Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

  • Семинары
  • docx
  • 26.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника.docx
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника   (сл   1)  На   современном   этапе   развития   образования   большое   внимание уделяется   развитию   личности,   готовой   к   саморазвитию   и   самообразованию, формированию у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Приоритетом начального общего образования является   формирование   универсальных   учебных   действий,   уровень   освоения которых   в   значительной   мере   предопределяет   успешность   всего   последующего обучения. В   рамках   системно­деятельностного   подхода   в   обучении   в   качестве   УУД рассматриваются   основные   структурные   компоненты   учебной   деятельности   — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), планирование своих учебных   действий   по   реализации   поставленной   цели,   сама   деятельность   и рефлексия,   сформированность   которых   является   одной   из   составляющих успешности обучения. (сл2)В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. В   процессе   становления   основ   учебной   деятельности   складываются психологические   новообразования,   характеризующие   наиболее   значимые достижения   в   развитии   младших   школьников.   Одним   из   таких   качественных образований является рефлексия.  Одним   из   требований   Федерального   государственного   образовательного стандарта   является   формирование   у   младшего   школьника   положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. В   настоящее   время   всё   более   очевидно   влияние   самооценки   младшего школьника   на его   поведение,  межличностные  контакты.  Как  заниженная,  так  и завышенная   самооценка   мешает   ребёнку   успешно   учиться,   своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности. (сл 3) Рефлексия  –  способность   человека   осмыслить   собственный   опыт  с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и   ценностные   отношения.   Она   включает   в   себя   построение   умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Роль рефлексии  в   творческой,   мыслительной   деятельности   состоит   в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований и ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом   внутренним   и   судить   о   его   прохождении   доступно,   прежде   всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как   акт   самонаблюдения,   самоанализа,   саморазмышления.   В   педагогическом процессе   рефлексивные   умения   позволяют   его   субъектам   организовывать   и 1фиксировать   результат   состояния   развития,   саморазвития,   а   также   причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. Умения   младших   школьников   правильно   оценить   себя   или   одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. (сл   4)  Новые   государственные   стандарты   предполагают:   объективное оценивание учащимся своих учебных достижений, владение навыками контроля и оценки   своей   деятельности,   учет   мнения   окружающих   при   самооценивании, оценивание своего вклада при выполнении группового задания. Учить   детей   оцениванию   необходимо   с   начальной   школы,   когда   процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса: родители хотят видеть   успехи   и   неудачи   ребенка,   учитель   желает   видеть   прогресс   ученика, ученику   необходимо   чувствовать   свою   успешность,   администрация   хочет   знать результат обучения. Говоря об оценивании, необходимо различать понятия оценки и отметки. (сл 5) Оценка – это мнение человека о ценности, уровне или качестве чего­ либо. Отметка  –   это   установленное   государством   обозначение   степени   знаний ученика. Оценивая ответ ученика, учитель сообщает свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Ставя отметку, учитель на первый план выдвигает общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, который хоть и удобен для внешнего контроля, но обеспечивает сам процесс овладения ЗУН. Система   оценивания   для   малышей   призвана   помочь   ребенку   обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или, другими словами, здоровую самооценку. Все   участники   учебного   процесса   оценивают   свою   деятельность   или деятельность друг друга: учитель – через наблюдения, игры, задания и т.д., дети – через самооценку или групповую оценку, родители – через беседу с учителями и детьми,   администрация   –   через   посещение   уроков   и   ознакомление   с   детскими работами. С   учетом   психологических   особенностей   младших   школьников   можно выделить следующие виды оценивания: неформальное, самооценивание, групповое (или оценка одноклассника), формальное. (сл 6) Неформальное – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. Цель   неформального   оценивания   в   том,   чтобы   заметить   даже   маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.  Самооценивание  – это   оценивание,  проводимое  самим  ребенком, с  целью измерить   собственный   успех.   Оно   обеспечивает   детскую   психологическую безопасность   и   автономию   и   является   необходимым   компонентом   концепции, 2которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Групповое   оценивание  –   это   процесс   оценивания   друг   друга   во   время учебной деятельности. Школьнику очень важно знать, что о нем думают и как его оценивают   одноклассники.   При   таком   виде   оценивания,   ученики   учатся взаимодействию, стремясь к одной цели, уважению и принятию мнения другого человека,   становятся   партнерами,   что   сводит   к   минимуму   негативный   аспект соревновательности,   начинают   доверять   друг   другу,   чувствуют   себя   более защищенными. Формальное   оценивание  –   это   выставление   оценок   при   наличии определенных   критериев   в   условиях,   которые   обеспечивают   оценивание индивидуальных, лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области. Согласно ФГОС НОО «…входя в состав универсальных учебных действий,  оценка   и  контрольно­оценочная  деятельность   в  целом   выступает   как самостоятельный   элемент   содержания   образования,   который   необходимо формировать   и   развивать   включение   учащихся   в   контрольно­оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к  самооценке и самоанализу (рефлексии)». (cл   7­14)  Мы   рекомендуем   использовать   следующие   приемы   рефлексии   и оценки   на   уроках,   в   том   числе   иностранного   языка:   «Телеграмма»,  «Барометр настроения», «Сигнальные карты», «Точка зрения», «Пантомима», устная похвала, дружелюбные письменные комментарии, цветные фигурки со словами «Хорошо!», «Отлично!»,   веселые   или   грустные   лица   в   манере   кроки   в   рабочих   тетрадях, маленькие подарки (календарики, наклейки, конфеты и т.д.). Таким   образом,  использование   различных   приемов   рефлексии   и   оценки   на уроках   дает   возможность   формировать   у   младших   школьников дифференцированную адекватную самооценку учебных достижений.  Телеграмма. Оборудование: карточки, маркеры.  1. В конце урока учащихся просят написать телеграмму другу, родителям и т.п. из 11 слов и описать в ней свое отношение к уроку и / или чему он научился на уроке. 2. Телеграммы зачитываются вслух. 3