Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.
2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное.
3. Подробно рассмотреть задачи на пропорциональное деление.
4. Развивать практические умения связанные с построением геометрических фигур.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Внимание! Для работы на данном уроке детям необходимо иметь циркуль!
Математика, 3й класс.
Урок 28 (§ 1.26).
Тема: Решение задач (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.
2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное.
3. Подробно рассмотреть задачи на пропорциональное деление.
4. Развивать практические умения связанные с построением геометрических фигур.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Внимание! Для работы на данном уроке детям необходимо иметь циркуль!
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
Решите задачи:
а). В столовую привезли 16 кг груш и 3 ящика яблок по 12 кг в
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
ООО «Баласс» 2013 1каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в столовую?
б). Мальчик купил 7 тетрадей в клетку и альбом для рисования.
Сколько стоит одна тетрадь, если альбом стоил 37 рублей, а за всю
покупку мальчик заплатил 100 рублей.
в). Ёлка выше берёзы в три раза. Высота ёлки 54 метра. Найдите
высоту берёзы.
Запишите выражения и вычислите их значения:
Произведение чисел 18 и 4.
Делимое 80, делитель 5. Найдите частное.
Число 99 уменьшить в 9 раз.
Во сколько раз 64 больше 2?
Сумму чисел 51 и 15 разделить на 6.
Разность чисел 38 и 27 умножить на 8.
1 2
Рассмотрите разворот учебника.
Какие виды заданий нам предлагают для выполнения?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе.
Чему будем учиться?
4 6
1. Работа с задачами геометрического содержания.
Задание № 1, с. 56
Прочитайте задание.
Как будем действовать?
Поэтапно начертите отрезок и окружности.
Сделайте необходимые обозначения.
Работа в парах.
II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение
и систематизация
изученного.
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
ООО «Баласс» 2013 2 Обсудите и приготовьтесь дать ответы на задания, обозначенные
зелёной точкой.
Как ответить на вопрос, обозначенный * ?
Задание № 2.
Выполните чертёж и определите радиусы каждой окружности.
2. Самостоятельная работа.
Задание № 3 (12 столбики).
Задание № 4 – с объяснением и проверкой.
Более удобные и рациональные способы:
(18+12) ∙ 3
( 2 ∙ 5) ∙ 4
(15 + 5) ∙ 4
Задание № 5, с. 56
Решение уравнений с объяснением и проверкой.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
3. Решение задач.
Задача № 6, с. 56
Прочитайте задачу.
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
ТОУУ
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
в
ООО «Баласс» 2013 3 Выделите известные данные.
Какой вопрос задачи?
Рассмотрите составленную Денисом краткую запись задачи.
Что можно рассказать по этой краткой записи?
Рассмотрите схему.
Что можно рассказать по этой схеме?
Попробуйте составить план решения задачи по схеме или краткой
записи.
Посмотрите, какие вопросы составил Денис, чтобы решить эту
задачу.
Решите задачу по действиям.
Решение:
– устанавливаем, сколько всего самок в двух зоопарках (12);
– устанавливаем, сколько яиц снесла каждая самка (по условию,
все самки снесли яиц поровну): 24 : 12;
– находим число яиц (или будущих птенцов) в каждом зоопарке:
2 • 3; 2 • 9.
Как проверить решение?
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
сотрудничать
ТОУУ
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
ООО «Баласс» 2013 4делать выбор, как себя вести.
IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Придумайте и решите похожую задачу дома.
Задание № 8, с. 57
Прочитайте задачу.
Как вы будете рассуждать, чтобы найти решение?
Решение.
Поскольку Денис и Алёнка говорят одно и то же (только немного
разными словами), то их высказывания могут быть только правдой
(иначе было бы два ложных высказывания, что противоречило бы
условию). Отсюда вытекает, что Костик говорит неправду, и
обезьянку печеньем угостила Алёнка.
Ответ: Алёнка.
Задание № 9, с. 57 Продолжение работы с уникурсальными кривыми.
Можно ли, по вашему мнению, обвести узор этих чугунных
решёток?
Как это определить?
Прочитайте формулировку правила, как пройти уникурсальную
кривую, у которой все вершины чётные.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задание № 3 (3ий столбик), задача № 7, с. 57
ООО «Баласс» 2013 5Урок 29 (§ 1.27).
Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.
2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное.
3. Развивать умение использовать соотношения между изученными единицами измерения и совершать переход от
одних единиц к другим.
4. Развивать умение решать задачи на пропорциональное деление.
5. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
1. Организационный момент.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
ООО «Баласс» 2013 6знаний
II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение и
обобщение
изученного.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
а). Найди значения выражений.
18 ∙ 3 21 ∙ 4 48 : 4 34 : 2
19 ∙ 5 96 : 6 72 : 3 32 : 4
б). Реши задачи.
Четыре пирожка стоят 100 рублей. Сколько стоят 3 таких же
пирожка?
Бабушка посадила 4 ряда чеснока по 12 зубчиков в каждом ряду и
5 рядов лука по 10 луковиц в каждом.
Чего бабушка посадила больше и на сколько?
1 2
Рассмотрите разворот учебника.
Какие виды заданий нам предлагаются для выполнения?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе.
Чему будем учиться?
6 3 2 5
1. Математическая разминка.
Фронтальная работа.
Задание № 1, с. 58
Задание № 2, с. 58
Из каких фигур состоит данный чертёж?
Какие отрезки вы видите на чертеже?
Назовите длину каждого отрезка.
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
ООО «Баласс» 2013 7Задание № 4, с. 58
Рассмотрите выражения и подумайте, нужно ли для сравнения
вычислять их значения?
2. Самостоятельная работа.
Задание № 3 (а, в), с. 58
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
4 5
3. Работа в парах.
Задание № 5, с. 58
Прочитайте задание и составьте выражения.
Проверка:
(а + с) ∙ х а ∙ х + с ∙ х
( d + b) ∙ y d ∙ y + b ∙ y
(f ∙ 2) ∙ n ( f ∙ n) ∙ 2
4. Решение задач.
Задача № 6а, с. 59
Прочитайте задачу.
Выделите известные данные.
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
ТОУУ
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
определять
ООО «Баласс» 2013 880 кг
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Какой вопрос задачи?
Предложите модель условия задачи.
1к. ? кг
1к. – 4 з.
2к. ? кг
2к. – 2 з.
3к. – 2 з.
3к. ? кг
Расскажите задачу по краткой записи.
Составьте план решения задачи.
– устанавливаем, сколько всего зубров в клетках (8з.);
– устанавливаем, сколько корма идёт на одного зубра: (80 : 8)
находим, сколько корма необходимо положить в каждую клетку.
Решите задачу.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
6 7
Задача № 6б, с. 59
Прочитайте задачу.
Выделите известные данные.
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Какой вопрос задачи?
в
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
сотрудничать
ООО «Баласс» 2013 91 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ТОУУ
Предложите модель условия задачи.
2∙9∙4(к)
3∙7∙4(к)
На ?
Решите задачу.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Инвариант: задание № 3 (б, г), с. 58, задача № 6в.
Вариант: задания № 7, 8, с. 59
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание
ООО «Баласс» 2013 10Урок 30 (§ 1.28).
Тема: Деление с остатком
Цели: 1. Познакомиться с делением с остатком.
2. Учить производить деление с остатком практическим способом (с помощью рисунка).
3. Формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.
4. Развивать умение решать задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения
к единице.
Внимание! Для работы на уроке понадобится счётный материал (желательно круги).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
I. Актуализация
знаний
(вспоминаем то,
что важно для
урока).
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Задание № 7. Решение:
40 : 4 = 10(м) – сторона квадрата
10 ∙ 10 = 100 (м2) – площадь квадрата
ООО «Баласс» 2013 11100 : 5 = 20 – частей по 5 м2
2 ∙ 20 = 40 (п.)
Ответ: 40 пакетиков семян нужно.
Задание № 8. Ответ: секвойя.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления.
1. Данные числа: 13, 19, 27, 32
Увеличьте каждое из чисел в 3 раза. Запишите ответы.
Увеличьте каждое из чисел на 26. Запишите ответы.
2. Решите разными способами:
(56 + 24) : 8 (35 + 28) : 7 (36 + 48) : 6
(63 + 27) : 9 (25 + 45) : 5 (49 + 35) : 7
3. Решите задачу.
10 конвертов с марками стоят 90 рублей, а записная книжка 81
рубль. Во сколько раз конверт с маркой дешевле записной книжки?
2 3
1. Задание № 1, с. 60.
Прочитайте задание.
Подумайте, как выполнить такое деление?
2. Работа с текстом со знаком ?!.
Цель работы: постановка проблемы.
5 6 3 4 4
1. Задание № 2.
(Желательно эту работу сопровождать практическими
действиями).
II. Постановка
проблемы
(знакомимся с
основным
вопросом урока).
III. Сообщение
нового (деление с
остатком).
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
ООО «Баласс» 2013 12Цель работы:
– познакомиться с делением с остатком;
– учить читать и понимать значение каждого знака в записи
деления с остатком.
Разложите круги, как теннисные мячи, по 5.
Необходимо 14 кругов разделить по 5.
Запишите выражение. Объясните.
Проверьте своё объяснение с текстом.
2. Работа с текстом в оранжевой рамке.
Давайте посмотрим, как это сделали мальчики.
3. Задание № 3.
(Желательно эту работу сопровождать практическими действиями)
Как делил мячи Костик? Что у него получилось?
Разложите свои круги так же.
Как делил мячи Мишка? Что у него получилось?
Разложите свои круги так же.
Как делил мячи Павля? Что у него получилось?
Разложите свои круги так же.
У кого мячи разделены полностью без остатка?
Как это объяснить?
4. Работа с текстом в оранжевой рамке.
5. Задание № 4.
Давайте выполним деление с помощью кругов и объясним
записанные выражения.
6. Работа с текстом в оранжевой рамке.
5 2
IV. Первичное
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
определять
в
2 – доносить свою позицию до
ООО «Баласс» 2013 13закрепление
(применяем новые
знания).
V. Тренинг.
VI. Итог урока.
Работа в парах.
Задание № 5.
Подготовьте рисунки и ответьте на вопросы.
6 3 1 5
Задача № 6б, с. 61.
Прочитайте задачу.
Найдите основную информацию (42 ученика, 3, 4 и 6
микроавтобусов).
Определите взаимосвязи между найденными величинами.
Какой вопрос задачи?
Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько
учеников в 1 микроавтобусе).
Решите задачу.
Проверка решения по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли
вы с такой самооценкой?
Выполните рисунок, чтобы ответить на последний вопрос.
Запишите решение.
Что нового сегодня узнали на уроке?
Какие задания выполняли?
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
ТОУУ
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
ООО «Баласс» 2013 14 Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задачи № 6а,в, с. 61.
Возможны задания из дидактического материала.
VII. Возможное
домашнее задание
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ООО «Баласс» 2013 15