Роль учителя в экологическом воспитании школьников
Оценка 4.6

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
28.01.2019
Роль учителя в экологическом воспитании школьников
Одна из острых проблем современного мира – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов и источников нашей планеты. Обострение экологических проблем в мире делает просвещение в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников одной из главных задач. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам.
Роль учителя в экологическом воспитании школьников .docx
Роль учителя в экологическом воспитании школьников  Одна из острых проблем современного мира – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов и источников нашей планеты.   Обострение экологических проблем в мире делает просвещение   в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения и, в частности, дошкольников  одной из главных задач. Основным содержанием экологического воспитания  является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование   его   экологической   культуры,   которая   проявляется     в   эмоционально   – положительном   отношении   к   природе,   в   ответственном   отношении   к   своему   здоровью   и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм. Формы   работы:   игровые,   комплексные   занятия,   беседы,   совместная   деятельность взрослого   с   детьми   (опыты,   наблюдения,   эксперименты),   экологические   игры,     чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, самостоятельная деятельность детей (рисование,  работа в природном уголке). Системное знакомство с миром природы   позволяет   развить   важнейшие   операции   мышления:   анализ,   сравнение,   умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.  Основным проводником экологического  образования  в дошкольном возрасте является воспитатель. А на воспитателя ложится двойная нагрузка. Основная задача учителя­логопеда ДОУ ­ всестороннее формирование речи дошкольника, особенно страдающего  ОНР. Если в коррекционно – воспитательной работе  ведущая роль принадлежит логопеду, а  воспитатель является   активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются   воспитателем   самостоятельно,   их   роли   меняются:   учитель   ­   логопед становится активным участником и помощником. Если   задачи   воспитателя   в   экологическом   воспитании   ­   это   формирование   системы научных экологических знаний,  доступных дошкольнику, развитие познавательного интереса к природе, формирование умений и навыков безопасного для природы и ребенка поведения, воспитание бережного отношения к природе, развитие чувства эмпатии к объектам природы, формирование   умений   и   навыков     наблюдений   за   природными   объектами     и   явлениями, воспитание     восприятие   себя   как   части   природы,   формирование     навыков   рационального природопользования   и   желания охранять и беречь природу, то задача логопеда – активно поддержать   в   этом,       решая   еще   и     коррекционные   задачи,     а   именно,   формировать звукопроизношение,   развивать   фонематическое   восприятие,   обогащать   словарный   запас, преодолеть аграмматизмы, формировать слоговую структуру слов, развивать связное речевое высказывание,   а также восприятие, внимание, память, мышление. Таким образом, занятия воспитателя и логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется на разных уровнях и многократно.  Итак, такой принцип подачи материала способствует тому, что интерес дошкольников к занятиям возрастает, качество усвоения и результативность повышается,   В   своей   работе   я   постаралась,     наряду   с       традиционными       игровыми   приемами, дидактическими играми, упражнениями   такими как « Назови зимующих птиц»,       «Назови перелетных птиц», « С какой ветки детки ( плоды, семена, шишки)?», « Какой лист (ствол, …)?»,   «   Подбери   слова   –   действия   (слова   –   признаки)»,   «   Назови   хвойные,   лиственные деревья»,   « Как называется лес из елей (берез, осин, сосен)?»   и   многие др. использовать специфические приемы,   применяемые       в области экологического воспитания, как опыты, эксперименты, самостоятельную творческую деятельность детей (ручной труд, рисование и др.), экологические игры,   наглядное   моделирование. Наиболее   близким   мне   показался  комплексный    тип   занятий,   которые   позволяют решить   разные   задачи   развития   дошкольника   и   строятся   на   разных   видах   деятельности, сочетание   которых   способствует   более   легкому   и   быстрому   формированию   отношения   к содержанию занятия. Хочу предложить вашему вниманию ряд конспектов логопедических занятий, которые сочетают   в  себе   традиционные   и   инновационные   формы   помощи   детям     с   ОНР,   а   также способствуют     повышению   экологической   культуры   и   помогают   воспитывать     личность, любящую и сохраняющую родную природу. Логопедическое занятие на тему «Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) Программное содержание:  расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий  зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"  автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи  детей  закрепление умения детей делить слова на слоги  развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам  развитие общей и мелкой моторики пальцев рук  воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к  зимующим птицам Оборудование и материалы:   предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц  модели птиц на каждого ребенка  картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком  магнитная доска  опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".  дидактическая игра "Назови по части целое"  дидактическая игра "Составь слово"  губки (по 2 штуки на каждого ребенка)  простые карандаши на каждого ребенка. Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д. Ход занятия. 1. Организационный момент. Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем  гимнастику для головы. Кинезиологическая гимнастика Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами  оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.) Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на  середину щек.) Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает,  медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет  движение головы.) Совушка­сова, Большая голова. На суку сидит, На всех глядит. (Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3­4 раза.) Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".  (По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную  под потолком картинку с изображением названной птицы) Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. 2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы" Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите  известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной  доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей,  глухарь, голубь, дятел) А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих  птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых  губок) Сейчас предлагаю вам  отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают  загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске) Чик­чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) Черный жилет, Красный берет, Хвост как упор, Нос как топор (Дятел) Белые щечки ­ Синяя птичка, Остренький клювик ­ Собой невеличка. Желтая грудка ­ Это …(Синичка) Ходит важно, Вперевалку. И воркует, и клюет. (Голубь.) Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка,  овальное туловище, перья, пух) Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье) Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети  собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе) Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда) Для чего птице клюв? Для чего птице крылья? Для чего птице лапки (перышки, хвост)? Логопед. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за  направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали? Дети. Мы штриховали. Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек. 3. Физминутка. а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом) Птички прыгают, летают.                (Имитируют руками взмахи крыльев Птички прыгают, поют.                и совершают повороты туловища в стороны) Чик­чирик, чик­чирик                         Птички крошки собирают,                 (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, Зернышки клюют                                постукивать по коленкам) Перышки почистили,                                (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой) Перышки почистили,                                (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой) Клювики почистили,                                (Повороты головы вправо – влево) Клювики почистили. Дальше полетели                                (Имитируют руками взмахи крыльев) И на место сели.                                (Дети садятся на стульчики) б) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки  для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку. Пальчиковая гимнастика "Кормушка" Сколько птиц к кормушке нашей        (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей,                         (На каждое название птицы загибают Шесть щеглов и голубей,                 по одному пальчику.) Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.                 (Опять сжимают и разжимают кулачки.)                                 Н.Нищева 4. Развитие связной речи. Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались  только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные  рассказы по опорным схемам. Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему  рассказа в следующей последовательности: ­ Название птицы <Рисунок 1> ­ Какая это птица? Зимующая или перелетная? <Рисунок 2> ­ Эта птица крупная или мелкая? <Рисунок 3> ­ Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида. <Рисунок 4> ­ Чем питается зимой? <Рисунок 5> ­ Где ночует? <Рисунок 6> ­ Какую пользу приносит эта птица? <Рисунок 7>  Дети составляют описательные рассказы 5. Закрепление материала Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного,  давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих  птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела  зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу) Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко. Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно­ласкательными  суффиксами: птица – птичка, пичужка синица – синичка воробей – воробышек – воробьишко снегирь  – снегирек, снегирюшка, снегиречек голубь – голубка, голубок галка – галочка Логопед. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова. 6. Итог занятия. Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается  дифференцированная оценка работы детей.

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников

Роль учителя в экологическом воспитании школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019