Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
Математика, 4й класс
Урок 101.
Тема: § 2.69. Решение задач
(Урок повторения и закрепления)
Цель:
– продолжать знакомиться с решением задач на движение.
Этапы урока
Ход урока
I. Актуализация
знаний.
1 2 6 3 4 5
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
«Дидактический материал», с. 48 , задания 4, 5.
4. Работа в учебнике.
Задание 1.
Основная предметная цель: вспомнить алгоритм решения задачи на
одновременное движение двух объектов в одном направлении
(вдогонку), когда нужно определить время движения до встречи.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
© ООО «Баласс», 2015 1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
1 3
– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы
можем заняться на сегодняшнем уроке математики?
– Какие цели можем перед собой поставить?
– Попробуйте высказать свои предположения.
III. Повторение.
Самостоятельное
применение
знаний.
1 4 6 7 1 5
1. Фронтальная работа.
Задание 2.
Задача а).
Основная предметная цель: ознакомиться с алгоритмом поиска
первоначального расстояния между объектами, когда известны время
движения и скорости движения объектов.
Задача б).
Основная предметная цель: ознакомиться с алгоритмом поиска
скорости движения одного из объектов, когда известны скорость
другого объекта, первоначальное расстояние между объектами и
время движения.
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
Внимание! Данный вид задач рассматривается в учебнике 4го
группировать математические
факты и объекты;
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
© ООО «Баласс», 2015 2класса в целях расширения представлений о процессе движения.
Умение решать такие задачи не является обязательным для всех
детей, однако понимать и обсуждать решение, полученное в
совместной работе, могут все дети.
2. Самостоятельная работа.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
3. Фронтальная работа.
Задание 6.
Ответ:
а) С – оранжевого, D – голубого;
б) С – жёлтого, D – зелёного.
Задание 7.
а) Найдём, сколько всего четырёхзначных чисел можно записать с
помощью цифр 3, 0, 5, 9 при условии, что цифры в записи числа не
могут повторяться. Это хорошо знакомая ребятам задача: её можно
решать с помощью дерева выбора или с помощью следующего
рассуждения: на первом месте может стоять любая из трёх цифр 3, 5,
9, на втором – любая из трёх оставшихся цифр, на третьем – любая из
двух оставшихся цифр, а для последнего четвёртого места остаётся
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
© ООО «Баласс», 2015 3(задачи).
единственная оставшаяся цифра. Таким образом, количество
различных чисел равно 3 ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 = 18. Интересным моментом в этой
задаче является то, что из всех возможных четырёхзначных чисел,
удовлетворяющих условию, число 3 059 – наименьшее! А поскольку
данное в условии число 3 059 – наименьшее из всех, то чисел,
меньших его, нет ни одного.
б) Найдём теперь, сколько всего четырёхзначных чисел можно
записать с помощью цифр 3, 0, 5, 9 при условии, что цифры в записи
числа могут повторяться. Это тоже хорошо знакомая ребятам задача:
её можно решать с помощью дерева выбора или с помощью
рассуждения, аналогичного приведённому выше: на первом месте
может стоять любая из трёх цифр 3, 5, 9, а на каждом из трёх
остальных мест – любая из четырёх цифр 3, 0, 5, 9. Таким образом,
количество различных чисел равно 3 ∙ 4 ∙ 4 ∙ 4 = 192. Чтобы
подсчитать, сколько из них меньше числа 3 059, полезно ещё раз
вспомнить правило сравнения многозначных чисел, содержащих
одинаковое количество цифр: сравниваем цифры, стоящие в самом
старшем разряде, если они равны, то в предыдущем разряде, и т.д.
Поскольку в двух старших разрядах числа 3 059 стоят наименьшие из
всех возможных цифр, то рассмотрим два младших разряда. Меньше
чем 5 в разряде десятков может быть 0 или 3.
Это даёт 6 чисел, меньших чем 3 059: 3 000, 3 003, 3 005, 3 009,
3 030, 3 033, 3 035, 3 039. Если же у числа в разряде десятков стоит
5, то рассмотрим разряд единиц. Меньше чем 9 в разряде единиц
может быть 0, 3, 5. Это даёт ещё три числа, меньших чем 3 059:
3 050, 3 053, 3 055.
Ответ: а) нет ни одного такого числа; б) 3 000, 3 003, 3 005, 3 009,
3 030, 3 033, 3 035, 3 039, 3 050, 3 053, 3 055 (всего 11 чисел).
© ООО «Баласс», 2015 4Задание 8.
Эта задача имеет некоторые общие черты с задачей 6 урока 92.
Сначала проведём анализ игры в случае, когда количество лепестков
чётное. Пусть n – половина количества лепестков. Выберем
произвольный лепесток и, начиная с него, по часовой стрелке
пронумеруем последовательно лепестки числами 1, 2, 3, …, n. Как
только будет поставлен номер n (и тем самым пронумерована
половина лепестков), опять начнём дальнейшую нумерацию с
единицы: 1, 2, 3, …, n. На рисунке показано, как провести описанную
нумерацию, когда количество лепестков равно 10 (и тем самым n =
5).
Обратите внимание, что никакие соседние два лепестка не имеют
одинаковых номеров. В рассматриваемой ситуации у второго игрока
имеется выигрышная стратегия. Она заключается в следующем:
какие бы лепестки ни оборвал начинающий, обрывай в свою очередь
столько же лепестков, причём с теми же самыми номерами. На
основе сделанного выше замечания это всегда можно сделать. В
результате у второго игрока всегда есть лепестки, которые можно
оборвать. А поскольку начинающий должен всё время искать, какие
лепестки ему оборвать, рано или поздно настанет момент, когда
таких лепестков не найдётся, т.к. все лепестки уже будут оборваны.
© ООО «Баласс», 2015 5Теперь проведём анализ игры в случае, когда количество лепестков
нечётное. Разделим это количество на 2 с остатком. Пусть n –
полученное частное. Выберем произвольный лепесток и, начиная с
него, по часовой стрелке пронумеруем последовательно лепестки
числами 1, 2, 3, …, n. Как только будет поставлен номер n,
пропустим один лепесток (оставим его без номера), а затем опять
начнём дальнейшую нумерацию с единицы: 1, 2, 3, …, n. На рисунке
показано, как провести описанную нумерацию, когда количество
лепестков равно 11 (и тем самым n = 5).
В рассматриваемой ситуации выигрышная стратегия имеется у
начинающего. Она заключается в следующем: своим первым ходом
он обрывает единственный не занумерованный лепесток, после чего
его партнёр оказывается в проигрышной ситуации, разобранной при
анализе игры с чётным количеством лепестков: какие бы лепестки он
ни обрывал, начинающий в свою очередь будет обрывать столько же
лепестков, причём с теми же самыми номерами, – это он всегда
сможет сделать.
В результате у начинающего всегда будут лепестки, которые можно
оборвать. А поскольку второй игрок вынужден всё время искать,
какие лепестки ему оборвать, рано или поздно настанет момент,
когда таких лепестков не найдётся, т.к. все лепестки уже будут
© ООО «Баласс», 2015 6оборваны.
Ответ: Если начальное количество лепестков нечётное, начинающий
выигрывает. Если начальное количество лепестков чётное,
начинающий проигрывает.
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Всё ли получалось?
– Какие задачи вызвали затруднения?
– Какие цели вы для себя поставили?
– Над чем ещё надо поработать?
По усмотрению учителя.
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2015 7