Решение задач (Урок повторения и обобщения изученного)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления. 2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное. 3. Подробно рассмотреть задачи на пропорциональное деление. 4. Развивать практические умения связанные с построением геометрических фигур. 5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями. Внимание! Для работы на данном уроке детям необходимо иметь циркуль!
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_ur 28-30.doc
Математика, 3­й класс. Урок 28 (§ 1.26).  Тема: Решение задач (Урок повторения и обобщения изученного) Цели:   1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.               2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное.              3.  Подробно рассмотреть задачи на пропорциональное деление.              4.  Развивать практические умения связанные с построением геометрических фигур.              5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Внимание! Для работы на данном уроке детям необходимо иметь циркуль! Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  знаний  1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. Решите задачи: а). В столовую привезли 16 кг груш и 3 ящика яблок по 12 кг в  (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для   ООО «Баласс» 2013      1каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в столовую? б). Мальчик купил 7 тетрадей в клетку и альбом для рисования.  Сколько стоит одна тетрадь, если альбом стоил 37 рублей, а за всю  покупку мальчик заплатил 100 рублей.  в). Ёлка выше берёзы в три раза. Высота ёлки 54 метра. Найдите  высоту берёзы. Запишите выражения и вычислите их значения: ­ Произведение чисел 18 и 4. ­ Делимое 80, делитель 5. Найдите частное. ­ Число 99 уменьшить в 9 раз. ­ Во сколько раз 64 больше 2? ­ Сумму чисел 51 и 15 разделить на 6. ­ Разность чисел 38 и 27 умножить на 8. 1   2 ­ Рассмотрите разворот учебника.  ­ Какие виды заданий нам предлагают для выполнения? ­ Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ­ Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе. ­ Чему будем учиться? 4    6 1. Работа с задачами геометрического содержания. Задание № 1, с. 56 ­ Прочитайте задание. ­ Как будем действовать? ­ Поэтапно начертите отрезок и окружности. ­ Сделайте необходимые обозначения. Работа в парах. II.  Формулирование  темы и целей  урока. III. Повторение и систематизация  изученного. решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей, энциклопедий,   справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.      ­ 5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем ООО «Баласс» 2013      2­ Обсудите и приготовьтесь дать ответы на задания, обозначенные  зелёной точкой. ­ Как ответить на вопрос, обозначенный * ? Задание № 2. ­ Выполните чертёж и определите радиусы каждой окружности. 2. Самостоятельная работа. Задание № 3 (1­2 столбики). Задание № 4 – с объяснением и проверкой. Более удобные и рациональные способы: (18+12) ∙ 3 ( 2 ∙ 5) ∙ 4 (15 + 5) ∙ 4 Задание № 5, с. 56 Решение уравнений с объяснением и проверкой. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? 3. Решение задач. Задача № 6, с. 56 ­ Прочитайте задачу. обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом;  4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. определять       ТОУУ Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку в ООО «Баласс» 2013      3­ Выделите известные данные. ­ Какой вопрос задачи? ­ Рассмотрите составленную Денисом краткую запись задачи. ­ Что можно рассказать по этой краткой записи? ­ Рассмотрите схему. ­ Что можно рассказать по этой схеме? ­ Попробуйте составить план решения задачи по схеме или краткой  записи. ­ Посмотрите, какие вопросы составил Денис, чтобы решить эту  задачу. ­ Решите задачу по действиям. Решение: – устанавливаем, сколько всего самок в двух зоопарках (12); – устанавливаем, сколько яиц снесла каждая самка (по условию, все самки снесли яиц поровну):  24 : 12; – находим число яиц (или будущих птенцов) в каждом зоопарке:       2 • 3;   2 • 9. ­ Как проверить решение? Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  сотрудничать     ТОУУ 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, ООО «Баласс» 2013      4делать выбор, как себя вести. IV. Выбираем  задания и  тренируемся. V. Итог урока. VI. Возможное домашнее задание. ­ Придумайте и решите похожую задачу дома. Задание № 8, с. 57 ­ Прочитайте задачу.  ­ Как вы будете рассуждать, чтобы найти решение? Решение. Поскольку Денис и Алёнка говорят одно и то же (только немного разными словами), то их высказывания могут быть только правдой (иначе   было   бы   два   ложных   высказывания,  что   противоречило   бы условию).   Отсюда   вытекает,   что   Костик   говорит   неправду,   и обезьянку печеньем угостила Алёнка. Ответ: Алёнка. Задание № 9, с. 57 Продолжение работы с уникурсальными кривыми. ­   Можно   ли,   по   вашему   мнению,   обвести   узор   этих   чугунных решёток? ­ Как это определить? ­   Прочитайте   формулировку   правила,   как   пройти   уникурсальную кривую, у которой все вершины чётные. ­ Чем мы занимались сегодня на уроке?  ­ Какие  задачи решали? ­ Чему научились?  ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задание № 3 (3­ий столбик), задача № 7, с. 57 ООО «Баласс» 2013      5Урок 29 (§ 1.27).  Тема: Арифметические действия над числами (Урок повторения и обобщения изученного) Цели: 1. Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления.             2. Закреплять алгоритм деления двузначного числа на двузначное. 3. Развивать умение использовать соотношения между изученными единицами измерения и совершать переход от одних единиц к другим.            4. Развивать умение решать задачи на пропорциональное деление.            5. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов.            6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ I. Актуализация  1. Организационный момент. (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            ООО «Баласс» 2013      6знаний  II.  Формулирование  темы и целей  урока. III. Повторение и  обобщение  изученного. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. а). Найди значения выражений. 18 ∙ 3          21 ∙ 4         48 : 4           34 : 2 19 ∙ 5          96 : 6        72 : 3            32 : 4 б). Реши задачи. Четыре  пирожка стоят 100 рублей. Сколько стоят 3 таких же  пирожка? Бабушка посадила 4 ряда чеснока по 12 зубчиков в каждом ряду и  5 рядов лука по 10 луковиц в каждом. Чего бабушка посадила больше и на сколько? 1   2 ­ Рассмотрите разворот учебника.  ­ Какие виды заданий нам предлагаются для выполнения? ­ Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ­ Давайте выберем задания, которые мы выполним в классе. ­ Чему будем учиться? 6   3   2   5 1. Математическая разминка. Фронтальная работа. Задание № 1, с. 58 Задание № 2, с. 58 ­ Из каких фигур состоит данный чертёж? ­ Какие отрезки вы видите на чертеже? ­ Назовите длину каждого отрезка.   1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников.   3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в ­   ООО «Баласс» 2013      7Задание № 4, с. 58 ­ Рассмотрите выражения и подумайте, нужно ли для сравнения  вычислять их значения? 2. Самостоятельная работа. Задание № 3 (а, в), с. 58 Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой?     4     5 3. Работа в парах. Задание № 5, с. 58 ­ Прочитайте задание и составьте выражения. Проверка: (а + с) ∙ х        а ∙ х + с ∙ х ( d + b) ∙ y      d ∙ y + b ∙ y (f ∙ 2) ∙ n          ( f ∙ n) ∙ 2 4. Решение задач. Задача № 6а, с. 59 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите известные данные. виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; ТОУУ   2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом;  4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            определять     ООО «Баласс» 2013      880 кг ­ Определите взаимосвязи между найденными величинами. ­ Какой вопрос задачи? ­ Предложите модель условия задачи. 1к. ­ ? кг 1к. – 4 з. 2к. ­ ? кг 2к. – 2 з.    3к. – 2 з. 3к. ­ ? кг ­ Расскажите задачу по краткой записи. ­ Составьте план решения задачи. – устанавливаем, сколько всего зубров в клетках (8з.); – устанавливаем, сколько корма идёт на одного зубра: (80 : 8) ­ находим, сколько корма необходимо положить в каждую клетку. Решите задачу. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? 6  7 Задача № 6б, с. 59 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите известные данные. ­ Определите взаимосвязи между найденными величинами. ­ Какой вопрос задачи? в 1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять  план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: сотрудничать     ООО «Баласс» 2013      91  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ ­ Предложите модель условия задачи. 2∙9∙4(к) 3∙7∙4(к) На ? ­ Решите задачу. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? ­ Чем мы занимались сегодня на уроке?  ­ Какие  задачи решали? ­ Чему научились?  ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Инвариант: задание № 3 (б, г), с. 58, задача № 6в. Вариант: задания № 7, 8, с. 59 IV. Итог урока. V. Возможное домашнее задание ООО «Баласс» 2013      10Урок 30 (§ 1.28).  Тема: Деление с остатком Цели: 1. Познакомиться с делением с остатком.             2. Учить производить деление с остатком практическим способом (с помощью рисунка).             3. Формировать представление о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя.             4. Развивать умение решать задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения к единице. Внимание! Для работы на уроке понадобится счётный материал (желательно круги). Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.   I. Актуализация  знаний  (вспоминаем то,  что важно для  урока). 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задание № 7. Решение: 40 : 4 = 10(м) – сторона квадрата 10 ∙ 10 = 100 (м2) – площадь квадрата ООО «Баласс» 2013      11100 : 5 = 20 – частей по 5 м2 2 ∙ 20 = 40 (п.) Ответ: 40 пакетиков семян нужно.  Задание № 8. Ответ: секвойя. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. 1. Данные числа:   13,  19,   27,   32 Увеличьте каждое из чисел в 3 раза. Запишите ответы. Увеличьте каждое из чисел на 26. Запишите ответы. 2. Решите разными способами: (56 + 24) : 8             (35 + 28) : 7           (36 + 48) : 6 (63 + 27) : 9             (25 + 45) : 5           (49 + 35) : 7 3. Решите задачу. 10 конвертов с марками стоят 90 рублей, а записная книжка 81  рубль. Во сколько раз конверт с маркой дешевле записной книжки?  2   3 1. Задание № 1, с. 60. ­ Прочитайте задание. ­ Подумайте, как выполнить такое деление? 2. Работа с текстом со знаком ?!. Цель работы: постановка проблемы. 5   6   3   4   4 1. Задание № 2. (Желательно эту работу сопровождать практическими  действиями). II. Постановка  проблемы  (знакомимся с  основным  вопросом урока). III. Сообщение  нового (деление с  остатком). 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.      ­ 5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            ООО «Баласс» 2013      12Цель работы: – познакомиться с делением с остатком; – учить читать и понимать значение каждого знака в записи  деления с остатком. ­ Разложите круги, как теннисные мячи, по 5. ­ Необходимо 14 кругов разделить по 5. ­ Запишите выражение. Объясните. ­ Проверьте своё объяснение с текстом. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. ­ Давайте посмотрим, как это сделали мальчики. 3. Задание № 3. (Желательно эту работу сопровождать практическими действиями) ­ Как делил мячи Костик? Что у него получилось? ­ Разложите свои круги так же. ­ Как делил мячи Мишка? Что у него получилось? ­ Разложите свои круги так же. ­ Как делил мячи Павля? Что у него получилось? ­ Разложите свои круги так же. ­ У кого мячи разделены полностью без остатка? ­ Как это объяснить? 4. Работа с текстом в оранжевой рамке. 5. Задание № 4. ­ Давайте выполним деление с помощью кругов и объясним  записанные выражения. 6. Работа с текстом в оранжевой рамке. 5  2 IV.  Первичное        1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом;  4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; определять в 2  – доносить свою позицию до ООО «Баласс» 2013      13закрепление  (применяем новые  знания). V. Тренинг. VI.  Итог урока. Работа в парах. Задание № 5. ­ Подготовьте рисунки и ответьте на вопросы. 6   3   1  5 Задача № 6б, с. 61. ­ Прочитайте задачу. ­   Найдите   основную   информацию   (42   ученика,   3,   4   и   6 микроавтобусов). ­ Определите взаимосвязи между найденными величинами. ­ Какой вопрос задачи? ­ Что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько учеников в 1 микроавтобусе). ­ Решите задачу. Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли  вы с такой самооценкой? ­ Выполните рисунок, чтобы ответить на последний вопрос. ­ Запишите решение.  ­ Что нового сегодня узнали на уроке?  ­ Какие  задания выполняли? других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять   главное;   составлять план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). сотрудничать     ТОУУ Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, ООО «Баласс» 2013      14­ Чему научились?  ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задачи № 6а,в, с. 61. Возможны задания из дидактического материала.  VII.  Возможное домашнее задание опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ООО «Баласс» 2013      15