Революция 1905 года

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905-1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным вопросам российской действительности. Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы. Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения. Оборудование: • дидактический материал; • мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки). Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная Дума.
Иконка файла материала Революция 1905 года.doc
Революция 1905 года Цели урока: Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905­1907гг. стала попыткой  решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её  значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным  вопросам российской действительности. Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы. Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать  свою точку зрения. Оборудование:   дидактический материал; мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки). Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика,  политическая партия, Государственная Дума. Тип урока: урок формирования новых ЗУН. I. Целеполагание (2­3 минуты). Ход урока Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать план рассмотрения нового материала. Таким  образом, определяется последовательность изучения темы: 1. Причины революции. 2. Повод к революции. 3. Основные события революции, её взлёты и падения. 4. Итоги революции. II. Актуализация знаний по предшествующему материалу методом фронтальной беседы по теме об особенностях  социально­экономического и политического развития России в начале 20 века (6­8 минут). Так как причины 1 российской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического  развития России начала 20 века, ученики под руководством учителя формулируют эти причины: 1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как  высшей формы представительной власти. 2. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом. 3. Нерешённость аграрного вопроса в стране: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян,  сохранение выкупных платежей. 4. Поражение России в русско­японской войне 1904­1905гг. III. Изучение нового материала базируется на организации самостоятельной работы учащихся. Опираясь на статистически данные таблицы: «Динамика стачечной борьбы (число участников забастовок в тыс. человек)»  [1] учащимся предлагается графически изобразить ход революции 1905­1907гг. Год КварталыI 1905 8 1 0 1906 2 6 9 1907 1 4 6 I I 4 8 1 4 7 9 3 2 3 IV 12 77 63 ­ I I I 2 9 4 2 9 6 7 7 С помощью «Хронологии 1 российской революции» (оформляется раздаточным материалом) учащиеся под руководством  учителя, анализируя предложенные факты, объясняют периоды роста и спада революционной активности и вносят  полученные данные на график: Хронология событий I Российской революции (раздаточный материал) [2,4,5]. 1905 год 9.01 «Кровавое воскресение»: погибли 96 человек, ранены 333 человека. Январь Полиция арестовала 608 «зачинщиков». 17.01 19.01 Февраль В ответ на студенческие волнения закрыты все столичные учебные заведения. Николай II пожертвовал 50000 рублей, пострадавшим 9.01. Террористический акт эсера Каляева против московского генерал­губернатора Великого Князя Сергея Александровича. 18.02 Подписан рескрипт о создании законосовещательного органа ­Государственной Думы.Апрель III съезд РСДРП и конференция меньшевиков. 8­9.05 Партия «Союз союзов». Лидер – П.Н.Милюков. 12.05 Создание 1­го Совета Рабочих депутатов в г. Иваново­Вознесенске. Для решения  вопросов местного самоуправления Советы стали создаваться рабочими в других  городах. 14­25.06 Восстание на броненосце «Князь Потёмкин­Таврический». Июнь Оформление 1­ой политической организации крестьян – Всероссийский крестьянский  союз. 6.08 Высочайший Манифест «Об учреждении Думы» (законосовещательный орган). Сентябрь Съезд земских и городских деятелей в Москве. Сентябрь Общегородская политическая стачка в Москве. Октябрь Всероссийская политическая стачка. 12.10 14.10 17.10 Учредительный съезд конституционно­демократической партии (кадеты). Генерал­губернатор Санкт­Петербурга Трепов приказал расстреливать на месте лиц,  оказавших сопротивление властям. Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и придании  Думе законодательных функций», т.е. расширение избирательных прав, Дума –  законодательный орган. Октябрь Оформление политических партий: «Союз 17 октября» (октябристы) и «Союз русского  народа» (черносотенцы). Ноябрь Ноябрь­ декабрь 3.11 Подъём революционного движения в армии, в том числе в Севастополе на крейсере  «Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта. Массовое создание революционных крестьянских комитетов. Манифест царя об уменьшении на половину выкупных платежей с крестьян с 1.01.1906г.  и прекращение их выплаты с 1.01.1907г. 7­8.12 Московский Совет рабочих депутатов. Начало Московского вооружённого восстания. Декабрь Запрещение забастовочного движения 1906 год Февраль Закон об ограничении свободы слова и печати: «Об антиправительственной пропаганде». 20.02 Преобразование Государственного Совета в верхнюю законодательную палату,  находящуюся между Думой и царём. 4.03 Разрешены профсоюзы.23.04 27.04 13.05 9.07 14.07 Июль Июль 19.08 25.08 «Основные законы Российской империи»: нет статьи о неограниченной власти царя;  монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной  Думой; в случае чрезвычайных обстоятельств, во время думских каникул, правительство  может самостоятельно принимать законы, в дальнейшем, внося их в течение двух  месяцев на рассмотрение Государственной Думы, или они теряли силу. Открытие I Государственной Думы. Начало Думского кризиса. Роспуск Государственной Думы. В г.Гельсингфорсе совещание революционных партий. Восстание в Свеаборге, Кронштадте, попытка провести всеобщую забастовку в Москве. Правительственное сообщение о недопущении посягательства на помещичью землю. Введение военно­полевых судов. Программа серьёзных реформ правительства П.А.Столыпина: неприкосновенность  личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения и  улучшение быта рабочих; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы. Октябрь­ декабрь Спад революции. Локальные стачки и забастовки. Образование партии русской  буржуазии: «Торгово­промышленная партия». 20.02 3.06 Открытие II Государственной Думы. 1907 год Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона в  пользу имущих. Окончание 1­ой Российской революции. Июль Локальные забастовки. Для выяснения причин кризисов Государственных Дум целесообразно рассмотреть и проанализировать их партийный  состав по политическим направлениям – «левые», «правые» и «центр». Состав депутатов I и II Государственных Дум [3]/ Партии I Дума Трудовики Кадеты и сочувствующие им Октябристы и их сторонники Прогрессисты Социал­демократы 97 179 16 ­ 18  (меньшевики) II Дума 104 98 44 ­ 68Эсеры Монархисты и их сторонники Беспартийные ­ ­ 105 Представители национальных окраин 63 Прочие Всего ­ 478 37 40 17 76 34 518 IV. Актуализация знаний по изученному материалу методом фронтальной беседы с целью выяснения итогов  революции. Так как итоги 1 российской революции вытекают из всего материала урока, ученики под руководством учителя  формулируют итоги и последствия: 1. Учреждение Государственной Думы и преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента. 2. Дарование политических свобод. 3. Отмена выкупных платежей. 4. Начало аграрной реформы П.А.Столыпина. 5. Введение рабочего законодательства. V. Рефлексия (2­3 минуты). Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся  выслушиваются их ответы. VI. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание по учебнику Загладина Н.В. История Отечества. ХХ­ХХI века. Ссылки на литературу: 1. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. –  М.: Просвещение, 1992, с.80. 2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. –  М.: Просвещение, 1992, с.55­79. 3. 4. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11  класса общеобразовательных учреждений. – 4­е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.52. Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11  класса. общеобразовательных учреждений. – 4­е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.30­53. 5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4­е  изд. – М.: Просвещение, 2000, с.36­60.

Посмотрите также