Тема: Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».
Цель урока: продолжить работу с ранним творчеством А.М.Горького; формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»;
развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;
прививать интерес к романтическому направлению и сюжетам произведений
Дата: Класс: 10 урок 56
Тема: . Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш».
Цель урока: формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых
понятий «романтизм», «романтический герой»;
развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и
содержания;
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Проводит
психологическую игру «Мне в тебе нравится»
II. Проверка домашней работы.
С помощью метода «Попкорн» учитель осуществляет
проверку домашней работы.
III. Новая тема
По методу «Ассоциативная карта» изучают новый материал.
3
ми
н.
5
ми
н.
20
ми
н.
Творчество Горького
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Ученики называют
хорошие качества своих
одноклассников.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
Демонстрируют свои
знания. Составляют
карту.
наглядн
ости
Мяч
учебник
Бумага
А4
ворчество Горького на начальном этапе несет сильный
отпечаток нового литературного течения – так называемого
революционного романтизма. Философские идеи начинающего
талантливого писателя, страстность, эмоциональность его
прозы, новый подход к человеку резко отличались как от
натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой
реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого
существования, так и от эстетского подхода к литературе и
жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях,
героях и словах.
Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два
вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах
Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и
свобода становятся темой историй, рассказанных главными
героями6. Сюжетная находка Горького – то, что о молодости и
любви рассказывает старость – позволяет дать перспективу,
точку зрения человека юного, живущего любовью и
жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь,
видевшего многое и способного понять, что на самом деле
важно, что остается в конце долгого пути.
Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются
полной противоположностью. Данко – это пример любви
самопожертвования, любвиотдачи. Он не может жить,
отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя
несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен
народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу
были характерны для революционеровромантиков, которыемечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили
жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до
старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям.
Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви
и альтруизма сердце может стать маяком и только
бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм
притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал
собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это,
Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не
ждет признания, награды. Горький полемизирует с
официальноцерковным понятием заслуги, в котором человек
делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден.
Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг –
сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.
Сын орла представляет собой полную противоположность
Данко. Ларра – одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне
считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает
отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает,
он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к
сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется
в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность
сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать – нужно
уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной
откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог
владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только
притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы.
Ведь природа дала им в собственность только их тело, а
владеют они и животными, и вещами.
Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из
виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли,
трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так,
а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится
причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника,
говоря: ты презираешь нас, ты выше – что ж, живи один, если
мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной
пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только
позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и
гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться
собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания
со стороны общества.
Свобода и любовь – тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в
рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят
друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у
Горького – не беззаконная вольница, а возможность сохранить
свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без
которой не может быть ни любви, ни жизни.
Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы
близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и
будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и
новые поколения читателей.
Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой
творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивнымшагом в развитии русской литературы. Первым ярким
произведением, с которым Горький вошел в литературу, был
"Макар Чудра"7.
10
ми
н.
IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.
Ученики делают внутренний и внешний круг. Демонстрируют свои знания. Обсуждают
между собой полученные знания.
Тест для закрепление урока
1 группа
1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
1.В результате кораблекрушения 2.По щучьему велению, по моему хотению
3.С помощью волшебника 4.Прилетели на ковресамолете.
2. В чем мужик варил суп?
1. В котелке 2. В пригоршне 3.В кокосовой скорлупке 4.В чане.
3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
1. «Московскую правду» 2.«Московские ведомости» 3. «Московское обозрение»
4. «Вестник Москвы».
4. Как генералы отыскали на острове мужика?
1. По следам, оставленным на песке 2. По звукам балалайки 3. По запаху мякинного
хлеба 4. По его крикам.
5. Кем этот мужик работал в Петербурге?
1. Поваром 2. Кузнецом 3. Маляром 4 Извозчиком.
6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?
1. Маленькой пенсией 2. Обилием мужиков 3.Отсутствием жены
4. Отсутствием детей.
7. Кого звал помещик в гости?
1. Медведя 2. Губернатора 3. Генераловсоседей 4. Судью
8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным удобным»?
1. На четвереньках 2. В карете 3. Верхом на лошади 4. В телеге.
9. В каком виде два генерала прибыли на остров?
1. В мундирах 2. В ночных рубашках 3. В шубах и валенках 4. Раздетые.
10. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
1. Пуговицу 2. Орден 3. Тапочки 4. Платок.
11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
1. Все время спать 2. Научиться работать 3. Найти мужика 4. Поймать зверя.
12. Из чего мужик сделал силки для птиц?
1. Из собственных волос 2. Из собственной рубахи 3. Из собственных лаптей 4. Из
лески.
2 группа
1. Как генералы вернулись домой?
1. Заснули и проснулись дома 2. Так же как и попали на остров 3.Их спасли случайно 4.
Мужик построил корабль.
2. С кем помещик охотился на зайцев?
1. С волком 2. С медведем 3. С лисой 4. С кабаном
3. Чем дикий помещик угощал всех гостей?
1. Колбасой 2. Пряниками 3. Вареньем 4. Ягодами и грибами.
4. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?
1. Надел тулуп 2. Сидел на печи 3. Оброс волосами 4.Беспробудно пил.
5. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?
1. Губернское начальство 2. Сам помещик 3. Соседи 4. Царь.6. На какой улице в Петербурге жили два генерала?
1. На Подьяческой 2. На Фонтанке 3. На Литейной 4. На Невском.
7. Какой из двух генералов был поумнее?
1. Тот, кто был учителем каллиграфии 2. Тот, кто был учителем географии 3. Тот, кто
был учителем логики 4. Тот, кто вообще не был учителем.
8. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?
1. Высекли 2. Напоили 3. Откормили 4. Отпустили поплавать.
9. Как генералы мужика при себе удерживали?
1. Цепью приковали 2. Веревочкой привязали 3. Смирительную рубашку надели . 4. Он
остался сам.
10. Чем генералы наградили мужика?
1. Бутылкой пива 2. Медалью 3. Плетьми 4. Рюмкой водки и пятаком.
11. Где живет главный герой сказки о диком помещике?
1. В некотором царстве 2. В Орловской губернии 3. В приволжских степях 4. За
границей.
12. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?
1. Вперед 2. Старайся 3. Долой 4. Даешь.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое мнение
по поводу урока.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
5
ми
н.
2
ми
н.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________