Цели урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 1905-1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным вопросам российской действительности.
Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы.
Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Оборудование:
• дидактический материал;
• мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки).
Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика, политическая партия, Государственная Дума.
Революция 1905 года
Цели урока:
Образовательные: создать условия для усвоения учащимися знаний о том, что революция 19051907гг. стала попыткой
решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её
значение для дальнейшего развития страны; установить особенности образования политических партий в России на рубеже
веков; классифицировать политические партии по направлениям и определить их программные требования по актуальным
вопросам российской действительности.
Воспитательные: воспитывать чувства сопричастности к судьбе Отечества, переживания за её исторические судьбы.
Развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировано доказывать
свою точку зрения.
Оборудование:
дидактический материал;
мультимедиапрезентация (в данном случае – всё содержится в тексте разработки).
Ключевые слова и термины: парламент, фракция, революция, движущие силы революции, партийная тактика,
политическая партия, Государственная Дума.
Тип урока: урок формирования новых ЗУН.
I. Целеполагание (23 минуты).
Ход урока
Учитель сообщает тему урока и предлагает учащимся сформулировать план рассмотрения нового материала. Таким
образом, определяется последовательность изучения темы:
1. Причины революции.
2. Повод к революции.
3. Основные события революции, её взлёты и падения.
4. Итоги революции.
II. Актуализация знаний по предшествующему материалу методом фронтальной беседы по теме об особенностях
социальноэкономического и политического развития России в начале 20 века (68 минут).
Так как причины 1 российской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического
развития России начала 20 века, ученики под руководством учителя формулируют эти причины:
1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как
высшей формы представительной власти.
2. Ухудшение положения рабочих вследствие обострения конфликта между трудом и капиталом.
3. Нерешённость аграрного вопроса в стране: господство помещичьего землевладения, малоземелье крестьян,
сохранение выкупных платежей.
4. Поражение России в русскояпонской войне 19041905гг.
III. Изучение нового материала базируется на организации самостоятельной работы учащихся.
Опираясь на статистически данные таблицы: «Динамика стачечной борьбы (число участников забастовок в тыс. человек)»
[1] учащимся предлагается графически изобразить ход революции 19051907гг.
Год КварталыI
1905 8
1
0
1906 2
6
9
1907 1
4
6
I
I
4
8
1
4
7
9
3
2
3
IV
12
77
63
I
I
I
2
9
4
2
9
6
7
7
С помощью «Хронологии 1 российской революции» (оформляется раздаточным материалом) учащиеся под руководством
учителя, анализируя предложенные факты, объясняют периоды роста и спада революционной активности и вносят
полученные данные на график:
Хронология событий I Российской революции (раздаточный материал) [2,4,5].
1905 год
9.01
«Кровавое воскресение»: погибли 96 человек, ранены 333 человека.
Январь
Полиция арестовала 608 «зачинщиков».
17.01
19.01
Февраль
В ответ на студенческие волнения закрыты все столичные учебные заведения.
Николай II пожертвовал 50000 рублей, пострадавшим 9.01.
Террористический акт эсера Каляева против московского генералгубернатора Великого
Князя Сергея Александровича.
18.02
Подписан рескрипт о создании законосовещательного органа Государственной Думы.Апрель
III съезд РСДРП и конференция меньшевиков.
89.05
Партия «Союз союзов». Лидер – П.Н.Милюков.
12.05
Создание 1го Совета Рабочих депутатов в г. ИвановоВознесенске. Для решения
вопросов местного самоуправления Советы стали создаваться рабочими в других
городах.
1425.06
Восстание на броненосце «Князь ПотёмкинТаврический».
Июнь
Оформление 1ой политической организации крестьян – Всероссийский крестьянский
союз.
6.08
Высочайший Манифест «Об учреждении Думы» (законосовещательный орган).
Сентябрь Съезд земских и городских деятелей в Москве.
Сентябрь Общегородская политическая стачка в Москве.
Октябрь
Всероссийская политическая стачка.
12.10
14.10
17.10
Учредительный съезд конституционнодемократической партии (кадеты).
Генералгубернатор СанктПетербурга Трепов приказал расстреливать на месте лиц,
оказавших сопротивление властям.
Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка и придании
Думе законодательных функций», т.е. расширение избирательных прав, Дума –
законодательный орган.
Октябрь
Оформление политических партий: «Союз 17 октября» (октябристы) и «Союз русского
народа» (черносотенцы).
Ноябрь
Ноябрь
декабрь
3.11
Подъём революционного движения в армии, в том числе в Севастополе на крейсере
«Очаков» под руководством лейтенанта Шмидта.
Массовое создание революционных крестьянских комитетов.
Манифест царя об уменьшении на половину выкупных платежей с крестьян с 1.01.1906г.
и прекращение их выплаты с 1.01.1907г.
78.12
Московский Совет рабочих депутатов. Начало Московского вооружённого восстания.
Декабрь
Запрещение забастовочного движения
1906 год
Февраль
Закон об ограничении свободы слова и печати: «Об антиправительственной пропаганде».
20.02
Преобразование Государственного Совета в верхнюю законодательную палату,
находящуюся между Думой и царём.
4.03
Разрешены профсоюзы.23.04
27.04
13.05
9.07
14.07
Июль
Июль
19.08
25.08
«Основные законы Российской империи»: нет статьи о неограниченной власти царя;
монарх осуществляет власть в единении с Государственным Советом и Государственной
Думой; в случае чрезвычайных обстоятельств, во время думских каникул, правительство
может самостоятельно принимать законы, в дальнейшем, внося их в течение двух
месяцев на рассмотрение Государственной Думы, или они теряли силу.
Открытие I Государственной Думы.
Начало Думского кризиса.
Роспуск Государственной Думы.
В г.Гельсингфорсе совещание революционных партий.
Восстание в Свеаборге, Кронштадте, попытка провести всеобщую забастовку в Москве.
Правительственное сообщение о недопущении посягательства на помещичью землю.
Введение военнополевых судов.
Программа серьёзных реформ правительства П.А.Столыпина: неприкосновенность
личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения и
улучшение быта рабочих; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы.
Октябрь
декабрь
Спад революции. Локальные стачки и забастовки. Образование партии русской
буржуазии: «Торговопромышленная партия».
20.02
3.06
Открытие II Государственной Думы.
1907 год
Манифест о роспуске II Государственной Думы и изменении избирательного закона в
пользу имущих. Окончание 1ой Российской революции.
Июль
Локальные забастовки.
Для выяснения причин кризисов Государственных Дум целесообразно рассмотреть и проанализировать их партийный
состав по политическим направлениям – «левые», «правые» и «центр».
Состав депутатов I и II Государственных Дум [3]/
Партии
I Дума
Трудовики
Кадеты и сочувствующие им
Октябристы и их сторонники
Прогрессисты
Социалдемократы
97
179
16
18
(меньшевики)
II
Дума
104
98
44
68Эсеры
Монархисты и их сторонники
Беспартийные
105
Представители национальных окраин 63
Прочие
Всего
478
37
40
17
76
34
518
IV. Актуализация знаний по изученному материалу методом фронтальной беседы с целью выяснения итогов
революции.
Так как итоги 1 российской революции вытекают из всего материала урока, ученики под руководством учителя
формулируют итоги и последствия:
1. Учреждение Государственной Думы и преобразование Государственного Совета в верхнюю палату парламента.
2. Дарование политических свобод.
3. Отмена выкупных платежей.
4. Начало аграрной реформы П.А.Столыпина.
5. Введение рабочего законодательства.
V. Рефлексия (23 минуты).
Учитель предлагает учащимся задуматься о том, что нового они сегодня узнали на уроке и по желанию учащихся
выслушиваются их ответы.
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок за работу на уроке, домашнее задание по учебнику Загладина Н.В. История Отечества. ХХХХI века.
Ссылки на литературу:
1. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. –
М.: Просвещение, 1992, с.80.
2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900 – 1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. –
М.: Просвещение, 1992, с.5579.
3.
4.
Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11
класса общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.52.
Загладин Н.В., Козленко С.Н., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества. ХХ – ХХI века: Учебник для 11
класса. общеобразовательных учреждений. – 4е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006, с.3053.
5. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – 4е
изд. – М.: Просвещение, 2000, с.3660.