Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.
Оценка 4.8

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Оценка 4.8
Лекции
docx
математика
1 кл
07.06.2017
Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.
Один из эффективных путей развития у школьников интереса к предмету – организация игровой деятельности. Вопрос о проведении дидактических игр на уроке освещался неоднократно в процессе организации учебной деятельности обучающихся. Однако он не утратил свою значимость и в настоящее время, время компьютерных технологий. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики ее преподавания и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно. Участвуя в игре, обучающиеся приобретают новые знания. Игровая деятельность способствует созданию познавательного мотива, активизации мыслительной деятельности учащихся, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и свои лично.
Роль дидактических игр в повышении мотивации.docx
Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики Возникновение   интереса   к   математике   у   значительного   числа   учеников зависит от того, насколько сам учитель увлечён своим предметом и насколько увлекательно   он   обучает.   Нужно,   чтобы   на   уроке   каждый   ученик   работал активно и увлеченно.  Особенно важно это в подростковом возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этом возрасте нам учителям  необходимо стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Один из эффективных путей развития у школьников интереса к предмету – организация игровой деятельности. Вопрос о проведении дидактических игр на уроке освещался неоднократно в процессе организации учебной деятельности обучающихся.   Однако   он   не   утратил   свою   значимость   и   в   настоящее   время, время компьютерных технологий. Возникновение   интереса   к   математике   у   значительного   числа   учащихся зависит   от   методики   ее   преподавания   и   от   того,   насколько   умело   будет построена   учебная   работа.   Необходимо   заботиться   о   том,   чтобы   на   уроках каждый ученик работал активно  и  увлеченно.  Участвуя  в  игре, обучающиеся приобретают   новые   знания.   Игровая   деятельность   способствует   созданию познавательного   мотива,   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся, усиливает   их   внимание   к   содержанию   изучаемого   материала,   повышает работоспособность, а также чувство ответственности за успехи в обучении всего коллектива и свои лично. Вместе с тем процесс игры, ее результаты заставляют задуматься   некоторых   обучающихся     о   пробелах   в   знаниях   и   путях   их ликвидации.  Игра ­ явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму   существования   различных   сторон   жизнедеятельности   коллектива.   Она способствует   созданию   положительного   психологического   климата   в коллективе,   является   эффективным   средством   формирования   личности учащегося,   его   морально   ­   волевых   качеств,   в   ней   реализуется   потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "Игра ­ это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток   представлений,   понятий   об   окружающем   мире.   Игра   ­   это   искра, зажигающая   огонек   пытливости   и   любознательности.   Игра   ­   незаменимый инструмент в развитии личности учащегося, с помощью которого повышается интерес   к   математике   и   этот   предмет   становится   более   "живым"   и увлекательным. Игру   можно   назвать   восьмым   чудом   света,   так   как   в   ней   заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают   самые   различные   знания   о   предметах   и   явлениях   окружающего мира.   Игра   развивает   детскую   наблюдательность   и   способность   определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Назначение дидактических игр – развитие   познавательных   процессов   у   школьников   (восприятия,   внимания, памяти,   наблюдательности,   сообразительности   и   др.)   и   закрепление   знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С   другой   стороны,   неотъемлемым   элементом   дидактической   игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические   игры   представляются   обучающимся   не   простой   забавой,   а интересным, необычным занятием. На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я. И.  Перельман,   не   столько   для   друзей   математики,   сколько   для   ее   недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Не   всегда  победителями  игры  становятся   хорошо  успевающие  ученики. Часто много терпения и настойчивости проявляют к игре те дети, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков. Дидактические   игры   хороши   в   системе   с   другими   формами   обучения, использование   которых   должно   в   конечном   итоге   привести   к   решению следующих задач:  ­   учитель   должен   дать   обучающимся   знания,   соответствующие современному уровню развития науки; ­ он должен научить их самостоятельно приобретать знания. При   организации   дидактических   игр   с   математическим   содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики: ­ Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры? ­ Количество участвующих в игре. Каждая игра требует  определенного минимального   или   максимального   количества   участников.   Это   приходится учитывать при организации игр. ­  Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры? ­   Как   с   наименьшей   затратой   времени   познакомить   ребят   с   правилами игры? ­     На   какое   время   должна   быть   рассчитана   игра?   Будет   ли   она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз? ­ Как обеспечить участие всех школьников в игре? ­   Как   организовать   наблюдение   за   детьми,   чтобы   выяснить,   все   ли включились в работу? ­     Какие   изменения   можно   внести   в   игру,   чтобы   повысить   интерес   и активность детей? А также необходимо придерживаться следующих положений: ­   Правила   игры   должны   быть   простыми,   точно   сформулированными,   а математическое   содержание   предлагаемого   материала   ­   доступно   пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. ­ Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной ­ деятельности, в   противном   случае   она   не   будет   содействовать   выполнению   педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание. ­   Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта. ­ При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами, со стороны всего коллектива учеников или   выбранных   лиц.   Учет   результатов   соревнования   должен   быть   открытым, ясным и справедливым.  ­  Каждый  ученик  должен  быть  активным   участником  игры.  Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре. ­  Если на уроке проводится несколько игр, то легкие, и более трудные, по математическому содержанию должны чередоваться. ­ Если  на  нескольких уроках  проводятся игры, связанные со  сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр. ­ Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру. ­ В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой. ­  Игру нужно закончить на данном уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания обучающихся, но они приносят большую пользу тем, что учат детей применять знания   в   новых   условиях   или   ставят   умственную   задачу,   решение   которой требует   проявления   разнообразных   форм   умственной   деятельности. Дидактические   игры   являются   средством   умственного   развития,   так   как   в процессе   игры   активизируются   разнообразные   умственные   процессы.   Чтобы понять   замысел,   усвоить   игровые   действия   и   правила,   нужно   внимательно выслушать   и   осмыслить   объяснение   учителя.   Решение   задач,   поставленных играми,   требует   сосредоточенного   внимания,   активной   мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.    Дидактические игры,  в зависимости от содержания материала, способа организации,  уровня подготовки обучающихся,  цели урока,  могут приобретать различный   характер:   например,   быть   продуктивными,     репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими. В   конечном   счете,   в   игровых   формах   занятия   реализуются   идеи совместного сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив,   приобщения   детей   к   научно­техническому   творчеству,   воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – интереса к обучению математике. В   своей   работе   я   применяю   дидактические   игры   по   различным   темам школьного   курса   математики,   а   также   разработки   уроков   с   применением дидактических игр. Хочу   рассказать   о   применении   игровых   моментов   на   уроках   и   во внеурочное время (на занятиях математического кружка). Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете: ­ математический лабиринт, ­ магические квадраты, ­ элементы судоку, ­ кроссворды, ­ ребусы, ­ головоломки и др.  “Рисуем по координатам”: при изучении темы “Координатная плоскость” в 6классе задания из этой серии могут использоваться в разных качествах: Математический диктант, в результате выполнения которого у учеников на координатной   плоскости   должен   получиться   не   сложный,   но   определённый рисунок. Творческая   лабораторная   работа,   где   ученику   или   группе   учеников предлагается самим составить рисунок по точкам и записать координаты точек. Домашнее задание, в качестве которого могут быть даны индивидуальные задания каждому учащемуся; либо по готовому заданию составить рисунок, либо самому   придумать,   они   это   делают   с   большим   удовольствием,   красочно   их оформляют,   затем   используем   эти   рисунки   в   различных   математических конкурсах, газетах и т.д. Еще я использую на своих уроках творческие задания по составлению и решению кроссвордов и ребусов на математическую тематику. Тематические   кроссворды   полезно   использовать   на   обобщающих   и заключительных уроках, когда необходимо вспомнить основные математические понятия и определения.  Математическими ребусами называют задания на восстановление записей вычислений.   Условие   математического   ребуса   содержит   либо   целиком зашифрованную запись, либо только часть записи. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка   сосредотачиваться,   мыслить   самостоятельно,   развивать   внимание, стремление   к   знаниям.   Увлекшись,     дети   не   замечают,   что   учатся:   познают, запоминают   новое,   ориентируются   в   необычных   ситуациях,   пополняют   запас представлений, понятий, развивают фантазию. Тренировочные, познавательно­контрольные и сюжетно­ролевые – это те виды игровых технологий, в которых ученик в большинстве случаев является исполнителем.  В творческих заданиях обучающиеся – это творцы.  Математическая   эстафета.   Этот   вид   работы   эффективен   при   проверке таких   умений,   как   использование   при   вычислении   несложных   формул   (пути, площади, периметра), выполнении арифметических действий. Задания должны быть   составлены   с   учетом   личностно   ориентированного   подхода,   то   есть индивидуально для каждого ребенка.   Кроссворды.   При   создании   кроссворда   необязательно   добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.  Для   проверки   знаний,   умений   и   навыков   по   математике   можно использовать следующие игры. Математическое   лото.   Эта   игра   может   быть   проведена   как   для закрепления   изученной   темы,   так   и   для   повторения   пройденного   ранее материала. Примеры ученики могут решать устно или же письменно. Выигрывает тот   ученик   (или   пара   учеников),   который   раньше   других   закрыл   все   клетки большой карты. Игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки, и тогда, если все ответы верны, должна получиться картинка.  Ребусы, анаграммы. Они позволяют превращать труд ученика в серьезную игру, заставляющую искать ответы на разные по степени сложности вопросы, способствуют   развитию   логического   мышления   и   творческих   способностей обучающихся.  Математический   КВН.   Данная   форма   требует   тщательной   подготовки, поэтому   часто   использовать   на   уроках   математики   эту   игровую   форму   не рекомендуется. Я обычно использую КВН во время математической недели, в качестве обобщающего урока по какой­либо достаточно большой теме или по итогам четверти. Урок­КВН превращает в игру занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит оживление в однообразное течение уроков, вызывая   активизацию   деятельности   даже   самых   слабых   учащихся.   Творчески заинтересованные   учащиеся   помогают   учителю   в   организации   и   проведении данных уроков.   которые   регламентируются   правилами   игры, Урок­сказка.   Существенной   стороной   данного   урока   являются   игровые действия,   способствуют познавательной активности обучающихся, дают им возможность проявить свои способности,   применить   имеющиеся   знания   и   умения   для   достижения   целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих. В   обоснование   полезности   использования   игровых   ситуаций   на   уроках математики   необходимо   отметить   следующий   момент.   Каждому   учителю необходимо   помнить,   что   учащиеся   подросткового   возраста,   а   тем   более слабоуспевающие,   особенно   быстро   устают   от   длительной,   однообразной умственной работы. Усталость — одна из причин падения интереса и внимания к учению.   Уменьшить   усталость   обучающихся   от   выполнения   однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований. Разнообразный   иллюстративный   материал   мультимедийные   и интерактивные   модели   являются   неотъемлемой   частью   моего   урока,   что поднимает   процесс   обучения   на   качественно   новый   уровень.     Современному ребенку  намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео­ и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Литература: 1.Минскин Е.М. От игры к знаниям. ­ М.: Просвещение, 1987. ­ С 142­145. 2.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996  3.Коваленко   В.Г.   Дидактические   игры   на   уроках   математики.   М.: Просвещение, 1990. ­ С . 45­47.­ 4. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987 5.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996 . 6.  Пастухова Антонина Ивановна  «Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся»

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.

Роль дидактических игр в повышении мотивации и творческой активности обучающихся на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017