Цель: довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества.
Задачи:
1. Образовательные:
– Познакомить учащихся с системой образования в 18 в, в 21 веке на основе сравнительной характеристики достижений в Европейской, Восточной и Российской цивилизациях;
– Определить роль и значение образования в развитии личности и общества;
– Познакомить учащихся с достижениями М. В. Ломоносова в литературе и истории.
2. Развивающие задачи:
– Формировать умение анализировать информацию, полученную из разных источников, ее систематизировать и обобщить;
– Формировать умение работать в группе, выполняя в ней различные роли (инициатива – подчинение общей цели);
– Развивать навыки техники активного слушания.
3. Воспитывающие:
– Воспитание гордости за достижения своих соотечественников и Родины;
– Побудить к переоценки взглядов на свое отношение к учебному процессу, роли образования в своей жизни.
Роль образования в развитии человека и общества на примере личного
подвига М.В. Ломоносова
Цель: довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества.
Задачи:
1. Образовательные:
– Познакомить учащихся с системой образования в 18 в, в 21 веке на основе сравнительной характеристики
достижений в Европейской, Восточной и Российской цивилизациях;
– Определить роль и значение образования в развитии личности и общества;
– Познакомить учащихся с достижениями М. В. Ломоносова в литературе и истории.
2. Развивающие задачи:
– Формировать умение анализировать информацию, полученную из разных источников, ее систематизировать и
обобщить;
– Формировать умение работать в группе, выполняя в ней различные роли (инициатива – подчинение общей цели);
– Развивать навыки техники активного слушания.
3. Воспитывающие:
– Воспитание гордости за достижения своих соотечественников и Родины;
– Побудить к переоценки взглядов на свое отношение к учебному процессу, роли образования в своей жизни.
Форма урока. Ролевая игра (Торжественное заседание Академии Наук в честь 300летия М. В. Ломоносова).
На заседание Академии Наук приглашаются:
Кафедра философии образования
Кафедра русской литературы
Кафедра истории России
Кафедра истории зарубежных стран
Гости –
Гарвардский университет,
Сорбонна,
Лондонская Академия Наук,
Японский университет,
Университет США.
Великая Академия Поднебесной империи,
Вход учащихся 6, 7, 10, 11 классов под музыку (Гимн Студентов)
Гимн студентов усиливается (1 муз. фраза).
Ведущий. (Карягин) Торжественное заседание Российской Академии Наук в честь 300летия со дня рождения величайшего
ученого, прославленного сына Земли Русской, знаниями и трудами славными, приумножившего богатства и честь Отечества
Российского Михаила Васильевича Ломоносова считать открытым.
Звучит музыка Глинки “Славься…” – 1 куплет.
Учитель. Целеполагание. На заседании Академии Наук мы познакомимся сегодня с системой образования в России в 18 и 21
веках, а также в Европе и на Востоке. К концу заседания каждый из вас должен ответить на 2 вопроса:
Какую роль играет образование в развитии
личности?
Какую роль играет образование в развитии
общества?на примере личного подвига М. В. Ломоносова
1. “Биографический путь Ломоносова на поприще образования”
(презентация + выступление)
2. Чтение стихотворения
О росс! О род великодушный!
О твердокаменная грудь!
…Когда и где ты досягнуть
Не мог тебя достойной славы?
…А слава тех не умирает
Кто за отечество умрет;
Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.
Г. Р. Державин
3. “История создания Академии Наук”.
(презентация + выступление).
Ломоносов – Милостивый государь, Иван Данилович, весть сия омрачила чрезвычайно чело мое. Вы, как известно, государем
нашим Петром Алексеевичем и во Францию, и в Голландию, и Англию отправлены были стараться пригласить в Россию разных
ученых. А на деле что?
Шумахер – Полно Вам, любезнейший Михаил Васильевич. Учащимся палка – лучший учитель. Оных сечь немилосердно
надобно, чтобы науки постигали лучше.
Ломоносов – Сударь, вам немцам, до сих пор чудится, что человека русского, как варвара, унижением воспитывать и
образовывать надобно. Не лучше бы, милостивый государь, позаботиться было о пополнении библиотеки университетской:
студентам книг не хватает.
Шумахер – Любезнейший Михаил Васильевич, государь наш Петр Алексеевич мне право выдал распоряжения финансами
Академии. И я, только я, Иоанн Даниил Шумахер решать буду, сколько денег вам выделить.
Ломоносов – Иван Данилович, Бога побойся, тебя и так называют “неученым сочленом и канцелярским деспотом”.
Диалог прервать.
Задание № 1. Продолжите разговор между Шумахером и Ломоносовым о будущем Университета, о его предназначении в
деле образования в государстве Российском. Закончите спор жизнеутверждающей фразой победителя (для выполнения
задания встать в круг, время выполнения 5 минут).
(Правильный ответ)
Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил
во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров
и жалованных студентов довольное число.
Задание № 2.
Кафедры познакомят нас с системой образования в России 18 в., и в Западной и Восточной цивилизации 21 в.
Учащиеся 6–7х классов должны найти по 5 достоинств и недостатков систем.
достоинства
недостатки
Россия 18 века
Западная цивилизация XXI
Восточная цивилизация XXI10–11х классы, сравнительная характеристика Русского образования 18 и 21 вв.
Россия Запад Восток
Структура образования
Возраст обучающихся
Социальная принадлежность
Доступность (условия)
Чему готовит школа?
Ведущие функции
Вывод: Что общего?
В чем различия?
Выступления учащихся.
“Образование 18 века” – (презентация + выступление)
“Образование в Европе” – (презентация + выступление)
“Образование на Востоке” – (презентация + выступление)
Время выполнения задания 7 минут.
Подведение итогов на основе заполнения таблицы.
Задание № 3.
1я группа – Чем можно гордиться в Российском образовании 18 века?
2я группа – В какой стране Западной цивилизации вы хотели бы учиться?
3я группа – В какой стране Восточной цивилизации вы хотели бы учиться?
4я группа – В какой стране Западной цивилизации вы не хотели бы учиться?
5я группа – В какой стране Восточной цивилизации вы не хотели бы учиться?
Учитель. Легко ли учиться было Михаилу Ломоносову? Почему?
А сегодня, легко ли учиться в современной школе?
Выступление учащихся 11 класса о проблемах современного образования при переходе к информационному обществу
Задание № 4. (время выполнения 7 минут).
1–2я группы – написать оды прославления М.В. Ломоносова и значения образования.
3я группа – дать 5 советов современному молодому человеку, почему нельзя пренебрегать образованием.
4я группа – Каким будет общество, если образование в нем будет занимать достойное место?
5я группа – Чем опасно общество, в котором никто не хочет учиться и развиваться?
Выступления групп –рефлексия итогового мероприятия Библиотечного дня по двум главным вопросам :
Какую роль играет образование в развитии личности и общества на примере гражданского подвига М.В. Ломоносова?
Учитель. Торжественное выездное заседание Российской академии наук в школе № 921 позвольте закончить словами М,В,
Ломоносова в честь которого в нашей школе проходил Библиотечный день.
(чтение стихотворения учителем).
“Дерзайте, ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать…
…Науки юношей питают,
Отраду страшим подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут”.
М. В. Ломоносов.
“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души, исполненной страстей.
Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…. Он создал первый
Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим Университетом”.