Романтический герой рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"
Оценка 4.9

Романтический герой рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—11 кл
09.04.2023
Романтический герой рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"
Проведение урока предполагает знание учащимися полного текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (в учебнике 7 класса под ред.Т.Курдюмовой для изучения предлагается только фрагмент рассказа - «Легенда о Данко»), а также прочтение «Песни о Соколе», «Песни о Буревестнике», рассказа «Макар Чудра». Цель урока – на примерах заявленных выше произведений показать трансформацию образа романтического героя (от отчужденности, эгоизма героев Д.Г.Байрона, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова к самопожертвованию во имя людей в рассказе Горького (образ Данко)). Урок сопровождается м/м презентацией.
Куприянова Ю.П. Романтический герой рассказа М.Горького Старуха Изергиль.docx

Урок-обобщение по литературе в 7 классе

«Романтический герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»»

 

   Проведение этого урока предполагает знание учащимися полного текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (в учебнике 7 класса под ред.Т.Курдюмовой для изучения предлагается только фрагмент рассказа - «Легенда о Данко»), а также прочтение «Песни о Соколе», «Песни о Буревестнике», рассказа «Макар Чудра».

 

   Цель урока – на примерах заявленных выше произведений показать трансформацию образа романтического героя (от отчужденности, эгоизма героев Д.Г.Байрона, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова к самопожертвованию во имя людей в рассказе Горького (образ Данко)).

Урок сопровождается м/м презентацией.

 

   На предыдущих уроках уже рассмотрены образы Ларры, Данко, составлены ментальные карты по этим героям, цитатный план в форме таблицы «Сравнительная характеристика персонажей».

 

Дети на уроке сидят по группам по 4 человека. Это важно для концепции урока!!!

 

1.       Повторение дз, «мостик» в новую тему (обобщение). Групповая работа, карточки для каждой группы.

1.       Что мы знаем о Байроне и его главном герое?

2.       Признаки романтического героя.

3.       Время написания Горьким романтических произведений.

4.       Назвать 3 причины обращения Горького к романтическим персонажам (Рубеж веков, разрушение прежнего, появление нового, взгляд на общечеловеческие ценности, поиски нравственного идеала → сильный, бесстрашный, с личной свободой, ищет применения своим силам, чаще обладает лучшими человеческими чертами, противопоставлен толпе).

5.       В каком произведении мы читаем: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» Что значат эти слова?

6.       Герои ранних романтических произведений Горького. Назовите их парами.

 


2 жизненные философии!

 

2.       Заключительный этап анализа рассказа «Старуха Изергиль». Обобщение. Фронтальная работа (чтение рассказа было на дз, на летнее чтение), парная работа.

- Горький говорил об этом произведении, что это лучшее, что он написал.

- Назовите героев рассказа (протагонист - антагонист, идеал – антиидеал)

- Какова композиция рассказа?

- Сколько рассказчиков? Для чего? (2 легенды и рассказ Изергиль о своей жизни → философия жизни героев, назидание нам).

- Кто такая старуха Изергиль? (Бессарабия, жила в своё удовольствие для себя, рассказчик. События – через ее точку зрения, мы видим оценку всех описанных событий. Спокойно смотрела на гибель человека, убила сама (утопила, в грязи). Она поняла все ошибки, своё время отдает молодым, рассказывает им легенды, учит их жизни).

- Изергиль часто говорит о красивых людях. (1 – 2 в паре): («только красивые могут хорошо петь, глаза без огня, красивые всегда смелы, красавцев становится все меньше»).

- О какой красоте идет речь?

- Гордость/гордыня (сформулировать лексические значения слов). (3 – 4 в паре. Словари).

- Портрет Изергиль (зачитать).

- О подвигах (с… → оставить после себя след. Те, кто их не совершает, лентяи и трусы, не понимающие жизни). «Смотрели бы в старину зорко»  – точка зрения Изергиль.

- О судьбе. («Каждый сам себе судьба. Сильных нет»).

- (Одна живу. Нет, не одна…).

- ‖-ль Изергиль и рассказчик (отношение Изергиль: стариками родитесь вы, боятся тебя наши девушки, мрачные, как демоны, не видит Ларру).

- 1 легенда – о Ларре.

- Отношение старухи Изергиль к Ларре? Как мы это понимаем? (Человек не может жить в обществе не по законам. + слова старейшин + решение людей).

- Отношение Изергиль к Данко? (Абсолютно положительный герой, доказательства).

- Какова роль «осторожного человека»?

- К кому из героев Изергиль относит себя?

- А автор как считает?

 

3.       Составьте графики поступков персонажей рассказа (Ларра, Данко, Изергиль).

- Представление графика на доске. Обсуждение, сопоставление  графиков. (По 1 человеку от группы или индивидуально).

- Обобщение: 1. Ларра – жить вне людей и для себя

                         Изергиль – жить среди людей, но для себя

                         Данко – жить среди людей и для людей.

2.  Работа с фразой  Гиллеля (Еврейский мудрец, 75г.до н.э. – ок.8г.н.э.): "Если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?"

4. Составление Визитной карточки произведения – рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (по группам каждый из пунктов, с представлением ответов на доску на магнитах. В итоге на доске собирается вся запись, в это время все учащиеся дублируют ее в тетрадях или в распечатках, если они предусмотрены).

1.        Жанр произведения, тип речи, стиль речи

Рассказ (2 легенды + рассказ), повествование с элементами описания и рассуждения, художественный

2.        Тема, композиция

Подвиг, судьба, идеал, равнодушие, общество, смысл жизни. Рамочная (рассказ в рассказе).

3.        Проблема, идея произведения

Сильная личность, идеал.

Человек тогда человек, когда живет не для себя, а для других. «Безумство храбрых».

4.        Герои, конфликт и его особенности

Ларра, Данко, Изергиль. Между личностью и обществом.

5.        Изобразительно-выразительные средства

Примеры с прошлого урока.

6.        Позиция автора !!!

Жить для людей. «Настало время нужды в героическом»

 

- Индивидуальная работа.

- Ваша точка зрения (отталкиваемся от позиции автора): Только ли во времена Горького были уместны эти  слова?

- «В жизни всегда есть место подвигам».

!!! – Протагонист, антагонист; герой – антигерой; или: идеал – антиидеал.

 

5. Закрепление. Обобщение. Итоги.

- Трансформация Романтического Героя: от скучающего эгоиста, саморазрушения  – до подвига, самопожертвования.

 

6.Выводы. Рефлексия. Объявление оценок за урок.

 

7.Дз: А. Написать эссе (100 слов): «В чем я вижу смысл своей жизни».

          В. Написать сочинение-рассуждение (70 слов) : «В чем я вижу смысл своей жизни».


 

Урок-обобщение по литературе в 7 классе «Романтический герой рассказа

Урок-обобщение по литературе в 7 классе «Романтический герой рассказа

Горький говорил об этом произведении, что это лучшее, что он написал

Горький говорил об этом произведении, что это лучшее, что он написал

Данко – жить среди людей и для людей

Данко – жить среди людей и для людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023