Цели: дать понятие об основных признаках текста; учить анализировать текст; продолжать работу по овладению орфографическими умениями и навыками.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Учащиеся выполняют самостоятельно в контрольных тетрадях.
III. Работа по новой теме. Сообщение темы и целей урока.
1. Беседа по вопросам § 7 (учебник, с. 20).
– Что такое текст?
– Как называется наименьшая единица текста?
– Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?
– Какие стили речи вы знаете?
(Художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.)
– А какие бывают типы текстов? (Описание, рассуждение, повествование.)
2. Чтение с последующим анализом текста упражнения 45 (из учебника).
– Как вы догадались, что это текст?
– Какова его основная тема, о чем в нем говорится? Озаглавьте.
– На сколько абзацев можно разбить текст?
– Как связаны между собой предложения в тексте?
– Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений.
– А какие еще способы связи существуют? (Цепная и параллельная.)
– Укажите предложения, связанные параллельной связью.
– Из скольких основных частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение.)
– Спишите текст, деля его на абзацы. Озаглавьте. В выделенных словах отметьте окончание, укажите падеж.
3. Работа с текстами, подобранными учащимися: указать тип, стиль текста, определить тему, доказать, что выбранный отрывок – текст (2–3 текста).
Вывод записываем в тетрадях.
1) Основные признаки текста: общая тема, главная мысль заключена в предложении (главном); можно выделить микротемы, ключевые слова; есть абзацы, заголовок.
2) Стиль текста: художественный, научный, разговорный, публицистический, официально-деловой.
3) Тип текста: описание, рассуждение, повествование.
4) Части текста:
а) Вступление.
б) Основная часть.
в) Заключение.
5) Способы связи: цепная, параллельная.
IV. Закрепление.
1. Пользуясь предложенным планом, охарактеризуйте текст (текст лежит на столах перед глазами учащихся).
ПОСЛЕДНИЙ ГРИМ
Сыро. Холодно. Одуванчики в надвинутых набекрень серо-белых шляпах горбятся от ненастья.
Молодой клевер, выросший после первого укоса, старается не замочить свою завитую в мелкие кудряшки розовую голову и уклоняется от крупных капель дождя. Такая игра скоро утомляет цветок, и он ложится на траву.
Экстравагантная пижма еще кокетливо держит головки в модных желтых беретиках.
Но на фоне темнеющих и блекнущих красок все это выглядит непривычным. Природа, не любящая посредственности, искусно наносит последний грим на уходящую молодость.
Ф. Нестеров
2. Беседа по вопросам.
– Какое настроение появилось у вас при чтении?
– Какие литературные приемы использует автор в данном тексте? (Метафоры, эпитеты.)
– Что означают слова: посредственность (заурядный, среднего качества), экстравагантный (расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком своеобразный, странный)?
– Какова же главная мысль? Как связан заголовок с темой текста?
– Какие краски (цвета) помогают нам представить картину увядания природы?
– Выпишите из текста понравившиеся вам фразы.
Домашнее задание: списать текст упражнения 47, озаглавить, разбить на абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе).
14.docx
У р о к 14
Р/Р. ТЕКСТ
Ц е л и: дать понятие об основных признаках текста; учить анализировать
текст; продолжать работу по овладению орфографическими умениями и
навыками.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Учащиеся выполняют самостоятельно в контрольных тетрадях.
III. Работа по новой теме. Сообщение темы и целей урока.
1. Б е с е д а п о в о п р о с а м § 7 (учебник, с. 20).
– Что такое текст?
– Как называется наименьшая единица текста?
– Какие вы знаете средства связи предложений в тексте?
– Какие стили речи вы знаете?
(Художественный,
разговорный,
научный,
официальноделовой,
публицистический.)
– А какие бывают типы текстов? (Описание, рассуждение, повествование.)
2. Ч т е н и е с п о с л е д у ю щ и м анализом текста упражнения 45 (из
учебника).
– Как вы догадались, что это текст?
– Какова его основная тема, о чем в нем говорится? Озаглавьте.
– На сколько абзацев можно разбить текст?
– Как связаны между собой предложения в тексте?
– Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений.
– А какие еще способы связи существуют? (Цепная и параллельная.)
– Укажите предложения, связанные параллельной связью.
– Из скольких основных частей состоит текст? (Вступление, основная часть,
заключение.)
– Спишите текст, деля его на абзацы. Озаглавьте. В выделенных словах
отметьте окончание, укажите падеж.
3. Р а б о т а с т е к с т а м и , подобранными учащимися: указать тип, стиль
текста, определить тему, доказать, что выбранный отрывок – текст (2–3 текста). В ы в о д записываем в тетрадях.
1) Основные признаки текста: общая тема, главная мысль заключена в
предложении (главном); можно выделить микротемы, ключевые слова; есть
абзацы, заголовок.
2) Стиль текста: художественный, научный, разговорный, публицистический,
официальноделовой.
3) Тип текста: описание, рассуждение, повествование.
4) Части текста:
а) Вступление.
б) Основная часть.
в) Заключение.
5) Способы связи: цепная, параллельная.
IV. Закрепление.
1. Пользуясь предложенным планом, охарактеризуйте текст (текст лежит на
столах перед глазами учащихся).
ПОСЛЕДНИЙ ГРИМ
Сыро. Холодно. Одуванчики в надвинутых набекрень серобелых шляпах
горбятся от ненастья.
Молодой клевер, выросший после первого укоса, старается не замочить свою
завитую в мелкие кудряшки розовую голову и уклоняется от крупных капель
дождя. Такая игра скоро утомляет цветок, и он ложится на траву.
Экстравагантная пижма еще кокетливо держит головки в модных желтых
беретиках.
Но на фоне темнеющих и блекнущих красок все это выглядит непривычным.
Природа, не любящая посредственности, искусно наносит последний грим на
уходящую молодость.
2. Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Какое настроение появилось у вас при чтении?
– Какие литературные приемы использует автор в данном тексте?
Ф. Нестеров
(Метафоры, эпитеты.) – Что означают слова: посредственность (заурядный, среднего качества),
экстравагантный (расходящийся с общепринятыми обычаями, слишком
своеобразный, странный)?
– Какова же главная мысль? Как связан заголовок с темой текста?
– Какие краски (цвета) помогают нам представить картину увядания
природы?
– Выпишите из текста понравившиеся вам фразы.
Домашнее задание: списать текст упражнения 47, озаглавить, разбить на
абзацы, устно охарактеризовать (по плану, написанному в классе).
"Р\Р текст"
"Р\Р текст"
"Р\Р текст"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.