Русская литература 10 класс А.И. Куприн. «Поединок»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: А.И. Куприн. «Поединок» Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи. Класс работает в группах; заполняют кластер. Обсуждают смысл названия повести. Закрепление проводится в виде групповой работы
Иконка файла материала 47-48.docx
Дата:                                                                                                      Класс: 10                                    урок 47­48 Тема:  А.И. Куприн. «Поединок» Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни;  гуманистический, антивоенный пафос повести  Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической  речи. Класс работает в группах; заполняют кластер. Обсуждают смысл названия повести. Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха.  5  мин. 20  мин. II. Проверка домашней работы.  По методу «Фишбоун» проводит проверку домашней работы.  III. Актуализация знаний.  С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет  усвоение нового материала.                                    Оциферы Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики  демонстрируют свои  знания. Отвечают на вопросы учителя. Ученики  демонстрируют свои  знания.  нагляднос ти Шарики Учебник  Офицеры полка имеют единое  «типовое» лицо с чёткими  признаками  бессмысленной  жестокости, цинизма, пошлости и  чванливости. Каждый офицер хоть  на момент показывается таким,  каким он мог бы стать, если бы не  губительное воздействие армии»  «солдаты же любили  воистину: пимер, может  быть, единственный в  русской армии» «В роте у него не дрались и даже  не ругались… по великолепному  внешнему виду и выучке рота не  уступала гвардейской частиПоединок Ромашова с тем дурным, что есть в нём  самом.  Знак самой действительности, разобщённость людей.  Штатские – офицеры.  Офицерство и солдаты.  Поединок Куприна со всей армией, убивающей в  человеке личность.         А)  Само   название   передаёт   личный   и   общественный Повесть   «Поединок»  вышла   в   мае   1905   г.,   в   дни   разгрома русского   флота   при   Цусиме.   Изображение   отсталой, небоеспособной   армии,   разложившихся   офицеров,   забитых солдат   имело   важный   общественно­политический   смысл:   это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы. Жёсткими штрихами, как бы рассчитываясь с прошлым, Куприн рисует армию, которой он отдал годы юности. 1. Обсуждение смысла названия повести.    конфликт, положенный в основу сюжета.     Сюжетный аспект.  Поединки, о которых мы уже говорили, неизбежно и закономерно  приводят  к развязке –  к  последнему поединку.           Особенность финала. Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О  гибели Ромашова  сообщают сухие, официальные,   бездушные   строчки  рапорта  штабс­капитана Дица   (гл.23, 443).  Финал   воспринимается   трагичным   потому, что   смерть   Ромашова   бессмысленна.   Этот   последний   аккорд исполнен   состраданием.   Этот   поединок,   гибель   героя предрешены:  Ромашов  слишком  отличается  от  всех,  чтобы выжить в этом обществе.          Несколько раз в повести упоминаются  дуэли, нагнетается тягостная,   душная   обстановка.   В   19   главе   описывается,   как пьяные офицеры тянут похоронный напев, (в глуповатых глазах Веткина этот мотив вызывает слёзы), но чистые звуки панихидыВ)   Тема   поединка   –  знак   самой   действительности, вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего,   419.  Оскорблённый   Ромашов   пытается   образумить людей.   После   этого   и   разыгрывается   скандал,   приведший   к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль, 420, 426.      Б) Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть   в   нём   самом.   Этот   конфликт   даётся   как   философский, постижение героем свободы и необходимости.   разобщённость людей, непонимание одного человека другим.          Г)  Штатские – офицеры, 411­412. Кастовые офицерские предрассудки.      Д) Офицерство и солдаты (униженные, вспомним татарина, денщика   Ромашова,   допивающего   кофе   за   ним,   доедающего обеды)      Е)  Но название имеет и метафорический, символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы   моего   детства   и   юности,   годы   корпуса,   юнкерского училища   и   службы   в   полку.   Обо   всём.   Что   я   испытал   и видел, я должен написать. И своим романом  я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но   и   почти   через   сто   лет   после   написания   повесть   остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви. Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» проводит  закрепление урока. 1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И.  «Поединок» 1. Как Куприн рисует образы офицеров? 2. Каковы их типические черты? 3. Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»? 2 группа Изображение главного героя повести – Юрия  Алексеевича Ромашова. 1. История жизни. 2. Портрет. 3. Поступки героя. 4. Внутренние противоречия героя. 5. Ромашов и Хлебников. 6. Ромашов и Шурочка Николаева. 3 группа Смысл названия повести. 10  мин. Учащиеся отвечают  на вопросы учителя. Кубик Блума1. Почему – «Поединок» (с кем? с чем?) 2. Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна? 3. Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский? 4. Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.? 5  мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. Работа в группах по карточкам № 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте  выводы о характере героя. № 2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн? № 3. Куприн очень долго, до последних часов работы над  заключительной главой, противился решению убить Ромашова.  Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя?  Почему жалел о принятом решении? № 4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, ­ заявляет  писатель и тут же себе противоречит, ­ в сущности, я ведь  только мечтатель, сказочник я». Докажите текстом правоту  писателя. стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также