельность учеников Учащиеся слушают учителя Учащиеся устно выполняют предложенные задания  в группах. Капитан группы объясняет вычисленный  результат. Капитанам предлагается выстроиться в  порядке убывания ответов. Получается слово :    МУЗЕЙ .                                              Учащиеся объясняют название музея, что значит   Музей декоративно­прикладного искусства.деятельности учащихся. Для того, чтобы Россия оставалась величайшей страной в мире, настоящее поколение должно знать  историю своих предков, ценить и беречь своё наследие. Тема нашего урока: Решение задач. Наша цель на уроке ­ обобщить знания по данной теме.  Все мы в детстве очень любили играть, и у каждого была  своя любимая игрушка.  А какие игрушки были у наших прабабушек и прадедушек? Учащиеся высказывают свои предположения по теме  и цели урока. Формулируют тему урока, аргументируя свой ответ Ребята рассказывают о своих любимых игрушках. Слушают и рассказ о богородских игрушках, вельских  свистульках и пляшущих соломенных куклах     Богородская игрушка     вельская свистулька Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка. И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею. Мастер глину замесил И игрушек налепил, После высушил, и в печь – Добела их все обжечь. А потом он краски взял И игрушки расписал.А теперь решим задачу:    пляшущая соломенная кукла Задача №1. Для ярмарки изготовили богородские игрушки, вельские  свистульки и пляшущие соломенные куклы, всего 250 штук. Богородских игрушек изготовили 112 штук, что в 2 раза  больше, чем  вельских свистулек, а остальные игрушки ­  куклы. Сколько кукол изготовили для ярмарки? 4. Что необходимо человеку для жизни? И свистульки, спору нет, Покорили целый свет! Ученики решают задачу.  Решение: 1).112:2=56(иг.) – свистульки 2).112+56=168(иг).­ богородских игрушек и вельских  свистулек 3).250­168=82(иг.) ­ куклы Учащиеся отвечают на вопросы. Людям необходима пища.  Ученики рассматривают  посуду , из которой ели наши прабабушки и  прадедушки. Слушают рассказ о народных промыслах.   гжельская керамика Чудо с синими цветами,ломоносовский фарфор Решение задачи: Задача №2. Для выставки приобрели 53 сервиза гжельской керамики и  ломоносовского фарфора. Причем сервизов из гжельской  керамики было на 17 больше, чем сервизов из  ломоносовского фарфора. Сколько сервизов гжельских и  ломоносовских было приобретено? Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Учащиеся в парах выполняют решение предложенной  задачи.  Решение: 1 способ. 1).53+17=70(с.) – если поровну 2).70:2=35(с.) – из гжельской керамики 3).35­17=18(с.)­ ломоносовского фарфора 2 способ 1).53­17=36(с.) – если поровну 2).36:2=18 (с.) – ломоносовского фарфора3).18+17=35 (с.)­ из гжельской керамики По окончании работы оценивают результат своей  деятельности на листах оценивания. 5. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». 6. Во что одевались наши прабабушки и прадедушки? Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия  за учителем. Учащиеся отвечают на вопросы. Людям необходима одежда.  Ученики рассматривают  прялки , ткацкий станок. Слушают рассказ о прялках и станке.прялка  ткацкий станок Решение задачи: Задача №3. Три пряхи напряли за смену 890граммов шерстяной пряжи.  Сколько граммов напряла каждая пряха, если первая и  третья напряли 570 граммов, а вторая и третья ­590  граммов? Учащиеся решают задачу.2 ученика решают на доске.  Решение: 1 способ 1).890­570=320(г) – 2 пряха 2).590­320=270(г) – 3 пряха 3)570­270=300(г)  ­ 1 пряха 2 способ 1).890­590=300(г) – 1пряха 2).570­300=270(г) – 3 пряха 3)590­270=320(г)  ­ 2 пряха Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.7. Рефлексия (подведение итогов урока) Мы познакомились с бытом наших прабабушек и  прадедушек, рассмотрели экспонаты нашего школьного  музея. Каждый экспонат музея уникален и, зная его  историю, про него легко можно составить задачу. Какие  предметы быта наших предков встречались в задачах,  которые мы решали? Собираются карточки самооценивания . 8. Информация о домашнем задании Каждый получил карточку: Мне понравилось____________. Мне было интересно__________. У меня вызвало трудности_________. Хотел бы я чаще посещать музей, потому  что________. Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащимся предлагается составить задачи про любой  музейный экспонат.