Дисциплина «Обществознание» класс 10 (базовый уровень),
ориентировочная программа Кравченко А.И.
Планконспект урока
Тема урока: Роль государства в экономике
(Слайд №1)
Тип урока: комбинированный урок. Закрепление изученного
материала.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в
соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно –
тематическим планом. Ее актуальность заключается в том, что знания,
полученные при изучении темы «Роль государства в экономике» помогут им
понять механизмы государственного регулирования, усвоить, какие
существуют типы экономических систем и оценить роль государства в
экономике.
Цели урока:
Образовательная – сформировать представление о государстве как
субъекте экономических отношений, рассмотреть причины регулирования
экономики государством, рассмотреть основные механизмы государственного
регулирования экономики.
Развивающая –научить выстраивать причинноследственные связи,
работать с экономическими понятиями, источниками информации,
аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать
материал.
Воспитательная – формирование таких качеств как ответственность
и предприимчивость.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с основными понятиями экономических
систем, механизмов государственного регулирования ;
познакомить с признаками экономических систем;
продолжить формирование умений работать с текстом, выделять
главное, умение делать выводы.
Основные понятия: экономика, экономическая система, налоги, прямые
налоги, косвенные налоги.
Критерии и методы диагностики уровня готовности учащихся к занятию
(обученности): готовность учащихся к занятию определяется в процессе
обсуждения основных понятий, в умении ориентироваться в определенных
экономических ситуациях на основе реальных примеров.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным
методом диагностики является самостоятельный поиск определенного
решения, которое учащиеся должны выработать на занятии, критерием
эффективности, соответственно, является умение выбрать наиболее
оптимальную стратегию. Проверка освоенности материала проверяется при
выполнении ситуационных задач, устного опроса, составления семейного
бюджета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В ходе данного
урока предполагается формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата);
владеть различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия);
выполнять познавательные и практические задания (умение
заполнять таблицы, работать с текстом, составлять кластер).
Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска,
раздаточный материал.
План: (Слайд № 2)
1.
2.
3.
Типы экономических систем.
Причины регулирования экономики государством.
Два взгляда, существующие в современной экономической науке,
на роль государства в экономике.
4.
Основные механизмы
государственного регулирования
экономики.
Ход урока
1.
Сообщение темы и организационный этап – 2 мин.
Ни в одной стране мира государственная власть не остается простым
наблюдателем того, как протекают экономические процессы, а пытаются
воздействовать на них. Это вполне понятно, т.к. экономика – базовая сфера
общества. Вам кажется, что доказательств участия государства в экономике
масса, механизмы его воздействия общеизвестны.
1.Учащимся предлагается сравнить высказывания различных
политиков, экономистов о роли государства в экономике
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в
рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н. А. Бердяев (Слайд № 3)
Не налагать руку на самодеятельность, а развивать ее, создавая
благоприятные для ее применения условия – вот истинная задача государства
в народном хозяйстве.
С. Ю. Витте (Слайд № 4)
Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству
жизни. (Слайд № 5)
Аристотель
Вопрос учителя: А какова,
на ваш взгляд,
роль государства в
экономике? Постановка целей урока:
Итак, главная задача нашего урока: выяснить, должно ли государство
вмешиваться в экономические процессы или нет? Если да, то как?
1. Фронтальный опрос учащихся:
Но для начала давайте выясним, что такое экономика? Назовите
положительные и отрицательные составляющие каждой из названных
экономических систем.
Возможные ответы учащихся (Слайд № 6)
1. Экономика (от греч.) – «искусство ведения домашнего хозяйства».
Экономика – совокупность общественных отношений в сфере
производства, распределения, обмена.
Экономика – способ ведения хозяйства, направленный на создание
материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей
общества.
Экономика – народное хозяйство государства, группы государств, мира
в целом.
Экономика – наука, изучающая эффективное (рациональное) поведение
людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления
товаров и услуг.
Экономика решает три вопроса: (Слайд № 7)
Что производить?
Как производить?
Для кого производить? (Сколько производить?)
Таким образом, экономика решает сложную проблему удовлетворения
безграничных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов;
экономика проводит как материальные, так и не материальные блага и услуги.
2.Закрепление знаний, умений и навыков по теме: «Роль
государства в экономике» – (35 мин.) (Слайд № 8,9) «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Учащиеся выбирают признаки соответствующих систем и затем их
плюсы и минусы.
2. Типы экономических систем:
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни
общества с целью распределения ограниченных ресурсов,
удовлетворить безграничные потребности людей.
чтобы
Традиционная система(Слайд № 10)
Признаки этой системы:
Основа экономики сельского хозяйства,
господствует
государственная (общественная), коллективная собственность.
Примитивные орудия труда → медленное развитие техники.
Отсутствие конкуренции.
Основные вопросы экономики «что, как и для кого» решает
обычай, традиция.
Низкий уровень жизни населения.
Господствует натуральное хозяйство.
Плюсы традиционной системы:
Стабильность общества.
Добротность и высокое качество, производимых товаров.
Минусы традиционной системы:
Отсутствие технического прогресса.
Слабый производственный потенциал.
Неразвитая инфраструктура.
Ограниченность числа производимых благ.
Плохая приспособляемость к изменениям природных условий.
Командноадминистративная
система
(централизованно
регулируемая) (Слайд № 11)
Признаки этой системы:
Господствует государственная форма собственности; частная
почти запрещена.
Основные вопросы экономики решаются государством, путем
составления государственных благ.
Действуют цены, назначаемые государством.
Отсутствует конкуренция.
Дефицит товара, низкая эффективность производства и качества
товара.
Высокий удельный вес ВПК.
Плюсы командноадминистративной системы:
Гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ,
обеспечивая их уверенность в будущем.
Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет
избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, за
счет искусственного сдерживания роста производимости труда (там, где мог
бы работать один человек, работают двое).
Минусы командноадминистративной системы:
Негибкость этой системы приводит к застою экономики и
дефициту потребительских товаров на прилавках.
Производители теряют стимул к эффективной работе (так как их
экономическое положение мало зависит от их инициативы и
предприимчивости).
Рыночная система(Слайд № 12)
Признаки этой системы:
Существуют и равноправны все формы собственности.
Основные вопросы экономики решаются частными лицами
(фирмами, предпринимателями).
Цены свободные, формируются на основе спроса и предложения.
Бездиффецитность,
высокий уровень предприимчивости,
значительная дифферинциация доходов и уровня жизни.
Плюсы рыночной системы:
Эффективность распределения ресурсов.
Интенсивное использование ресурсов.
Высокая ответственность людей за результат действия.
Существует конкуренция.
Широкое распространение получает кредит.
Высокое качество товаров.
Минусы рыночной системы:
Угасание конкуренции (за счет монополий и НТП).
Расточительное негуманное производство и не равное
распределение доходов.
Не учитывает внешних издержек (экология нарушается,
общественные потребности не удовлетворяются).
Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
Существование безработицы.
Инфляция.
Нестабильное развитие со спадами производства.
Смешанная система(Слайд № 13)
Признаки этой системы:
Собственность находится как в руках государства, так и в руках
физических и юридических лиц.
Основные вопросы экономики решаются как физическими и
юридическими лицами, так и государством.
Правильность и неправильность принятых экономических
решений выражается как и в доходах, так и убытках в экономической
деятельности.
Способ распределения – конкуренция (спрос и предложения).
Государство в основном регулирует экономические процессы.
Государство – гарант социальной защищенности населения.
Что такое конкуренция? – соперничество между производителями
сходного товарами услуги.
Класс делится на две группы. Задание: назвать «плюсы» и
«минусы» конкуренции.
Плюсы:
Ограничивает возможность возникновения монополий, которые
могут «диктовать», «взвинчивать» цены.
«Давит» цены вниз.
Создает возможность выбора для потребителя.
Способствует эффективному использованию ресурсов.
Способствует внедрению технических изобретений, улучшению
качества продукции.
Заставляет экономику гибко реагировать на изменения
экономической ситуации.
Минусы:
Постоянное разорение мелких предпринимателей (санирующая
роль конкуренции).
Отвлечение больших средств на рекламу.
Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников,
промышленный шпионаж).
В настоящее время во всех развитых странах мира существуют
смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует
рыночный сектор, государственный и традиционный.
3. Таким образом, в настоящее время, практически во всех реально
действующих экономических системах присутствуют элементы
государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а
научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной
рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
Задание классу: прочитать п.7 п.1 и назвать причины вмешательства
государства в экономику.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Класс делится на две группы:
1я группа доказывает, что государство должно активно
вмешиваться в экономику страны.
2я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от
вмешательства государства.
Функции государства в рыночной экономике:( Слайд № 14)
создание правовой основы для принятия решений участниками
экономической деятельности;
защита конкуренции; стабилизация экономики (борьба с кризисами, безработицей, инфляцией и
т. д.);
социальноориентированное распределение ресурсов производство
товаров и услуг, которыми невыгодно заниматься частному сектору;
обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.
Причины вмешательства государства в экономику:
1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной
экономики,
общественных благ.
а также необходимостью предоставления населению
2) Экономические причины:
ограниченность природных ресурсов;
контроль за их
использованием под силу только государству;
выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
продолжительность рабочего дня, отпуска.
3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение,
поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких,
больных, малолетних, безработных.
5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;
6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных
технологий.
Таким образом:
Отрасли экономики,
которые должны контролироваться
государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство
вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью:
СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного
бизнеса: экология, фундаментальная наука.
4. Механизмы воздействия государства на экономику? ( Слайд №
15)
Механизмы:
1.
Бюджетнофинансовая политика. Одним из важнейших
инструментов экономической политики по стабилизации экономического
развития выступает государственный бюджет (денежные ресурсы
государства как субъекта экономической жизни). Он служит для проведения
бюджетнофинансовой политики, которая включает:
налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему;
политику по финансированию таких отраслей,
как
здравоохранение, образование и наука, а также государственных программ по
охране окружающей среды, социальных программ и т. д.;
политику, определяющую соотношение доходов и расходов
государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.
Государственный бюджет состоит из двух частей: расходной и
доходной. Доходы бюджета в России примерно на 80% обеспечиваются
собираемыми налогами (в основном налогом на добавленную стоимость,
НДС). Расходуется же бюджет, например, на создание общественных благ,
оборону страны и т. п. Может случиться и так, что доходы бюджета не
позволяют обеспечить все расходы полностью, тогда применяется операция
секвестирования: пропорционального урезания статей расходов. При этом
некоторые статьи, например социальная помощь или оборона страны,
являются неприкосновенными.
Федеральным законом "О бюджете".
Бюджетный процесс регулируется
2.Как уже говорилось, основным источником доходов являются налоги.
Все налоги можно условно разделить на два вида: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов (к ним
на
относятся,
подоходный налог
например,
или налог
прибыль). Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товаров и
услуг (например, акцизные сборы, налог с продаж и т. п.). Каждый из нас тем
или иным образом платит несколько разных налогов, в т. ч. это касается и
предприятий. Если необходимо поощрить деятельность того или иного вида
предприятий или организаций, то для них вводятся налоговые льготы, т. е.
полное или частичное освобождение от налогов.
3.Макроэкономическая стабилизация – это целый ряд экономических
мер, призванных упрочить экономическое положение страны.
Политика по макроэкономической стабилизации экономического
развития включает ряд мер: антициклическую политику, политику по
достижению и поддержанию полной занятости и антиинфляционную
политику. Антициклическая политика призвана не допускать в экономике
сильных колебаний и избегать глубоких экономических спадов. Поддержка
занятости и меры, направленные на снижение инфляции, позволят
поддерживать выпуск продукции на высоком уровне. При этом каждое из
этих направлений стабилизационной политики не может проводиться
изолированно от других ее направлений. С помощью налогов, системы льгот,
расходования средства бюджета, денежной массы, заимствований и т. п., т. е.
проводя денежнокредитную и бюджетноналоговую политику, правительство
и Центральный банк могут влиять на покупательную способность зарплат
граждан, на привлекательность для них рабочих мест и т. п. , а также на
инфляцию. Хотя невозможно достичь всех целей одновременно: так,
существует обратная зависимость между инфляцией заработной платы и
уровнем безработицы, поэтому при проведении макроэкономической
стабилизации необходимо вырабатывать систему приоритетов. 4.Перераспределение средств. Трансфертные платежи это выплаты,
полученные от всех
перераспределяющие налоговые доходы,
налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по
безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что
государственные закупки вносят вклад в национальный доход и
непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не
используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки
приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному
потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться
общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они
изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.
5.Поддержка конкуренции
6.Борьба с отрицательными внешними эффектами
3.Итог урока – (2 мин.)
Итак, давайте подведем итоги нашего урока.
1.Назовите типы экономических систем?
2.Охарактеризуйте признаки каждой из систем?
3.Каковы основные механизмы государственного регулирования?
4.Домашнее задание – (1 мин.) п.15. ( Слайд № 16)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
"Роль государства в экономике" ( 10 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.