Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника.docx
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
(сл 1) На современном этапе развития образования большое внимание
уделяется развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию,
формированию у ребенка способности к рефлексивному контролю и оценке своей
деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и
готовности к успешному обучению. Приоритетом начального общего образования
является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения
которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего
обучения.
В рамках системнодеятельностного подхода в обучении в качестве УУД
рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности —
мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), планирование своих
учебных действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и
рефлексия, сформированность которых является одной из составляющих
успешности обучения.
(сл2)В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей.
В процессе становления основ учебной деятельности складываются
психологические новообразования,
характеризующие наиболее значимые
достижения в развитии младших школьников. Одним из таких качественных
образований является рефлексия.
Одним из требований Федерального государственного образовательного
стандарта является формирование у младшего школьника положительной
адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной
деятельности.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего
школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и
завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно
распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.
(сл 3) Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с
целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения
и ценностные отношения. Она включает в себя построение умозаключений,
обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок.
Роль рефлексии в творческой, мыслительной деятельности состоит в
целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе на
основе соотнесения предъявляемых извне требований и ситуационной специфики
самого субъекта. Поскольку главным в педагогическом процессе на сегодняшний
момент определяется развитие личности субъектов процесса, а развитие является
процессом внутренним и судить о его прохождении доступно, прежде всего,
самому субъекту, то оценку такого развития и позволяет совершить рефлексия,
как акт самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления. В педагогическом
процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и
1 фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин
положительной либо отрицательной динамики такого процесса.
Умения младших школьников правильно оценить себя или одноклассника,
выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности.
(сл 4) Новые государственные стандарты предполагают: объективное
оценивание учащимся своих учебных достижений, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, учет мнения окружающих при самооценивании,
оценивание своего вклада при выполнении группового задания.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс
оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения.
Оценивание важно для всех участников учебного процесса: родители хотят
видеть успехи и неудачи ребенка, учитель желает видеть прогресс ученика,
ученику необходимо чувствовать свою успешность, администрация хочет знать
результат обучения.
Говоря об оценивании, необходимо различать понятия оценки и отметки.
(сл 5) Оценка – это мнение человека о ценности, уровне или качестве чего
либо.
Отметка – это установленное государством обозначение степени знаний
ученика.
Оценивая ответ ученика, учитель сообщает свое личное мнение о конкретной
работе конкретного ученика. Ставя отметку, учитель на первый план выдвигает
общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, который хоть и
удобен для внешнего контроля, но обеспечивает сам процесс овладения ЗУН.
Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести
уверенность в себе и здоровую самокритичность или, другими словами, здоровую
самооценку.
Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или
деятельность друг друга: учитель – через наблюдения, игры, задания и т.д., дети –
через самооценку или групповую оценку, родители – через беседу с учителями и
детьми, администрация – через посещение уроков и ознакомление с детскими
работами.
С учетом психологических особенностей младших школьников можно
выделить следующие виды оценивания: неформальное, самооценивание, групповое
(или оценка одноклассника), формальное.
(сл 6) Неформальное – это система наблюдений и сбор данных о том, что из
себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький
прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.
Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью
измерить собственный успех. Оно обеспечивает детскую психологическую
безопасность и автономию и является необходимым компонентом концепции,
2 которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к в будущем большинство
сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и
свою компетентность правильно и справедливо.
Групповое оценивание – это процесс оценивания друг друга во время
учебной деятельности. Школьнику очень важно знать, что о нем думают и как его
оценивают одноклассники. При таком виде оценивания, ученики учатся
взаимодействию, стремясь к одной цели, уважению и принятию мнения другого
человека, становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект
соревновательности, начинают доверять друг другу, чувствуют себя более
защищенными.
Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии
определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание
индивидуальных, лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в
данной области. Согласно ФГОС НОО «…входя в состав универсальных учебных
действий, оценка и контрольнооценочная деятельность в целом выступает как
самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо
формировать и развивать включение учащихся в контрольнооценочную
деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и
самоанализу (рефлексии)».
(cл 714) Мы рекомендуем использовать следующие приемы рефлексии и
оценки на уроках, в том числе иностранного языка: «Телеграмма», «Барометр
настроения», «Сигнальные карты», «Точка зрения», «Пантомима», устная похвала,
дружелюбные письменные комментарии, цветные фигурки со словами «Хорошо!»,
«Отлично!», веселые или грустные лица в манере кроки в рабочих тетрадях,
маленькие подарки (календарики, наклейки, конфеты и т.д.).
Таким образом, использование различных приемов рефлексии и оценки на
уроках дает возможность формировать у младших школьников
дифференцированную адекватную самооценку учебных достижений.
Телеграмма. Оборудование: карточки, маркеры.
1. В конце урока учащихся просят написать телеграмму другу, родителям и
т.п. из 11 слов и описать в ней свое отношение к уроку и / или чему он
научился на уроке.
2. Телеграммы зачитываются вслух.
3
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Роль рефлексивного компонента деятельности младшего школьника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.