Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества. Задачи: 1. Образовательные: – Познакомить учащихся с системой образования в 18 в, в 21 веке на основе сравнительной характеристики достижений в Европейской, Восточной и Российской цивилизациях; – Определить роль и значение образования в развитии личности и общества; – Познакомить учащихся с достижениями М. В. Ломоносова в литературе и истории. 2. Развивающие задачи: – Формировать умение анализировать информацию, полученную из разных источников, ее систематизировать и обобщить; – Формировать умение работать в группе, выполняя в ней различные роли (инициатива – подчинение общей цели); – Развивать навыки техники активного слушания. 3. Воспитывающие: – Воспитание гордости за достижения своих соотечественников и Родины; – Побудить к переоценки взглядов на свое отношение к учебному процессу, роли образования в своей жизни.
Иконка файла материала Роль образования в развитии человека и общества.doc
Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова Цель: довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества. Задачи: 1. Образовательные:  – Познакомить учащихся с системой образования в 18 в, в 21 веке на основе сравнительной характеристики  достижений в Европейской, Восточной и Российской цивилизациях;  – Определить роль и значение образования в развитии личности и общества;  – Познакомить учащихся с достижениями М. В. Ломоносова в литературе и истории. 2. Развивающие задачи: – Формировать умение анализировать информацию, полученную из разных источников, ее систематизировать и  обобщить;  – Формировать умение работать в группе, выполняя в ней различные роли (инициатива – подчинение общей цели);  – Развивать навыки техники активного слушания. 3. Воспитывающие: – Воспитание гордости за достижения своих соотечественников и Родины;  – Побудить к переоценки взглядов на свое отношение к учебному процессу, роли образования в своей жизни. Форма урока. Ролевая игра (Торжественное заседание Академии Наук в честь 300­летия М. В. Ломоносова). На заседание Академии Наук приглашаются: Кафедра философии образования Кафедра русской литературы Кафедра истории России Кафедра истории зарубежных стран Гости – Гарвардский университет, Сорбонна,  Лондонская Академия Наук,    Японский университет,   Университет США. Великая Академия Поднебесной империи, Вход учащихся 6, 7, 10, 11 классов под музыку (Гимн Студентов) Гимн студентов усиливается (1 муз. фраза). Ведущий. (Карягин) Торжественное заседание Российской Академии Наук в честь 300­летия со дня рождения величайшего  ученого, прославленного сына Земли Русской, знаниями и трудами славными, приумножившего богатства и честь Отечества  Российского Михаила Васильевича Ломоносова считать открытым. Звучит музыка Глинки “Славься…” – 1 куплет. Учитель. Целеполагание. На заседании Академии Наук мы познакомимся сегодня с системой образования в России в 18 и 21 веках, а также в Европе и на Востоке. К концу заседания каждый из вас должен ответить на 2 вопроса: Какую роль играет образование в развитии  личности?   Какую роль играет образование в развитии  общества?на примере личного подвига М. В. Ломоносова 1. “Биографический путь Ломоносова на поприще образования” (презентация + выступление) 2. Чтение стихотворения О росс! О род великодушный! О твердокаменная грудь!  …Когда и где ты досягнуть Не мог тебя достойной славы? …А слава тех не умирает  Кто за отечество умрет; Она так в вечности сияет, Как в море ночью лунный свет. Г. Р. Державин 3. “История создания Академии Наук”. (презентация + выступление). Ломоносов – Милостивый государь, Иван Данилович, весть сия омрачила чрезвычайно чело мое. Вы, как известно, государем  нашим Петром Алексеевичем и во Францию, и в Голландию, и Англию отправлены были стараться пригласить в Россию разных ученых. А на деле что? Шумахер – Полно Вам, любезнейший Михаил Васильевич. Учащимся палка – лучший учитель. Оных сечь немилосердно  надобно, чтобы науки постигали лучше. Ломоносов – Сударь, вам немцам, до сих пор чудится, что человека русского, как варвара, унижением воспитывать и  образовывать надобно. Не лучше бы, милостивый государь, позаботиться было о пополнении библиотеки университетской:  студентам книг не хватает. Шумахер – Любезнейший Михаил Васильевич, государь наш Петр Алексеевич мне право выдал распоряжения финансами  Академии. И я, только я, Иоанн Даниил Шумахер решать буду, сколько денег вам выделить. Ломоносов – Иван Данилович, Бога побойся, тебя и так называют “неученым сочленом и канцелярским деспотом”. Диалог прервать. Задание № 1. Продолжите разговор между Шумахером и Ломоносовым о будущем Университета, о его предназначении в  деле образования в государстве Российском. Закончите спор жизнеутверждающей фразой победителя (для выполнения  задания встать в круг, время выполнения 5 минут). (Правильный ответ) Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил  во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров  и жалованных студентов довольное число. Задание № 2. Кафедры познакомят нас с системой образования в России 18 в., и в Западной и Восточной цивилизации 21 в. Учащиеся 6–7­х классов должны найти по 5 достоинств и недостатков систем.   достоинства недостатки Россия 18 века     Западная цивилизация XXI     Восточная цивилизация XXI10–11­х классы, сравнительная характеристика Русского образования 18 и 21 вв. Россия Запад Восток         Структура образования Возраст обучающихся Социальная принадлежность Доступность (условия) Чему готовит школа? Ведущие функции Вывод: Что общего? В чем различия? Выступления учащихся. “Образование 18 века” – (презентация + выступление) “Образование в Европе” – (презентация + выступление) “Образование на Востоке” – (презентация + выступление) Время выполнения задания 7 минут. Подведение итогов на основе заполнения таблицы. Задание № 3. 1­я группа – Чем можно гордиться в Российском образовании 18 века? 2­я группа – В какой стране Западной цивилизации вы хотели бы учиться? 3­я группа – В какой стране Восточной цивилизации вы хотели бы учиться? 4­я группа – В какой стране Западной цивилизации вы не хотели бы учиться? 5­я группа – В какой стране Восточной цивилизации вы не хотели бы учиться? Учитель. Легко ли учиться было Михаилу Ломоносову? Почему? А сегодня, легко ли учиться в современной школе? Выступление учащихся 11 класса о проблемах современного образования при переходе к информационному обществу Задание № 4. (время выполнения 7 минут). 1–2­я группы – написать оды прославления М.В. Ломоносова и значения образования. 3­я группа – дать 5 советов современному молодому человеку, почему нельзя пренебрегать образованием. 4­я группа – Каким будет общество, если образование в нем будет занимать достойное место? 5­я группа – Чем опасно общество, в котором никто не хочет учиться и развиваться? Выступления групп –рефлексия итогового мероприятия Библиотечного дня по двум главным вопросам : Какую роль играет образование в развитии личности и общества на примере гражданского подвига М.В. Ломоносова? Учитель. Торжественное выездное заседание Российской академии наук в школе № 921 позвольте закончить словами М,В,  Ломоносова в честь которого в нашей школе проходил Библиотечный день. (чтение стихотворения учителем). “Дерзайте, ныне ободрены, Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов И быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать… …Науки юношей питают, Отраду страшим подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут”. М. В. Ломоносов. “Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души, исполненной страстей.  Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…. Он создал первый  Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом”.