Решение задач (Уроки повторения и обобщения изученного)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля». 2. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа. 3. Рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле. 4. Подробно рассмотреть решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения к единице. 5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала konsp_mat_3kl_uk 44-46.doc
Математика, 3­ий класс. Урок 44 (§ 1.40).  Тема:   Решение задач  (Уроки повторения и обобщения изученного) Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».             2. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа.             3. Рассматривать решение задач на нахождение числа по его доле.             4. Подробно рассмотреть решение задач на нахождение четвёртой пропорциональной величины методом  приведения к единице.                5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.  Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа.  Длина полоски 15 см. Отрезали 1/5 часть её длины. Сколько  сантиметров полоски отрезали? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.   ООО «Баласс» 2013      1 Длина ½ полоски равна 9 см. Чему равна длина всей полоски?  Начертите отрезок длиной 6 см. Длина его составляет ½ длины  второго отрезка. Найдите длину второго отрезка.  Масса арбуза 9 кг. Найдите массу 1/3 части арбуза.  Найдите ¼ от 48, 72, 88, 96, 56, 64   Расположите в порядке возрастания:                                     1/10,  ½,  1/6,  1/15,  1/3,  1/25,  1/7. II.  Формулирование  темы и целей  урока. III.  Выбираем  задания и  тренируемся. 1 ­ Окиньте взглядом разворот учебника.  ­ Какие задания нам предстоит выполнить? (Много задач) ­ Какова цель сегодняшней работы? ­ Предложите задания для работы в классе и дома. ­ Обратите внимание на задания, которые можно выполнить в парах. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает это умение? 3   4 1. Математическая разминка. Задание № 8, с. 87 ­ Как найти значения a, b, c, d? (Надо начинать с конца и выполнять обратные действия.   а = 5,   b = 4,   c = 82,   d = 19 ). 3  4   5   5   2 Решение  задач. Фронтальная работа (либо организация самостоятельной работы).   2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений.   ­ 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ООО «Баласс» 2013      21. Задачи № 1, с. 86 а). – Что по условию задачи мы будем искать: долю числа или число по его доле? (Число по доле: 5 ∙ 6 = 30(дм3) б). ­ Какую долю составляет четверть арбуза?      – Что по условию задачи мы будем искать: долю числа или число по его доле? (Число по его доле: 2 ∙ 4 = 8 (кг) в). Как найти третью часть числа?  Как узнать, какая доля больше? Какая – меньше? 2. Задача № 2, с. 86 ­ Прочитайте задачу. ­ Можно ли сразу ответить на вопросы задачи? ( Да, можно сравнить доли площади пирога и пудинга: ½ >1/5) ­ Составьте план решения. ­ Решите задачу. (30 : 2 – 30 : 5 = 9 (см2) Работа в парах. 3. Задача  №  4, с. 86.  (Задача   с   пропорциональными   величинами. Определение значений величин «по двум разностям»). ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите данные. ­ Рассмотрите составленную схему. ­ Расскажите задачу по схеме. ­ Почему в синих корзинках больше на 22 пирожка? ­ Объясните составленные выражения. ­ Составьте план решения задачи.  ­ Решите задачу. 4. Задача № 5, с. 86.       ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её определять в ООО «Баласс» 2013      3­ Рассмотрите схему. ­ Продумайте условие задачи по данной схеме. ­ Составьте план решения задачи.  ­ Решите задачу. Проверка решения парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 5. Задание № 6, с. 87 ­ Обсудите в парах, проверьте выражения и исправьте ошибки. ­ Какой способ проверки вы знаете? (Ошибки в выражениях: 76:18 = 4 (ост. 2) 81:3 = 27 (ост. 1) ) 6. Задание № 7, с. 87 ­ Обсудите в парах и найдите истинные высказывания. (верные б) и г) ­ Как исправить неверные высказывания? ­ Выполнили мы план сегодняшнего урока?  ­ Чему учились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? IV. Итог урока. обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  сотрудничать     2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ООО «Баласс» 2013      4V. Возможное домашнее задание Задача № 3, с. 86, дидактический материал, с. 91, № 9. По желанию № 9, с. 87 (можно выполнить в дидактическом  материале на с. 57) Урок 45 (§ 1.41).  Тема:   Единица времени – минута   (Урок введения нового знания) Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».             2. Продолжать учиться читать и записывать доли.             3. Познакомиться с новой единицей измерения времени: минутой как долей часа.             4. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа, числа по его доле,  на  нахождение четвёртой пропорциональной величины методом приведения к единице.                 5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) ООО «Баласс» 2013      5I. Актуализация  знаний. II. Сообщение  нового (узнаём…). 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3.  Математический диктант. ­ Найдите произведение 27 и 3. ­ Чему равно частное 87 и 29? ­ Во сколько раз 96 больше 4? ­ Во сколько раз 88 больше 22? ­ Уменьшите 38 в 2 раза. ­ Увеличьте 12 в 7 раз. ­ Число 100 уменьшите на произведение 20 и 4. ­ Сумму чисел 19 и 6 увеличить в 4 раза. ­ Сумма длин сторон треугольника с равными сторонами равна  57 см. Найдите длину одной стороны. ­ Сколько раз нужно взять по 1/10 круга, чтобы составить целый  круг? ­ Что больше: 1/5 или 1/10?  ¼ или 1/5?  1/6 или 1/8? ­ Найдите число, если ¼ доля его равна 17. 1  5  3  2  3 Работа в парах. 1. Задание № 1. Цель работы: – актуализация существующих знаний о новых единицах измерения времени и их связи с изученной ранее единицей измерения времени (минутой). ­ Прочитайте и обсудите задание. ­ Ответьте на вопросы.   Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).   4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений.  6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. ­   ООО «Баласс» 2013      62. Задание № 2. ­ Определите время на часах. 3. Работа с моделями часов. ­ Какие деления есть ещё на циферблате часов? Текст со знаком ?!. 4. Задание № 3. ­ Подготовьте в парах ответы на поставленные вопросы. ­ Как бы вы ответили на вопрос урока? ­ Проверьте свои ответы. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. ­ Почему на циферблате часов 60 мелких делений? ­ Какую часть часа составляет 1 минута? III. Первичное  закрепление  (применяем…).  3  2  3  5 Работа в парах. Задания № 4, 5, 6, 7. Проверка решения парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. определять       ТОУУ Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до ООО «Баласс» 2013      7с такой самооценкой? IV. Тренинг  (выбираем…). V. Итог урока. 1  3  2  3  5 1. Самостоятельная работа (Решение индивидуальное либо у  доски).  Выбор заданий в «Дидактическом материале». Задание № 3, с. 91 Выбор задач № 1­5, с. 18­20 Проверка решения по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? в других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; ТОУУ 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;     сотрудничать 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических ООО «Баласс» 2013      8VI. Возможное домашнее задание Выбор домашнего задания из дидактического материала. норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. Урок 46 (§ 1.42).  Тема:   Единица времени – секунда   (Урок введения нового знания) Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».             2. Продолжать учиться читать и записывать доли.             3. Познакомиться с новой единицей измерения времени: секундой как долей минуты.             4. Познакомиться с секундомером как новым прибором для измерения времени.             5. Продолжать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли от числа, числа по его доле,  нахождение значения величин по двум разностям.            6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.             Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ООО «Баласс» 2013      9I. Актуализация  знаний. II. Сообщение  нового (узнаём…). 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. ( 62 – 18 ) : 22             68 : 34 ∙ 47 72 : 18 ∙ 17 : 34         ( 32 – 19 ) ∙ 7 Вырази:  В часах:  3 сут.,   2 сут. 12 ч.,    90 мин.,   75 мин.  В минутах:  2 часа;  1 час 40 мин., 2 часа 30 минут Реши задачу. Спектакль кукольного театра продолжался 95 минут. Во сколько  начался спектакль, если он закончился в 3 часа дня? 1  5  3  2  3 Работа в парах. 1. Задание № 1. Цель работы: – актуализация существующих знаний о новых единицах измерения времени и их связи с изученной ранее единицей измерения времени  (минутой). ­ Прочитайте и обсудите задание. ­ Подготовьте ответы на вопросы. ­ Проверьте свои ответы в учебнике. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2.  ­ отбирать необходимые для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников.     3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  4  ­ перерабатывать полученную информацию:   сравнивать   и группировать   математические факты и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. ООО «Баласс» 2013      10III. Первичное  закрепление  (применяем…).   5  3  2  5   Работа в парах. Задание № 2, с. 90 ­ Прочитайте задачу. ­ Продумайте ответ. ­ Как вы при этом рассуждали? ­ Прочитайте, как рассуждал Громозека. Задание №  3, с. 90 Проверка решения парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? IV. Тренинг  (выбираем…). 1  5  3  2  3 1. Самостоятельная работа по вариантам.          1­ый  вариант: задача № 4а, уравнение  № 5, с. 91          2­ой вариант: задача № 4б, уравнение № 5, с. 91   ­ 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую:    ­ представлять  информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7.  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; ТОУУ 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей определять       ООО «Баласс» 2013      112. Фронтальная работа с проверкой.         Задание №  6, с. 91 Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 6  7  5 3. Решение задач.    Задача № 4в, с. 91 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите известные данные. ­ Подумайте, как смоделировать условие задачи? (схема или краткая  запись). I.  ­ ?   2ф. по ? л воздуха     II. ­ ?   2ф. по ? л воздуха           84 л III. ­ ?  3ф. по ? л воздуха ­ Какой вопрос задачи? ­ Составьте план решения задачи.  ­ Решите задачу. работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. ТОУУ в Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1.­   доносить   свою   позицию   до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; 3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в в группе, сотрудничать     ООО «Баласс» 2013      12( 1. 2 + 2 + 3 = 7 (ф.) – всего в 3­х устройствах; 2. 84 : 7 = 12 (л) – очищает 1 фильтр; 3. 12 ∙ 2 = 24 (л) – очищают каждый 1 и 2 устройства; 4. 12 ∙ 3 = 36 (л) – очищает 3­е устройство)  ­ Подумайте, как проверить правильность решения задачи. ( 24 + 24 + 36 = 84 (л) Проверка решения индивидуальная или у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Что нового вы узнали  сегодня на уроке?  ­ Чему научились?  ­ Какие  задачи решали? ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задание № 7, с. 91. Задача № 4 (другой вариант). По желанию задание № 8, с. 91 совместном   решении   проблемы (задачи). ТОУУ Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; 2.  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. V. Итог урока. VI. Возможное домашнее задание ООО «Баласс» 2013      13