Цели:
• Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "Восток-Запад" применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
• Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои взгляды.
• Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным гражданином.
Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию.
Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.
Оборудование:
• документы, отрывки из литературных произведений.;
• физическая карта "Евразия"
• самодельные плакаты
• портрет Чаадаева П.Я.
"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11м классе
Цели:
Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "ВостокЗапад"
применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе;
максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки
взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои
взгляды.
Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным
гражданином.
Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию.
Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.
Оборудование:
документы, отрывки из литературных произведений.;
физическая карта "Евразия"
самодельные плакаты
портрет Чаадаева П.Я.
План:
1. Введение в проблему. "Без нас мир неполный".
2. Российская цивилизация периферийная, локальная.
3. Споры о русской цивилизации
4. Выводы. "Умом Россию не понять:"
1 этап. Этап актуализации знаний
Ход урока
В течение ряда уроков у нас шло знакомство с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Одной из распространенных
теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Давайте вспомним их
отличительные черты.
(На листочках пишут черты, обмениваются для взаимоконтроля, проверка вслух)
Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение
локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные.
Дайте их понятия. (ответы учащихся)
Первичные. Возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте.
Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из
предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.)
Вторичные. Возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему
хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" ( европейская, исламская, эллинская).
Периферийные. Складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций
( монгольская, Латинской Америки в ХIХ в ).
2 этап. Этап целеполагания и мотивации.
А к какому же типу цивилизаций относится Россия? Прежде чем ответить обдумайте следующие суждения.(работа по группам)
1 и 2 группы.
Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, "не питалась ни одним из тех корней, которая всасывала Европа как
благотворные, так и вредоносные соки непосредственно"
Пример ответа. Пушкин хотел сказать , что российская цивилизация возникла на "голом" месте, у нее под ногами нет
"древности", первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Р.Ц. не пережила в полной мере ни Возрождения, ни
Просвещения, ни Гуманизма, не было классического феодализма. Следовательно здесь говорится о периферийной
цивилизации.
3 и 4 группы.
Данилевский: " Но если Россия: не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления"
Пример ответа. Р.Ц. испытывала влияние Запада непосредственно и опосредованно через Византию принятие христианства,
распространение письменности, каменного строительства; европейские черты быта и нравы распространяются в Х\/III в. Это
высказывание подтверждает принадлежность России к периферийной цивилизации.
Т.О., кокой можно сделать вывод, исходя из ваших анализов? (Р. периферийная цивилизация).
Посмотрите на карту, что можно сказать о географическом положении России?
(Работа с картой)
Ответ:
Россия расположена и в европейской и в азиатской части континента Евразии, водоразделом между которыми является Урал
(в древности Камень)
Т.О. географическое положение Р. между Европой и Азией.
Обратите внимание на высказывания ВЛ.Соловьева и М.Волошина.
В стране морозных вьюг,
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Вл. Соловьев
Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М. Волошин
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
А.Блок "Скифы"
(Заслушиваются мнения учащихся о географическом положении России и делаются выводы)
Т.О. географическое положение Р. между Европой и Азией.
А каково цивилизационное положение России?
Между З. и В.
Такое двойственное положение и культурное развитие вызвало философские исследования, споры по поводу
цивилизационного места России. Этот вопрос рассматривался не только в научных кругах , но так же и в частных светских
беседах. в\ф "Барышня крестьянка".
Впервые эту проблему о цивилизационном месте России поднял в знаменитых "Философических письмах" русский мыслитель
П.Я.Чаадаев.
Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев
(портрет на доске)Так, что же есть Россия? Р это З? Р это В? Или Р соединяет оба начала? А может быть, Р уникальна?
Это вам и предстоит выяснить.
Актуализируйте ваши знания по литературе, истории, географии. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: Какова
ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
3 этап. Подача нового материала (использование проблемного метода).
Споры о русской цивилизации разгорелись еще в Х1Х в. и продолжаются до сих пор Давайте и вы присоединитесь к ним.
Работа в группах:
1 гр. доказывает, что Р это З
2 гр. Р это В
3 гр. Р это ни З, ни В
4 гр. Р это и З. и В.
(У учащихся было опережающее задание по группам: найти доказательства на поставленный перед группой вопрос. На столах
лежат документы, литературные отрывки, фактологический материал. Идет работа по группам: учащиеся приводят
доказательства одной из точек зрения, работают с учителем, отвечают на вопросы. Используются презентации.).
4 этап. Заключение.
Закончилась работа в группах. Вы прослушали доказательства разных точек зрения.
Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?
(голосуют цветными карточками: синяя Россия ни Запад, ни Восток; красная Россия и Запад, и Восток; желтая
Россия это Восток; зеленая Россия это Запад)
Споры, начавшиеся не вчера и закончатся не завтра. Точек зрений много . Но каждая имеет право на существование.
Прав был поэт сказав:
Умом Россию
Не понять,
Аршином общим
не измерить.
Ф. Тютчев
Д/з.
Дома вы выясните: каким аршином можно измерить Россию?
Подберите материал для доказательства своей точки зрения по Российской цивилизации.
Параграф 30.
Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы учащихся.
Список использованной литературы.
Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г
Захарова Е.Н Примерное планирование курсов истории и обществознания в 1011 классах.
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение
2. В раздумьях о России. XIX век. М., 1996.
3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
4.
5.
6. Бка ж. "Преподавание истории в школе" М., "Школа Пресс", 2000
7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
8. Ионов И. Н. Россия и мировая цивилизация//Отечественная история. 1992. № 4.
9. Ионов И.Н. Российская цивилизация.М,2000
10. Исаев И. А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность.1994. № 5.