Цели урока:
Рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения необходимые для ориентации в экономической жизни.
Задачи:
• Уметь выделять основные экономические функции государства;
• Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
• Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжаем разговор об экономической сфере общества. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим арсенал наших знаний по экономике.
На доке появляются тесты из ЕГЭ по вопросам экономики
Роль государства в экономике
Цели урока:
Рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения
необходимые для ориентации в экономической жизни.
Задачи:
Уметь выделять основные экономические функции государства;
Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;
Учитель:
Сегодня мы с вами продолжаем разговор об экономической сфере общества. Прежде чем приступить к
изучению новой темы, давайте проверим арсенал наших знаний по экономике.
На доке появляются тесты из ЕГЭ по вопросам экономики
1. Сферы экономической деятельности 4 стр. 50
2. Конкуренция – это… 27 стр.49
3. Монополия это…
4. Тест 5 стр.51 экономический цикл – это…
5. Экономический рост – это…
6. Перечислить измерители экономической деятельности
Экономический рост измеряется:
совокупными доходами населения
удельной величиной ВНП на душу населения
1.
2. ВНП
3.
4. ВВП
Учитель:
Какие модели организации экономической жизни существуют в современном мире?
Какая из них является самой распространённой? Почему?
Назовите достоинства и недостатки чистого рынка (класс делится пополам)
Достоинства
Недостатки
1.Направляет ресурсы на производство
необходимых обществу товаров,
быстро откликается на потребности
населения.
1.Подвержен нестабильному развитию со спадами
и инфляционными процессами, безработицей.2.Обеспечивает наибольшую
эффективность работы производства.
2.Медленно реагирует на потребность в коренных
преобразованиях народного хозяйства, которые не
дают быстрой выгоды и требуют больших
капиталовложений.
3.Способно повышать качество
товаров и услуг.
3.Может усиливать имущественную
дифференциацию.
Что необходимо сделать чтобы преодолеть или смягчить негативные стороны рынка?
Учитель:
Встаёт вопрос как может государство да ещё такое огромное, неразворотливое, бюрократическое как наше,
решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка?
Чтобы ответить на этот вопрос нам сегодня необходимо рассмотреть:
Какие функции выполняет государство в экономике
каковы методы воздействия государства на экономику
задачи экономической деятельности государства
Учитель:
Итак тема нашего сегодняшнего урока:
“Экономическая политика государства”
А теперь у меня как всегда просьба все наиболее важные моменты урока записывать в тетрадь.
Учитель обращается к высказыванию Конфуция
“Когда государство управляется согласно с разумом. Постыдны бедность и нужда;
Когда государство не управляется согласно с разумом постыдны богатства и почести.”
Сегодня мы с вами должны выяснить что он имел ввиду великий мыслитель прошлого.
Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю
Началась она ещё в средние века. Именно тогда была открыта первая политической экономии
школа меркантилистов
Мини проект – Меркантилисты и физиократы ( дети выступают у доски представляя взгляды меркантилистов
и физиократов)+ презентация
Учитель:
Чьи взгляды приживаются в России в начале нового времени?
На доске появляется портрет А. Смита
Учитель:
… высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить
Не мог он ямба от хорея
Как мы не бились отличить.
Бранил Гомера , ФеокритаЗато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том
Как государство богатеет
И чем живёт и почему
Не нужно золота ему
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог и земли отдавал в залог
Учитель:
Надеюсь Вам не надо напоминать автора , героя и время о котором идёт речь?
Научная теория английского экономиста Адама Смита властвовала умами образованных людей XIX века.
Излагаются взгляды А.Смита детьми (опережающее задание)
Учитель:
Как изменяется экономика государств в XIX начале XX века?
Ответы детей
в большинстве стран завершается промышленный переворот
капитализм вступает в свою последнюю стадию империализма – капитализма монополистического
экономические кризисы окончательно приобретают циклический характер
Учитель:
Посмотрите пожалуйста на экран,. О каком событии идёт речь?
На экране появляются кадры “Великой депрессии”
Учитель:
Почему “Великая депрессия”?
На доске схема безработицы в результате кризиса 19291932 гг.
Учитель:
Кризис заставил учёных экономистов пересмотреть многие из положений экономических теорий.
Именно тогда появляется теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса которая в последствии
была названа “кейнсианством”.
Кейнс родился в 1883 году в Кембридже, в семье известного экономиста. По окончании университета стал
преподавателем экономической теории. Кейнс был женат на русской балерине Лидии Лопуховой которая на
12 лет была его младше. Он дважды побывал в России в 1925 году в период НЭПа и перед кризисом в 1928
году в разгар индустриализации. Второй приезд Кейнса сильно его разочаровал, он не мог принять советских
методов руководства и пренебрежительного отношения к частной собственности.
Обратитесь к приложению № 1 ваша задача, ознакомиться с основными аспектами теории Кейнса и
сформулировать его концепцию выхода из кризиса.
(теория “эффективного спроса” и закон “стой иди”)
Учитель:
В 1936 году в свет выходит книга Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, которая вошла в
историю экономической мысли под названием “кейнсианская революция”.Во время второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всём мире и взгляды Кейнса
оказала огромное влияние на мировую экономику.
Учитель:
Сегодня ведущие государства мира становятся всё более активными участниками рыночных отношений. Они
берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии.
Теперь основываясь на ранее сказанном мы с вами попробуем выявить функции которые выполняет
государство в экономической жизни стран в условиях рынка.
обратитесь к приложению № 2 внимательно читая документ попробуем сформулировать каждую из
функций.
(На доске параллельно с ответами детей появляется схема функций государства)
Учитель:
Итак, сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика, ни рыночная, ни командная не имеет
врождённого иммунитета против двух тяжёлых хронических болезней – инфляции и монополии. Поэтому
обязанностью государственных органов является разработка и принятие мер по борьбе с этими явлениями.
Какие же инструменты использует государство воздействуя на экономику
(на доске появляется пустая схема методов государственного регулирования)
(дети работают в тетрадях) а затем озвучивают схему
Вновь обратиться к к документу №2 (можно)
Учитель:
Таким образом познакомившись с функциями и методами государственного регулирования, мы узнали что
такое экономическая политика государства( вновь обращается к определению) говорят дети.
Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём
разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых
целей ( записывается в тетрадь).
Учитель:
Вмешательство государства в современную экономику является необходимостью мирового экономического
развития. И на сегодняшний день мы с вами можем выделить основные важнейшие задачи, стоящие перед
государством в экономической политике.
(на доске появляются направления)
Учитель:
Но мыс вами знаем. что общество находится в постоянном развитии и на стадии перехода к
постиндустриальному обществу появляются новые задачи и направления государственного регулирования
Это? Поддержка фундаментальной науки (Наука становится производительной силой общества её
необходимо поддерживать.)
Выступление президента на форуме по нанотехнологиям.
Учитель в завершении урока обращается к Конфуцию Каким должно быть государство.