Тема: И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика урок 49
Цель: углубить и систематизировать знания о личности и творчестве писателя-поэта, познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта-философа; помочь увидеть, как И. Бунин развивает и обновляет отечественные литературные традиции; раскрыть философское содержание рассказа
развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала Бунина
Тема
Цель
И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика урок 49
углубить и систематизировать знания о личности и творчестве писателяпоэта,
познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как
поэтафилософа; помочь увидеть, как И. Бунин развивает и обновляет отечественные
литературные традиции; раскрыть философское содержание рассказа
развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного
произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и
аналитического слушания учебного материала Бунина
Деятельность учителя
1. Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица,ваши улыбки и
думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с
другом.Успехов вам и удач!
2. Проверка домашнего задания
Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого
поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)
Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.)
Ребята, а может кто то из вас выучил это стихотворение наизусть?
(Читают у доски).
3. Подготовка к восприятию нового материала
Учитель читает стихотворение.
Помню долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Отвечают на вопросы
учителя.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
«Дорогой мой, шепчет мама,
Если хочешь задремать,
Чтоб бодрым и веселым
Завтра утром быть опять,
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством
которого я хочу вас сегодня познакомить.
( Слайд 1)
Иван Алексеевич Бунин
(1870 – 1953 гг.)
4. Сведения об авторе
Отвечают на вопросы Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня
Кристина и Матвей познакомят вас с биографией И.А.Бунина.
Ученики:
Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в
русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она
присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и
литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника ,
его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой
души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть
таких высот?
И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении
родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю
«скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в
нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы
передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на
полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее
воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его
младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес,
обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую
уездную гимназию, но через 4 года из за финансовых затруднений семьи
возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего
брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем
возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит
его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после
выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно
занимался переводами английских и французских поэтов.Он уехал в 1918 г. из
Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин
приезжает во Францию.
(Слайд 2)
Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине
была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в
мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в НьюЙорке
(1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные
годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище
(Слайд 3)
1. Работа по учебнику
Задание: заполните таблицу ЗХУ. (Можно предложить использовать при
чтении метод «ИНСЕРТ». Приложение №2)
Знаю
Хочу узнать Узнал
В течение 3х минут каждый подумает и напишет на своем листочке все, что
всплывет в памяти, когда звучит имя Ивана Алексеевича Бунина. Все свои
ассоциации. Теперь поделитесь в группе и объедините вашу информацию в
группе. (Идеи записываются каждым обучающимся в свою таблицу
индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся
«достоянием» общественности и выписываются на доску).
Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев
содержание в конце учебника.
Назовите произведения.
6. Стихотворение «Вечер» (1909 г.)
Подумаем над вопросами:
учителя.
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя
Ученики
демонстрируют своизнания.
1
2
Определите тему стихотворения.
Приведите противопоставления в стихотворении.
(Название
стихотворения и предмет разговора о счастье; два мира:
природа и то, что создано человеком, цивилизацией.)
3. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?
4. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?
5. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.
6. Как вы понимаете это последнее — “Всё во мне”?
7. Что же входит в понятие «счастье» у Бунина?
(«О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
Работа над стихотворением «Детство».
Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно
и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?
Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется.
( Это стихотворение о нем самом.)
Почему?
( Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу.Он говорит, что
му было 10 лет.)
Стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» (1918)
Подумаем над вопросами:
1 Определите тему стихотворения. Что его роднит со стихотворением
«Вечер»?
2 Как решается философская проблема человеческого счастья в этом
стихотворении И.А. Бунина?
(Счастье, по Бунину, в общении с природой, в гармонии с ней, в
наслаждении видеть лазурное небо, полевые цветы, изумрудную траву,
золотые колосья...
Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и
трав”.
Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и
сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...)
7. Словарная работа
Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.
Какие непонятные слова вы встретили?
Бор. (Слайд 4)
О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.
Значит, бор это лес, в котором растут сосны.
Палаты.
В каких случаях это слово употребляют в речи?
А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке
и рыбке».
(Слайд 5)
«Старичок к старухе воротился.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».
Так что же такое палаты?
(Большой и красивый зал.)
Дети записывают свои
пункты плана.
Отвечают на вопросы
учителя. Зал в царском дворце.
Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в
тексте и прочитайте.
8. Физкультминутка
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.
Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина.
Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник
И.И.Шишкин.
(Слайд 6)
На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые
хвойные леса.
(Слайд 7)
Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана
Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день».
Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на
сосны. Какие они?(Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
(Слайд 8)
(Слайд 9)
Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они
пронизаны светом, теплом, радостью.
От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.)
Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает
палаты солнечные?
(Их создает природа.)
А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные
палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
6.Чтение стихотворения по частям.
В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам».
Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
Песок – как шелк…»
Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?
«Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
Дети записывают свои
пункты плана.
Отвечают на вопросы
учителя.
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.А ствол гигант, тяжелый, величавый».
Причитайте строки, в которых автор описывает кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится
добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из
сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким.
А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а
доживает она до 400 лет.
А человек может столько прожить?
Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в
тексте.
Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть
эту сосну?
Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте на него ответ.
7.Выразительное чтение стихотворения. Прочитайте стихотворение
выразительно.
Природа для Бунина живое существо. Еще мальчиком он умел замечать
прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового
бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание
мира начинается с восхищения красотой.
8.Чтение стихотворения «Полевые цветы».
А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.
(Стихотворение называется «Полевые цветы».)
Какие полевые и луговые цветы вы знаете?
(Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.)
(Слайд 10)
Чтение стихотворения учителем.
9. Работа после чтения.
Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки
Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны, сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из за синих морей…
Что значит «их привезли из за синих морей»? (Издалека.)
А как поэт показывает цветы полевые?
Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.)
Благовонная – душистая, ароматная. А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.
Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?
А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?
( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно
позабытые светлые дни».)
10. Рефлексия
О чем мы сегодня говорили на уроке?
В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?
(Слайд 11)
(Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они
ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал
вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский
человек. Это с годами не пропадет».
Какое стихотворение вам больше понравилось?
В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из
стихотворения Бунина «Вечер»:
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно…
Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню.
11. Информация о домашнем задании
(Слайд 12.Домашнее задание)
Спасибо, ребята, за работу на уроке
1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.