Тема: А.А. Блок. Личность и творческий путь поэта
Цель урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - « Стихов о Прекрасной Даме».
Задачи: - развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;
- научить эмоционально-образно воспринимать и оценивать литературное произведение;
- развитие умения анализировать поэтический текст;
Дата: Класс: 10 урок 6465
Тема: А.А. Блок. Личность и творческий путь поэта
Цель урока: познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии
отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги « Стихов о Прекрасной Даме».
Задачи: развивать навыки выразительного чтения поэтического текста;
научить эмоциональнообразно воспринимать и оценивать литературное произведение;
развитие умения анализировать поэтический текст;
наглядност
и
пазлы
Ромашка
Блума
Учебник
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
Ученики
демонстрируют свои
знания. Отвечают на
разноуровневые
вопросы.
Составляют кластер.
Фиксируют его в
тетрадях.
Знакомятся с
рассказами
Толстого. Читают
выразительно
несколько рассказов.
Ожидаемый результат: научатся правильно и выразительно читать.
Деятельность учителя
3
ми
н.
5
ми
н.
20
ми
н.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха.
II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Ромашка
Блума» осуществляет проверку домашней работы.
III. Актуализация знаний. С помощью метода «Кластер»
осуществляет усвоение нового материала.
Личность и творческий путь поэта
художественные научнопознавательные
(автор передает (автор сообщает
свои чувства сведения, факты)
переживания.
Выражает свое
отношение к,
происходящему)
Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской
профессорской семье. Семейная атмосфера, в которой он вырос,
способствовала тому, что традиции классической русской культуры
были неотделимы в восприятии Блока от понятия «дома». Отец поэта
профессор Варшавского университета, мать переводчица, дочь
ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова. Детские и
юношеские годы прошли в доме деда, профессора ботаники, в
«ректорском доме», а каждое лето в бекетовском подмосковном
имении, « в благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта
было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы,
среди литературы и музыки.
В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был
автором не только научных трудов, но и научнопопулярных очерков.
Бабушка Блока и ее дочери, в том числе и мать поэта, занимались
переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал
писать в 5 лет. Но серьезное обращение к литературному творчеству
приходится на годы окончания им гимназии и поступления в
университет в 1898 году.
Учитель: В начале 1900х годов случилось знаменательное событие,
повлиявшее на личную и литературную судьбу Блока, любовь кЛ.Д.Менделеевой и женитьба на ней в 1903 году.
Учитель: Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок
составляли самую знаменитую и странную пару серебряного века. Он
великий поэт. А она Прекрасная дама.
Гамлет и Офелия. Вот они на старых фотографиях, «У обоих
удивительные лица, пишет Н.А.Павлович. Никогда, ни в каком
девичьем лице я не видела такого выражения невинности, какое было у
неё. Это полудетское, чуть скуластое, некрасивое по чертам лицо было
прекрасно. А его лицо это лицо человека, увидевшего небесное
виденье».
25 мая 1903 года Александр Блок и Любовь Менделеева обручились в
университетской церкви, а обвенчались 17 августа в церкви села
Тараканова вблизи Шахматова.
Так было в жизни. А рядом с жизнью шли его стихи день за днем, как
дневник, как исповедь. Создавалась книга стихов о великой любви, о
Прекрасной Даме. В любой обыденной мелочи поэт видит знамение,
присутствие высшего, тайного смысла.
Ученик читает:
Пять изгибов сокровенных
Добрых линий на земле.
К ним причастные во мгле
Пять стенаний вдохновенных.
Вы, рожденные вдали,
Мне, смятенному, причастны
Краем дальним и прекрасным
Переполненной земли.
Пять изгибов вдохновенных.
Семь и десять по краям,
Восемь, девять, средний храм –
Пять стенаний сокровенных.
Но ужасней средний храм –
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
Свое куреньями богам.
Учитель: Ребята, как вы понимаете это стихотворение?
Ответ: Это совершенно непонятное стихотворение. Не знаешь, о чем
хотелось рассказать поэту, какую тайну приоткрыть. Но оказывается
всё совершенное просто: я прочитал комментарий Блока к этим
стихам: «Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове...
Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6й
линии. Среднему проспекту до 10й линии, я же, незамеченный Ею,
следовал позади...
Отсюда появились «пять изгибов»... Мне хотелось ЗАПЕЧАТЛЕТЬ
мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение,
где пять изгибов линий обозначали те улицы, по которым она
проходила.
Учитель: «Стихи о Прекрасной Даме» своеобразный лирический
дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд
служения чемуто высшему. Смутные предчувствия, тревожные
ожидания, предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир
противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт
воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символических
образах.
Выразительное чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы...»
(Ильфат)Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
10
ми
н.
IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
1.
2.
понравившегося стихотворения.
Прочитать стихи А.Блока о России.
Приготовить выразительное чтение наизусть и анализ
5
ми
н.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
2
ми
н.
Учащиеся делают
внутренний и
внешний круг.
Проводят
обсуждение по
творчеству писателя.
Оценивают работу
своих
одноклассников.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
стикеры
оценочный
лист
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________