Цели: 1. Представить детям все возможные виды уравнений, сводимых к решению уравнений, изученных во 2-м классе.
2. Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х);
3. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
4. Применять алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при умножении и делении двузначных чисел.
5. Решать текстовые задачи изученного вида.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 97 (§ 2.42).
Тема: Решение задач и уравнений (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Представить детям все возможные виды уравнений, сводимых к решению уравнений, изученных во 2м классе.
2. Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное
неизвестное (х);
3. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
4. Применять алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же
приёмам при умножении и делении двузначных чисел.
5. Решать текстовые задачи изученного вида.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задание № 6, с. 93
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение
и систематизация
изученного.
Обсуждение возможного решения задачи предыдущего
урока.
Задание № 6, с. 95
Рассмотрите таблицу, которую составил Костя.
Как может помочь в решении такая таблица?
Сравните предложенный Костей способ со своим.
3. Индивидуальная работа.
Решите уравнения.
х – 652 = 837 а + 323 = 321 + 249 с ∙ 3 = 600 : 5
1 2
Окиньте взглядом разворот учебника.
Чем мы сегодня будем заниматься?
Предложите задания для работы в классе и дома.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3 6 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 94
Прочитайте задачу.
Рассмотрите рисунок и план.
На какой вопрос нужно ответить?
Прочитайте далее текст и просмотрите уравнения Кости.
Обсудите эти уравнения Кости.
Какое вы выбрали для решения?
(Для решения подходят все 3 уравнения).
Какая величина принята за основное неизвестное (х)?
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
© ООО «Баласс», 2014
2 Решите задачу выбранным вами уравнением и мы сравним
полученные ответы. (х = 300)
2. Задание № 2а, с. 94
Прочитайте задание и задачу.
Выделите все информационные данные.
На какой вопрос нужно ответить?
Рассмотрите предложенную схему.
Какая величина в схеме принята за основное неизвестное (х)?
(Растения, собранные за 10 дней).
Как через основное неизвестное (х) выражена другая неизвестная
величина? (х : 10)
Что этим выражением выразила Лика? (Сколько растений она
собирала каждый день).
Что можно найти выражением (84: 7)?
Решите уравнение и ответьте на вопрос задачи.
Проверьте решением по действиям.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Подготовка к решению домашней задачи.
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
ТОУУ
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
© ООО «Баласс», 2014
3IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
Задача № 2б, с. 94
Прочитайте задачу.
Выделите все информационные данные.
На какой вопрос нужно ответить?
Рассмотрите предложенную таблицу.
Какая величина в схеме принята за основное неизвестное (х)?
Как через основное неизвестное (х) выражена другая неизвестная
величина? (450 : х)
Что она обозначает?
Объясните выражение во второй части уравнения.
Решите дома задачу уравнением и по действиям.
П 3 1 6
Фронтальная работа.
1. Задание № 4, с. 95
Решение:
а) (90 + 120) : 10 • 2 = 42
б) 90 + 120: (10•2)= 96
в) 180 + (400 – 400) : 4 = 180
г) 180 + (400 – 400 : 4) = 480
2. Задание № 5, с. 95
Цель работы:
– формирование представлений о том, что прямоугольник можно
составить из двух равных прямоугольных треугольников;
– площадь прямоугольного треугольника составляет одну вторую
(половину) от площади прямоугольника.
(Можно показать практическим путём (разрезанием прямоугольника
в
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций; 2 –
доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
сотрудничать
© ООО «Баласс», 2014
4педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
по диагонали и наложением полученных прямоугольных
треугольников друг на друга) и сделать вывод:
а) полученные треугольники равны (имеют равные площади);
б) площадь полученного треугольника составляет половину площади
прямоугольника.
Решение: 1. 15 ∙ 4 = 60 (м2) – площадь бассейна;
2. 60 : 10 = 6 (м) – ширина бассейна;
3. 6 : 2 = 3 (с)
Ответ: Витя не сможет переплыть бассейн по ширине за 2 секунды.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 2б, с. 94, задание № 3, с. 95.
V. Итог урока.
VI. VII. Возможное
домашнее задание.
Урок 98 (§ 2.43).
Тема: Умножение трёхзначных чисел в столбик (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с алгоритмом письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число.
2. Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное
неизвестное (х);
3. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов на новом числовом концентре.
© ООО «Баласс», 2014
55. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Устный счёт.
Увеличить 75 на 25. Увеличить 750 на 250.
Увеличить 17 в 4 раза. Увеличить 170 в 4 раза.
Во сколько раз 30 больше 15? Во сколько раз 300 больше 150?
На сколько 54 меньше 100? На сколько 540 больше 100?
Найдите пятую часть от 90. Найдите пятую часть от 900.
Увеличьте 180 на столько же.
Уменьшите 860 на 120.
Уменьшаемое 600, вычитаемое 170. Чему равна разность?
В двух одинаковых ящиках 36 кг яблок. Сколько килограммов
яблок будет в пяти таких ящиках?
I.
Постановка 6 2 3 2
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
© ООО «Баласс», 2014
6проблемы
(знакомимся…).
Задание № 1, с. 2
Цель работы: создать проблемную ситуацию.
Прочитайте задачу.
Обсудите решение.
Текст со знаком ?!.
Как выполнить и объяснить это решение?
II.
Открытие
нового (узнаём…).
Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
5 6 2
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 2
Рассмотрите и обсудите решения Лики и Майи.
Попробуйте объяснить их.
Сравните своё объяснение с выводом в рамочке.
4
2. Читаем текст в оранжевой рамке.
2 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 3, с. 2 ( 2 выражения с объяснением у доски, другие
выражения парами с проверкой).
Обсудите решение в парах и объясните умножение в столбик.
Проверка решения парами с объяснением у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014
7IV.
(выбираем…).
Тренинг
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задание № 4, с. 2
Прочитайте задачу.
Обсудите представленные выражения.
Выберите выражение и решите задачу.
Придумайте свою задачу к решениям.
2 3 5
Работа в парах.
1. Задача № 5, с. 3
Прочитайте задачу.
Выделите все информационные данные.
На какой вопрос нужно ответить?
Какую величину можно принять за основное неизвестное (х)?
( Количество детей, которые вышли).
Как с помощью этой величины (х) найти 1/231 часть?
Выберите уравнение к задаче. (х : 231 = 500 – 498)
Объясните, как оно составлено.
Решите уравнение.
Проверьте решением по действиям.
Проверка решения парами с объяснением у доски по алгоритму
самооценки.
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
в
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
© ООО «Баласс», 2014
8Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 1
2. Задание № 8, с. 3
Решение:
3. Задание № 9, с. 3
У обоих трёхзначных чисел число десятков одно и то же, а число
сотен у бoльшего числа на 1 бoльше числа единиц, а у мeньшего
числа наоборот. Отсюда ясно, что разность трёхзначных чисел
равна 99.
Замечание: ребятам настоятельно рекомендуется сначала пора
ботать с конкретными числами, например: 372 – 273 = 99;
716 – 617 = 99 и т.д.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
V. Итог урока.
ТОУУ
сотрудничать
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014
9 Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задания № 6, 7, с. 3
VI. VII. Возможное
домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014 10