Задание 2.
Основная предметная цель: ознакомиться с алгоритмом решения
задачи на одновременное движение двух объектов в одном направлении (с отставанием), когда нужно определить расстояние между двумя объектами через некоторое время после начала движения.
Последовательность работы.
Поочерёдно описываем ситуации, заданные на схемах, и заносим результаты в таблицу.
Математика, 4й класс
Урок 97.
Тема: § 2.66. Решение задач
(Урок введения нового знания)
Цель:
– ознакомить детей с новым видом задач на движение.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I. Актуализация
знаний.
1 2 6 3 4 5
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа по карточкам.
«Дидактический материал», с. 119, № 3.
4. Работа в учебнике.
1. Постановка проблемы.
Задание 1, текст со знаком !?.
2. Подведение к самостоятельному формулированию алгоритма
решения задачи нового вида.
Задание 2
.
Основная предметная цель: ознакомиться с алгоритмом решения
задачи на одновременное движение двух объектов в одном
направлении (с отставанием), когда нужно определить расстояние
между двумя объектами через некоторое время после начала
движения.
Последовательность работы.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для
решения учебной задачи
источники информации среди
предложенных учителем
словарей, энциклопедий,
справочников;
3. добывать новые знания:
извлекать информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
© ООО «Баласс», 2015 1Поочерёдно описываем ситуации, заданные на схемах, и заносим
результаты в таблицу.
группировать математические
факты и объекты;
Начало движения: мальчик и старик находятся в начальной точке
движения (у дома). Расстояние между ними равно 0. На схеме видно,
что старик будет двигаться со скоростью 60 м/мин (проходить
каждую минуту 60 м), а мальчик – со скоростью 100 м/мин
(проходить каждую минуту 100 м).
Через одну минуту: мальчик продвинулся на 100 м, старик на 60 м.
Расстояние между ними: 100 – 60 = 40 м.
Через две минуты: мальчик продвинулся на 200 м, старик на 120 м.
Расстояние между ними: 200 – 120 = 80 м.
Через три минуты: мальчик продвинулся на 300 м, старик на 180 м.
Расстояние между ними: 300 – 180 = 120 м.
Через четыре минуты: мальчик продвинулся на 400 м, старик на 240.
Расстояние между ними: 400 – 240 = 160 м.
Озвучиваем результат наблюдения: каждую минуту расстояние
между стариком и мальчиком увеличивается на 40 м.
Дети высказывают предположения о том, как можно было бы
ответить на вопрос, какое расстояние будет между мальчиком и
стариком через 4 минуты, не делая наблюдений, а произведя
вычисления.
3. Формулирование алгоритмов решения задачи с отставанием.
Задание 2, ответы на вопросы, выполнение задания с зелёной точкой,
текст в рамке.
1 3
– Посмотрите на разворот учебника: чем, по вашему мнению, мы
можем заняться на сегодняшнем уроке математики?
II.
Формулирование
темы и целей
5. делать выводы на основе
обобщения умозаключений;
6. преобразовывать
информацию из одной формы в
© ООО «Баласс», 2015 2урока.
– Какие цели можем перед собой поставить?
– Попробуйте высказать свои предположения.
III. Повторение.
Самостоятельное
применение
знаний.
1 4 6 7 1 5
1. Фронтальная работа.
Задание 3.
Договариваемся, какой вариант каким способом решает данную
задачу.
Дети работают, сверяя свои действия с алгоритмом, заданным в
учебнике.
– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
Внимание! Данный вид задач рассматривается в учебнике 4го
класса в целях расширения представлений о процессе движения.
Умение решать такие задачи не является обязательным для всех
детей, однако понимать и обсуждать решение, полученное в
совместной работе, могут все дети.
2. Самостоятельная работа.
Задание 3.
Задание 4.
другую;
7. переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно
формулировать цели урока
после предварительного
обсуждения;
совместно с классом;
2. совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3. составлять план решения
отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять
ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и определять степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до
© ООО «Баласс», 2015 3– Какова цель задания?
– Удалось ли правильно решить поставленную задачу?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Какого уровня сложности было задание?
– Оцените свою работу.
3. Фронтальная работа.
Задание 6.
В ребусе на деление ясно, что справа от 4 и справа от 12 стоят нули.
Таким образом, делимое равно 5 200, а в делителе вторая цифра в
три раза больше первой. Это может быть в следующих трёх случаях:
частное равно 130, 260 или 390. Тогда делитель находится с
помощью обратного действия: либо 5 200 : 130 = 40, либо 5 200 : 26 =
20, либо 5 200 : 390 = 13 (ост. 130). Последний вариант, разумеется,
не подходит.
В ребусе на умножение, вспоминая таблицу умножения на 5,
устанавливаем, что последняя цифра первого сомножителя нечётная,
а поскольку её произведение на первую цифру второго сомножителя
заканчивается нулём, то это может быть только пятёрка, причём
первая цифра второго сомножителя чётная. Далее, поскольку
предпоследняя цифра первого промежуточного произведения 2, то
вторая цифра первого сомножителя чётная. Несложно убедиться, что
все произведения, удовлетворяющие этим условиям, подходят.
Поскольку вторая цифра первого сомножителя может быть 0, 2, 4, 6,
8, а первая цифра второго сомножителя может быть 2, 4, 6, 8, то
получается 20 различных вариантов ответа.
Ответ: в ребусе на деление либо 5 200 : 40 = 130, либо 5 200 : 20 =
260.
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи в общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4. читать про себя тексты
учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать
ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять
план;
5. договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
© ООО «Баласс», 2015 4В ребусе на умножение либо 605 ∙ 25 = 15 125, либо 625 ∙ 25 = 15 625,
либо 645 ∙ 25 = 16 125, либо 665 ∙ 25 = 16 625, либо 685 ∙ 25 = 17 125,
либо 605 ∙ 45 = 27 225, либо 625 ∙ 45 = 28 125, либо 645 ∙ 45 = 29 025,
либо 665 ∙ 45 = 29 925, либо 685 ∙ 45 = 30 825, либо 605 ∙ 65 = 39 325,
либо 625 ∙ 65 = 40 625, либо 645 ∙ 65 = 41 925, либо 665 ∙ 65 = 43 225,
либо 685 ∙ 65 = 44 525, либо 605 ∙ 85 = 51 425, либо 625 ∙ 85 = 53 125,
либо 645 ∙ 85 = 54 825, либо 665 ∙ 85 = 56 525, либо 685 ∙ 85 = 58 225.
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Всё ли получалось?
– Какие задачи вызвали затруднения?
– Какие цели вы для себя поставили?
– Над чем ещё надо поработать?
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
По усмотрению учителя.
Личностные результаты
1. придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2015 5