Русская литература 10 класс И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика урок 49 Цель: углубить и систематизировать знания о личности и творчестве писателя-поэта, познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта-философа; помочь увидеть, как И. Бунин развивает и обновляет отечественные литературные традиции; раскрыть философское содержание рассказа развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала Бунина
Иконка файла материала 49.docx
Тема Цель И.А. Бунин.  Личность писателя. Лирика   урок 49 углубить и систематизировать знания о личности и творчестве писателя­поэта, познакомить с поэзией Бунина, представить его как поэта высокой духовной гармонии, как поэта­философа; помочь увидеть, как И. Бунин развивает и обновляет отечественные литературные традиции; раскрыть философское содержание рассказа  развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного выступления и аналитического слушания учебного материала Бунина Деятельность учителя 1. Организационный момент ­ Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица,ваши улыбки и  думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с  другом.Успехов вам и удач! 2. Проверка домашнего задания ­ Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого  поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта) ­ Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.) ­ Ребята, а может кто­ то из вас выучил это стихотворение наизусть? (Читают у доски). 3. Подготовка к восприятию нового материала Учитель читает стихотворение. Помню ­ долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. Деятельность обучающихся Ученики осмысливают поставленную цель.  Делятся на группы Ученики  демонстрируют свои  знания. Отвечают на вопросы  учителя. Ученики  демонстрируют свои  знания. «Дорогой мой, ­ шепчет мама,­ Если хочешь задремать, Чтоб бодрым и веселым Завтра утром быть опять,­ Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» ­ Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством  которого я хочу вас сегодня познакомить. ( Слайд 1) Иван Алексеевич Бунин      (1870 – 1953 гг.) 4. Сведения об авторе Отвечают на вопросы­ Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве  писателя, сегодня  Кристина и Матвей познакомят вас с биографией И.А.Бунина. Ученики:  Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в  русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она  присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и  литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника ,  его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой  души, передать красоту окружающего мира. Что же  помогло ему достигнуть  таких высот? И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении  родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю  «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в  нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы  передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на  полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее  воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его  младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес,  обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую  уездную гимназию, но через 4 года из ­ за финансовых затруднений семьи  возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего  брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем  возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит  его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после  выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно  занимался переводами английских и французских поэтов.Он уехал в 1918 г. из  Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.  (Слайд 2) Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине  была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в  мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью­Йорке  (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные  годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище (Слайд 3) 1. Работа по учебнику Задание:  заполните   таблицу   ЗХУ.   (Можно   предложить   использовать   при чтении метод «ИНСЕРТ». Приложение №2) Знаю Хочу узнать Узнал В течение 3­х минут каждый подумает и напишет на своем листочке все, что  всплывет в памяти, когда звучит имя Ивана Алексеевича Бунина. Все свои  ассоциации. Теперь поделитесь в группе и объедините вашу информацию в  группе. (Идеи записываются каждым обучающимся в свою таблицу  индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся  «достоянием» общественности и выписываются на доску). ­ Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев   содержание в конце учебника. ­ Назовите произведения. 6. Стихотворение «Вечер» (1909 г.) Подумаем над вопросами: учителя. Ученики  демонстрируют свои  знания. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Ученики  демонстрируют своизнания. 1 2 Определите тему стихотворения. Приведите   противопоставления   в   стихотворении.  (Название стихотворения   и   предмет   разговора   ­   о   счастье;   два   мира: природа и то, что создано человеком, цивилизацией.) 3. Какие образы стихотворения вас удивили и почему? 4. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства? 5. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты. 6. Как вы понимаете это последнее — “Всё во мне”?       7. Что же входит в понятие «счастье» у Бунина? («О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно ­ Вот этот сад осенний за сараем  Работа над стихотворением «Детство». ­ Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно  и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется. (­ Это стихотворение о нем самом.) ­ Почему? (­ Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу.Он говорит, что  му было 10 лет.) Стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» (1918) Подумаем над вопросами: 1 Определите   тему   стихотворения.   Что   его   роднит   со   стихотворением «Вечер»? 2 Как   решается   философская   проблема   человеческого   счастья   в   этом стихотворении И.А. Бунина? (Счастье,   по   Бунину,   в   общении   с   природой,   в   гармонии   с   ней,   в наслаждении   видеть   лазурное   небо,   полевые   цветы,   изумрудную   траву, золотые колосья... Счастье — это просто шагать по полевым тропинкам “меж колосьев и трав”. Счастье — в благостной полевой тишине, в аромате спелых колосьев и сенокоса, в полуденном зное, в шёпоте ветерка...) 7. Словарная работа ­ Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли. ­ Какие непонятные слова вы встретили? Бор. (Слайд 4) ­ О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне. ­Значит, бор­ это лес, в котором растут сосны. Палаты.  ­ В каких случаях это слово употребляют в речи? ­ А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это  слово в «Сказке о рыбаке  и рыбке». (Слайд 5) «Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей». ­ Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал.) Дети записывают свои  пункты плана.  Отвечают на вопросы  учителя.­ Зал в царском дворце. ­ Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в  тексте и прочитайте. 8. Физкультминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели­ вновь за дело. 9.Беседа по картинам И.И.Шишкина. ­ Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина.  Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник  И.И.Шишкин.  (Слайд 6) На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые  хвойные леса. (Слайд 7) ­ Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана  Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день».  Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на  сосны. Какие они?(Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)   (Слайд 8)    (Слайд 9) ­ Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью. ­ От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.) ­ Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает  палаты солнечные? (Их создает природа.) ­ А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные  палаты изображенные Шишкиным? Чем жарче день, тем сладостней в бору  Дышать сухим смолистым ароматом,  И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! 6.Чтение стихотворения по частям. ­ В какое время  дня бродил поэт по лесу? «И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам». ­ Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? «Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок – как шелк…» ­ Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? «Прильну к сосне корявой­ И чувствую: мне только десять лет, Дети записывают свои  пункты плана.  Отвечают на вопросы  учителя. Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока.А ствол­ гигант, тяжелый, величавый». ­ Причитайте строки, в которых автор описывает кору? Кора груба, морщиниста, красна. Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна,  А зной и сухость солнечного лета. ­ Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из  сказки, рядом с которыми  герой сам себе кажется очень маленьким. ­ А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а  доживает она до 400 лет. ­ А человек может столько прожить? ­ Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в  тексте. ­ Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть  эту сосну? ­ Прочитайте первый  вопрос в учебнике  и дайте на него ответ. 7.Выразительное чтение стихотворения.­ Прочитайте стихотворение  выразительно. ­ Природа для Бунина ­  живое существо. Еще мальчиком он умел замечать  прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового  бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание  мира начинается с восхищения красотой. 8.Чтение стихотворения «Полевые цветы». ­ А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».) ­ Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.) (Слайд 10) Чтение стихотворения учителем. 9. Работа после чтения. ­ Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки ­ Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. Пышно цветут дорогие цветы, Нежны, сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из­ за синих морей… ­ Что значит «их привезли из­ за синих морей»?    (Издалека.) ­ А как поэт показывает цветы полевые? ­ Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.) Благовонная – душистая, ароматная.­ А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте. ­ Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? ­ А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы? ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно  позабытые светлые дни».) 10. Рефлексия ­ О чем мы сегодня говорили на уроке? ­ В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина? (Слайд 11) (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они  ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал  вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский  человек. Это с годами не пропадет». ­ Какое стихотворение вам больше понравилось? ­ В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из  стихотворения Бунина «Вечер»: Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… ­ Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню. 11. Информация о домашнем задании (Слайд 12.Домашнее задание)                  Спасибо, ребята, за работу на уроке 1. Выучить  стихотворение «Детство» наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

Посмотрите также