Тема: РР: Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина
Цель урока: проверить уровень знаний, полученных учащимися в течение данного времени; пройтись по страницам романа, заставить учащихся вжиться в образы героев, осознать причины поступков, сравнить с библейскими образами; воспитывать негативное отношение к стяжательству; воспитывать умение дорожить семейными узами
Дата: Класс: 10 урок 2627
Тема: РР: Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству
М.Е. СалтыковаЩедрина
Цель урока: проверить уровень знаний, полученных учащимися в течение данного времени; пройтись
по страницам романа, заставить учащихся вжиться в образы героев, осознать причины поступков,
сравнить с библейскими образами; воспитывать негативное отношение к стяжательству; воспитывать
умение дорожить семейными узами
Деятельность обучающихся
наглядности
Психологический настрой на
урок
Кубик
После записи темы оставить
чистый лист в тетради. В ходе
беседы по роману учащиеся
будут выписывать на этот лист
нравственно-философские
понятия, связанные с семьёй
Головлёвых.
3 мин.
10 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Эпиграф урока
Жестокий век — жестокие
сердца.
II. Мотивация к изучению нового
материала.
Ребятам предлагаются следующие
вопросы для обсуждения:
— На чём строятся отношения
между родственниками?
— Как герои относятся друг к
другу?
— Можно ли назвать их родными
людьми?
— С каким мотивом связаны все
герои и семья в целом?
— Почему, по мнению Салтыкова-
Щедрина, разрушается семья?
— Где мы уже сталкивались с
омертвением жизни?
— Какой автор уже показал нам
поразительно яркую галерею
помещиков, окостеневших в своих
раковинах-имениях?
После беседы об Арине Петровне
Головлёвой, проводимой с опорой
на домашние записи, учащиеся
сравнивают её с Коробочкой.
Затем классу предлагается
подумать о том, есть ли в Арине
Петровне какие-либо
положительные черты? Что её
отличало от всех остальных
представителей семейства
Головлёвых?Читается «Похвальное слово»
Арине Петровне как
единственному активному и
жизнеспособному члену
головлёвского семейства.
20 мин.
III. Актуализация знаний.
Группы рассказывют о героях
романа от имени разных лиц
— О Степане от имени пассажиров
кареты;
Ученики вживаются в роль
второстепенных героев и
рассказывают о героях как о
своих знакомых с
использованием текста
Текст романа
10 мин.
— о Павле от имени соседей-
помещиков;
— о Петеньке и Володеньке от
имени офицеров в полку;
— об Аниньке и Любеньке от имени
ухажёров-любовников.
IV. Итог урока. Организует
систематизацию и обобщение
совместных достижений. Проводит
рефлексию.
Обращается внимание на детство и
зрелость героя, черты характера,
цель жизни, образ жизни,
взаимоотношения с другими
людьми, отношение героя к
собственности и стяжательству.
— Похож ли герой на остальных
Головлёвых, и чем?
— С какими мотивами связан герой,
и почему?
— Что или кто виновник гибели
героя?
В ходе разговора о Степане
делается сообщение
о том, кто такой “блудный сын”, и
заслушиваются выступления
учащихся
Учащиеся предлагают свой
ролевой рассказ о судьбе
героев, после рассказа
следует обсуждение и
дополнение первичного
анализа.
При подведении итогов урока
в особо отведённый лист
записываются нравственно-
философские понятия,
упомянутые на этом уроке.
2 мин.
V. Домашняя работа. Предлагается
написать сочинениерассуждение на
тему: «Образ Иудушки Головлева»
Записывают домашнюю работу в
дневниках.
Учебник
Итог урока:___________________________________________________________________Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________