Православная служба проходит в храме ежедневно, и каждый верующий посещает её с особой радостью. Выдающийся философ А. Ф. Лосев писал об этом так: «Человек живёт радостью... Сегодня я переживал редкое настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято для меня, наполняло мою душу ... Для того чтобы все ваши чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, вера в возможность этого настроения, то есть нужна религия. Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».
Рождественская звезда
Православная служба проходит в храме ежедневно, и
каждый верующий посещает её с особой радостью.
Выдающийся философ А. Ф. Лосев писал об этом так:
«Человек живёт радостью... Сегодня я переживал редкое
настроение на заутрене. Чувство всего, что только свято
для меня, наполняло мою душу ... Для того чтобы все ваши
чувства хорошего, светлого и святого для вас слились в
один гимн красоте, в одно настроение, окрыляющее ваш
дух бессмертной силой, нужна вера в красоту, вера в
возможность этого настроения, то есть нужна религия.
Сомневайтесь сколько хотите, но вы веруйте».
И если радость приносило каждое богослужение, то ещё
более радостными были православные праздники
Рождество, Святки, Масленица и особенно Пасха, Светлое
Христово Воскресение.Каждый из этих праздников был частью жизни любого
человека, он был любимым, радостным и долгожданным.
Один из таких праздников Рождество праздновался
повсюду: в монастырях и храмах, в городах и деревнях, в
крестьянских избах и царских дворцах. Христос родился!
в эти дни как будто вся земля радуется, и радуются вышние
силы, и прославляют его сошедшие на землю ангелы. Это
они когдато принесли ставшее потом традиционным
рождественское ангельское славословие: «Слава в вышних
Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Слушание: «Слава в вышних Богу...» (в исполнении хора Ф.
Паторжинского).
Рождение младенца Христа, согласно евангельскому
повествованию, было неоднократно предсказано
ветхозаветными пророками. Это таинственное ивеличественное событие произошло в убогой обстановке, в
пещере («вертепе»), где вынуждены были остановиться
плотник Иосиф и его жена Мария, бежавшие в Вифлеем из
Палестины.
Первой колыбелью Иисуса становятся ясли кормушка для
скота, куда, спеленав вначале, укладывает новорождённого
Мария.
Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь» (в исп. детских хоров
«Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной гимназии
колледжа г. Минска).
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла...
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем...
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сенаСредь целой вселенной
Встревоженной этою новой звездой...
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
... Всё злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары...
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг ктото в потёмках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
В ту ночь над пещерой зажглась необыкновенно яркая
звезда, вслед за звездой пришли жрецы волхвы и принеслимладенцу драгоценные дары: золото, ладан, миро
(благовонные травы и масла).
Всё живое радовалось чудесному рождению Иисуса, и эта
радость, это вселенское поклонение изображено и на
иконописном образе Рождества, и в словах стихиры, что
поётся на рождественской вечерне:
Что ти принесём владыко Христе,
Яко явися еси земли, яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей
Благодарение приносит:
Ангели пение,
Небеса звезду,
Волхвы дары,
Пастырие чудо,
Земля вертеп,Мы же МатерьДеву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Приведённые фрагменты из стихотворения Б. Пастернака
«Рождественская звезда» одно из многочисленных
произведений, посвящённых чудесной истории рождения
Иисуса. Написанное в середине ХХ века, стихотворение
свидетельствует о нетленном значении этого события,
дорогого и святого для каждого христианина.
Лишь самая малость житейских «благ» окружает
новорождённого Христа, кровом которому служит пещера,
а источником тепла дыхание домашних зверей. Да и что
Ему наши дары? Это Он, придя в мир людей, подарил ему
будущее.
Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш»
(хор Крестовоздвиженского собора).Пастернак как будто раздвигает границы времени и
пространства, вводя идею грядущей всеобщности
христианства: «Все мысли веков, все мечты, все миры». И
всё, что отныне есть у нас, составляет самую лучшую,
самую великую человеческую надежду надежду на
спасение, на грядущий вечный свет.
Путь к спасению неизмеримо далёк, как далеко от нас
сияние рождественской звезды, но разве не этот свет
видится нам в «трепете затепленных свечек», в новогодних
золотых шарах, в светлых праздниках, в пламени истинной
человеческой любви?
Свет веры неугасим в душе человека. Идут годы, проходит
короткая человеческая жизнь. Но и сквозь даль прожитых
лет сияет и сияет чудесной сказкой детства свет далёкого
Рождества.Слушание: «Величание Рождества Христова» (старинный
русский распев).
Замечательный русский писатель Иван Шмелев, многие
десятилетия живший во Франции, в книге «Лето Господне»,
одном из последних своих произведений, с необыкновенной
силой воссоздаёт всё, чем было дорого для него Рождество
его детства. Рождество у Шмелева особое, русское,
московское: «Наше Рождество подходит издалека, тихо.
Глубокие снега, морозы крепче ... А какие звёзды!
Форточку откроешь резанёт, ожжёт морозом... А какие
звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухето
мёрзлость, через неёто звезды больше, разными огнями
блещут, голубой хрусталь, и синий, и зелёный, в
стрелках. И звон услышишь. И будто это звёзды звонто!
Морозный, гулкий прямо серебро. Такого не услышишь,
нет... В Кремле ударят, древний звон, степенный, сглухотцой... И всё запело, тысяча церквей играет. Такого не
услышишь, нет...
А воздух... синий, серебрится пылью, дымный, звёздный.
Сады дымятся. Берёзы белые видения. Спят в них галки.
Огнистые дымы столбами, высоко, до звёзд. Звёздный звон,
певучий, плывёт, не молкнет; сонный, звончудо, звон
виденье, славит Бога в вышних, Рождество.
Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напевмолитву,
простой, особенный какойто, детский, тёплый... и почему
то видится кроватка, звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия миров и Свет Разума...
И почемуто, кажется, что давнийдавний тот напев
священный был всегда. И будет».В этих словах, простых и глубоких, как будто слилось
воедино всё, чем дорого душе русского человека
православное Рождество. Звенит морозный воздух, звенят
колючие звёзды, и словно в лад им звонят колокола в
Кремле и по всей Москве. Такого и правда нигде не
услышишь, такое приходит только из непостижимых глубин
детской памяти. И веришь: пока есть этот звон, и эти
звёзды, и эти напевымолитвы, Христос среди нас, незрим
и вездесущ.
Слушание: «Рождественское чудо» (в исп. детских хоров
«Поющие музыканты», «Звоночки» музыкальной гимназии
колледжа г. Минска).