Роль государства в экономике

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения необходимые для ориентации в экономической жизни. Задачи: • Уметь выделять основные экономические функции государства; • Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике; • Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику; Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем разговор об экономической сфере общества. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим арсенал наших знаний по экономике. На доке появляются тесты из ЕГЭ по вопросам экономики
Иконка файла материала Роль государства в экономике.doc
Роль государства в экономике Цели урока: Рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения  необходимые для ориентации в экономической жизни. Задачи:  Уметь выделять основные экономические функции государства;  Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;  Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику; Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем разговор об экономической сфере общества. Прежде чем приступить к  изучению новой темы, давайте проверим арсенал наших знаний по экономике. На доке появляются тесты из ЕГЭ по вопросам экономики 1. Сферы экономической деятельности 4 стр. 50 2. Конкуренция – это… 27 стр.49 3. Монополия ­ это… 4. Тест 5 стр.51 экономический цикл – это… 5. Экономический рост – это… 6. Перечислить измерители экономической деятельности Экономический рост измеряется: совокупными доходами населения удельной величиной ВНП на душу населения 1. 2. ВНП 3. 4. ВВП Учитель: ­Какие модели организации экономической жизни существуют в современном мире? ­Какая из них является самой распространённой? Почему? ­Назовите достоинства и недостатки чистого рынка (класс делится пополам) Достоинства Недостатки 1.Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров,  быстро откликается на потребности  населения. 1.Подвержен нестабильному развитию со спадами  и инфляционными процессами, безработицей.2.Обеспечивает наибольшую  эффективность работы производства. 2.Медленно реагирует на потребность в коренных  преобразованиях народного хозяйства, которые не дают быстрой выгоды и требуют больших  капиталовложений. 3.Способно повышать качество  товаров и услуг. 3.Может усиливать имущественную  дифференциацию. ­ Что необходимо сделать чтобы преодолеть или смягчить негативные стороны рынка? Учитель: Встаёт вопрос как может государство да ещё такое огромное, неразворотливое, бюрократическое как наше,  решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка? Чтобы ответить на этот вопрос нам сегодня необходимо рассмотреть:  Какие функции выполняет государство в экономике   каковы методы воздействия государства на экономику задачи экономической деятельности государства Учитель: Итак тема нашего сегодняшнего урока: “Экономическая политика государства” А теперь у меня как всегда просьба все наиболее важные моменты урока записывать в тетрадь. Учитель обращается к высказыванию Конфуция “Когда государство управляется согласно с разумом. Постыдны бедность и нужда; Когда государство не управляется согласно с разумом постыдны богатства и почести.” Сегодня мы с вами должны выяснить что он имел ввиду великий мыслитель прошлого. Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю Началась она ещё в средние века. Именно тогда была открыта первая политической экономии ­ школа меркантилистов Мини проект – Меркантилисты и физиократы ( дети выступают у доски представляя взгляды меркантилистов и физиократов)+ презентация Учитель: ­ Чьи взгляды приживаются в России в начале нового времени? На доске появляется портрет А. Смита Учитель: … высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить Не мог он ямба от хорея Как мы не бились отличить. Бранил Гомера , ФеокритаЗато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том Как государство богатеет И чем живёт и почему Не нужно золота ему Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог и земли отдавал в залог Учитель: Надеюсь Вам не надо напоминать автора , героя и время о котором идёт речь? Научная теория английского экономиста Адама Смита властвовала умами образованных людей XIX века. Излагаются взгляды А.Смита детьми (опережающее задание) Учитель: Как изменяется экономика государств в XIX начале XX века? Ответы детей    в большинстве стран завершается промышленный переворот капитализм вступает в свою последнюю стадию империализма – капитализма монополистического экономические кризисы окончательно приобретают циклический характер Учитель: Посмотрите пожалуйста на экран,. О каком событии идёт речь? На экране появляются кадры “Великой депрессии” Учитель: Почему “Великая депрессия”? На доске схема безработицы в результате кризиса 1929­1932 гг. Учитель: Кризис заставил учёных экономистов пересмотреть многие из положений экономических теорий. Именно тогда появляется теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса которая в последствии  была названа “кейнсианством”. Кейнс родился в 1883 году в Кембридже, в семье известного экономиста. По окончании университета стал  преподавателем экономической теории. Кейнс был женат на русской балерине Лидии Лопуховой которая на  12 лет была его младше. Он дважды побывал в России в 1925 году в период НЭПа и перед кризисом в 1928  году в разгар индустриализации. Второй приезд Кейнса сильно его разочаровал, он не мог принять советских  методов руководства и пренебрежительного отношения к частной собственности. ­ Обратитесь к приложению № 1 ваша задача, ознакомиться с основными аспектами теории Кейнса и  сформулировать его концепцию выхода из кризиса. (теория “эффективного спроса” и закон “стой иди”) Учитель: В 1936 году в свет выходит книга Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, которая вошла в  историю экономической мысли под названием “кейнсианская революция”.Во время второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всём мире и взгляды Кейнса  оказала огромное влияние на мировую экономику. Учитель: Сегодня ведущие государства мира становятся всё более активными участниками рыночных отношений. Они  берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии. Теперь основываясь на ранее сказанном мы с вами попробуем выявить функции которые выполняет  государство в экономической жизни стран в условиях рынка. ­ обратитесь к приложению № 2 внимательно читая документ попробуем сформулировать каждую из  функций. (На доске параллельно с ответами детей появляется схема функций государства) Учитель: Итак, сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика, ни рыночная, ни командная не имеет  врождённого иммунитета против двух тяжёлых хронических болезней – инфляции и монополии. Поэтому  обязанностью государственных органов является разработка и принятие мер по борьбе с этими явлениями. Какие же инструменты использует государство воздействуя на экономику (на доске появляется пустая схема методов государственного регулирования) ­ (дети работают в тетрадях) а затем озвучивают схему Вновь обратиться к  к документу №2 (можно) Учитель: Таким образом познакомившись с функциями и методами государственного регулирования, мы узнали что  такое экономическая политика государства( вновь обращается к определению) говорят дети. Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём  разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых  целей ( записывается в тетрадь). Учитель: Вмешательство государства в современную экономику является необходимостью мирового экономического  развития. И на сегодняшний день мы с вами можем выделить основные важнейшие задачи, стоящие перед  государством в экономической политике. (на доске появляются направления) Учитель: Но мыс вами знаем. что общество находится в постоянном развитии и на стадии перехода к  постиндустриальному обществу появляются новые задачи и направления государственного регулирования Это? Поддержка фундаментальной науки (Наука становится производительной силой общества её  необходимо поддерживать.) Выступление президента на форуме по нанотехнологиям. Учитель в завершении урока обращается к Конфуцию Каким должно быть государство.