Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Задачи: закрепить и усовершенствовать навыки нахождения площади прямоугольника; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем опроса. Усиление практической направленности обучения;
рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметных: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать в команде, оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тема : «Решение задач на нахождение площади прямоугольника»
Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения
площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Задачи: закрепить и усовершенствовать навыки нахождения площади прямоугольника; отработать навыки
устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения
материала путем опроса. Усиление практической направленности обучения;
рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и
аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Целевые установки на достижение результатов:
Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметных: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать в команде, оценивать правильность выполнения действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок;
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Планируемые результаты:
формирование познавательных УУД:
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь
прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров,
уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя
свойства равновеликих фигур.формирование коммуникативных и личностных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
формирование регулятивных УУД
1.
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание,
формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от
конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Ход урока
Этапы урока ,задачи
I . Организационный этап
Создать благоприятный
психологический настрой на
работу.
Метапредметные УУД:
умение слушать и вступать
в диалог.
Личностные УУД: умение выделять
нравственный аспект поведения
Деятельность учителя
Учитель приветствует учащихся,
проверяет их готовность к уроку;
Добрый день, дорогие ребята!
Улыбнитесь друг другу, пожелай те
хорошего настроения! С каким
настроением вы пришли на урок
математики?
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Деятельность учеников
Учащиеся готовы к началу работы.Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II . 2. Самоопределение к учебной
деятельности
обеспечить мотивацию к учебной
деятельности посредством анализа
высказывания.
определить содержательные
рамки урока:
1. Новые знания нам будет очень
трудно осваивать без умения быстро
и верно считать, поэтому, как всегда,
начнем урок с устного счета:
(слайды 2-4).
2. Мотивация
Чем мы занимались на прошлом
уроке?
Зачем нам надо уметь находить
периметр прямоугольника?
3.Задача на нахождение периметра
прямоугольника (слайд 5).
1 Учащиеся решают примеры устно.
2. Отвечают на вопросы:
Рассматривали фигуры,
четырехугольники, находили периметр
прямоугольника, квадрата
Чтобы использовать в жизни: в
строительстве, в сельском хозяйстве,
дома и т.д.
3.Решают задачу на нахождение
периметра.
(6 + 4) · 2 = 20 (см)
Ответ: 20 см периметр прямоугольника.
Р = (а + b) · 2
Длины его сторон (длину, ширину).Стороны квадрата равны.
Р = 4 · а
Составьте выражение для
нахождения периметра
прямоугольника, запишите в тетрадь.
Что необходимо знать, чтобы найти
периметр прямоугольника?
А что такое квадрат?
Что известно о сторонах квадрата?
Как найти его периметр?
Немного из истории:
Мы очень часто говорим о
практическом применении
математических знаний в жизни
человека. Необходимость заставила
человека уже в древности измерять
не только длину, расстояние, но и
площадь. В обычной жизни площадью
мы называем большое, открытое
пространство на улице, покрытое
асфальтом. Но оказывается, что
площадь можно найти и у крышки
стола, и у тетради, и у учебника, и у
пола в классе, и у земельного
участка.Для измерения площади у русского
народа были свои особые мерки:
копна, выть, соха, обжа, коробья,
веревка, жеребья. Но основными
стали «десятина» и «четь».
Десятиной называли поверхность
квадрата со стороной 50 саженей.
Хозяйственная десятина –
поверхность прямоугольника со
сторонами 40 и 80 саженей. Казенная
десятина – поверхность
прямоугольника со сторонами 30 и 80
саженей.
Сейчас мы не используем этих мер
площади. От древних землемеров
нам досталось только само слово
«площадь».
III . Постановка целей,
задач урока,
мотивационная
деятельность учащихся.
Подготовка учащихся к
сознательному освоению
учебного материала,
самоопределение целей
урока и его конечного
результата, мотивация на
Беседа с проблемным вопросом по
будущей теме (Анализ слайдов).
Задает учащимся наводящие
вопросы. Историческая справка.
«Рассмотрим следующие слайды и
ответим на вопрос что эти картинки
объединяет?» 6,7, 8.
Сравнивают и анализируют
использование понятия «площадь» в
разных областях жизнедеятельности.
Участвуют в беседе с учителем,
отвечают на поставленный вопрос.
Вместе с учителем определяют тему и
цель урока. Уточняют вместе с
учителем, что понимается под
Расскажите, что вы знаете о площади. Вплощадью в математике.
Цель нашего урока закрепить и
усовершенствовать навыки
нахождения площади прямоугольника и
использовать приобретенные знания в
повседневной жизни.(слайд 9)
познавательную
деятельность.
Метапредметные УУД:
выделение и осознание того,
что уже пройдено.
Постановка учебной задачи
на основе известного.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
слушать и вступать в диалог
Познавательные УУД:
логический анализ объектов
с целью выделения
признаков. Поиск и
выделение необходимой
информации.
?
русском языке это слово имеет несколько
значений: часть плоскости внутри замкнутой
геометрической
большое
незастроенное и ровное место, помещение для
какойлибо цели.
фигуры,
Например: мы говорим Красная площадь,
Дворцовая площадь.
Но оказывается, уже в древности
необходимость заставила измерять
не только длину, расстояние, но и
площадь. Площадь можно найти и у
тетради, и у учебника, и у пола в
классе, и у земельного участка
Можно ли таким способом найти
площадь стены комнаты, школьного
стадиона?
Всегда ли удобно для нахождения
площади прямоугольника разбивать
его на клетки 1х1см?
Проблема: как найти площадь
прямоугольника, не расчерчивая его
на квадратные сантиметры?
Что вы заметили? Как можно решить
задачу, не подсчитывая число
квадратных сантиметров Какие
измерения необходимо выполнить
для нахождения площадиIV . Первичная проверка
понимания
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания детьми
изученной темы: площади
прямоугольника.
Познавательные УУД: Поиск
и выделение необходимой
информации.
Структурирование знаний,
анализ
прямоугольника?
Как вы думаете чем мы будем
заниматься сегодня на уроке? Какова
цель нашего урока?
- Итак, тема нашего урока созвучна
цели урока.
- Как называется тема нашего урока?
Записываем ее в тетрадь.
- Повторим, как найти площадь
прямоугольника, что нужно знать?
Запишите формулу для нахождения
площади прямоугольника.
Отвечают на вопросы:
Тема урока:«Решение задач на
нахождение площади прямоугольника»
- Чтобы найти площадь прямоугольника
надо знать его длину и ширину.
- S = a b
Задача (слайды 10-11)
Записывают решение в тетрадь.
Поработайте в парах и
-Запишите формулу для нахождения
площади квадрата.
Каким свойством вы воспользовались,
чтобы сделать вывод?
S = а·а = a2
Свойством сторон квадрата: у квадрата
все стороны равны, поэтому длина.
Устно. №719, 720
V . Первичное усвоение
новых знаний.
Установление правильности
и осознанности изучения
темы. Выявление первичного
осмысления изученного
материала, коррекция
выявленных пробелов,
обеспечение закрепления в
памяти детей знаний и
способов действий, которые
им необходимы для
самостоятельной работы по
новому материалу.
Решите самостоятельно задачи по
вариантам. Направляет работу
учащихся. (слайд )
I вариант
Найти площадь прямоугольника со
сторонами 34 см и 15см.
II вариант.
Найти площадь прямоугольника со
сторонами 43см и 12см. (слайд 12)
- Как найти ширину прямоугольника
по площади и длине?
равна ширине.
№ 719
152 = 225см2
Площадь квадрата равна 225 см2
№ 720.
36 = 62
Сторона квадрата равна 6 см.
Решают самостоятельно задачи в
тетрадях по вариантам. Обмениваются
тетрадями и проверяют решение.
I вариант
34 ·15 = 510 (см2)
Ответ: площадь прямоугольника равна
510 см2.
II вариант.
43 · 12 = 516(см2)
Ответ: площадь прямоугольника равна
516 см2.Чтобы найти ширину надо площадь
разделить на длину.
72 : 12 = 6 (см) – ширина
прямоугольника.
Учащиеся сменили вид деятельности
(отдохнули) и готовы продолжать
работу.
Самостоятельно решают задачу.
Отвечают на вопрос.
1.S=a∙b
Подсчитывают площадь футбольного
поля «Лужники» и «Зенит-Арена».
Сравнивают.
110∙70= 7700м2
105∙68= 7140м2
Сравнивают размеры.
VI . Физминутка.
Сменить деятельность,
обеспечить эмоциональную
разгрузку учащихся.
Быстро встали, улыбнулись!
В группы быстренько собрались!
Задание: учащиеся разбились на группы и
каждая группа придумала, как можно показать
прямоугольник, прямой угол, не используя слов
. Первичное
VII
закрепление.
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания детьми
изученной темы: площади
прямоугольника.
Познавательные УУД: Поиск
и выделение необходимой
информации.
Структурирование знаний,
анализ
Создает проблемную ситуацию, в
ходе решения которой учащиеся
делают необходимый вывод.
1.У любой фигуры можно найти
площадь. По какой формуле находят
площадь?
Задание(обратимся к слайду [7]): Россия
готовится к Чемпионату мира по футболу 2018
го года. Центральной ареной станут
"Лужники" . Длина футбольного поля в
Лужниках (Москва) 110м, а ширина 70м.
Площадка «ЗенитАрена» также будет одной из
главных. Ее размеры составляют: длина – 105;
ширина 68 м. Какое поле больше и насколько?
Сколько занимает вратарская площадь?2. В каких единицах измеряется площадь?
Определить существующие единицы измерения
площади, внести в памятку, показать переходы
единицы измерения к другой.
Перевести размеры поля «Зенит-
Арена» в дм2
• Стимул: Лес – главный источник
жизни на земле. Но каждую
секунду с лица планеты исчезает
участок размером с футбольное
поле!
• Задачная формулировка:
Практическая работа.
(Работа в группах)
1.Выполните задание и
определите, с какой площади
потребовалось вырубить лес,
чтобы выпустить весь тираж
учебника?
2.Измерьте площадь одной
страницы учебника.
3.Какова площадь всей бумаги,
из которой изготовлен один
учебник?
5∙18= 90м2 -размеры вратарской
площади.
Делают вывод о формуле нахождения
площади прямоугольника.
2. 1 см2=100мм2
. 1 дм2=100см2
. 1 м2=100дм2
. 1 км2=100га
7140м2=714000дм2
Для производства 1000м2
бумаги требуется вырубить
лес с 25 ар
Источник: Формула площади
прямоугольника4.Посмотрите, каков тираж
учебника, и вычислите, сколько
квадратных километров бумаги
израсходовано на изготовление
всех экземпляров учебника.
Инструмент проверки:
Инструментом проверки служит
оценочная таблица 1, в которой
каждый верно выполненный пункт
задания оценивается одним баллом.
За 4 балла выставляется оценка «5»,
за 3 балла – «4», за 2 балла – «3», за 1
балл – «2».
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную
задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты? По
каким формулам находятся площадь
прямоугольника и площадь
квадрата?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо
. Подведение итогов урока.
VIII
. Самооценка результатов своей
деятельности и всего класса
Отвечают на поставленные вопросы.. Информация о домашнем
IX
задании, инструктаж по его
выполнению
Обеспечение понимания детьми
цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания.
X .Рефлексия ( слайд 14)
- Инициировать рефлексию
детей по поводу
психоэмоционального
состояния, мотивации их
собственной деятельности и
взаимодействия с учителем
и другими детьми в классе.
получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
Задает дозированное домашнее задание
п. 19 повторить; № 770, 773, 777.
Учащиеся записывают домашнее задание в
зависимости от уровня освоения темы урока
Назовите формулу площади
прямоугольника.
- Какие единицы измерения
используют для нахождения
площади?
- Какие фигуры называют равными?
- Назовите примеры из жизни, где
площади равны.
Спасибо за урок!
Оценивают свою работу и работу
одноклассников и свое настроение в
конце урока.1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Урок для меня показался…
4.Мое настроение…
5.Материал урока мне был…
6.Какая форма работы на уроке тебе
больше всего понравилась?таблица 1
Пунк
т1
Пунк
т 2
Пунк
т 3
Пунк
т 4
Групп
ы
Групп
а 1
Групп
а 2
Групп
а 3
Групп
а 4