Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Оценка 4.9
Семинары
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
20.06.2018
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды.pptx
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
психолога
в обеспечении
безопасности
и комфортности
образовательной
среды ДОО
в условиях
реализации ФГОС
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Психологическая
безопасность и
комфортность
образовательной среды
ская
• защищенность от угроз,
психологического насилия,
унижения и оскорбления,
от заброшенности,
пренебрежи-тельного и
недоброжелатель-ного
обращения
психологиче
безопасност
ь
психологиче
комфортнос
ская
ть
• состояние, возникающее в
процессе
жизнедеятельности
которое
ребенка,
указывает на чувства
радости, удовольствия,
удовлетворения,
испытывае-мые детьми
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Профессиональный стандарт
Трудова
функция
педагог
психоло
я
а-
га
Трудовые
действия
Необходимые
умения:
Необходимые
знания:
и
определения
педагога-психолога
( выдержка. 3.1.2.)
Психологическая экспертиза (оценка)
комфортности
безопасности
образовательной
среды
образовательных организаций.
Психологическая экспертиза программ
развития образовательной организации с
целью
степени
комфортности
безопасности
образовательной среды
Владеть методами психологической
оценки параметров образовательной
среды, в том числе ее безопасности и
комфортности.
Психологические методы оценки
параметров образовательной среды, в
том
и
психологической
безопасности
образовательной среды
комфортности
числе
и
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Основные типы экспертизы:
• Оценивание качества исполнения работы
анализ документов, диагностические данные,
оценки независимых экспертов в сравнении с
показателями наблюдения профессиональной
группы экспертов .
• Оценивание качества результатов работы
(продукта) мониторинговые исследования:
уровень психологического здоровья детей,
психологический климат коллектива,
уровень профессионализма педколлектива,
стиль управления детским и взрослым
коллективами и др.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Системы
психологической
безопасности
Психологическая служба выступает механизмом обеспечения
психологической безопасности воспитанников и фактором
позитивных изменений педагогов.
1. Система организации режима жизнедеятельности
воспитанников:
•
установление целесообразного, гибкого и эффективного
режима дня;
создание безопасной предметноразвивающей среды;
сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
•
•
2. Система организации межличностных отношений :
• влияние педагога на развитие личности ребенка;
• психологический климат в детском коллективе;
• психологический климат в педагогическом коллективе.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Этапы работы
психологической службы
1. Диагностический этап
•. отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние,
психологический климат в детском коллективе;
•. специфика организации воспитательнообразовательного
•. степень комфортности предметноразвивающей среды для детей
процесса;
и взрослых;
•. психологический климат педагогического коллектива.
2. Организационнопрактический этап
•. психологизация образовательной среды в целях сохранения
эмоционального благополучия ее участников;
•. повышение профессионального уровня педагогов;
•. организация коррекционноразвивающих занятий с детьми,
направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию
имеющихся
эмоциональных нарушений и отклонений в
поведении.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Этапы работы в системе
1. Диагностический этап:
•. отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние;
•. психологический климат в детском коллективе;
•. психологические характеристики воспитателей с точки
зрения личностно ориентированной педагогики, а также
воспитательно
взаимодействия
стиль
образовательного процесса;
субъектов
•. специфика организации воспитательнообразовательного
процесса;
•. степень комфортности предметноразвивающей среды
для детей и взрослых;
•. психологический климат педагогического коллектива.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Этапы работы в системе
2. Организационнопрактический этап:
• Психологизация образовательной среды в целях
сохранения эмоционального благополучия ее участников;
создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм
дискриминации;
• Повышение профессионального уровня педагогов;
• Организация коррекционноразвивающей работы с
детьми, направленной на создание условий для их
естественного психологического развития, развитие
эмоциональной
имеющихся
сферы,
эмоциональных нарушений.
коррекцию
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Организация мониторинга
Мониторинг проводится по результатам диагностических
обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец
учебного года.
Сравниваются и оцениваются подобные шкалы, например:
• психологическое здоровье детей и взрослых;
уровень защищенности от угроз и насилия;
•
•
уровень психологической комфортности в
учреждении, в коллективе;
•
помощи;
•
возможность получения квалифицированной
уровень овладения способами защиты
психологических границ (границ своего «Я»).
ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Таблица мониторинга безопасности
образовательной среды
Значимые ориентиры
Этапы обследования
Результаты (мониторинг)
диагностики
(групповые или
индивидуальные
показатели)
уровни, шкалы, количествен-ные
значения показателей
сентябрь
апрель
+
-
В
С
Н
В
С
Н
№
Выводы. Рекомендации педагогапсихолога.
Отмечается динамика работы системы по обеспечению
безопасной и психологически комфортной образовательной
среды. Данные
отчетах,
статистических и аналитических справках, планировании, на
педсоветах и семинарах.
[1] Отмечаются данные увеличения значений
[2] Отмечаются данные уменьшения значений
используются
различных
в
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
доступного комфортного
Зоны и уголки
пространства
1. Комната Фей обучение детей способам выражения гнева;
2. Минимузей для детей «Волшебная страна настроений»
3. Уголок
умение управлять собственными эмоциями;
создание
приветствия
эмоционального настроя;
позитивного
4. Уголок достижений повышение самооценки, уверенности
детей в себе;
5. Зона воды и песка снятие стресса; снижение нервно
психической напряженности;
6. Зона уединения предоставление ребенку возможности
отдохнуть, расслабиться; стабилизация и защищенность
психологических границ.
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Комната Фей
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Комната Фей
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Мини-музей «Волшебная страна
настроений»
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды
2. Мириманова М.С. Подходы
образовательной
среды:
психологическая оценка и сопровождение.
Материалы Всероссийской научно-практичес-кой
конференции 30—31 октября 2013.
к
экспертизе
психологической
безо-пасности
образовательной
дошкольных
образовательных учреждений
// Экспертиза
психологической
образова-
тельной сре ды: информ.-метод. бюл. М., 2009. №
3. С. 12–19.
безопасности
среды
Источники
1. Безопасность
стандарт
3. Профессиональный
педагога-
(психолог в сфере образования).
психолога
Приказ Минтруда России от 24.07.2015№514н.
4. Справочник педагога-психолога. Детский сад. №
1-2015. Издатель-ство «Деловая пресса», 2015.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.