Тема: А Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя.
Цель урока: Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
Развитие навыков восприятия монологической речи.
Развитие навыков записи лекции.
Учитель проводит путешествие по творчеству Н. С. Лескова.
Рассказывает об особенностях творчества Н. С. Лескова.
Дата: Класс: 10 урок 11
Тема: А Н.С. Лесков. Творческая индивидуальность писателя.
Цель урока: Создать целостное представление о личности и творчестве писателя..
Прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова.
Развитие навыков восприятия монологической речи.
Развитие навыков записи лекции.
Наглядн
ости
Кубик
Блума
Учебник
Ноутбук
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся
на группы.
Осмысливают
поставленную
цель.
Демонстрируют
свои знания,
умения по
домашней
работе.
Ученики по
данному сюжету
делают свои
выводы.
Работая в
группах, ученики
изучают новый
материал.
3
ми
н.
10
ми
н.
20
ми
н.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания
психологической атмосферы проводит игру «Ёжик».
II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума проверяет домашнюю работу.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. С помощью
электронного учебника демонстрирует сюжет по творчеству
Пушкина. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового
материала. Контролирует выполнение записей учащимися.
Биография писателя.
1.Родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда.
2.Отец – Семён Дмитриевич Лесков. Мать – Марья Петровна
Лескова.
3.1839 год – переезд в г. Орёл.
4. 1841 – 1846 год учёба в Орловской мужской гимназии.
5. 1847 1849 год служба в Орловской палате уголовного суда.
6. 1849 год – служба в киевской казённой палате.
7. 1857 год – служба у А. Я. Шкотта.
8. 18611862 год – переезд в Петербург и работа в газете
«Отечественные записки».
9. С 1863 года начинается писательская карьера Лескова.
10. В 1875 году разладил с церковью, произведения подверглись
резкой критике
11. Последние 5 лет страдал астмой и умер 21 февраля 1895 года в
Петербурге.
Теперь мы с вами познакомимся с особенностями творчества Н. С.
Лескова. Послушаем доклад, который раскроет нам секреты
творчества писателя.
Путешествие по творчеству Н. С. Лескова.
Лесков – прозаик, публицист. Служба даёт обильный материал для
творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская
речь». Значительная часть ранних произведений написана в жанре
творческого очерка.
Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость
России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60х
годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро
пойдёт по пути прогресса. Но наблюдения над пореформеннойдействительностью показали, как мало произошло изменений к
лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков
становится одной из главных в его творчестве.
Творчество писателя в 60е годы отличается большим
разнообразием по жанру. Лесков пробует свои силы в очерке,
рассказе, повести, романе, пишет единственную пьесу «Расточитель».
Все произведения пропитаны фольклорными мотивами. В них
звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, заговоры и многое
другое.
Яркой особенностью творческой манеры Лескова является
документальность изображения. Многие его герои имеют реальных
прототипов («Кадетский монастырь», «Владычный суд», «Человек на
часах»).
Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается
непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского
дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко
проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым
русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину
русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и
повестях.
Записи в тетради.
Особенности творчества Н. С. Лескова.
1. Лесков – прозаик, публицист.
2. Ранние произведения написаны в жанре творческого очерка.
3. Тема крепостнических пережитков становится одной из
главных в творчестве.
4. Пробует силы в художественном очерке, рассказе, повести,
романе, пишет пьесу «Расточитель».
5. Произведения пропитаны фольклорными мотивами.
6. Особенность творческой манеры – документальность
изображения.
7. Лесков – первый писатель, который создал картину русской
жизни в рассказах и повестях.
10
ми
н.
IV. Итог урока. По методу «Мозговой штурм» закрепить знания
учеников. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности. Организует
систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует
индивидуальную работу по личным достижениям.
1 группа:
1. Подготовить рассказ по записям в тетради.
2. Прочитать повесть «Очарованный странник».
2 группа:
1. Прочитать повесть «Очарованный странник».
2. Выделить в повести несколько историй и подготовить их пересказ.
3. Подготовить доклад об особенностях языка произведений Н. С.
Лескова.
Стикеры
Отвечая на
предложенные
вопросы,
оценивают
работу своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по
поводу урока.познакомиться с биографией и творчеством
писателя;
выявить особенности творчества писателя;
познакомиться с героями произведений
Лескова;
развивать связную речь учащихся;
прививать любовь к творчеству писателей
XIX века.
Проводит рефлексию.
V. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней
работы.
2
ми
н.
Записывают
домашнюю
работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________