Русская литература 10 класс А.А. Блок. Личность и творческий путь поэта

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.А. Блок. Личность и творческий путь поэта Цель урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - « Стихов о Прекрасной Даме». Задачи: - развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; - научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать литературное произведение; - развитие умения анализировать поэтический текст;
Иконка файла материала 64-65.docx
Дата:                                                                                                     Класс: 10   урок 64­65 Тема: А.А. Блок.  Личность и творческий путь поэта Цель урока:   познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги ­ « Стихов о Прекрасной Даме». Задачи: ­ развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;              ­ научить эмоционально­образно  воспринимать и оценивать литературное произведение;              ­ развитие умения анализировать поэтический текст; наглядност и пазлы Ромашка  Блума Учебник Деятельность  обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики  демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые  вопросы. Составляют кластер. Фиксируют его в  тетрадях. Знакомятся с  рассказами  Толстого. Читают  выразительно  несколько рассказов. Ожидаемый результат: научатся правильно и выразительно читать. Деятельность учителя 3  ми н. 5  ми н. 20  ми н. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ромашка  Блума» осуществляет  проверку домашней работы.  III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер»  осуществляет усвоение нового материала.                      Личность и творческий путь поэта художественные       научно­познавательные (автор передает                (автор сообщает  свои чувства                   сведения, факты) переживания.  Выражает свое  отношение к,  происходящему) Родился   и   воспитывался   Блок   в   Петербурге,   в   дворянской профессорской   семье.   Семейная   атмосфера,   в   которой   он   вырос, способствовала   тому,   что   традиции   классической   русской   культуры были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома». Отец поэта ­ профессор   Варшавского   университета,   мать   ­   переводчица,   дочь ректора   Петербургского   университета   А.Н.Бекетова.   Детские   и юношеские   годы   прошли   в   доме   деда,   профессора   ботаники,   в «ректорском   доме»,   а   каждое   лето   ­   в   бекетовском   подмосковном имении, « в благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно­популярных очерков. Бабушка  Блока  и  ее  дочери,  в  том  числе   и мать   поэта,   занимались переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать в 5 лет. Но серьезное обращение к литературному творчеству приходится   на   годы   окончания   им   гимназии   и   поступления   в университет в 1898 году.  Учитель:  В начале 1900­х годов случилось знаменательное событие, повлиявшее   на   личную   и   литературную   судьбу   Блока,­   любовь   кЛ.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году. Учитель:  Любовь   Дмитриевна   Менделеева   и   Александр   Блок составляли самую знаменитую и странную пару серебряного века. Он ­ великий поэт. А она  Прекрасная дама.  Гамлет   и   Офелия.   Вот   они   на   старых   фотографиях,   «У   обоих удивительные   лица,   ­   пишет   Н.А.Павлович.­   Никогда,   ни   в   каком девичьем лице я не видела такого выражения невинности, какое было у неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было прекрасно.   А   его   лицо   ­   это   лицо   человека,   увидевшего   небесное виденье». 25 мая 1903 года Александр Блок и Любовь Менделеева обручились в университетской   церкви,   а   обвенчались   17   августа   в   церкви   села Тараканова вблизи Шахматова. Так было в жизни. А рядом с жизнью шли его стихи день за днем, как дневник, как исповедь. Создавалась книга стихов о великой любви, о Прекрасной Даме. В любой обыденной мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего, тайного смысла.  Ученик читает: Пять изгибов сокровенных Добрых линий на земле. К ним причастные во мгле Пять стенаний вдохновенных. Вы, рожденные вдали, Мне, смятенному, причастны Краем дальним и прекрасным Переполненной земли. Пять изгибов вдохновенных. Семь и десять по краям, Восемь, девять, средний храм – Пять стенаний сокровенных. Но ужасней ­ средний храм – Меж десяткой и девяткой, С черной, выспренней загадкой, Свое куреньями богам. Учитель: Ребята, как вы понимаете это стихотворение? Ответ:  Это совершенно непонятное стихотворение. Не знаешь, о чем хотелось рассказать поэту, какую тайну приоткрыть. Но оказывается всё   совершенное   просто:   я   прочитал   комментарий   Блока   к   этим стихам: «Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6­й линии. Среднему проспекту ­ до 10­й линии, я же, незамеченный Ею, следовал позади... Отсюда   появились   «пять   изгибов»...   Мне   хотелось   ЗАПЕЧАТЛЕТЬ мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где   пять   изгибов   линий   обозначали   те   улицы,   по   которым   она проходила. Учитель:  «Стихи   о   Прекрасной   Даме»   ­   своеобразный   лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения   чему­то   высшему.   Смутные   предчувствия,   тревожные ожидания,   предзнаменования   переполняют   стихи.   Идеальный   мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символических образах.  Выразительное   чтение   стихотворения   «Вхожу   я   в   темные   храмы...» (Ильфат)Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный,  Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам   Величавой Вечной Жены!  Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! 10  ми н. IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока. 1. 2. понравившегося стихотворения. Прочитать стихи А.Блока о России. Приготовить   выразительное   чтение   наизусть   и   анализ 5  ми н. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы.    2  ми н. Учащиеся делают  внутренний и  внешний круг.  Проводят  обсуждение по  творчеству писателя. Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. стикеры оценочный  лист Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________  ______________________________________________________________________

Посмотрите также