Цели урока:
• Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
• Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
• Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания
Оборудование урока:
• технологическая карта урока учащегося;
• Видеоматериалы;
• Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся
"Роль средств массовой информации в жизни общества". 11й класс
Цели урока:
Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации;
проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения
анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие
умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой
информации;
Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания
Оборудование урока:
технологическая карта урока учащегося;
Видеоматериалы;
Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся
Ход урока
I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока
«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем
выразить поиному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)
3. Вводное слово учителя
– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?
– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?
– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?
– Должна ли эта информация иметь какиелибо ограничения или нет?
– Попробуем ответить на все эти вопросы.
– Так что же такое информация?
– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте
урока. Задание 1 и на доске.
Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые
_____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чеголибо.
1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир
(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и
осведомляющие о положении дел и состоянии чеголибо.)
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
4. Сообщение темы урока
От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газетеХроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации
– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?
5. Основная часть
«мозговой штурм»
– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте
урока. Задание 2.
фронтальный опрос
– Какие слова – ассоциации вы записали?
– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение,
кино и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)
работа с понятиями
– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.
(Глосс рийаа
с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)
(лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какойлибо отрасли знаний
– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?
1.
2.
3.
4.
«СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают
влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
«СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие
в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
« СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
«СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью
специального технического инструментария различных сведений любым лицам»
– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?
– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.
работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции
РФ)
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3.
4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым
законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.
– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)
проблемное задание– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в
мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в
XX – в начале XXI века?
6. Проверка домашнего задания
– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению минипроектов. Давайте посмотрим, что у вас
получилось.
– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.
выступления учащихся, составление минипроектов; презентаций – результатов исследовательской работы
Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель:
– Историческое прошлое тесно связано с
настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70летие великой
битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было
тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
– Важнейшую роль играло проводное радио.
Именно оно передало правительственное заявление
о вероломном нападении Германии на СССР в 12
часов 22 июня.
24 июня было создано “Совинформбюро”,
важнейшей задачей которого являлось изложение
сводок о военных действиях и фронтовых
сообщений. Тогда вся страна знала имя главного
диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана.
Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч
ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний
час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде
всего фронтовых и тыловых газет. “Все для
фронта, все для победы!” – этот лозунг определял
главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.:
“Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский
сокол”,“Красный сокол”.
В газетах и журналах широко
использовались: памфлеты, карикатуры,
фельетоны Публиковались письма рабочих,
бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение
приобретали листовки, плакаты, воззвания,
Учитель:
В современном обществе ни
одна организация, ни один
деятель не может быть
успешным без доступа к
СМИ.
Учащиеся:
– Журналистика – это
общественная деятельность
по сбору, обработке и
периодическому
распространению актуальной
социальной информации
через печать, радио и
телевидение.
При сообщении о событии
радио позволяет узнать,что
случилось,телевидение
показывает, как случилось, а
на вопрос, почему
случилось,наиболее полный
ответ даёт пресса.
Жанрами информационной
публицистики – являются:
∙ репортаж,
∙ интервью,
∙ заметка,
∙ отчет,
∙ выступление.
Интервью это беседа в
форме вопросов и ответов,
диалог журналиста,
получающего информацию, и
носителя информации.
– Предлагаем Вашему
иа
Учитель:
– Освещая прошлое и
настоящее, СМИ дают
информацию о прогнозах в
будущем, привлекая к этому
политиков и учёных
политологов.
Учащиеся: Пол тика
—
«искусство управления»
государством, сообществом,
межгосударственными
отношениями.
Научное изучение политики
ведется в рамках политологии.
Основателем современной
политологии считается
итальянский учёный, в XVI
веке —Никколо Макиавелли,
который первым представил
политологию как
самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина,
политология заявила о себе в
1857 году, когда в
Колумбийском университете
(США) была создана кафедра
истории и политической науки.
Современную политическую
жизнь невозможно представить
без прессы, радио и
телевидения.
Политическое влияние СМИ
осуществляется путём
воздействия на разум и чувства
человека.корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин
Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали
своеобразным заклинанием большинства людей
накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого
одиннадцатиклассницей.
вниманию интервью, взятое
на нашей родной
Волоколамской земле у
школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство
объяснять другим то, чего
сам не понимаешь.
Это искусство приготовления
информации.
Политология имеет большой
арсенал исследовательских
методов, одним из которых
является политический
плакат.
(показ видеоролика)
– К сегодняшнему уроку, мы
решили создать свой плакат ,
который представляем Вашему
вниманию.
Защита проекта плаката
– Итак, вы познакомились с тремя проектами.
Давайте обсудим их.
7. Закрепление пройденного материала
работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»
– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два
вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.
Итак, историки ваш вопрос:
1) – Каковы функции СМИ?
(Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурнообразовательная,
рекламносправочная, мобилизационная)
2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми?
(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)
3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?
(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям
«обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу
политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать
ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)
Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»
– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?
– СМИ приносят пользу человеку или вред?
– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.
СМИ приносят пользу человеку и
СМИ наносят вред человеку и обществу
обществу
1. развлекают
2. развивают
3. информируют
4. воспитывают
Уводят от необходимости решать реальные проблемы
Не всегда информация верна
Отрицательное влияние на психику
Находятся в чьихто руках
5. помогают сделать выбор
Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. образовывают7. формируют общественное мнение
Вывод по таблице: СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный
человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически
осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя.
Это и есть осознанный выбор человека.
видеоролик «О вреде курения»
– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода
информацию? »
обсуждение проблемы
Вопросы:
«Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »
1.
2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?
(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)
IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК
решение проблемы:
Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?
(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью
современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)
V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
8. Самооценивание
– Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов)
Атмосфера в группе
Полезность
информации
Уровень успешности
Работа группы в
занятия
целом
9. Выставление оценок за урок
10. Подведение итогов
Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком
полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.
Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.
И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный
орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.
11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)
1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
2. Решить задачу обществоведческого характера.
– Спасибо за урок. Удачи всем!