"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "Восток-Запад" применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания. • Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои взгляды. • Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным гражданином. Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию. Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии. Оборудование: • документы, отрывки из литературных произведений.; • физическая карта "Евразия" • самодельные плакаты • портрет Чаадаева П.Я.
Иконка файла материала Российская цивилизация. Урок обществознания в 11-м классе.doc
"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11­м классе Цели:  Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы "Восток­Запад"  применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе;  максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания. Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки  взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои  взгляды. Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным  гражданином.   Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию. Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии. Оборудование: документы, отрывки из литературных произведений.;   физическая карта "Евразия"   самодельные плакаты портрет Чаадаева П.Я. План: 1. Введение в проблему. "Без нас мир неполный". 2. Российская цивилизация ­ периферийная, локальная. 3. Споры о русской цивилизации 4. Выводы. "Умом Россию не понять:" 1 этап. Этап актуализации знаний Ход урока В течение ряда уроков у нас шло знакомство с понятием "цивилизация", ее видами и теориями. Одной из распространенных  теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Давайте вспомним их  отличительные черты. (На листочках пишут черты, обмениваются для взаимоконтроля, проверка вслух) Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение  локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные. Дайте их понятия. (ответы учащихся) Первичные. Возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на "голом" месте.  Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в "переброске" человечества из  предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.) Вторичные. Возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему  хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их "соки" ( европейская, исламская, эллинская). Периферийные. Складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций  ( монгольская, Латинской Америки в ХIХ в ). 2 этап. Этап целеполагания и мотивации. А к какому же типу цивилизаций относится Россия? Прежде чем ответить обдумайте следующие суждения.(работа по группам) 1 и 2 группы. Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, "не питалась ни одним из тех корней, которая всасывала Европа как  благотворные, так и вредоносные соки непосредственно" Пример ответа. Пушкин хотел сказать , что российская цивилизация возникла на "голом" месте, у нее под ногами нет  "древности", первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Р.Ц. не пережила в полной мере ни Возрождения, ни  Просвещения, ни Гуманизма, не было классического феодализма. Следовательно здесь говорится о периферийной  цивилизации. 3 и 4 группы. Данилевский: " Но если Россия: не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления" Пример ответа. Р.Ц. испытывала влияние Запада непосредственно и опосредованно через Византию­ принятие христианства,  распространение письменности, каменного строительства; европейские черты быта и нравы распространяются в Х\/III в. Это  высказывание подтверждает принадлежность России к периферийной цивилизации. Т.О., кокой можно сделать вывод, исходя из ваших анализов? (Р. ­ периферийная цивилизация). Посмотрите на карту, что можно сказать о географическом положении России? (Работа с картой) Ответ: Россия расположена и в европейской и в азиатской части континента Евразии, водоразделом между которыми является Урал  (в древности ­ Камень) Т.О. географическое положение Р.­ между Европой и Азией. Обратите внимание на высказывания ВЛ.Соловьева и М.Волошина. В стране морозных вьюг, Седых туманов Явилась ты на свет, И, бедное дитя,  меж двух враждебных станов Тебе приюта нет. Вл. Соловьев Чтоб на распутьях сказочных дорог Ты сторожила Запад и Восток. М. Волошин Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы. А.Блок "Скифы" (Заслушиваются мнения учащихся о географическом положении России и делаются выводы) Т.О. географическое положение Р. ­ между Европой и Азией. А каково цивилизационное положение России? Между З. и В. Такое двойственное положение и культурное развитие вызвало философские исследования, споры по поводу  цивилизационного места России. Этот вопрос рассматривался не только в научных кругах , но так же и в частных светских  беседах. в\ф "Барышня крестьянка". Впервые эту проблему о цивилизационном месте России поднял в знаменитых "Философических письмах" русский мыслитель  П.Я.Чаадаев. Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать Историю всего земного шара. П.Я.Чаадаев (портрет на доске)Так, что же есть Россия? Р­ это З? Р ­ это В? Или Р соединяет оба начала? А может быть, Р уникальна? Это вам и предстоит выяснить. Актуализируйте ваши знания по литературе, истории, географии. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: Какова  ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? 3 этап. Подача нового материала (использование проблемного метода). Споры о русской цивилизации разгорелись еще в Х1Х в. и продолжаются до сих пор Давайте и вы присоединитесь к ним. Работа в группах:     1 гр. доказывает, что Р ­ это З  2 гр. Р­ это В  3 гр. Р­ это ни З, ни В  4 гр. Р­ это и З. и В.  (У учащихся было опережающее задание по группам: найти доказательства на поставленный перед группой вопрос. На столах  лежат документы, литературные отрывки, фактологический материал. Идет работа по группам: учащиеся приводят  доказательства одной из точек зрения, работают с учителем, отвечают на вопросы. Используются презентации.). 4 этап. Заключение. Закончилась работа в группах. Вы прослушали доказательства разных точек зрения. Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?  (голосуют цветными карточками: синяя ­ Россия ни Запад, ни Восток; красная ­ Россия и Запад, и Восток; желтая ­  Россия ­ это Восток; зеленая ­ Россия ­ это Запад) Споры, начавшиеся не вчера и закончатся не завтра. Точек зрений много . Но каждая имеет право на существование. Прав был поэт сказав: Умом Россию Не понять, Аршином общим  не измерить. Ф. Тютчев Д/з. Дома вы выясните: каким аршином можно измерить Россию? Подберите материал для доказательства своей точки зрения по Российской цивилизации. Параграф 30. Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы учащихся. Список использованной литературы. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. ­ М., АРКТИ, 2002 г Захарова Е.Н Примерное планирование курсов истории и обществознания в 10­11 классах. 1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение 2. В раздумьях о России. XIX век.­ М., 1996. 3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь.­ М., 1989. 4. 5. 6. Б­ка ж. "Преподавание истории в школе"­ М., "Школа ­ Пресс", 2000 7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.­ М., 1991. 8. Ионов И. Н. Россия и мировая цивилизация//Отечественная история. ­1992.­ № 4. 9. Ионов И.Н. Российская цивилизация.­М,2000 10. Исаев И. А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность.­1994.­ № 5.