Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Оценка 4.7

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
26.01.2018
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника.docx
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника   (сл   1)  На   современном   этапе   развития   образования   большое   внимание уделяется   развитию   личности,   готовой   к   саморазвитию   и   самообразованию, формированию у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Приоритетом начального общего образования является   формирование   универсальных   учебных   действий,   уровень   освоения которых   в   значительной   мере   предопределяет   успешность   всего   последующего обучения. В   рамках   системно­деятельностного   подхода   в   обучении   в   качестве   УУД рассматриваются   основные   структурные   компоненты   учебной   деятельности   — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), планирование своих учебных   действий   по   реализации   поставленной   цели,   сама   деятельность   и рефлексия,   сформированность   которых   является   одной   из   составляющих успешности обучения. (сл2)В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. В   процессе   становления   основ   учебной   деятельности   складываются психологические   новообразования,   характеризующие   наиболее   значимые достижения   в   развитии   младших   школьников.   Одним   из   таких   качественных образований является рефлексия.  Одним   из   требований   Федерального   государственного   образовательного стандарта   является   формирование   у   младшего   школьника   положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. В   настоящее   время   всё   более   очевидно   влияние   самооценки   младшего школьника   на его   поведение,  межличностные  контакты.  Как  заниженная,  так  и завышенная   самооценка   мешает   ребёнку   успешно   учиться,   своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности. (сл 3) Рефлексия  –  способность   человека   осмыслить   собственный   опыт  с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и   ценностные   отношения.   Она   включает   в   себя   построение   умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Роль рефлексии  в   творческой,   мыслительной   деятельности   состоит   в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения предъявляемых извне требований и ситуационной специфики самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является процессом   внутренним   и   судить   о   его   прохождении   доступно,   прежде   всего, самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия, как   акт   самонаблюдения,   самоанализа,   саморазмышления.   В   педагогическом процессе   рефлексивные   умения   позволяют   его   субъектам   организовывать   и 1 фиксировать   результат   состояния   развития,   саморазвития,   а   также   причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. Умения   младших   школьников   правильно   оценить   себя   или   одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. (сл   4)  Новые   государственные   стандарты   предполагают:   объективное оценивание учащимся своих учебных достижений, владение навыками контроля и оценки   своей   деятельности,   учет   мнения   окружающих   при   самооценивании, оценивание своего вклада при выполнении группового задания. Учить   детей   оцениванию   необходимо   с   начальной   школы,   когда   процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса: родители хотят видеть   успехи   и   неудачи   ребенка,   учитель   желает   видеть   прогресс   ученика, ученику   необходимо   чувствовать   свою   успешность,   администрация   хочет   знать результат обучения. Говоря об оценивании, необходимо различать понятия оценки и отметки. (сл 5) Оценка – это мнение человека о ценности, уровне или качестве чего­ либо. Отметка  –   это   установленное   государством   обозначение   степени   знаний ученика. Оценивая ответ ученика, учитель сообщает свое личное мнение о конкретной работе конкретного ученика. Ставя отметку, учитель на первый план выдвигает общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, который хоть и удобен для внешнего контроля, но обеспечивает сам процесс овладения ЗУН. Система   оценивания   для   малышей   призвана   помочь   ребенку   обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или, другими словами, здоровую самооценку. Все   участники   учебного   процесса   оценивают   свою   деятельность   или деятельность друг друга: учитель – через наблюдения, игры, задания и т.д., дети – через самооценку или групповую оценку, родители – через беседу с учителями и детьми,   администрация   –   через   посещение   уроков   и   ознакомление   с   детскими работами. С   учетом   психологических   особенностей   младших   школьников   можно выделить следующие виды оценивания: неформальное, самооценивание, групповое (или оценка одноклассника), формальное. (сл 6) Неформальное – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. Цель   неформального   оценивания   в   том,   чтобы   заметить   даже   маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.  Самооценивание  – это   оценивание,  проводимое  самим  ребенком, с  целью измерить   собственный   успех.   Оно   обеспечивает   детскую   психологическую безопасность   и   автономию   и   является   необходимым   компонентом   концепции, 2 которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Групповое   оценивание  –   это   процесс   оценивания   друг   друга   во   время учебной деятельности. Школьнику очень важно знать, что о нем думают и как его оценивают   одноклассники.   При   таком   виде   оценивания,   ученики   учатся взаимодействию, стремясь к одной цели, уважению и принятию мнения другого человека,   становятся   партнерами,   что   сводит   к   минимуму   негативный   аспект соревновательности,   начинают   доверять   друг   другу,   чувствуют   себя   более защищенными. Формальное   оценивание  –   это   выставление   оценок   при   наличии определенных   критериев   в   условиях,   которые   обеспечивают   оценивание индивидуальных, лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области. Согласно ФГОС НОО «…входя в состав универсальных учебных действий,  оценка   и  контрольно­оценочная  деятельность   в  целом   выступает   как самостоятельный   элемент   содержания   образования,   который   необходимо формировать   и   развивать   включение   учащихся   в   контрольно­оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к  самооценке и самоанализу (рефлексии)». (cл   7­14)  Мы   рекомендуем   использовать   следующие   приемы   рефлексии   и оценки   на   уроках,   в   том   числе   иностранного   языка:   «Телеграмма»,  «Барометр настроения», «Сигнальные карты», «Точка зрения», «Пантомима», устная похвала, дружелюбные письменные комментарии, цветные фигурки со словами «Хорошо!», «Отлично!»,   веселые   или   грустные   лица   в   манере   кроки   в   рабочих   тетрадях, маленькие подарки (календарики, наклейки, конфеты и т.д.). Таким   образом,  использование   различных   приемов   рефлексии   и   оценки   на уроках   дает   возможность   формировать   у   младших   школьников дифференцированную адекватную самооценку учебных достижений.  Телеграмма. Оборудование: карточки, маркеры.  1. В конце урока учащихся просят написать телеграмму другу, родителям и т.п. из 11 слов и описать в ней свое отношение к уроку и / или чему он научился на уроке. 2. Телеграммы зачитываются вслух. 3

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника

Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018