Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс Цели урока: • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правлении Петра I, расширить исторический кругозор учащихся; • Развивающая: продолжить дальнейшее развитие логического мышления, навыков сравнения и сопоставления, оперативной памяти школьников, совершенствовать их монологическую речь, умения свободно импровизировать в создании обликов исторических личностей; • Воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создав образное представление об эпохе Петра I, показать достойные подражания и осуждения черты характера Петра, положительные и отрицательные явления эпохи. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме ролевой игры.
Иконка файла материала Ролевая игра Петровская ассамблея. 7-й класс.doc
Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7­й класс Цели урока:  Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правлении Петра I, расширить исторический   кругозор учащихся; Развивающая: продолжить дальнейшее развитие логического мышления, навыков сравнения и сопоставления,  оперативной памяти школьников, совершенствовать их монологическую речь, умения свободно импровизировать  в создании обликов исторических личностей; Воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности,  дружелюбия по отношению к соперникам; создав образное представление об эпохе Петра I, показать достойные  подражания и осуждения черты характера Петра, положительные и отрицательные явления эпохи. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме ролевой игры. Участники: ученики 7 класса, исполняющие роли участников петровской ассамблеи и ученики 10­11 классов,  исполняющие роли Петра I, Меншикова. Подготовительный этап игры: Класс делится на 4 команды (семьи). Можно провести игру между классами, как  внеклассное мероприятие по окончанию изучения темы «Россия при Петре I». Команды определяются с выбором имени  для своей семьи. При подготовке к игре они должны подобрать материал о реальных исторических личностях, имена  которых звучат в названиях команд. Для большего погружения в историческую действительность, можно подготовить  элементы одежды петровской эпохи. Отдельно готовится группа организаторов игры, которая состоит из старшеклассников. Особенно важно подобрать  исполнителей ролей Петра I и Меншикова. Они будут вести игру и должны быть готовы к импровизации, так как  запланировать все фразы, реплики просто невозможно. Еще четыре старшеклассника помогают проводить игру, являясь  одновременно организаторами, помощниками команд и членами жюри. Они подают необходимый реквизит командам,  собирают выполненные задания, оценивают команды и заносят результаты конкурсов в сводную таблицу. Оборудование: Стол, покрытый скатертью для Петра I, столы для игроков, таблички «Семья дворян Репниных» и т.п.,  искусственная елка, комплекты заданий для каждой команды, записи музыкальных произведений XVIII в., столовые  приборы для конкурса «Этикет», шахматная доска (4х4) с фигурами. Структура урока: 1. Оргмомент. 2. Сообщение правил игры. 3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и  коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для  выполнения практических заданий в нестандартной ситуации. 4. Итог игры, подведение итогов урока. 5. Рефлексия. ХОД УРОКА I. Оргмомент II. Сообщение правил игры III. Игровые действия Меншиков: Добрый день, друзья! Давайте знакомиться. Меня зовут – Александр Данилович Меншиков. Прошу меня  называть так или еще проще «Ваше превосходительство». А еще я прошу забыть, что за окнами XXI век. На ближайшие 45  минут мы все переносимся в другую эпоху, во времена Петра I. Эпоха была прелюбопытнейшая – это вы уже знаете.  Участвовать в Полтавской битве и строить на болоте новую столицу мы с вами не будем. Но вот в знаменитые Петровские  ассамблеи поиграем. Само собой, опыта участия в ассамблеях у вас нет. Но это не страшно, так как и тогда не все, кто на  эти ассамблеи попадал, умели себя правильно вести. Вся страна в то время училась: и воевать, и строить, и отдыхать. Ну а  сейчас, уважаемые господа, прошу всех встать и торжественным образом приветствовать государя нашего Петра  Алексеевича.Звучит торжественная мелодия XVIII в. Петр I: Приветствую вас, господа. Садитесь, садитесь, к чему церемонии. Ну что, все готовы к первой ассамблее? Давай  Алексашка, зачитай­ка народу мой приказ. Меншиков: «… Считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века В веселии друг друга поздравлять с новым годом… По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов  Учинить некоторое украшение от древ и ветвей Сосновых, еловых и можжевеловых. …чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей,  Пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни» Из Указа Петра I Петр I: Слушай, Алексашка, народу на ассамблею, вижу, немало собралось. Лица все больше знакомые. Но пусть они все  же представятся по всем правилам придворного этикета. Меншиков: Сей момент устроим. Государь наш желает дабы каждая семья, сидящая здесь, соизволила представиться.  Мыслями соберитесь, по всем правилам назовитесь, да не забудьте рассказать о заслугах ваших перед Отечеством. Конкурс 1 «Представление семей» – Семья графов Шереметьевых (или Орловых), семья дворян Репниных (или Головиных), семья купцов Строгановых (или  Демидовых), семья служивых иностранцев Лефортов (или Берингов) Правила конкурса: команды выступают с заранее подготовленными рассказами о выбранной ими семье, стараясь наиболее полно раскрыть историю рода, рассказать о заслугах и подвигах членов своей семьи в эпоху Петра I. Время выступления  3­4 минуты. Петр I: Вижу я, что люди собрались здесь все родовитые. Но хотелось бы узнать наши ли это люди? Как хорошо они  знакомы с эпохой XVIII века? Меншиков: Нет ничего проще, мин херц. Сейчас мы это проверим. Каждая семья получит грамотку со словами, кои во  времена наши хождение имели. Нужно им эти слова объяснить. Посмотрим, как они с заданием справятся. Конкурс 2. «Термины и понятия Правила: каждая семья (команда) получает список терминов и понятий, относящихся к эпохе Петра I, которые они  должны объяснить письменно. Время выполнения 5 минут. Во время работы команд звучит музыка XVIII века.  Выполненные работы собирают помощники команд, оценивают. Меншиков: Господа, прошу внимание на сие дерево обратить (в центре класса стоит искусственная елка). Отныне будем  мы на новый год обряд учинять. Дабы прибавить праздненства дух, будем мы елки украшать, как это в других странах  повелось. Но для того чтобы елку украсить, вы должны вспомнить события и даты, коими петровская эпоха богата была.  Кто больше правильно дат угадает и на елку шариков повесит, того царь Петр наградит. Конкурс 3. «Славные даты» Правила: каждая семья получает бумажные разноцветные кружки­шары, на которых написаны даты или события, у  каждой группы свой цвет. Нужно продолжить ряд: к дате написать событие, к событию дату. Помощники команд  отбирают только те шары, которые с правильными ответами и помещают их на елочку. По количеству цветных шариков на елке определяется победитель (какого цвета шаров окажется на елке больше, та команда и победила). Петр I: Эх, Алексашка, ведь можем паче иностранцев ветки и деревья рядить. А более всех порадовала меня семья  (называет победителя). Друг любезный, выдели из моей сокровищницы подарок знатный этой семье. Меншиков: А что гер Питер, не пора ли нам угостить наших гостей блюдом заморским, а у нас еще неведомым, кофием  называемым. Данный кофий в Голландии и англицких странах по утрам благородные фрау и мадам пьют. Петр I: Желаю, чтобы и наши бабы да девки знатного происхождения его по утрам потребляли. А для обучения искусству пития прошу от каждой семьи выйти сюда по одной барышне. Да не смущайтесь, дурехи, вас государь к себе за стол  приглашает. Меншиков: Нужно вам откушать перед царскими очами чашку кофея по всем правилам иностранного этикету. Конкурс 4 «Этикет» Конкурс состоит из двух частей: конкурс для девочек и конкурс для мальчиков. Девочки получают чашку кофе,  блюдце, ложечку, сахар и должны продемонстрировать умение по всем правилам этикета выпить кофе. Мальчикамвыдаются плоские тарелки, картофель в мундире, нож, вилка. Нужно, используя вилку и нож, очистить картофель  от мундира, порезать и съесть. Петр I: С такими красавицами, да умелицами не стыдно и на бал к Саксонскому королю явиться. А у кого еще не очень  хорошо получилось, есть время подучиться. А имеется у меня еще один гостинец заморский. Данилыч, прикажи вынести  яблоки земляные. Меншиков: Барышень на знание манер мы испытали. Надо бы и молодцев в деле проверить. Пусть все семьи пошлют к  царскому столу молодца. И пусть сей молодец откушает яблоко земляное. Да чтоб не руками его держал, аки вы  привыкли, а чтобы откушал его с помощью специального инструмента, с помощью ножа и вилки, как принято при дворах  королевских. Да не забудьте перед кушаньем с картофеля «мундир» снять. А кто первый с трапезой закончит, пусть  «Виват!» крикнет. Да не будьте медведями, с набитым ртом не орите. Прожуйте, сперва. Соревнуются мальчики. Петр I: Да, не все еще у нас с вилкой и ножом обращаться умеют. Далеко мы пока от Европы отстаем. Да и другие всякие  новшества, однако ж, прививать надобно. Вот имею мечту, чтобы народ наш газеты приучился читать. Токмо чтоб газеты  эти правдивые были, а то ведь за морем про нас такое вранье в газетах пишут. Вот смотри, что в Лондоне про нас  написали. Меньшиков: Мин херц, не конфузь меня. Я не токмо по ­ англицки, я по нашему­то буквы складывать не могу. Петр I: Ладно, пусть наши гости прочтут. Да все ошибки в тексте найдут. Всего ошибок 6. Кто их обнаружит, награду из  моих рук получит. Конкурс 5. «Найди ошибки» Правила: задание выполняется письменно, команды выбирают из текста ошибки и поясняют свой ответ. Петр I: Все у нас в ассамблее имеется. Не хватает лишь разговоров умных. Не послушать ли нам истории интересные,  байки разные. Пусть каждая семья самого красноречивого выберет, да к нам за стол направит. Послушаем их истории. Конкурс 6. «Правдивые рассказы» Ученики заранее подготовили интересные рассказы, истории о Петре I и его эпохе. Желательно иметь в запасе  несколько историй, чтобы не повторяться. Порядок выступления определяет жребий. Материал можно найти в  книге «Занимательные истории из русской истории (XVIII век), автор­составитель Л.Б. Яковер, М. 2000». Петр I: Славно побеседовали. Порадовали вы меня своими байками. Меньшиков: А известно ли вам, господа любезные, какая любимая игра у государя нашего Петра Алексеевича?  Правильно. Конечно шахматы. Как известно, в шахматы играют вдвоем, но мы сегодня нарушим правила игры и сыграем в  шахматы вчетвером. Приглашаем выйти к шахматной доске глав семейств. Правила ходов в нашей игре тоже изменены.  Каждой клетке шахматной доски соответствует свой вопрос. Вы ставите шахматную фигуру на любую клетку поля и  сможете забрать ее, если ответите правильно на вопрос. Конкурс 7. «Шахматы» Правила: игровое поле состоит из 16 пронумерованных клеток. Номер клетки ­ это номер вопроса для игрока. Если игрок  не отвечает на вопрос, то он может обратиться за помощью к команде. Ответ игрока(главы семейства) 3 балла, с помощью  – 2 балла. Игра продолжается до победного конца (все квадраты должны быть раскрыты). Игру можно провести используя возможности интерактивной доски. IV. Подведение итогов игры Петр I: Да, славно мы провели сегодня время. Много нового и интересного узнали. Вот ведь, Алексашка, кто мог  подумать, что у нас в России такие умные отроки подрастают. Я думаю наша ассамблея удалась. Пора подвести ее итоги. Помощники команд, они же члены жюри, подают Петру результаты конкурсов. Петр I зачитывает  торжественный Указ. Вручаются: ордена Святого апостола Андрея Первозванного I степени, II степени, III  степени. Четвертая команда получает орден Святой великомученицы Екатерины. V. Рефлексия. Литература: 1. Богословский М.М. Петр Великий. Материалы для биографии. Т.1. М., 2005. 2. Занимательные истории из русских историй, Сфера – М, 2000. 3. История России. Т.5.Ч.1. Энциклопедия для детей. – М., 1995. 4. Куприянов Б. «Новогодняя ассамблея», методический центр «Вариант» – Кострома, 1994.5. Павленко Н.И. Петр I и его время. – М., 1983. 6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник.7 класс. М., 2002.

Посмотрите также