Тема: Духовные искания Андрея Болконского. Урок 32
Цели: обобщить полученные знания по роману, понять авторскую позицию, проанализировать и определить своё отношение к ней.
Задачи:
1. Образовательные: умение выделить ключевую проблему произведения.
2. Развивающие : организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать.
Планируемые результаты:
самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир » Л.Н.Толстого ?»
Тема
Цель
Духовные искания Андрея Болконского. Урок 32
обобщить полученные знания по роману, понять авторскую
позицию, проанализировать и определить своё отношение к ней.
Задачи:
1. Образовательные: умение выделить ключевую проблему
произведения.
2. Развивающие : организация работы над развитием
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, умение
создавать собственное суждение по прочитанному тексту,
аргументировать и доказывать.
Планируемые результаты:
самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; нравственноэтическая ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков; развитие
моральной готовности противостоять негативным проявлениям, умение
найти ответ на вопрос « В чём смысл человеческой жизни? Чему учит
нас жизненные искания главных героев романа « Война и мир »
Л.Н.Толстого ?»
План урока
Организационны
й
момент.
Полминутки.
Методы
обучения
Мотивация учебной
деятельности( словес
ный
метод).
1.Сквозной
элемент урока
2.Мотивация к
учебной деятельности.
1 минута
Индивидуальная,
парная, коллективная
работа.
Проблемный, метод
фронтальной
организации
учащихся
Деятельность учителя
Психологический
настрой учащихся на урок.
Чтение эпиграфа
« Чтобы жить честно.
надо рваться, путаться,
биться, ошибаться, начинать и
бросать, и вечно бороться и
лишаться. А спокойствие
душевная подлость». Л.
Толстой.
портрет писателя,
эпиграф)
Слово учителя.
Сегодня ещё раз
перелистаем странички
романа, остановимся на
образах Андрея Болконского
и Пьера Безухова, скажем
последнее слово: о чём этот
роман? Проследив жизненный
путь героев, найдём ответ на
вопрос: Чему же учит это
произведение?
Сам писатель говорил так: «
… Я буду писать историю
людей, более свободных, чем
государственные люди,
живущих в самых выгодных
условиях жизни, людей,
свободных от бедности, от
Деятельн
ость учащихся
Оценивани
е готовности к
уроку.
Самостоят
ельно
организовывать
собственную
деятельность.
Подготовк
а к общению.
Даётся
развёрнутый
ответ с
аргументами
для
подтверждения
своих мыслей.
( примерн
ый ответ)
Да, в романе
эпопее Л. Н.
Толстого
“Война и мир”
изображено
множество
человеческих3.Сообщение
темы урока.
Постановка учебных
задач. 1 минута
Метод
фронтальной
организации
учащихся
невежества и
независимых…».
(
Что вы думаете об этом?
Проблемный вопрос:
Как же относится
Л.Н.Толстой к своим героям?
Почему именно так? Почему
так подробно
писатель говорит об их
судьбе в своём романе?
Комментарий и дополнения
ответа учащихся учителем
( при надобности) примерно
так:
Мы с вами поняли, что
Л.Н.Толстой глубоко изучает
внутреннюю жизнь человека
( « изучает тайны
человеческого духа в самом в
себе»), потому что главной
задачей людей считает
нравственное
самосовершенствование,
вечную, неустанную
духовную работу,
направленную на очищение
своего «я». Этим герои
близки к писателю.
Целеполагание.
Попробуем сформулировать
тему урока.
судеб. И у
каждого из них
— свои
нравственные
искания,
каждый ищет
свою дорогу и
посвоему
решает вопрос о
смысле жизни.
Недаром
говорят:
«Жизнь
прожить не
поле перейти»,
и даже такие
люди (богатые и
независимые),
как Андрей
Болконский и
Пьер Безухов,
не могли в
своей жизни
сразу найти
ответ на многие
вопросы.
Учащиеся
делают вывод.
Андрей
Болконский и
Пьер Безухов
противопоставл
ены многим
героям романа
именно тем, что
хотят
постигнуть
смысл и цель
своего
существования.
Они любимые
герои
Л.Н.Толстого,
которые ищут
смысл жизни,
размышляют о
своем земном
предназначении.
Писатель
рисует трудный,
трагический
путь Андрея и
Пьера к
самопознанию,к ответу на
вопросы,
высказанные
Пьером
Безуховым:
“Что дурно?
Что хорошо?
Что
надо
любить,
что
ненавидеть?
Для чего жить,
и что такое я?
Что
такое
жизнь, и что
такое смерть?
Какая
сила
управляет
всем?”
Формулируют
тему занятия;
составляют
план
деятельности,
направленный
на получение
недостающих
знаний
умений.
своей
и
Словесный,
познавательный,
эвристический
1. Проверка
домашнего задания
( домашнее задание
дополняет тему
урока )
56 минут
Проверка
Проверим домашнее
Зачитываю
т свои работы.
задание, т.к. оно тесно
связано с темой сегодняшнего
обсуждения.
Учащимся дано
дифференцированное задание
– написать минирассуждение
по теме:
1.Семейные ценности в
романе « Война и мир»
Л.Н.Толстого.
2.Нравственные искания
Андрея Болконского и Пьера
Безухова по роману
Л.Н.Толстого « Война и мир».
ОБЩИЙ
ВЫВОД
Для того, чтобы
постичь смысл
жизни,
необходимо
пройти через
множество
разочарований,
кризисов,
потерь и
обретений.
2.Работа с
литературоведческим
и понятиями.
Какие литературные
понятия необходимо помнить
при анализе романа « Война и
Работа в
команде.
Примерны12 минутки
мир»?
Какую роль они играют?
Слайд№6
й ответ
1 Антитеза.
2 Внутренний
монолог.
3 Постоянные
метафоры.
4 Сюжетная
параллель
Далее
учащиеся
раскрывают эти
понятия и
делают выводы.
Диалектика
души героев
романа, их
внутренние
монологи (и
противопоставл
ения)
свидетельствую
т о борьбе
добра и зла в
душе человека,
о
формировании
его личности, о
его вечном
стремлении «
быть всегда
хорошим».
Постоянные
метафоры и
сюжетная
параллель
позволяет
показать , как
изменился
герой за какое
то
определённое
время.
( Ранение на
поле Бородино
повторяет
сцену ранения
князя Андрея
на поле
Аустерлица; и
там , и здесь
открывается
истинаэто
любовь к миру и
слияние с
Богом , т.4,3.Мини
исследование в
группе.
1012 минут
ч.1, гл.26, или
встреча Пьера с
Платоном
Каратаевым
должна
автоматически
вызывать в
памяти встречу
Пьера с
масоном
Иосифом
Алексеевичем
возникает
параллель
между
истинным
учителем жизни
и ложным)
Исследов
ательская
работа.
Обсужден
ие и поиск
общего решения
группы,
представление
результатов
работы в
группе.
Предполагаемы
й ответ:
Князь Андрей
не
удовлетворен
светской
жизнью, он
хочет чегото
большего, и
мечтает о
славе ( т. I, ч.
III, гл. 12 «Ночь
была
туманная»)
Это очень
важный момент
в
судьбе героя,
где он впервые
задумался или
даже
приблизился к
истине, ради
которой
написана
Ученики получают
карточки с цитатами из
романа, отражающий смысл
духовных исканий героев.
Определить место
данных цитат в общем
рассказе о герое.
1ая карточка.
1. « Я иду на войну, потому
что эта жизнь, которую я
здесь веду, эта жизнь не по
мне».
2. « Как же я не видал прежде
этого высокого неба? И как я
счастлив, что узнал его
наконец… И слава Богу!...»
. « Птицы небесные не сеют,
не жнут, но Отец ваш питает
их..»
Комментарий учителя.
Читать Евангелие князь
Андрей конечно не мог, так
как эту главную книгу
христианства перевели с
церковнославянского на
русский после Бородинского
сражения, вернее, 1819 год
год выхода русского
Евангелия.
Возглавил работу перевода
её будущий митрополит
Московский Филарет
( Дроздов).
Л.Н.Толстой нарушил эту
хронологию, и в
предсмертные размышления
Болконскогопоместил цитаты именно из
русского Евангелия.
2ая карточка.
1. « Ты один живой человек
среди всего нашего света».
2. « …между ним и Элен
образовалась какаято связь,
признаваемая другими
людьми…».
3. «… надо жить, надо
любить, надо верить ».
эпопея
( чуть позже
много раз
повествователь
оговорится, что
истиной не
обладает никто,
кроме Бога и в
3 4ых томах
расскажет нам
лекцию об
устройстве
человеческой
истории).
Л.Н.Толстой
хочет показать:
евангельская
мудрость вошла
в душу Андрея,
она стала
частью его
собственных
размышлений,
он читает
Евангелие, как
объяснение
своей
собственной
жизни и своей
собственной
смерти.
Учащиеся
могут добавить.
Он показал ( и
это получилось)
духовное
совершенство
Андрея
Болконского.
Андрей считает
Пьера
единственным
другом
( т.1,часть 1,
гл.6)
« Ему
оказывали
уважение,
какого прежде
никогда не
оказывали» и1.Работа с текстом .
1015 минут
Проблемный, метод
фронтальной
организации
учащихся
Беседа.
Что общее в Андрее и
Пьере?
Отношение героев к
войне 18051807 годов.
Наташа Ростова в
судьбе героев романа.
Война 1812 года в
судьбе героев романа.
женили на Элен
пустую и
безнравственну
ю красавицу
(т.1, часть2,
гл.1)
Последние
главы романа.
Итог
нравственных
исканий Пьера.
, первая
группа говорит
общее о героях,
вторая об
Андрее
Болконском, а
третья о Пьере
Безухове.
Ребята
дают
развёрнутые
ответы на
вопросы
учителя.
Примерны
й ответ 1
группы.
Оба они,
князь Андрей и
граф Пьер,
богаты
( Болконский –
изначально,
незаконнорожде
нный Безухов –
после смерти
отца); умны,
хотя по
разному. Ум
Болконского
холодный и
острый; ум
Безухова
наивный, зато
живой. Они в
восторге от
Наполеона и
убежденны в
том , чтоименно
личность
управляет
ходом истории.
К
нравственному
совершенствова
нию ни тот , ни
другой не
стремится. К
напряжённому
поиску их
подталкивают
обстоятельства,
а может , и само
Провидение. И
нужно
отметить, что
душевные
качества
Андрея и Пьера
таковы, что
каждый может
ответить на
вызов судьбе,
только поэтому
они
поднимаются до
духовных
высот.
Ответы
учащихся
(примерные)
1 вариант –
Пьер Безухов
2 Пьер в
петербургском
салоне А. П.
Шерер
(незаконный
сын графа
Безухова ).
3 Смерть отца
(законный
наследник
миллионов).
4 Женитьба на
Элен.
5 Разочарование
в семейной
жизни (разрыв
с Элен).
6 Увлечение
масонством
Подготовить ответ на
вопрос:
Какие эпизоды жизни
героев, по вашему мнению,
меняли жизненные взгляды
героев и как менялись эти
взгляды ?(попытка
обрести веру).
7 Поездка в
южные имения
( улучшение
жизни
крестьян).
8 Любовь к
Наташе.
9 Война 1812
года .
10 Плен – Платон
Каратаев :
обретение
высшего
счастья ,
истинной
веры.
11 Женитьба на
Наташе.
2 вариант
Андрей
Болконский
1 Разочарование
в светской и
семейной
жизни.
2 Война 1812
года (желание
славы).
3 Ранение под
Аустерлицем
( « вечное
небо , покой»
познание
истины).
4Богучарово
(изменение
положения
крестьян ,
спор с
Безуховым о
смысле
жизни).
5 Попытка
служить
государству
( Аракчеев ,
Сперанский).
6 Влюбленность
в Наташу
( желание
жениться).
Разрыв с
Наташей.
78 Война 1812
Групповая работа.
Самостоятельный
анализ отдельных
глав.
8 минут
Работа в
группах и
выступление перед
аудиторией.
Организационная работа.
Правила работы в группе.
Разработка критериев оценки
работы в группе.
Слайд№ 10
Итог нравственных исканий
героев романа Л.Н.Толстого.
года (единение
с народом).
9Ранение
на
Бородинском
поле
( прощение
Анатоля,
Наташи, любовь
к миру,
слияние с
БОГОМ).
Группова
я работа.
Обсужден
ие и поиск
общего решения
группы,
представление
результатов
работы в
группе.
1 группа.
1. С
какими
мыслями о
смысле жизни
умер Андрей
Болконский?
(понимание
братства,
всеобщей
любви, вера в
БОГА,
нравственное
совершенство
человека)
2 группа.
1. В чём
смысл жизни
Пьера Безухова
в эпилоге
романа?
( участие в
тайном
обществе,
общественная
деятельность,
счастливая
семейная жизнь)
1.Обобщение.
12 минуты
Индивидуальная
работа, выступление
перед аудиторией.
Формирование
познавательной активности
через творческое задание и
Миниответ
( да, нравится
или нет икорректировка полученных
ответов.
Выполняет роль
консультанта.
почему)
Кто из
этих героев , по
вашему мнению.
ближе к автору
и почему?
Кто из
этих героев
вызывает у вас
большую
симпатию?
Какие
мысли героев
вам кажутся
интересными?
Словесный,
наглядный
3.Домашнее задание
(обобщение,
самооценка и запись
домашнего задания – 1
минута)
Дифференцированное
домашнее задание.
1.Сочинение
рассуждение
«Каким я вижу
будущее России и что могу
сделать для её
процветания?»
2. Подготовиться к
беседе «Толстой о роли
личности в истории »
4.Рефлексия
1 минута.
Метод контроля,
Познавательно
рефлексивный
Что удалось нам
сегодня на уроке? Чем
запомнится эта встреча?
Итоговый комментарий.
Я думаю, что вы ещё
вернётесь к этой книге,
потому что в ней вся
человеческая жизнь… Она
охватывает всё, чем живёт
человек: надежда на счастье и
благополучие, на радость в
наших домах, на веру в
истину и справедливость, в
самого себя и в БОГА.
Второй такой книги нет,
потому что в ней главная
задача литературы – учить
жизни, быть человеком и
оставаться им в любых
Насколько
жизнь Андрея и
Пьера Безухова
соответствует
словам
Толстого о «
честной
жизни?»
Запись
задания .
Выводы
учащихся.
Каждый герой
романа
неповторим, все
они заставляют
нас задуматься
о своей жизни,
оценить свои
поступки, своё
место в
обществе,
ставить перед
собой цель
высокую,
благородную и
идти к ней,
пустьситуациях.
спотыкаясь, но
идти и делать
всё для
процветания
своей отчизны и
верить в
хорошее,
доброе и
вечное.