Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды

  • Семинары
  • pptx
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды. Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели индекса их удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Иконка файла материала Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды.pptx
психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды ская • защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от заброшенности, пренебрежи-тельного и недоброжелатель-ного обращения психологиче безопасност ь психологиче комфортнос ская ть • состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности которое ребенка, указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытывае-мые детьми
Профессиональный стандарт Трудова функция педагог психоло я а- га Трудовые  действия Необходимые  умения: Необходимые  знания: и определения педагога-психолога ( выдержка. 3.1.2.) Психологическая экспертиза (оценка) комфортности безопасности образовательной среды образовательных организаций. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью степени комфортности безопасности образовательной среды Владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности. Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том и психологической безопасности образовательной среды комфортности числе и
Основные типы экспертизы: • Оценивание качества исполнения  работы ­  анализ документов, диагностические данные,  оценки  независимых  экспертов  в  сравнении  с  показателями наблюдения профессиональной  группы экспертов . • Оценивание качества  результатов работы  (продукта) ­  мониторинговые исследования:  уровень психологического здоровья  детей,  психологический климат  коллектива,  уровень профессионализма педколлектива,  стиль управления детским и взрослым  коллективами и др.
Системы психологической безопасности Психологическая  служба  выступает  механизмом  обеспечения  психологической  безопасности  воспитанников  и  фактором  позитивных изменений педагогов.  1.  Система  организации  режима  жизнедеятельности  воспитанников: • установление  целесообразного,  гибкого  и  эффективного  режима дня;  создание безопасной предметно­развивающей среды; сохранение и укрепление психологического здоровья детей; • • 2. Система организации межличностных отношений : • влияние педагога на развитие личности ребенка;  • психологический климат в детском коллективе;  • психологический климат в педагогическом коллективе.
Этапы работы психологической службы 1. Диагностический этап •. отношение  детей  к  ДОУ,  их  эмоциональное  состояние,  психологический климат в детском коллективе; •. специфика организации воспитательно­образовательного  •. степень комфортности предметно­развивающей среды для детей  процесса; и взрослых; •. психологический климат педагогического коллектива. 2. Организационно­практический этап •. психологизация  образовательной  среды  в  целях  сохранения  эмоционального благополучия ее участников; •. повышение профессионального уровня педагогов; •. организация  коррекционно­развивающих  занятий  с  детьми,  направленных  на  развитие  эмоциональной  сферы,  коррекцию  имеющихся  эмоциональных  нарушений  и  отклонений  в  поведении.
Этапы работы в системе 1. Диагностический этап: •. отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние; •. психологический климат в детском коллективе; •. психологические характеристики воспитателей с точки  зрения  личностно  ориентированной  педагогики,  а  также  воспитательно­ взаимодействия  стиль  образовательного процесса; субъектов  •. специфика организации воспитательно­образовательного  процесса; •. степень комфортности предметно­развивающей среды  для детей и взрослых; •. психологический климат педагогического коллектива.
Этапы работы в системе 2. Организационно­практический этап: • Психологизация  образовательной  среды  в  целях  сохранения  эмоционального  благополучия ее  участников;  создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм  дискриминации; • Повышение профессионального уровня педагогов;  • Организация  коррекционно­развивающей  работы    с  детьми,  направленной  на  создание  условий  для  их  естественного  психологического  развития,  развитие  эмоциональной  имеющихся  сферы,  эмоциональных нарушений. коррекцию
Организация мониторинга Мониторинг проводится по результатам диагностических  обследований детей и взрослых не реже, чем на начало и конец  учебного года. Сравниваются и оцениваются подобные шкалы, например:  • психологическое здоровье детей и взрослых; уровень защищенности от угроз и насилия; • • уровень  психологической  комфортности  в  учреждении,    в коллективе; • помощи; • возможность получения квалифицированной         уровень овладения способами защиты  психологических  границ (границ своего «Я»).         ТАБЛИЦА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Таблица мониторинга безопасности образовательной среды Значимые ориентиры Этапы обследования Результаты (мониторинг) диагностики (групповые или индивидуальные показатели) уровни, шкалы, количествен-ные значения показателей сентябрь апрель + - В С Н В С Н     №     Выводы. Рекомендации педагога­психолога. Отмечается  динамика  работы  системы  по  обеспечению  безопасной  и  психологически  комфортной  образовательной  среды.  Данные  отчетах,  статистических  и  аналитических  справках,  планировании,  на  педсоветах и семинарах. [1] Отмечаются данные увеличения значений [2] Отмечаются данные уменьшения значений используются  различных  в
доступного комфортного Зоны и уголки пространства 1. Комната Фей ­ обучение детей способам выражения гнева; 2. Мини­музей для детей «Волшебная страна настроений»  3. Уголок  ­ умение управлять собственными эмоциями; создание  приветствия  эмоционального настроя;  ­  позитивного  4. Уголок достижений ­ повышение самооценки, уверенности  детей в себе; 5. Зона  воды  и  песка  ­  снятие  стресса;  снижение  нервно­ психической напряженности; 6. Зона  уединения  ­  предоставление  ребенку  возможности  отдохнуть,  расслабиться;  стабилизация  и  защищенность  психологических границ.
Комната Фей
Комната Фей
Мини-музей «Волшебная страна настроений»
Мини-музей «Волшебная страна настроений» Клоун Весельчак Ростовая кукла Кота Ростовая кукла Медведя
2. Мириманова М.С. Подходы образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение. Материалы Всероссийской научно-практичес-кой конференции 30—31 октября 2013. к экспертизе психологической безо-пасности образовательной дошкольных образовательных учреждений // Экспертиза психологической образова- тельной сре ды: информ.-метод. бюл. М., 2009. № 3. С. 12–19. безопасности среды Источники 1. Безопасность стандарт 3. Профессиональный педагога- (психолог в сфере образования). психолога Приказ Минтруда России от 24.07.2015№514н. 4. Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 1-2015. Издатель-ство «Деловая пресса», 2015.