Роман Л.Н.Толстого "Война и мир".Материалы к урокам
Оценка 4.7

Роман Л.Н.Толстого "Война и мир".Материалы к урокам

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
04.01.2022
Роман Л.Н.Толстого "Война и мир".Материалы к урокам
"Война и мир".Материалы к урокам.
Война и мир.Материалы к урокам.doc

 

 

 


 Проза второй половины ХIХ века

 

 

Материалы к урокам

 

 

         Л.Н.Толстой 
"Война и мир"

Л. Толстой. Портрет работы Репина.jpg

 

 

 

 

                              

               

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические указания по изучению романа

Л.Н.Толстого «Война и мир»

 

  «Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год — восстание декабристов.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год — война.

«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

 

Проблемы начала века:

«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.

«Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины — сохранение семейного очага.

Проблемы середины века:

Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

В романе 4 тома и эпилог:

 том — 1805 год.

II том — 1806—1811 годы.

III том — 1812 год.

IV том —1812—1813 годы.

Эпилог — 1820 год.

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:

      1. Прием сопоставления и противопоставления.

      2. «Срывание всех и всяческих масок».

      3. Психологизм повествования — внутренний монолог.

Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.

 

Характерные черты

Ростовы

Болконские

1. Старшее поколение.
Вечер у А. П. Шерер.
Сравните:
— отношения между гостями;
— причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы)

Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье).
Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения).
Положение матери — положение хозяйки дома (именины).
Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины)

Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».
Главное — честь

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях).
Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая).
Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).
Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца).
Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца

Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность».
Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах.
Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье).
Главное — жизнь по законам ума

3. Дети, отношения между ними.
Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова

Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом).
Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай).
Занятия: увлечение пением, танцами.
Главное в отношениях — душа

Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь.
В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем).
Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах

Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках).
Ощущение гармонии человека и природы

Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.
Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

5. Отношение к народу

Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи)

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами

6. Патриотизм. Отношение к войнам.
Сравните:
— отношение к войне на вечере у А. П. Шерер;
— поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля

Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою.
Наташа требует отдать подводы раненым.
Ростовы покидают свои дома, как и многие жители

Глубокий патриотизм и отца, и детей.
Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).
Старый Болконский сам пытается защищать свою землю.
Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы

7. Недостатки

Доброта иногда носит внешний характер (история Сони).
Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам).
Непрактичность, мотовство отца Ростова

Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)

8. Отношение автора к героиням

Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье

Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага

9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность

Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно.
Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя

Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

 

 Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея. Толстой хотел показать: народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»); народ, влияющий на историю. Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа, сам исторический процесс, широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.

Развитие темы народа в романе «Война и мир»

I

II

III

Война 1805—1807 годов
Австрийские походы
Завязка

1812 год
Бородино
Кульминация

Партизанская война
Развязка

Со стороны России — это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны:

Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва)

Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц)

Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс».
Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк князя Андрея)

 

 

 

 


Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений

 

 

Шенграбенское сражение

 

 

Аустерлицкое сражение

Решающее сражение в кампании 1805—1807 годов. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию

Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя»

Цель сражения благородна и понятна солдатам.

Цель сражения не понята солдатами.

Героизм, подвиги.

Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.

Победа

Поражение

 

Главное для писателей: возвеличить русский народ; показать, что он — победитель и вершитель исторических событий; показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время». Партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом. Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.

Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда.

Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Из этого суждения и вытекает философская позиция Толстого.

I. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира

Сравните: крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

II. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы.
Теория войны:
  истинный и ложный патриотизм;
  природа подвига;
  «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом

Сравните: поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штабс-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау.
Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой)

III. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое

Сравните: поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат.
Сравните:
А. Пушкин. «Полтавский бой»;
М. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»;
Л. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»

IV. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа?

Сравните: смоленские сцены и Бородинскую битву. (Рост единения народа.) Вспомните путь Пьера от Можайска, что он видел и слышал. («Всем народом навалиться хотят».)

V. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории?
  Кутузов и Наполеон.
  Александр и Наполеон

Личность и народ

Шенграбен

 

Аустерлиц

Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии

Неверное решение, вопреки воле Кутузова

Победа

Поражение русских и победа Наполеона

Бородино

Кутузов

 

Наполеон

Близок к народу, чувствует дух

рмии

Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии

Победа

П

ражение

Сравните Кутузова, Наполеона, Александра. (Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами».
Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и в Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого».)

Сопоставить Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле

 

 

Народ — воплощение нравственных идеалов. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа. Война — ужасное, противоестественное событие

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

 


Общие

периоды

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Жизненный путь

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Происхождение. Ве.чер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)

II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки -- кризис

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)

Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

III. Духовный кризис

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

Духовный кризис.

На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть полезным Отечеству.

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

Постепенное "пробуждение" от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).

Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).

Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Пьер и война 1812 года.

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.

Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение.

Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.

 

Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

·         хранительницу очага, основу семьи;

·         нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;

·         связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

·         естественность;

·         движение души.

 С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

 

 

 


 

 

Вопросы и задания

 

  1. Как начинается роман? В чем своеобразие такого начала?
  2. Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?
  3. Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
  4. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман».
    Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
  5. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
  6. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
  7. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
  8. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле! Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
  9. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
  10. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
  11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
  12. О каком чувстве говорит Толстой. «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения.
    На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?
  13. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
  14. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
  15. Какой смысл выявляется при нахождении ключевых слов эпизода? О каких качествах русских людей это говорит?
  16. Какой символический смысл проявляется в слове «огонь»? Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».
  17. Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.
  18. Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).
  19. Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ?
  20. Какие черты русского народа показаны в нем?
  21. Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?
  22. Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
  23. Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок народу.
  24. Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? Сравните с ним настроение императора Александра. Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
  25. Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы.
  26. Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
  27. Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом. Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в сцене переправы через Неман. Сравните поведение русских воинов в сцене переправы через реку Энс.
  28. Сравните поведение Александра и народа в сцене, где он разбрасывает бисквиты.
  29. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы. Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.

 

Дидактический материал

 

1 уровень усвоения материала - воспроизведение

 

1 В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

    1)эпоха Екатерины II

    2)времена правления Николая II

    3)эпоха Александра I

    4)эпоха АлександраII

 2 С какого эпизода начинается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

    1)с описания войны

    2)с описания вечера  у А.П. Шерер

    3)с характеристики семьи Ростовых

    4)с  описания Петербурга.

3 Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

1)                 «Воскресение»

2)                  «Севастопольские рассказы»

3)                 «Мои университеты»

4)                 «Юность»

4 Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

1)                 «мысли семейной»

2)                  историческому событию

3)                 «мысли народной»

4)                 у Л.Н.Толстого не было общей идеи

5 Указать имя критика, который определил особенности психологизма Толстого как «диалектику души».

     1)Н.А.Добролюбов

     2)В.Г.Белинский

     3)Д.И.Писарев

     4)Н.Г.Чернышевский

6 Кто из перечисленных героев  романа Л.Н.Толстого «Война и мир» не является истинным патриотом России?

      1)Борис Друбецкой

      2)капитан Тушин

      3)Тихон Щербатый

      4)Андрей Болконский

7 Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика:

«…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…с усталыми, скучающим взглядом»?

    1)Анатолию Курагину

    2)Андрею Болконскому

    3)Пьеру Безухову

    4)Борису Друбецкому

8 Под мелодию какой песни танцевала героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова -  в доме дядюшки  после охоты?

1)                 «По улице мостовой…»

2)                 «Я встретил Вас – и все былое»

3)                 «Кармен»

4)                 «Я тебя никогда не забуду…»

9 Назвать кульминацию романа.

1)                 Первый бал Наташи Ростовой

2)                 Отечественная война 1812 года

3)                 Совет в Филях

4)                 Смерть князя Андрея

10 Какую позицию занимает в романе автор?

1)                 участник событий

2)                 человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

3)                 бесстрастный наблюдатель

4)                 рассказывает о себе

 

 

2 уровень усвоения материала - умения и навыки

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания

Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад.

– Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

– Ничего, гранату... – отвечал он.

«Ну-ка, наша Матвеевна», – говорил он про себя. Матвеeвной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь, задышала опять, задышала», – говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. – Ну, Матвеeвна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

– Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:

– Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы...

«Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.

– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека.

Солдаты засмеялись.

 

Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1 Какое сражение описывается в приведенном фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?________________________________________________________________

В2 Укажите фамилию одного из главных героев романа, по достоинству оценившего действия батареи Тушина и заступившегося за «маленького капитана» перед начальством.__________________________________________________________________

В3 Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней жизни человека, ее изменчивость?_________________________________________________________________

В4 Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего.________________________________________________________________

В5 Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента).___________________________________________________________________

В6 Какой прием использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с «мощным мужчиной» и страх перед начальством?__________________________________________________________________

В7 Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным «Матвеeвной»)?________________________________________________________________

Выполните задания в виде связного ответа на вопрос в объёме 5-10 предложений

С1 С каким эпизодом Бородинской битвы, изображенной в романе, перекликается приведенный фрагмент и в чем смысл этой параллели? (Свой ответ обоснуйте)

С2 Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин».

С3 В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

 

3 уровень усвоения материала - творчество

 

Темы сочинения

  1. По какому принципу герои Л.Н.Толстого делятся на  «любимых» и «нелюбимых»?
  2. Какой тип психологизма мы встречаем в  творчестве Л.Н.Толстого?
  3. Героизм русского народа в «Севастопольских рассказах» Толстого.
  4. Приемы изображения внутренней жизни человека в романе «Война и мир».
  5. Кто более симпатичен Толстому — Пьер или Андрей?
  6. Любимые и нелюбимые герои Толстого в романе «Война и мир».
  7. Вечные ценности в понимании героев Толстого.
  8. Взлеты и падения любимых героев Толстого (по роману «Война и мир»).
  9. Роль картин природы в романе «Война и мир».
  10. «Отцы» и «дети» в романе «Война и мир».
  11. Любимые женские образы Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».
  12. Жестокие лики войны (до роману «Война и мир»).
  13. Трагические и героические страницы русской истории в романе «Война и мир».
  14. Наполеон и Александр I как два типа военачальников (по роману «Война и мир»).
  15. Кутузов и народ в романе Толстого «Война и мир».
  16. Изображение войны 1812 года в произведениях Лермонтова и Толстого.
  17. Историзм мышления Толстого в романе «Война и мир».
  18. «Дубина народной войны» в романе Толстого «Война и мир».
  19. Величие, простота, добро и правда в образе Кутузова (по роману «Война и мир»).
  20. Образ автора в романе «Война и мир».
  21. Особенности языка романа «Война и мир».

 


Проза второй половины ХIХ века

Проза второй половины ХIХ века

Роман Л.Н.Толстого "Война и мир".Материалы к урокам

Роман Л.Н.Толстого "Война и мир".Материалы к урокам

Методические указания по изучению романа

Методические указания по изучению романа

Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к…

Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к…

ДолоховаИскренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения

ДолоховаИскренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения

Отношение автора к семьям. Автобиографичность

Отношение автора к семьям. Автобиографичность

Сопоставительный анализ Шенграбенского и

Сопоставительный анализ Шенграбенского и

II. Проверка основных взглядов на народ войной, т

II. Проверка основных взглядов на народ войной, т

Общие периоды Жизненный путь

Общие периоды Жизненный путь

V. Князь Андрей в период войны 1812 года

V. Князь Андрей в период войны 1812 года

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с

Вопросы и задания Как начинается роман?

Вопросы и задания Как начинается роман?

Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время

Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время

Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика : «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…с усталыми, скучающим…

Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежит данная характеристика : «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…с усталыми, скучающим…

Вишь, пыхнул опять, – проговорил

Вишь, пыхнул опять, – проговорил

С1 С каким эпизодом Бородинской битвы, изображенной в романе, перекликается приведенный фрагмент и в чем смысл этой параллели? (Свой ответ обоснуйте)

С1 С каким эпизодом Бородинской битвы, изображенной в романе, перекликается приведенный фрагмент и в чем смысл этой параллели? (Свой ответ обоснуйте)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2022