Русская литература 10 класс Духовные искания Андрея Болконского.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Духовные искания Андрея Болконского. Урок 32 Цели: обобщить полученные знания по роману, понять авторскую позицию, проанализировать и определить своё отношение к ней. Задачи: 1. Образовательные: умение выделить ключевую проблему произведения. 2. Развивающие : организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать. Планируемые результаты: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир » Л.Н.Толстого ?»
Иконка файла материала 32.docx
Тема Цель Духовные искания Андрея Болконского.    Урок 32 обобщить  полученные  знания по роману, понять авторскую  позицию, проанализировать и определить своё отношение к ней. Задачи:  1. Образовательные:  умение выделить ключевую проблему  произведения.  2. Развивающие : организация работы над развитием  интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение  создавать собственное суждение по прочитанному тексту,  аргументировать и доказывать. Планируемые результаты: самоопределение, стремление к речевому  самосовершенствованию; нравственно­этическая ориентация,  способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит  нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир »  Л.Н.Толстого ?» План урока Организационны й момент.   Полминутки. Методы обучения Мотивация учебной  деятельности( словес ный  метод). 1.Сквозной  элемент урока 2.Мотивация к  учебной деятельности. 1 минута  Индивидуальная,  парная, коллективная работа. Проблемный, метод  фронтальной  организации  учащихся Деятельность учителя Психологический  настрой учащихся на урок.  Чтение эпиграфа « Чтобы жить честно.  надо рваться, путаться,  биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и  лишаться. А спокойствие  ­душевная  подлость».  Л.  Толстой.  портрет писателя,  эпиграф) Слово учителя.   Сегодня ещё раз  перелистаем странички  романа, остановимся на  образах Андрея Болконского  и Пьера Безухова, скажем  последнее слово: о чём этот  роман? Проследив жизненный путь героев,  найдём ответ на  вопрос: Чему же  учит это  произведение? Сам  писатель говорил так: «  … Я буду писать историю  людей, более свободных, чем  государственные люди,  живущих в самых выгодных  условиях жизни, людей,  свободных от бедности, от  Деятельн ость учащихся Оценивани е готовности к  уроку. Самостоят ельно  организовывать  собственную  деятельность. Подготовк а  к общению. Даётся  развёрнутый  ответ с  аргументами  для  подтверждения  своих мыслей.  ( примерн ый ответ)  Да, в романе­ эпопее Л. Н.  Толстого  “Война и мир”  изображено  множество  человеческих3.Сообщение  темы урока.  Постановка учебных  задач. 1 минута Метод  фронтальной  организации  учащихся невежества и  независимых…».  ( Что вы думаете об этом?   Проблемный вопрос:  Как же относится  Л.Н.Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему  так подробно  писатель говорит об их  судьбе в своём романе? Комментарий и дополнения  ответа учащихся учителем ( при надобности) примерно  так: Мы с вами поняли, что  Л.Н.Толстой глубоко изучает  внутреннюю жизнь человека  ( « изучает тайны  человеческого духа в самом в себе»), потому что  главной  задачей  людей считает  нравственное  самосовершенствование,  вечную, неустанную  духовную работу,  направленную на очищение  своего «я».  Этим герои  близки к писателю. Целеполагание.  Попробуем сформулировать  тему  урока.  судеб.  И у  каждого из них  — свои  нравственные  искания,  каждый ищет  свою дорогу и  по­своему  решает вопрос о смысле жизни.  Недаром  говорят:  «Жизнь  прожить­ не  поле перейти»,  и даже такие  люди (богатые и независимые),  как Андрей  Болконский и  Пьер Безухов,  не могли в  своей жизни  сразу найти  ответ на многие вопросы.  Учащиеся  делают вывод. Андрей  Болконский и  Пьер Безухов  противопоставл ены многим  героям романа  именно тем, что хотят  постигнуть  смысл и цель  своего  существования.  Они ­ любимые  герои  Л.Н.Толстого,  которые ищут  смысл жизни,   размышляют о  своем земном  предназначении. Писатель  рисует трудный, трагический  путь Андрея и  Пьера к  самопознанию,к ответу на  вопросы,  высказанные  Пьером  Безуховым:  “Что дурно? Что   хорошо?   Что надо любить,   что ненавидеть? Для   чего   жить, и   что   такое   я? Что такое жизнь,   и   что такое   смерть? Какая   сила управляет всем?”    Формулируют тему   занятия; составляют план деятельности, направленный на   получение недостающих знаний умений. своей       и Словесный,  познавательный,  эвристический 1. Проверка  домашнего задания ( домашнее задание   дополняет тему  урока ) 5­6 минут Проверка  Проверим домашнее  Зачитываю т свои работы. задание, т.к. оно тесно  связано с темой сегодняшнего обсуждения. Учащимся дано  дифференцированное задание – написать мини­рассуждение по теме: 1.Семейные ценности в  романе « Война и мир»  Л.Н.Толстого. 2.Нравственные искания  Андрея Болконского и Пьера  Безухова по роману  Л.Н.Толстого « Война и мир». ОБЩИЙ  ВЫВОД Для того, чтобы постичь смысл  жизни,  необходимо  пройти через  множество  разочарований,  кризисов,  потерь и  обретений. 2.Работа с  литературоведческим и понятиями. Какие литературные  понятия необходимо помнить при анализе романа « Война и  Работа в  команде.  Примерны1­2 минутки мир»?  Какую роль они играют? Слайд№6 й ответ 1 Антитеза. 2 Внутренний монолог. 3 Постоянные метафоры. 4 Сюжетная параллель Далее  учащиеся  раскрывают эти  понятия и  делают выводы.  Диалектика  души героев  романа, их  внутренние  монологи (и  противопоставл ения)  свидетельствую т о борьбе  добра и зла в  душе человека,  о  формировании  его личности, о  его вечном  стремлении «  быть всегда  хорошим».    Постоянные  метафоры и  сюжетная  параллель  позволяет показать , как  изменился  герой за какое­ то  определённое  время.  ( Ранение на  поле Бородино  повторяет  сцену ранения  князя Андрея  на поле  Аустерлица; и  там , и здесь  открывается  истина­это  любовь к миру и слияние с  Богом , т.4,3.Мини­ исследование в  группе. 10­12 минут ч.1, гл.26,  или  встреча Пьера с  Платоном  Каратаевым  должна  автоматически  вызывать  в  памяти встречу  Пьера с  масоном  Иосифом  Алексеевичем ­  возникает  параллель  между  истинным  учителем жизни и ложным)  Исследов ательская  работа. Обсужден ие и поиск  общего решения группы,  представление  результатов  работы в  группе. Предполагаемы й ответ:  Князь Андрей  не  удовлетворен   светской  жизнью, он  хочет чего­то  большего, и  мечтает о  славе ( т. I, ч.  III, гл. 12 «Ночь была  туманная») Это очень  важный момент  в  судьбе героя,  где он впервые  задумался или  даже  приблизился к   истине, ради  которой  написана  Ученики получают  карточки с цитатами из  романа, отражающий смысл  духовных исканий героев.  Определить место  данных цитат в общем  рассказе о герое. 1­ая карточка. 1. « Я иду на войну, потому  что эта жизнь, которую я  здесь веду, эта жизнь­ не по   мне». 2. « Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я  счастлив, что узнал его  наконец… И слава Богу!...» . « Птицы небесные не сеют,  не жнут, но Отец ваш питает  их..» Комментарий учителя. Читать Евангелие князь  Андрей конечно не мог, так  как эту главную книгу  христианства перевели с  церковнославянского на  русский после Бородинского  сражения, вернее, 1819 год­  год выхода русского  Евангелия. Возглавил работу перевода  её будущий митрополит Московский Филарет  ( Дроздов).  Л.Н.Толстой нарушил эту  хронологию, и  в   предсмертные размышления  Болконскогопоместил цитаты именно из  русского Евангелия.    2­ая карточка. 1. « Ты  один живой человек   среди всего нашего света». 2. « …между ним и Элен  образовалась какая­то связь,  признаваемая другими  людьми…».  3. «… надо жить, надо  любить, надо верить ». эпопея  (  чуть  позже   много   раз    повествователь оговорится, что  истиной не  обладает никто, кроме Бога и в  3­ 4­ых томах   расскажет нам  лекцию об  устройстве  человеческой  истории). Л.Н.Толстой  хочет показать:  евангельская  мудрость вошла в душу Андрея,  она стала  частью его  собственных  размышлений,  он читает  Евангелие, как  объяснение  своей  собственной  жизни и своей  собственной  смерти. Учащиеся  могут добавить.  Он показал ( и  это получилось) духовное  совершенство  Андрея  Болконского. Андрей считает  Пьера  единственным  другом  ( т.1,часть 1,  гл.6) « Ему  оказывали  уважение,  какого прежде  никогда не  оказывали» и1.Работа с текстом . 10­15 минут Проблемный, метод  фронтальной  организации  учащихся Беседа.  Что общее в Андрее и  Пьере? Отношение героев к  войне 1805­1807 годов. Наташа Ростова в  судьбе героев романа. Война 1812 года в  судьбе героев романа. женили на Элен  ­   пустую и  безнравственну ю красавицу   (т.1, часть2,  гл.1) Последние  главы романа. Итог  нравственных  исканий Пьера. , первая  группа  говорит общее о героях,  вторая ­ об  Андрее  Болконском, а  третья ­ о Пьере Безухове. Ребята  дают  развёрнутые  ответы на  вопросы  учителя. Примерны й ответ 1  группы. Оба они,  князь Андрей и  граф Пьер,  богаты  ( Болконский –  изначально,  незаконнорожде нный Безухов –  после смерти  отца); умны,  хотя по­ разному. Ум  Болконского  холодный и  острый; ум  Безухова  наивный, зато  живой. Они в  восторге от  Наполеона и  убежденны в  том , чтоименно  личность  управляет  ходом истории.  К  нравственному  совершенствова нию ни тот , ни  другой не  стремится. К  напряжённому  поиску их  подталкивают  обстоятельства, а может , и само Провидение. И  нужно  отметить, что  душевные  качества  Андрея и Пьера таковы, что  каждый может  ответить на  вызов судьбе,  только поэтому  они  поднимаются до духовных  высот.  Ответы  учащихся   (примерные)       1  вариант –  Пьер  Безухов 2 Пьер  в   петербургском  салоне  А. П.  Шерер  (незаконный   сын  графа   Безухова ). 3 Смерть отца  (законный   наследник   миллионов). 4 Женитьба  на   Элен. 5 Разочарование   в семейной   жизни  (разрыв  с  Элен). 6 Увлечение   масонством     Подготовить ответ  на  вопрос:  Какие  эпизоды  жизни   героев, по  вашему мнению,  меняли жизненные  взгляды   героев и  как  менялись  эти   взгляды ?(попытка   обрести веру). 7 Поездка  в   южные  имения ( улучшение   жизни   крестьян). 8 Любовь  к   Наташе. 9 Война  1812  года . 10 Плен – Платон   Каратаев :  обретение   высшего   счастья  ,  истинной   веры. 11 Женитьба  на   Наташе.             2  вариант   Андрей  Болконский 1 Разочарование   в  светской  и   семейной   жизни. 2 Война  1812   года   (желание славы). 3 Ранение  под   Аустерлицем  ( « вечное   небо , покой»  познание  истины). 4Богучарово  (изменение   положения   крестьян ,  спор  с   Безуховым  о смысле   жизни). 5 Попытка   служить   государству  ( Аракчеев ,  Сперанский). 6 Влюбленность   в Наташу   ( желание   жениться).  Разрыв  с   Наташей. 78 Война  1812  Групповая работа.  Самостоятельный  анализ отдельных  глав.  8 минут Работа в  группах и    выступление перед  аудиторией. Организационная работа.  Правила работы в группе.  Разработка критериев оценки  работы в группе. Слайд№ 10 Итог нравственных исканий  героев романа Л.Н.Толстого. года  (единение  с  народом). 9Ранение   на   Бородинском   поле   ( прощение   Анатоля,  Наташи, любовь к  миру,   слияние  с   БОГОМ). Группова я работа.  Обсужден ие и поиск  общего решения группы,  представление  результатов  работы в  группе. 1 группа. 1. С  какими  мыслями о  смысле жизни  умер  Андрей  Болконский?  (понимание  братства,  всеобщей  любви, вера в  БОГА,  нравственное  совершенство  человека) 2 группа. 1. В чём  смысл жизни  Пьера Безухова  в эпилоге  романа?  ( участие в  тайном  обществе,  общественная  деятельность,  счастливая  семейная жизнь) 1.Обобщение.   1­2 минуты Индивидуальная  работа, выступление  перед аудиторией. Формирование  познавательной активности  через творческое задание и   Мини­ответ  ( да, нравится  или нет икорректировка полученных  ответов.   Выполняет роль  консультанта. почему)    Кто из  этих героев , по  вашему мнению. ближе к автору  и почему? Кто из  этих героев  вызывает у вас  большую  симпатию? Какие  мысли героев  вам кажутся  интересными? Словесный,  наглядный 3.Домашнее задание  (обобщение,  самооценка и запись  домашнего задания – 1 минута) Дифференцированное  домашнее задание.  1.Сочинение­ рассуждение «Каким я вижу   будущее России и что могу  сделать для  её  процветания?» 2. Подготовиться к  беседе «Толстой о роли  личности в истории » 4.Рефлексия 1 минута. Метод контроля, Познавательно­ рефлексивный Что удалось нам  сегодня на уроке? Чем  запомнится эта встреча?  Итоговый комментарий.   Я думаю, что вы ещё  вернётесь к этой книге,  потому что в ней вся  человеческая  жизнь…  Она   охватывает всё, чем живёт  человек: надежда на счастье и благополучие, на радость в  наших домах, на веру в  истину и справедливость, в  самого себя и  в БОГА. Второй такой книги нет,  потому что в ней главная  задача литературы –  учить  жизни, быть человеком  и  оставаться им в любых  Насколько жизнь Андрея и  Пьера Безухова  соответствует  словам  Толстого о «  честной  жизни?» Запись  задания . Выводы  учащихся. Каждый герой  романа  неповторим, все они заставляют нас задуматься  о своей жизни,  оценить свои  поступки, своё  место в  обществе,  ставить перед  собой  цель ­   высокую,  благородную и  идти к ней,  пустьситуациях.  спотыкаясь, но  идти и делать  всё для  процветания  своей отчизны и верить в  хорошее,  доброе и  вечное.

Посмотрите также