"русская литература ХХ"
Оценка 4.9

"русская литература ХХ"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
23.02.2020
"русская литература ХХ"
Цели уроков: — знакомство учащихся с городским фольклором середины — конца XX века — бардовской (авторской) песней; — повторение и закрепление знаний восьмиклассников о фольклоре русского народа, его жанрах; — углубление представления школьников о жанровом своеобразии современного русского фольклора; — развитие эмоционального восприятия подростками прочитанного и услышанного; — воспитание уважительного отношения к культуре русского народа. Форма уроков: синтетические уроки с межпредметными связями, включающие в себя слово учителя, сообщения учащихся (возможна презентация), чтение и/или вокальное исполнение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.
УРОК - копия (7).docx

Омыты перроны слезами дождей и прощаний, 
Штормовки пропитаны дымом костров. 
И вновь поезда вопреки расписанью 
Идут с опозданьем на много часов.
И нервы, и струны натянуты туго, 
И поезд подолгу на станциях ждет,
Пока мы пропустим гитару по кругу 
И каждый о будущей встрече споет. 
Ю. Зыков. «Гитара по кругу» 


Цели уроков:
— знакомство учащихся с городским фольклором середины — конца XX века — бардовской (авторской) песней;
— повторение и закрепление знаний восьмиклассников о фольклоре русского народа, его жанрах; 
— углубление представления школьников о жанровом своеобразии современного русского фольклора;
— развитие эмоционального восприятия подростками прочитанного и услышанного; 
— воспитание уважительного отношения к культуре русского народа. 

Форма уроков: 
синтетические уроки с межпредметными связями, включающие в себя слово учителя, сообщения учащихся (возможна презентация), чтение и/или вокальное исполнение произведений, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя (частично под запись). 

Жанр современной отечественной песни настолько многолик и многообразен, что только перечислению различных направлений внутри этого жанра можно уделить большое внимание. Однако в середине XX века даже не посвященный в тонкости современного для него искусства человек сразу мог выделить два направления музыкальной культуры — официальное и неофициальное, существовавшие параллельно на протяжении нескольких десятилетий. У людей, родившихся в 1920—1940-е годы, жанр современной песни чаще всего ассоциировался с произведениями поэтов-песенников, творивших на протяжении многих лет для эстрады и массового исполнения «народные» песни-стилизации.

Между тем история новой песни, органически связанной с прежними фольклорными формами, развивалась и развивается по нескольким, иногда не пересекающимся направлениям

Например, творчество Демьяна Бедного, Михаила Исаковского, Михаила Светлова и их последователей, близкое сознанию крестьянских и пролетарских масс начала и середины XX столетия, служило официальной политике государства. Будучи в свое время популярными, песни этих поэтов часто не находят живого отклика в душах слушателей, особенно молодых, в XXI веке. Это объясняется тем, что в них не стало естественного и полного слияния мыслей и чувств лирического героя с мироощущением большинства людей, которое является одной из основ песенной традиции.

В песнях «подпольного» рока 1970-х годов сохранялась данная основа песенной традиции, только лирический герой рока был более политизирован, нежели его предшественники. Рок, с одной стороны, своими корнями уходит в недра отечественного и западного фольклора, с другой — в своих формах и по своей стилистике и мелодике представляет совершенно иной виток развития культуры как таковой. 

Можно сказать, что процесс развития фольклорных традиций в песенном творчестве далеко не исчерпал себя и интенсивно протекает и в наши дни. Примером такого развития в XX веке может служить движение бардовской песни, возникшее в отечественной культуре на рубеже 1950—1960-х годов.

«Сегодняшний интерес к авторской песне, — считал в конце XX века Булат Окуджава, — вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи — признак духовности. Наконец-то стало ясно — для того чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное. Тогда и „вспомнили“ об авторской песне, увидели, что она сильна, может противостоять чистой развлекательности не в смысле спора — пусть существует и то и другое, — а в качестве противовеса»[
2]. 

Фольклор — синтетический вид искусства, а бардовская песня 1960—1990-х годов — новый исторический жанр отечественного фольклора. Все три признака, характеризующие любой жанр устного народного творчества: общность бытового назначения, поэтической системы и характера исполнения — налицо в данном виде искусства. К тому же расчет в бардовской песне на эмоциональное воздействие на окружающих также является признаком жанра народно-песенного творчества, где сама жанровая принадлежность определяется той целью, которую ставит перед собой автор-исполнитель.

Духовность и личностное начало, присущие всему фольклору, несмотря на коллективность создания произведений на протяжении целых исторических периодов, народное мировосприятие и эстетика в сочетании с традициями классической русской литературы дали нашей культуре поистине новый и самобытный жанр, являющийся и актуальным, и вневременным одновременно.

Выделяя несколько тематических линий в жанре бардовской (авторской) песни, следует оговориться, что деление это во многом условно, так как, например, песни философские чаще всего одновременно являются песнями о любви, и, следовательно, их с полным правом можно отнести к любовной лирике современных бардов. Песни с политическим или гражданским звучанием в то же время философичны по своей сути, а пейзажная лирика в большинстве своем связана с туристической тематикой самодеятельной песни. Облегчая задачу анализа преемственности традиций литературы в данном жанре фольклора благодаря общепринятому делению лирики на философскую, любовную, дружескую и пейзажную, мы с вами сможем проследить связи того или иного произведения и с художественной литературой, и с устным народно-поэтическим творчеством, одновременно выделяя самобытные, отличительные черты творчества разных авторов.

В середине XX века песенную традицию большинства регионов Советского Союза определяли лирические песни и частушки, однако постепенно они стали частью только деревенского фольклора, в то же время эпоха городского романса также канула в Лету. 

Новая эпоха — сначала «оттепель» (так называют период конца 1950 — начала 1960-х годов, когда наступило «потепление» в политическом климате страны), а затем время «застоя» (период до середины 1980-х годов) — породила песни нового типа, с самобытным содержанием и иной формой, что и вызвало спор о том, принадлежат они фольклору или литературе. «Авторская песня — это определенная форма устной поэзии. Иногда говорят: новая. Вообще говоря, новая, потому что забытая. Гомер называл себя певцом. Беранже писал песни в самом современном смысле слова. Для Пушкина „поэт“ и „певец“ — понятия почти равнозначные, — писал Михаил Анчаров. — Почему сейчас многие берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь»[
3]. Как уже говорилось ранее, потребность в духовном общении, в жанре, который бы стал связующим звеном между людьми разных поколений и профессий, но мыслящих одинаково, и возродила такую форму коммуникации, как самодеятельная авторская песня. Общность поэтической системы бардовской песни с народно-песенной и бытовое назначение, заключающееся как раз в стремлении рассказать о себе и мире единомышленникам, берущие свое начало в творчестве русских певцов — дружинников и гусляров, украинских лирников и кельтских бардов, обусловили ее жизненность и актуальность на протяжении более тридцати лет. Выделяя эстетическую направленность всех песенных жанров, без труда находим в авторской песне и стремление заполнить эмоциональный вакуум, возникший в послевоенное время, и желание осмыслить происходящее и воспеть любовь к Родине и человеку.

Жизнь — кумиров сокрушенье,
И прощанье, и прощенье, 
И к истокам возвращенье
Своего пути. 
Что б судьба ни обещала, 
Только путь тот от начала 
До последнего причала
Дважды не пройти.
От начала — дважды не пройти... —

выражал общее настроение в «Новогодней песне» Валерий Боков

Сейчас многие студенты считают эту песню своей, не задумываясь над тем, кто ее автор. Это объясняется простотой и правдивостью слов, часто отличных от текстов песен, звучавших по радио в 1960-е годы, ее искренностью и вниманием к душевному миру человека, приятной мелодией и... расчетом на пение в среде единомышленников, ровесников. Жанр авторской песни пришел на смену утраченным жанрам отечественного фольклора, таким, например, как календарная обрядовая поэзия, хотя уже в конце XX века последнюю хотели возродить. Новый жанр существовал параллельно со старинными жанрами, которые по-своему трансформировались на протяжении веков. Так, русская народная песня, издавна получившая признание во всем мире, благодаря своим высоким эстетическим качествам осталась современной и в начале XXI века. Безусловно, в наше время она претерпела сильные изменения, сказавшиеся прежде всего в ее функциональном назначении. Два различных жанра отечественного устного народного творчества — лирическая народная песня и бардовская (авторская) песня — являются в первую очередь искусством слова, относятся к жанрам словесного фольклора, в истоках своих связанного с архаическими формами искусства и бытующего преимущественно в устной передаче. «Лучшие из наших песен те, — считал Юлий Ким, — в которых найдено своеобразное неразложимое целое. Напечатанные в виде стихов, наши песни многое теряют, они непременно должны звучать. И тем не менее мы имеем дело с поэзией, потому что и сюжет, и рифма, и ритм, и мелодия служат прежде всего выявлению смысла. Однако это особая, песенная поэзия, образ которой одновременно музыкальный и словесный. Вот почему я говорю о неразложимом целом. Оно и есть наше выразительное средство»[
4].

Именно такое «неразложимое целое» свойственно всем поэтическим жанрам русского фольклора, включающего в себя как лирические песни, так и песни исторические, а также былины и баллады, которые мы больше привыкли воспринимать в напечатанном виде, нежели в музыкально-поэтическом исполнении.

II. Прослушивание аудиозаписи (по выбору учителя) и беседа по впечатлениям от прослушанного.

Выбор может быть обусловлен как наличием или отсутствием тех или иных записей, так и целенаправленным изучением творчества одного из авторов-исполнителей середины — конца XX столетия. При этом учителем и учащимися может быть заранее подготовлена литературно-музыкальная композиция либо обзорно по всей бардовской песне, либо по творчеству одного из бардов.

III. Сообщения учащихся. 

Сообщение 1. Историческое развитие жанров фольклора. Современный городской фольклор. 

Сообщение 2. Авторская песня (на примере одного-двух произведений любого автора).


С начала 1960-х и до 1980-х годов песни самодеятельных авторов существовали как бы полулегально (их называли авторскими, бардовскими, самодеятельными). 

С одной стороны, авторская песня широко распространилась по стране уже с конца 60-х годов, проникая в различные слои общества, завоевывая сердца людей разных поколений. С другой стороны, ее не жаловали ни радио и телевидение, ни фирмы грамзаписи и устроители всевозможных эстрадных концертов, ни представители прессы и книжных издательств.

На рубеже XX—XXI веков ситуация резко изменилась: как все запретное и полузапретное, песни современных бардов выплеснулись на экран и эстраду, появились многочисленные публикации в прессе и издания сборников песен, книг о самих авторах и их творчестве. Но при этом круг любителей авторской песни резко сузился, ограничившись возрастными и социальными рамками (приходят на концерты и слушают бардов чаще всего люди старшего и среднего поколений, в основном интеллигенция), последователей и учеников бардов становится все меньше. Объясняется такое явление просто: изменилась страна, изменилась жизнь в странах, которые были когда-то единой державой, изменилась психология людей и их духовные и материальные запросы — «иное время — иные песни». Авторская песня отражала духовные запросы большинства людей бывшего СССР, рассказывала об их жизни и проблемах, чаяниях и мечтах, поэтому живущие сейчас барды поют уже о новой действительности, иногда изменив себе, прежним. Полемика о том, что такое авторская песня, возникла еще в начале 60-х годов прошлого столетия, ее пик приходится как раз на 1980—1990-е годы, но сегодня уже всеми признано, что авторская песня (бардовская) — самостоятельное направление в искусстве, возникшее на стыке двух его течений — фольклора и песенного направления современной эстрады. Придя на смену утраченным или уходящим жанрам деревенского и городского фольклора, авторская песня отражала мировосприятие в основном городских жителей середины — конца XX столетия, была тесно связана с их бытом, с теми или иными национальными чертами, с мечтами и устремлениями представителей различных социальных слоев. Авторы самодеятельных песен обычно объединяют в одном лице композитора, поэта и певца, аккомпанирующего себе на каком-либо инструменте, чаще всего на гитаре, поэтому эти песни называют авторскими или бардовскими, по аналогии с песнями английских бардов Средних веков, сочинявших и исполнявших собственные песни. Авторские песни являются непосредственным откликом на события, совершившиеся на глазах автора, или раздумьями о жизни и себе самом. 

Однако наряду с этим формальным определением жанра существует понимание авторской песни как жанра, «отличающегося особым доверительным обращением к слушателю, личностной окраской песен, социально обусловленным мотивом их написания»[
5]. 

Доминирующим в жанре отечественной авторской песни, по мнению большинства авторов-исполнителей и слушателей, является текст, а не музыка. Признанные зачинатели данного жанра (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, А. Городницкий и др.) выделяли в нем два основных момента, или доминанты, — поэтическую основу и практическое назначение, являющееся формой духовного общения людей. Владимир Высоцкий говорил: «...Расчет в авторской песне всегда на одно: на то, что вас, как и меня, беспокоят те же проблемы, мысли. И так же, как и мне, вам скребут по нервам и рвут душу несправедливость, людское горе... Короче, все рассчитано на доверие...»[
6

Чаще всего песни того или иного барда срослись с авторской интонацией, следовательно, не допускают другой трактовки, яркий тому пример — творчество Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Другие же песни быстро становятся «народными», допуская различную музыкальную обработку, изменение текста и расширяя сферу своего активного бытования, — это произведения Юрия Визбора, Олега Митяева, Дмитрия Сухарева, Александра Городницкого, Новеллы Матвеевой и др.

Лирически-светлое восприятие жизни было присуще всему творчеству Юрия Визбора (1934—1984), по праву считающегося одним из основоположников авторской песни. Так же как и Булату Окуджаве, Визбору был свойствен бьющий через край оптимизм, потрясающая жажда жизни, желание сделать жизнь лучше. Наиболее ярко его жизненная позиция отражена в песне «Наполним музыкой сердца!» (прослушивание аудиозаписи или чтение произведения):

Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден.
Своих мучителей забудем. 
Вот сквер — пройдемся ж до конца. 
Найдем любимейшую дверь, 
За ней — ряд кресел золоченых,
Куда, с восторгом увлеченных,
Внесем мы тихий груз своих потерь.
«Какая музыка была, 
Какая музыка звучала!» 
Она совсем не поучала, 
А лишь тихонечко звала. 
Звала добро считать добром 
И хлеб считать благодеяньем, 
Страданье вылечить страданьем, 
А душу греть вином или огнем...

Жизнь Визбора в сегодняшнем представлении олицетворяет биографию поколения 1960-х годов в не меньшей степени, чем судьба Булата Окуджавы или Владимира Высоцкого, Дмитрия Сухарева или Ады Якушевой, Александра Городницкого или дуэта Сергея и Татьяны Никитиных. Их породило одно время — «оттепель» 60-х, это же время дало поколению удивительный заряд бодрости, активности и жизнестойкости. Слова Л. П. Беленького о Юрии Визборе, который «был строг и рационален во многом: в выборе занятий и увлечений, чередовании работы и отдыха, в совмещении приятного с полезным. Он не экономил себя в творчестве, расходовал нервные клетки и запас жизненных сил, следуя грузинской поговорке: „То, что спрятал, — то пропало, то, что отдал, — то твое“...»[
7], вполне могут быть отнесены к большинству бардов-«шестидесятников», немым укором стоящих перед глазами апатичного и во всем разуверившегося поколения их детей. Будучи рационалистом, Визбор не был ни циником, ни прагматиком, а в душе всегда оставался верен романтике юности, поэтому таким сарказмом звучит начало его песни «Деньги»:

Теперь толкуют о деньгах
В любых заброшенных снегах,
В портах, постелях, поездах,
Под всяким мелким зодиаком...
(При наличии — прослушивание этой песни в аудиозаписи.) 

Установка поколения 1960-х годов на духовность, на восстановление утраченных духовных и культурных связей с предыдущими поколениями, с прошлым России, сознательное или неосознанное стремление к гармонии форм, образов, душевных движений, к гармонии в социальной жизни выражены во многих песнях Ю. Визбора («Деньги», «Струна и кисть», «Наполним музыкой сердца!», «Функция заката», «Ты у меня одна», «Здравствуй, я вернулся!», «Распахнутые ветра», «Домбайский вальс», «Вот это для мужчин», «Солнышко лесное» и др.). 
(Прослушивание 1—2 песен.) 

В поэзии Визбора на передний план постоянно выступает опыт его духовной жизни — это могут быть стихотворения о любви, природе или же песни-репортажи («Функция заката», «Песенный дневник Арктики», «И пять океанов Земли», «Ракетный часовой», «И до вершины бой», «Антенны ожидания полны» и др.). Например:

А функция заката такова: 
Печаля нас, возвысить наши души,
Спокойствия природы не нарушив,
Переиначить мысли и слова.
И выяснить при тлеющей звезде,
Зажатой между солнцем и луною, 
Что жизнь могла быть, в общем-то, иною,
Да только вот не очень ясно — где.
(«Функция заката», стихи Ю. Визбора и А. Медведенко, музыка Ю. Визбора) 

Современники отмечали, что песни у Визбора рождались в самых неожиданных местах: в тамбуре вагона, на гребне горного хребта, за штурвалом комбайна во время уборочной страды, в мокрых палатках или на дне океана, в подводной лодке. Будучи журналистом, Визбор создавал и прозаические репортажи «с места событий», и песенные репортажи («Песенный дневник Арктики», «Военный песенник Эльбруса», «Песня-путешествие» («Я линейный летчик»), «Песни с траулера „Кострома“» и др.). Именно поэтому тематика дальних дорог и человеческого одиночества пронизывает и патриотические песни Визбора, и его песни о войне, работе, смысле жизни («Леди», «Солнышко лесное», «Домбайский вальс», «А будет это так...», «Ах, какая пропажа...» и др.). Жизнь духовная соседствует у Визбора не только с работой, творчеством, являясь их основой, их идейным стержнем, но и с жизнью сердца. Не боясь показаться сентиментальным и смешным, поэт откровенно говорит о своих чувствах — глубоких, человечных, искренних («Ты у меня одна», «Солнышко лесное», «Здравствуй, я вернулся!» и др.):

Вот поворот какой
Делается рекой. 
Можешь отнять покой, 
Можешь махнуть рукой, 
Можешь раздать долги, 
Можешь любить других, 
Можешь совсем уйти — 
Только свети, свети! 
(«Ты у меня одна»

Не правда ли, напоминает пушкинское: «Я Вас любил...»? Здесь явно напрашивается эта параллель:

«...Я Вас любил так искренно, так нежно, / Как дай Вам Бог любимой быть другим», — а также возникает ощущение идейной и духовной общности творчества большого поэта прошлого и народного барда середины XX века. Нежность и доброта, оптимизм и человеколюбие, реализм и по-юношески светлое восприятие жизни с большой долей романтики — вот те качества, которые авторская песня середины — конца XX века взяла у классической русской литературы и, творчески переработав, принесла нам, чтобы согреть наши «зачехленные, зажатые сердца». 

«Юрий Визбор — личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях — всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе...[
8] Все это всегда было визборовским, органичным, — писал в 1987 году в „Книжном обозрении“ Булат Окуджава. — Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, — авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является».

Установка на хорошие, глубокие по содержанию, умные и духовные песни, стремление искоренить с их помощью песни посредственные определили лидерство Визбора в движении самодеятельной песни. Именно поэтому для бардов девизом стали визборовские слова: 

Неоконченный век превращается в старый,
Но не все его песни, увы, хороши.
И сама по себе не играет гитара, 
И дана человеку, как голос души...
(Прослушивание полной записи 1—2 песен либо вокальное исполнение учителем или учащимися.)

О Визборе можно говорить и писать бесконечно, настолько глубока и многогранна была его личность, настолько многопланово и ярко его творчество, во многом ставшее уже народным. И в чем-то можно согласиться с бардом Александром Городницким, написавшим:

Вместе с Юрой Визбором
Кончилась эпоха — 
Время нашей юности, 
Песен и стихов.

Но с чем-то можно и нужно поспорить:

Нас не вспомнят в «Избранном»: мы писали плохо...

«Печальная участь первых петухов» не только породила целую эпоху бардовской песни и открыла многим людям глаза на мир и самих себя, но и помогла сформироваться воистину талантливым и самобытным поэтам, дав толчок к развитию как самой авторской песни, так и новых современных песенных жанров. 

IV. Домашнее задание.

Для всего класса:
— подобрать две-три песни бардов 1960—1980-х годов, подготовить их выразительное чтение или вокальное исполнение (по желанию);
— объяснить, почему именно эти песни затронули душу.

Следующие уроки: 
Предания русского народа >>> 

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. 
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной.
Об уроках 82—85: методику проведения уроков 82—85 автор предлагает разработать самостоятельно, воспользовавшись видами деятельности учителя и учащихся, предложенными на с. 394—398 данного пособия. — Ред. 
См. ниже. (вернуться)

2. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни: Песенник / Сост. Р. А. Шипов. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 4.
Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (9 мая 1924, Москва, СССР — 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е—1980-е годы. 
Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»), была написана в 1946 году. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее — «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов. 
Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, а затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья…», «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится…») стали гимном многих слётов КСП (Клуб самоде́ятельной пе́сни) и фестивалей. (
вернуться)

3. Среди нехоженых дорог одна — моя: Сб. туристских песен / Сост. Л. П. Беленький. — М.: Профиздат, 1989. — С. 378. (
вернуться)

4. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне / Автор-сост. Л. П. Беленький. — М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 11—12.
Ю́лий Черса́нович Ким (род. 23 декабря 1936, Москва) — советский и российский поэт, драматург, бард, участник диссидентского движения в СССР, лауреат литературных и музыкальных премий.
Ещё будучи студентом пединститута Юлий Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 года) и исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. Его первые концерты состоялись в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошёл в круг самых популярных бардов России.
В 1963 г. он выполнил первый профессиональный заказ — сочинил песню для к/ф «Улица Ньютона, дом 1» («Ленфильм», реж Т.Ю. Вульфович), затем последовали заказы от Мосфильма, от к/ст им. Горького, от к/ст. им. Довженко. Широко известны его работы в фильмах «Обыкновенное чудо», «Бумбараш», «Про Красную Шапочку» (в союзе с композиторами Ген. Гладковым, В. Дашкевичем, А. Рыбниковым) – в его фильмотеке свыше 50 названий. (
вернуться)

5. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни: Песенник / Сост. Р. А. Шипов. — М.: Советский композитор, 1989. — С. 232. (
вернуться)

6. Правда. — 1988. — 23 сент. (
вернуться)

7. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне / Авт.-сост. Л. П. Беленький. — М.: Молодая гвардия, 1990. — С. 39. (
вернуться)

8. Если имеется возможность, ученикам можно продемонстрировать фрагменты кинофильмов с участием Ю. Визбора, например фрагмент из «Семнадцати мгновений весны» — роль Бормана.(
вернуться)


Уроки 82—83 (49—50)
Урок-обобщение. Из русской литературы XIX—XX веков. 
Темы и образы русской реалистической литературы конца ХIХ — начала XX века.
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). 

Уроки 84—85 (51—52)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт.
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Слово учителя. Презентация. Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и/или услышанном. Чтение наизусть. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование. 
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4 группы). (
вернуться)

Уроки 88—89 (—)
Урок развития письменной речи: 
сочинение по домашним заготовкам по прочитанным произведениям 
(или: по произведениям из списка внеклассного чтения)
Развитие речи 
Классное сочинение: «Традиции русской классической литературы в прозе конца XX — начала XXIвека»; «И.А.Бунин — прозаик и поэт»; «Полюбившиеся страницы (по произведениям русской литературы конца XIX — начала XX века)»; «Мой любимый герой русской литературы XIX — начала XX века»; «„Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!“ (по произведениям о Великой (Отечественной войне)» и др.

Уроки 90—91 (55—56) 
Урок-практикум 
Из русской литературы XX века. 
Платонов А.П. «Возвращение»
Слово учителя. 
Или: Презентация. 
Или: Сообщение учащегося. Чтение и анализ произведения. 

Уроки 94—95 (59—60)
Синтетический урок.
Или: Урок-концерт. 
Или: Защита проектов
Из русской литературы XX века. 
Русские поэты о Родине и родной природе
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведений. Чтение стихотворений наизусть. Беседа о прочитанном или услышанном. Обучение анализу стихотворения.
Или: Инсценирование.
Или: Проект, подготовленный по группам (2—4группы).

Уроки 96—97 (61—62) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. «Ромео и Джульетта»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям (фрагментарно). Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 98 (63) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Шекспир Уильям. Сонеты
Сообщения учащихся. Чтение произведений. Беседа о прочитанном и услышанном.

Уроки 99—100 (64—65) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы.
Мольер Жан-Батист. «Мещанин во дворянстве»
Слово учителя.
Или: Презентация.
Или: Сообщения учащихся. Чтение произведения по ролям. Беседа о прочитанном и услышанном.Творческая работа.

Уроки 101—102 (66—67) 
Синтетический урок
Из зарубежной литературы. 
Скотт Вальтер. «Айвенго»
Слово учителя.
Или: Презентация. 
Или: Сообщения учащихся. Чтение и анализ фрагментов произведения. (
вернуться)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Омыты перроны слезами дождей и прощаний,

Омыты перроны слезами дождей и прощаний,

В песнях «подпольного» рока 1970-х годов сохранялась данная основа песенной традиции, только лирический герой рока был более политизирован, нежели его предшественники

В песнях «подпольного» рока 1970-х годов сохранялась данная основа песенной традиции, только лирический герой рока был более политизирован, нежели его предшественники

В середине XX века песенную традицию большинства регионов

В середине XX века песенную традицию большинства регионов

XXI века. Безусловно, в наше время она претерпела сильные изменения, сказавшиеся прежде всего в ее функциональном назначении

XXI века. Безусловно, в наше время она претерпела сильные изменения, сказавшиеся прежде всего в ее функциональном назначении

Но при этом круг любителей авторской песни резко сузился, ограничившись возрастными и социальными рамками (приходят на концерты и слушают бардов чаще всего люди старшего и…

Но при этом круг любителей авторской песни резко сузился, ограничившись возрастными и социальными рамками (приходят на концерты и слушают бардов чаще всего люди старшего и…

Визбора (1934—1984), по праву считающегося одним из основоположников авторской песни

Визбора (1934—1984), по праву считающегося одним из основоположников авторской песни

Прослушивание 1—2 песен.)

Прослушивание 1—2 песен.)

XX века взяла у классической русской литературы и, творчески переработав, принесла нам, чтобы согреть наши «зачехленные, зажатые сердца»

XX века взяла у классической русской литературы и, творчески переработав, принесла нам, чтобы согреть наши «зачехленные, зажатые сердца»

Следующие уроки: Предания русского народа >>>

Следующие уроки: Предания русского народа >>>

Ещё будучи студентом пединститута

Ещё будучи студентом пединститута

Мой любимый герой русской литературы

Мой любимый герой русской литературы

Синтетический урок Из зарубежной литературы

Синтетический урок Из зарубежной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020