Тема: А.А. Фет. Любовная лирика поэта
Цель урока: глубже раскрыть внутренний мир писателя, увидеть прекрасное в природе;
показать воссоединение мира природы и души человека в стихотворении А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»
рассказать о личной судьбе поэта, трагедии и переживаниях; расширять кругозор; воспитывать интерес к личности поэта и процессу рождения поэтических произведений; интерес к предмету
урок 5.docx
Дата: Класс: 10 урок 4
Тема: А.А. Фет. Судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики: «Поэтам», «Я пришел к тебе с
приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь»,
Цель урока: глубже раскрыть внутренний мир писателя ,увидеть прекрасное в природе;
показать воссоединение мира природы и души человека в стихотворении А.А.Фета «Я пришел к тебе с
приветом…»
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для
создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунока на
спине».
10
мин.
II. Проверка пройденного материала. С помощью метода
«Таксономия Блума» проверяет домашнюю работу.
20
мин.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу
«ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.
Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает
ученикам составить «Поча»
Нагляднос
ти
Бумага А4
Маркер
Уровневые
задания
Учебник
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся
на группы.
Осмысливают
поставленную
цель.
Демонстрируют
свои знания,
умения по
домашней работе.
Работая в
группах, ученики
самостоятельно
изучают новый
материал.
Ученики
составляют
четверостишье. Богатый помещик Афанасий НеофитовичШеншин, отдыхая и
немного подлечиваясь в Дармштадте, в Германии, пленился
Шарлоттой ЭлизабетойФёт. Шарлотта замужем. У нее годовалая
дочка, к тому же она ждет ребенка. Богатого русского ничто не
останавливает. Он похищает Шарлоту (с ее согласия) и увозит от
мужа в далекую Россию. В имении Новоселки Мценского уезда
Орловской губернии 5 декабря 1820 года у Шарлоты родился
мальчик Афоня. Кто отец? Окружной асессор Иоганн Фёт? Или…
Но точно не Шеншин.
До 14 лет мальчик ничего не знал о своем истинном происхождении,
а потом в 1834 году объявили… о незаконности метрической записи
о рождении. Тут жизнь мальчика испытала катастрофическое
“превращение”.
Лишившись фамилии Шеншина, а соответственно и дворянства, и
всех привилегий, Фет, как говорится, положил живот на то, чтобы
занять в обществе достойную социальную нишу. Афанасий был
отвезен в далекий лифляндский городишко Верро ипомещен в
частный пансион немца Крюммера.
Мать и Афанасий НеофитовичШеншин с большим трудом добились
для Афанасия право на фамилию Фёта. И это спасало мальчика от
позорного клейма “незаконнорожденного”, которое отбросило бы
его на самое дно общество и навсегда закрыло перед ним все пути в
жизни. Но вместе с тем, эта короткая фамилия принесла ее новому
владельцу “жесточайшие нравственные пытки”, подготовившие в его
душе почву для того неискоренимого пессимизма, которым
впоследствии так отличались убеждения этого человека.
Запись в тетрадь: Шеншин до 14 лет – Фёт с 1934
И в это время, ребята, в глубине своего существа юный Афанасий
чувствовал рождение того света, который вскоре станет его
торжеством в жизненном мраке. Фет писал: “В тихие минуты полной
беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение
цветочных спиралей,
стремящихся вынести цветок на
поверхность…”. Это подавал голос никому еще неведомый дар,
творческий дар, это просилась к жизни поэзия.
Но прежде, чем эти цветы появились, юный Афанасий должен был
пережить новую перемену, столь же неожиданную, как и первая, но
несравненно, более радостную.
4) Начало творческого пути.
Первые публикации.
Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как
лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.
По воле Шеншина Афанасий Фет поступает в пансион профессора
Московского университета Погодина. Осенью 1838 года он
становится студентом университета. И в это же время происходят
два события, которые обозначают в его жизни момент “рождения
поэта”. Восемнадцатилетний Афанасий начал писать стихи и
познакомился с Аполлоном Григорьевым
– студентом
университета и тоже горевшим страстью к стихотворству. Вскоре
два друга, “Афоня” и “Аполлоша”, стали совсем неразлучны:
Афанасий переехал в дом Григорьевых на Малой Полянке, в
Замоскворечье, и поселился на антресолях, через стенку от
Аполлона. Аполлон Григорьев стал первым ценителем поэтических опытов
Фета. Друзья готовили к печати первый “студенческий” сборник
стихов Афанасия “Лирический пантеон”, который вышел в 1840
году под инициалами “А.Ф.”. В этом же доме были созданы и
многие уже зрелые, самобытные стихотворения, которые вскоре
стали появляться в журналах “Москвитянин” и “Отечественные
записки”. По воле случая, наборщик ошибся: буква Ё превратилась
в букву Е. Но сама перемена была знаменательной: фамилия
немецкого “подданного” отныне обращалась как бы в литературный
псевдоним русского поэта…
Запись в тетрадь: рождение литературного псевдонима «Фет».
Учитель. Стихотворения этого периода открыли для читающей
публики нового поэта, который пришел из мира усадебной,
помещичьей России. Это прозвучало в строфах “На заре ты ее не
буди…”, 1842г. (история больной девочки друзей Фета) ставших
вскоре благодаря музыке Варламова “почти народной песней”.
Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.
(Звучит романс.)
Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И
это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним
подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не
выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843
году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли
стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический
автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к
тебе с приветом”.
(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе
с приветом”.)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.
Учитель. Каким вы видите поэта в этом стихотворении?
Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола
РАССКАЗАТЬ.
Для чего же Фет пришел в поэзию?
О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)
5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.
(Цель: учить детей приему сравнения.) Учитель. Верно, для этого Фет и пришел в русскую поэзию. И я бы
сравнила это стихотворение с любимым фетовским цветком. В нем
скрыты все основные мотивы будущей фетовской поэзии:
“благоуханная свежесть”, “младенческая наивность”, “страстная
чувственность”, “первобытная природность”, “мотив веселья”.
(Прикрепляю на доске бутон розы).
Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).
Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно
узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же
складывается дальнейшая судьба поэта.
6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).
Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и
страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет
посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни.
Одно из них “Ты отстрадала, я еще страдаю”
Учитель. Стихотворение написано после трагической смерти
Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.
7) 50е годы – вершина поэтической славы Фета.
Учитель. Это личная жизнь поэта. А творчество Фета в 50е годы на
вершине славы.
(Сообщение ученика)
Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех
отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической
славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание
Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера
берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих
поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из
тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского
творчества – “Ещё майская ночь”. Послушайте его в исполнении
мастера слова Царева. Звучит запись стихотворения.
8) Жизнь поэта в 6070е годы.
Учитель. В 1856 году выходит сборник стихотворений Фета,
подготовленный Тургеневым. В 1857 году Фет выгодно и удачно
женится. Невеста Мария Петровна Боткина из богатой семьи
торговцев чаем, и за ней стоит большое приданое. Фету – 36, ей – 30.
Зрелые люди. У него на душе горький осадок от воспоминаний о
Марии Лазич, у Марии Петровны позади тоже любовный роман с
печальным концом. Они честно рассказали друг другу о своем
прошлом, и это их сразу сблизило. Союз Фета и Боткиной оказался,
если несчастливым, то, по крайней мере, прочным и долгим.
В 1858 году Фет оставляет службу в армии, так и не добившись
дворянского звания.
Год 1859. Жизнь Фета перешла за свою середину. Та эпоха, которая
вынесла поэта к великой славе, подошла к концу. Некрасов и его
сторонники обвиняют Фета в отсутствии “гражданской тематики”.
Фета не печатают.
Наступает период долгого творческого молчания, именно на это
время приходится расцвет Фета как помещикафермера.
Деньги жены Фет сразу пустил в дело. Купил невзрачную усадьбу
Степановку, где развернул свой незаурядный талант хозяина
практика, деловитого и расчетливого человека. В 1863 году как итог 25летней творческой деятельности выходит
двухтомное собрание стихотворений поэта.
Спустя 10 лет, в 1873 году, вышел императорский указ о
“возвращении” родового имения Шеншина. Фамилия Фет остается в
качестве псевдонима.
В 1877 году ФетШеншин приобретает богатейшую усадьбу
Воробьевку под Курском. Когдато он мечтательно описывал
С.А.Толстой свой идеал: “Жить в прочной, каменной усадьбе,
совершенно опрятной, над водой…Иметь простой, но вкусный
опрятный стол…”
Мечта сбылась. Все вроде бы пришло к определенному возрасту:
усадьба с домом и не просто опрятная, а великолепная. Парк. Поля.
Пруд. Удовлетворены сословные притязания, наличествуют
достаток и житейский покой…
Как вы думаете, ребята, добившись всего в жизни, о чем мечтал
поэт? Был ли счастлив Фет на самом деле? Почему вы так
считаете? (Ответы детей)
Учитель. Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С
годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания
о Марии Лазич. На пороге своего 58летия Фет пишет строки,
вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще
страдаю
10
мин.
IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.
Самостоятельное работа для группы
1 группа
Задние 2: Запишите, какие чувства вы понимаете под словами
«буйство жизни»?
Фишки
Стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
самоконструкция
социоконструкция.
социализация.
Задание2 : Как и Тютчев – последний романтик, Фет воспевает
любовь к женщине и природе, но необычно. В чем необычность
восприятия Фетом этого чувства, его философию постараемся
понять, обратившись к его стихотворению , «Я пришел к тебе с
приветом…» .Кажется, что поэт вроде бы специально и не
задумывался над стихотворением, а строчки сами пришли к нему. Прочитайте и выпишите ключевые слова.
2 группа:
Задание : Попробуйте по этим словам передать содержание
стихотворения прозой. (не получится)
самоконструкция
социоконструкция.
социализация.
2 Задание: Выпишите словосочетания в 2 столбика : в левый
ключевые словосочетания, передающие состояние природы, а в
правый – передающие душевное состояние лирического героя
(равное количество).
3 группа:
1 Задание : Теперь проанализируйте содержание своих столбиков и
попробуйте ответить на вопрос, о чем это стихотворение, чего хочет
рассказать лирический герой?
самоконструкция
социоконструкция.
социализация.
2 Задание : Попробуйте переставить местами слова в
словосочетаниях, находящихся в разных столбиках.
Например: Солнце встало/ я пришел рассказать
Получилось: Солнце пришло рассказать/ я встал…
4 группа:
2 Задание : Прокомментируйте получившееся и ответьте на вопрос:
«Что можно сказать о состоянии природы и человека в
стихотворении А.А.Фета?»
самоконструкция
социоконструкция.
социализация.
2 Задание : Какие тропы помогают нарисовать подобное?
самоконструкция
социоконструкция.
социализация.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.
Организует индивидуальную работу по личным достижениям.
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
2
мин.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
Итог урока:__________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________ ______________________________________________________________________
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Русская литература 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.