"Роль средств массовой информации в жизни общества". 11-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»; • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации; • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания Оборудование урока: • технологическая карта урока учащегося; • Видеоматериалы; • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся
Иконка файла материала Роль средств массовой информации в жизни общества. 11-й класс.doc
"Роль средств массовой информации в жизни общества". 11­й класс Цели урока:   Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации;  проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»; Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения  анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие  умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой  информации; Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания  Оборудование урока: технологическая карта урока учащегося; Видеоматериалы;    Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся Ход урока I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК 1. Организационный момент 2. Введение в тему урока «Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем  выразить по­иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»  (Исократ – знаменитый афинский ритор) 3. Вводное слово учителя – Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? – Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? – Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? – Должна ли эта информация иметь какие­либо ограничения или нет? – Попробуем ответить на все эти вопросы. – Так что же такое информация? – Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте  урока. Задание 1 и на доске. Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые  _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего­либо. 1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир (Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и  осведомляющие о положении дел и состоянии чего­либо.) II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК 4. Сообщение темы урока От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки, В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газетеХроники, статьи, трансляции –  Всё это средства массовой информации – Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации? 5. Основная часть «мозговой штурм» – Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте  урока. Задание 2. фронтальный опрос – Какие слова – ассоциации вы записали? – Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение,  кино­ и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект) работа с понятиями – Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3. (Глосс рийаа с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)  (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой­либо отрасли знаний  – Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно? 1. 2. 3. 4. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают  влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию» «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами» « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию» «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам» – Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему? – В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ. работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции  РФ) 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. 4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым  законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена. – СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации» III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК – Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист) проблемное задание– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в  мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в  XX – в начале XXI века? 6. Проверка домашнего задания – Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини­проектов. Давайте посмотрим, что у вас  получилось. – Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы. выступления учащихся, составление мини­проектов; презентаций – результатов исследовательской работы Прошлое (ретроспекция) Настоящее (актуализация) Будущее (проспекция) Учитель: – Историческое прошлое тесно связано с  настоящим. – В этом году мы отмечаем 70­летие великой  битвы под Москвой. – Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было  тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны. (от Советского Информбюро…) Учащиеся: – Важнейшую роль играло проводное радио.  Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12  часов 22 июня. 24 июня было создано “Совинформбюро”,  важнейшей задачей которого являлось изложение  сводок о военных действиях и фронтовых  сообщений. Тогда вся страна знала имя главного  диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана.  Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч  ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний  час”. Была создана сеть новых изданий, прежде  всего фронтовых и тыловых газет. “Все для  фронта, все для победы!” – этот лозунг определял  главный смысл публикаций этих изданий. В армии и на флоте выходили центральные газеты.: “Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский  сокол”,“Красный сокол”. В газетах и журналах широко  использовались: памфлеты, карикатуры,  фельетоны Публиковались письма рабочих,  бойцов армии, тружеников тыла. В период войны важное значение  приобретали листовки, плакаты, воззвания, Учитель: В современном обществе ни  одна организация, ни один  деятель не может быть  успешным без доступа к  СМИ. Учащиеся: – Журналистика – это  общественная деятельность  по сбору, обработке и  периодическому  распространению актуальной  социальной информации  через печать, радио и  телевидение. При сообщении о событии  радио позволяет узнать,что  случилось,телевидение  показывает, как случилось, а  на вопрос, почему  случилось,наиболее полный  ответ даёт пресса. Жанрами информационной  публицистики – являются: ∙ репортаж, ∙ интервью, ∙ заметка, ∙ отчет, ∙ выступление. Интервью­ это беседа в  форме вопросов и ответов,  диалог журналиста,  получающего информацию, и  носителя информации. – Предлагаем Вашему  иа Учитель: – Освещая прошлое и  настоящее, СМИ дают  информацию о прогнозах в  будущем, привлекая к этому  политиков и учёных­ политологов. Учащиеся: Пол тика  —  «искусство управления»  государством, сообществом,  межгосударственными  отношениями. Научное изучение политики  ведется в рамках политологии. Основателем современной  политологии считается  итальянский учёный, в XVI  веке —Никколо Макиавелли,  который первым представил  политологию как  самостоятельную науку. Как учебная дисциплина,  политология заявила о себе в  1857 году, когда в  Колумбийском университете  (США) была создана кафедра  истории и политической науки. Современную политическую  жизнь невозможно представить  без прессы, радио и  телевидения. Политическое влияние СМИ  осуществляется путём  воздействия на разум и чувства  человека.корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был Константин  Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали  своеобразным заклинанием большинства людей  накануне войны. Чтение стихотворения о войне, сочинённого  одиннадцатиклассницей. вниманию интервью, взятое  на нашей родной  Волоколамской земле у  школьников нашей гимназии. Показ видеоролика Журналистика – искусство  объяснять другим то, чего  сам не понимаешь. Это искусство приготовления информации. Политология имеет большой  арсенал исследовательских  методов, одним из которых  является политический  плакат. (показ видеоролика) – К сегодняшнему уроку, мы  решили создать свой плакат ,  который представляем Вашему  вниманию. Защита проекта ­плаката – Итак, вы познакомились с тремя проектами. Давайте обсудим их. 7. Закрепление пройденного материала работа в группах, диспут «Вопрос – ответ» – Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два  вопроса, в случае если вопросы будут повторяться. Итак, историки ваш вопрос: 1) – Каковы функции СМИ? (Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурно­образовательная,  рекламно­справочная, мобилизационная) 2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми? (Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…) 3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»? (СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям  «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу  политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан») Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей» – Какова же роль СМИ в жизни человека и общества? – СМИ приносят пользу человеку или вред? – Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.   СМИ приносят пользу человеку и СМИ наносят вред человеку и обществу обществу 1. развлекают 2. развивают 3. информируют 4. воспитывают Уводят от необходимости решать реальные проблемы Не всегда информация верна Отрицательное влияние на психику Находятся в чьих­то руках 5. помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое 6. образовывают7. формируют общественное мнение Вывод по таблице:­ СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный  человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически  осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя.  Это и есть осознанный выбор человека. видеоролик «О вреде курения» – Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода  информацию? » обсуждение проблемы Вопросы: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? » 1. 2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете? (Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества) IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК решение проблемы: Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века? (Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью  современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.) V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК 8. Самооценивание – Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов) Атмосфера в группе Полезность информации Уровень успешности Работа группы в занятия целом   9. Выставление оценок за урок 10. Подведение итогов Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком  полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов. Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина. И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный  орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам. 11. Домашнее задание (вариативные формы контроля) 1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ». 2. Решить задачу обществоведческого характера. – Спасибо за урок. Удачи всем!