Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7-й класс
Цели урока:
• Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правлении Петра I, расширить исторический кругозор учащихся;
• Развивающая: продолжить дальнейшее развитие логического мышления, навыков сравнения и сопоставления, оперативной памяти школьников, совершенствовать их монологическую речь, умения свободно импровизировать в создании обликов исторических личностей;
• Воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создав образное представление об эпохе Петра I, показать достойные подражания и осуждения черты характера Петра, положительные и отрицательные явления эпохи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме ролевой игры.
Ролевая игра "Петровская ассамблея". 7й класс
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о правлении Петра I, расширить исторический
кругозор учащихся;
Развивающая: продолжить дальнейшее развитие логического мышления, навыков сравнения и сопоставления,
оперативной памяти школьников, совершенствовать их монологическую речь, умения свободно импровизировать
в создании обликов исторических личностей;
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства ответственности перед своей командой, сплоченности,
дружелюбия по отношению к соперникам; создав образное представление об эпохе Петра I, показать достойные
подражания и осуждения черты характера Петра, положительные и отрицательные явления эпохи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме ролевой игры.
Участники: ученики 7 класса, исполняющие роли участников петровской ассамблеи и ученики 1011 классов,
исполняющие роли Петра I, Меншикова.
Подготовительный этап игры: Класс делится на 4 команды (семьи). Можно провести игру между классами, как
внеклассное мероприятие по окончанию изучения темы «Россия при Петре I». Команды определяются с выбором имени
для своей семьи. При подготовке к игре они должны подобрать материал о реальных исторических личностях, имена
которых звучат в названиях команд. Для большего погружения в историческую действительность, можно подготовить
элементы одежды петровской эпохи.
Отдельно готовится группа организаторов игры, которая состоит из старшеклассников. Особенно важно подобрать
исполнителей ролей Петра I и Меншикова. Они будут вести игру и должны быть готовы к импровизации, так как
запланировать все фразы, реплики просто невозможно. Еще четыре старшеклассника помогают проводить игру, являясь
одновременно организаторами, помощниками команд и членами жюри. Они подают необходимый реквизит командам,
собирают выполненные задания, оценивают команды и заносят результаты конкурсов в сводную таблицу.
Оборудование: Стол, покрытый скатертью для Петра I, столы для игроков, таблички «Семья дворян Репниных» и т.п.,
искусственная елка, комплекты заданий для каждой команды, записи музыкальных произведений XVIII в., столовые
приборы для конкурса «Этикет», шахматная доска (4х4) с фигурами.
Структура урока:
1. Оргмомент.
2. Сообщение правил игры.
3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и
коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для
выполнения практических заданий в нестандартной ситуации.
4. Итог игры, подведение итогов урока.
5. Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Сообщение правил игры
III. Игровые действия
Меншиков: Добрый день, друзья! Давайте знакомиться. Меня зовут – Александр Данилович Меншиков. Прошу меня
называть так или еще проще «Ваше превосходительство». А еще я прошу забыть, что за окнами XXI век. На ближайшие 45
минут мы все переносимся в другую эпоху, во времена Петра I. Эпоха была прелюбопытнейшая – это вы уже знаете.
Участвовать в Полтавской битве и строить на болоте новую столицу мы с вами не будем. Но вот в знаменитые Петровские
ассамблеи поиграем. Само собой, опыта участия в ассамблеях у вас нет. Но это не страшно, так как и тогда не все, кто на
эти ассамблеи попадал, умели себя правильно вести. Вся страна в то время училась: и воевать, и строить, и отдыхать. Ну а
сейчас, уважаемые господа, прошу всех встать и торжественным образом приветствовать государя нашего Петра
Алексеевича.Звучит торжественная мелодия XVIII в.
Петр I: Приветствую вас, господа. Садитесь, садитесь, к чему церемонии. Ну что, все готовы к первой ассамблее? Давай
Алексашка, зачитайка народу мой приказ.
Меншиков: «… Считать новый год не с первого сентября, а с первого генваря сего 1700 года.
И в знак того доброго начинания и нового столетнего века
В веселии друг друга поздравлять с новым годом…
По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов
Учинить некоторое украшение от древ и ветвей
Сосновых, еловых и можжевеловых.
…чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей,
Пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни»
Из Указа Петра I
Петр I: Слушай, Алексашка, народу на ассамблею, вижу, немало собралось. Лица все больше знакомые. Но пусть они все
же представятся по всем правилам придворного этикета.
Меншиков: Сей момент устроим. Государь наш желает дабы каждая семья, сидящая здесь, соизволила представиться.
Мыслями соберитесь, по всем правилам назовитесь, да не забудьте рассказать о заслугах ваших перед Отечеством.
Конкурс 1 «Представление семей»
– Семья графов Шереметьевых (или Орловых), семья дворян Репниных (или Головиных), семья купцов Строгановых (или
Демидовых), семья служивых иностранцев Лефортов (или Берингов)
Правила конкурса: команды выступают с заранее подготовленными рассказами о выбранной ими семье, стараясь наиболее
полно раскрыть историю рода, рассказать о заслугах и подвигах членов своей семьи в эпоху Петра I. Время выступления
34 минуты.
Петр I: Вижу я, что люди собрались здесь все родовитые. Но хотелось бы узнать наши ли это люди? Как хорошо они
знакомы с эпохой XVIII века?
Меншиков: Нет ничего проще, мин херц. Сейчас мы это проверим. Каждая семья получит грамотку со словами, кои во
времена наши хождение имели. Нужно им эти слова объяснить. Посмотрим, как они с заданием справятся.
Конкурс 2. «Термины и понятия
Правила: каждая семья (команда) получает список терминов и понятий, относящихся к эпохе Петра I, которые они
должны объяснить письменно. Время выполнения 5 минут. Во время работы команд звучит музыка XVIII века.
Выполненные работы собирают помощники команд, оценивают.
Меншиков: Господа, прошу внимание на сие дерево обратить (в центре класса стоит искусственная елка). Отныне будем
мы на новый год обряд учинять. Дабы прибавить праздненства дух, будем мы елки украшать, как это в других странах
повелось. Но для того чтобы елку украсить, вы должны вспомнить события и даты, коими петровская эпоха богата была.
Кто больше правильно дат угадает и на елку шариков повесит, того царь Петр наградит.
Конкурс 3. «Славные даты»
Правила: каждая семья получает бумажные разноцветные кружкишары, на которых написаны даты или события, у
каждой группы свой цвет. Нужно продолжить ряд: к дате написать событие, к событию дату. Помощники команд
отбирают только те шары, которые с правильными ответами и помещают их на елочку. По количеству цветных шариков на
елке определяется победитель (какого цвета шаров окажется на елке больше, та команда и победила).
Петр I: Эх, Алексашка, ведь можем паче иностранцев ветки и деревья рядить. А более всех порадовала меня семья
(называет победителя). Друг любезный, выдели из моей сокровищницы подарок знатный этой семье.
Меншиков: А что гер Питер, не пора ли нам угостить наших гостей блюдом заморским, а у нас еще неведомым, кофием
называемым. Данный кофий в Голландии и англицких странах по утрам благородные фрау и мадам пьют.
Петр I: Желаю, чтобы и наши бабы да девки знатного происхождения его по утрам потребляли. А для обучения искусству
пития прошу от каждой семьи выйти сюда по одной барышне. Да не смущайтесь, дурехи, вас государь к себе за стол
приглашает.
Меншиков: Нужно вам откушать перед царскими очами чашку кофея по всем правилам иностранного этикету.
Конкурс 4 «Этикет»
Конкурс состоит из двух частей: конкурс для девочек и конкурс для мальчиков. Девочки получают чашку кофе,
блюдце, ложечку, сахар и должны продемонстрировать умение по всем правилам этикета выпить кофе. Мальчикамвыдаются плоские тарелки, картофель в мундире, нож, вилка. Нужно, используя вилку и нож, очистить картофель
от мундира, порезать и съесть.
Петр I: С такими красавицами, да умелицами не стыдно и на бал к Саксонскому королю явиться. А у кого еще не очень
хорошо получилось, есть время подучиться. А имеется у меня еще один гостинец заморский. Данилыч, прикажи вынести
яблоки земляные.
Меншиков: Барышень на знание манер мы испытали. Надо бы и молодцев в деле проверить. Пусть все семьи пошлют к
царскому столу молодца. И пусть сей молодец откушает яблоко земляное. Да чтоб не руками его держал, аки вы
привыкли, а чтобы откушал его с помощью специального инструмента, с помощью ножа и вилки, как принято при дворах
королевских. Да не забудьте перед кушаньем с картофеля «мундир» снять. А кто первый с трапезой закончит, пусть
«Виват!» крикнет. Да не будьте медведями, с набитым ртом не орите. Прожуйте, сперва.
Соревнуются мальчики.
Петр I: Да, не все еще у нас с вилкой и ножом обращаться умеют. Далеко мы пока от Европы отстаем. Да и другие всякие
новшества, однако ж, прививать надобно. Вот имею мечту, чтобы народ наш газеты приучился читать. Токмо чтоб газеты
эти правдивые были, а то ведь за морем про нас такое вранье в газетах пишут. Вот смотри, что в Лондоне про нас
написали.
Меньшиков: Мин херц, не конфузь меня. Я не токмо по англицки, я по нашемуто буквы складывать не могу.
Петр I: Ладно, пусть наши гости прочтут. Да все ошибки в тексте найдут. Всего ошибок 6. Кто их обнаружит, награду из
моих рук получит.
Конкурс 5. «Найди ошибки»
Правила: задание выполняется письменно, команды выбирают из текста ошибки и поясняют свой ответ.
Петр I: Все у нас в ассамблее имеется. Не хватает лишь разговоров умных. Не послушать ли нам истории интересные,
байки разные. Пусть каждая семья самого красноречивого выберет, да к нам за стол направит. Послушаем их истории.
Конкурс 6. «Правдивые рассказы»
Ученики заранее подготовили интересные рассказы, истории о Петре I и его эпохе. Желательно иметь в запасе
несколько историй, чтобы не повторяться. Порядок выступления определяет жребий. Материал можно найти в
книге «Занимательные истории из русской истории (XVIII век), авторсоставитель Л.Б. Яковер, М. 2000».
Петр I: Славно побеседовали. Порадовали вы меня своими байками.
Меньшиков: А известно ли вам, господа любезные, какая любимая игра у государя нашего Петра Алексеевича?
Правильно. Конечно шахматы. Как известно, в шахматы играют вдвоем, но мы сегодня нарушим правила игры и сыграем в
шахматы вчетвером. Приглашаем выйти к шахматной доске глав семейств. Правила ходов в нашей игре тоже изменены.
Каждой клетке шахматной доски соответствует свой вопрос. Вы ставите шахматную фигуру на любую клетку поля и
сможете забрать ее, если ответите правильно на вопрос.
Конкурс 7. «Шахматы»
Правила: игровое поле состоит из 16 пронумерованных клеток. Номер клетки это номер вопроса для игрока. Если игрок
не отвечает на вопрос, то он может обратиться за помощью к команде. Ответ игрока(главы семейства) 3 балла, с помощью
– 2 балла. Игра продолжается до победного конца (все квадраты должны быть раскрыты). Игру можно провести используя
возможности интерактивной доски.
IV. Подведение итогов игры
Петр I: Да, славно мы провели сегодня время. Много нового и интересного узнали. Вот ведь, Алексашка, кто мог
подумать, что у нас в России такие умные отроки подрастают. Я думаю наша ассамблея удалась. Пора подвести ее итоги.
Помощники команд, они же члены жюри, подают Петру результаты конкурсов. Петр I зачитывает
торжественный Указ. Вручаются: ордена Святого апостола Андрея Первозванного I степени, II степени, III
степени. Четвертая команда получает орден Святой великомученицы Екатерины.
V. Рефлексия.
Литература:
1. Богословский М.М. Петр Великий. Материалы для биографии. Т.1. М., 2005.
2. Занимательные истории из русских историй, Сфера – М, 2000.
3. История России. Т.5.Ч.1. Энциклопедия для детей. – М., 1995.
4. Куприянов Б. «Новогодняя ассамблея», методический центр «Вариант» – Кострома, 1994.5. Павленко Н.И. Петр I и его время. – М., 1983.
6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: Учебник.7 класс. М., 2002.