Урок-обобщение по литературе в 7 классе
«Романтический герой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»»
Проведение этого урока предполагает знание учащимися полного текста рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (в учебнике 7 класса под ред.Т.Курдюмовой для изучения предлагается только фрагмент рассказа - «Легенда о Данко»), а также прочтение «Песни о Соколе», «Песни о Буревестнике», рассказа «Макар Чудра».
Цель урока – на примерах заявленных выше произведений показать трансформацию образа романтического героя (от отчужденности, эгоизма героев Д.Г.Байрона, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова к самопожертвованию во имя людей в рассказе Горького (образ Данко)).
Урок сопровождается м/м презентацией.
На предыдущих уроках уже рассмотрены образы Ларры, Данко, составлены ментальные карты по этим героям, цитатный план в форме таблицы «Сравнительная характеристика персонажей».
Дети на уроке сидят по группам по 4 человека. Это важно для концепции урока!!!
1. Повторение дз, «мостик» в новую тему (обобщение). Групповая работа, карточки для каждой группы.
1. Что мы знаем о Байроне и его главном герое?
2. Признаки романтического героя.
3. Время написания Горьким романтических произведений.
4. Назвать 3 причины обращения Горького к романтическим персонажам (Рубеж веков, разрушение прежнего, появление нового, взгляд на общечеловеческие ценности, поиски нравственного идеала → сильный, бесстрашный, с личной свободой, ищет применения своим силам, чаще обладает лучшими человеческими чертами, противопоставлен толпе).
5. В каком произведении мы читаем: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» Что значат эти слова?
6. Герои ранних романтических произведений Горького. Назовите их парами.
![]() |
2 жизненные философии!
2. Заключительный этап анализа рассказа «Старуха Изергиль». Обобщение. Фронтальная работа (чтение рассказа было на дз, на летнее чтение), парная работа.
- Горький говорил об этом произведении, что это лучшее, что он написал.
- Назовите героев рассказа (протагонист - антагонист, идеал – антиидеал)
- Какова композиция рассказа?
- Сколько рассказчиков? Для чего? (2 легенды и рассказ Изергиль о своей жизни → философия жизни героев, назидание нам).
- Кто такая старуха Изергиль? (Бессарабия, жила в своё удовольствие для себя, рассказчик. События – через ее точку зрения, мы видим оценку всех описанных событий. Спокойно смотрела на гибель человека, убила сама (утопила, в грязи). Она поняла все ошибки, своё время отдает молодым, рассказывает им легенды, учит их жизни).
- Изергиль часто говорит о красивых людях. (1 – 2 в паре): («только красивые могут хорошо петь, глаза без огня, красивые всегда смелы, красавцев становится все меньше»).
- О какой красоте идет речь?
- Гордость/гордыня (сформулировать лексические значения слов). (3 – 4 в паре. Словари).
- Портрет Изергиль (зачитать).
- О подвигах (с… → оставить после себя след. Те, кто их не совершает, лентяи и трусы, не понимающие жизни). «Смотрели бы в старину зорко» – точка зрения Изергиль.
- О судьбе. («Каждый сам себе судьба. Сильных нет»).
- (Одна живу. Нет, не одна…).
- ‖-ль Изергиль и рассказчик (отношение Изергиль: стариками родитесь вы, боятся тебя наши девушки, мрачные, как демоны, не видит Ларру).
- 1 легенда – о Ларре.
- Отношение старухи Изергиль к Ларре? Как мы это понимаем? (Человек не может жить в обществе не по законам. + слова старейшин + решение людей).
- Отношение Изергиль к Данко? (Абсолютно положительный герой, доказательства).
- Какова роль «осторожного человека»?
- К кому из героев Изергиль относит себя?
- А автор как считает?
3. Составьте графики поступков персонажей рассказа (Ларра, Данко, Изергиль).
- Представление графика на доске. Обсуждение, сопоставление графиков. (По 1 человеку от группы или индивидуально).
- Обобщение: 1. Ларра – жить вне людей и для себя
Изергиль – жить среди людей, но для себя
Данко – жить среди людей и для людей.
2. Работа с фразой Гиллеля (Еврейский мудрец, 75г.до н.э. – ок.8г.н.э.): "Если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?"
4. Составление Визитной карточки произведения – рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» (по группам каждый из пунктов, с представлением ответов на доску на магнитах. В итоге на доске собирается вся запись, в это время все учащиеся дублируют ее в тетрадях или в распечатках, если они предусмотрены).
1. Жанр произведения, тип речи, стиль речи |
Рассказ (2 легенды + рассказ), повествование с элементами описания и рассуждения, художественный |
2. Тема, композиция |
Подвиг, судьба, идеал, равнодушие, общество, смысл жизни. Рамочная (рассказ в рассказе). |
3. Проблема, идея произведения |
Сильная личность, идеал. Человек тогда человек, когда живет не для себя, а для других. «Безумство храбрых». |
4. Герои, конфликт и его особенности |
Ларра, Данко, Изергиль. Между личностью и обществом. |
5. Изобразительно-выразительные средства |
Примеры с прошлого урока. |
6. Позиция автора !!! |
|
- Индивидуальная работа.
- Ваша точка зрения (отталкиваемся от позиции автора): Только ли во времена Горького были уместны эти слова?
- «В жизни всегда есть место подвигам».
!!! – Протагонист, антагонист; герой – антигерой; или: идеал – антиидеал.
5. Закрепление. Обобщение. Итоги.
- Трансформация Романтического Героя: от скучающего эгоиста, саморазрушения – до подвига, самопожертвования.
6.Выводы. Рефлексия. Объявление оценок за урок.
7.Дз: А. Написать эссе (100 слов): «В чем я вижу смысл своей жизни».
В. Написать сочинение-рассуждение (70 слов) : «В чем я вижу смысл своей жизни».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.